Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

В этой большой и увлекательной статье я расскажу, как, не имея никакого представления о геймдеве, маркетинге и выводе ИТ-продуктов на рынок, у меня получилось сделать релиз своей идеи «на миллион», при этом совершив много лишних движений. Надеюсь, мой опыт будет полезен молодым разработчикам и предпринимателям.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Привет! Меня зовут Максим. Я организовал разработку приложения, с помощью которого можно в своём доме сделать виртуальный квеструм.

Вот ссылка.

Сейчас приложение можно найти в Google Play только по полному названию "AR квесты Quest Area", т.к. оно выпустилось недавно и оптимизируется алгоритмами Google в поисковой выдаче.

Вводная

Мне 31 год. Окончил Московский Энергетический Институт по специализации АСУТП. Проектировал и запускал автоматизированные системы управления в котельных по Московской области и на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада.

Сейчас работаю на управляющей позиции в компании по эксплуатации коммерческой недвижимости. Работа 5/2 + круглосуточно на телефоне для разруливания аварийных задач.

Есть семья. Ждём второго ребёнка.

Перед началом разработки, я ничего не понимал в том, как запускать it-продукты. Был только небольшой опыт в разработке программ для промышленных контроллеров, но это другое)

Что за приложение?

Квеструм - это комната с тематической атрибутикой: запертые двери и сундуки, нарисованные символы и спрятанные артефакты, записки с загадочным текстом и головоломки. Игрока закрывают в квеструме и, продвигаясь по сюжету, он должен разгадывать головоломки и открыть дверь, которая ведёт "на волю". Такие квеструмы строит Клаустрофобия, например.

В нашем приложении мы предлагаем пользователям с помощью смартфона и технологии дополненной реальности (Augmented Reality) создать квеструм прямо у себя дома.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Для игры пользователю нужно просто выбрать в приложении понравившийся сюжет, установить в помещении объекты дополненной реальности и взаимодействовать с AR-объектами: исследовать объекты, находить артефакты и добираться до ключа, который откроет дверь на свободу.

История

В сентябре 2020 года на портале Inc.Russia я прочитал статью "Игра в детектива...". Это коробочные квесты с дополнительными рассылками игроку по почте (или в электронном виде) улик и интересной сюжетной информации. Я захотел реализовать такую же игру в России. Прочитал пару книг про технологии следствия и начал продумывать бизнес-модель.

Времени процессу я уделял не много, т.к. тогда старался активно учиться на бизнес-курсах и читать соответствующую литературу. Работу тоже никто не отменял. Идея, скорее, пылилась на полке.

В апреле 2021 года я о ней вспомнил и подумал, что для повышения вовлечённости пользователя было бы здорово в таких квестах применить персонажей-ботов, которые выполняли бы роль свидетелей или подозреваемых. С помощью конструктора ботов (расширенный функционал которого обошёлся в 350 рублей) я за пару ночей создал мини-историю про маньяка в Московском Парке Горького (это я тогда начитался "Убийца сидит напротив" Джона Дугласа) с привязкой к местным локациям и сконфигурировал бота для Telegram. На следующий день повёз жену в парк и дал ей доступ к боту.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Нам понравилось и я начал думать, как можно сделать так, чтобы в такой квест могли сыграть в любой точке мира без привязки к локации.

Наткнулся на хабре на статью про дополненную реальность... и БАМ!!!... Вот оно!

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Что, если квестовые атрибуты будут виртуальны, но эффект вовлечённости пользователя сохранится на высоком уровне? Т.е. нужно сделать мобильное приложение, которое будет смесью обычной мобильной игры жанра puzzle/hidden и квестами в реальности, как у Клаустрофобии.

Поиск конкурентов

Я скачал несколько десятков приложений с AR на Android и iOS, просмотрел тематические форумы и новостные порталы, но так и не нашёл, чтобы кто-то применил дополненную реальность так, как я задумал.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Естественно, я понимал, что это могло означать одно из трёх:

1. нет рынка. Действительно, жанр puzzle/quest, как я потом выяснил, занимает небольшую долю на рынке мобильных приложений, но заработать в нём можно.

2. кто-то делает это в данный момент. Тогда нужно поторопиться.

3. кто-то тоже придумал это, но ему лень делать или он не понимает, как это сделать.

Из тех примеров применения AR, что я нашёл в сети, в основном были метки (QR или изображение) или установка объекта на плоскости. Причём, объекты устанавливались в основном поодиночке и с ними практическими никак нельзя было взаимодействовать. Очень понравилось приложение Alice AR Quest. Красиво отрисовано.

Как бы то ни было, я очень верил в успех задумки и пошёл делать. Верю и сейчас, но более реалистично=)

Как делать

Я понятия не имел, что нужно для разработки приложения. Ну, наверное программист...)) А какой программист, какой стек он будет использовать, кто будет заниматься отрисовкой интерфейса и моделей - в июне 2021 года это для меня было тайной.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Да, когда-то давно в институте (МЭИ, кафедра АСУТП) нам преподавали С++ один семестр, но на понятии "классы" я поплыл... и всё как в тумане. Потом через пару лет пытался освоить Objective C на досуге, но всё снова повторилось. Не моё=)

Я начал смотреть в сторону студий. Прочитал пару статей, просмотрел портфолио, посчитал, и понял, что разработка AR-приложения с одним квестом будет стоить мне около 900т.р., часть из который пойдёт на секретаря, менеджмент и печеньки. Спасибо. Попробую сам...

Среди моих знакомых не было разработчиков, с которыми я бы мог проконсультироваться, поэтому я пошёл на фриланс биржи. Первым в поисковике попался Kwork. Понравился интерфейс и то, как представлена информация об исполнителях. Вбил в его поиске "Консультация по разработке приложения" и, просмотрев пару вариантов, заплатил 3000р. за часовую консультацию с iOS-разработчиком. Это был один из самых продуктивнейших часов, с момента начала моих телодвижений по проекту.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Разработчик по полочкам разложил, какую информацию необходимо прописывать в ТЗ на разработку, как и кем отрисовываются интерфейсы, описал процессы тестирования и релиза приложения в GooglePlay и AppStore, подсказал необходимый стек, какие разработчики необходимы и примерный порядок цен и сроков. Спасибо тебе, Павел!

После этого, я начал изучать, что из себя представляют Unity, технологии AR Core и AR Kit, Figma, Jira. В интернете огромное количество бесплатной информации. Позже, в сентябре я решил купить курс "Дополненная реальность / Создание Unity AR приложений" у одного it-блогера. Такой мини-курс стоил 4000р. по-моему.

Мои первые "исследования"

Тему Customer Development на курсах Mini-MBA, которые я тогда недавно окончил, нам раскрыли достаточно поверхностно, но она мне показалась очень важной для понимания интереса к идее, и я стал копать. Просмотрел несколько лекций Ивана Замесина, прочитал много статей на vc.ru и хабре, составил список из 15 важных (как мне тогда казалось) вопросов и пошёл обзванивать своих друзей и друзей друзей.

Почему пошёл к друзьям? Хотел потренироваться перед интервьюированием непосредственно целевой аудитории, которым действительно нравятся квесты.

"Интервью" получились позитивными и заняли примерно по 30 минут. Все проявили "осторожный" интерес к идее. Я это списывал на то, что, пока нет прототипа, механику игры сложно себе представить.

В это же время, я запустил два опроса в Яндекс.Взгляд по 100 человек, чтобы посмотреть, какой процент людей возрастной группы 18-34 года ходит на квесты, как часто, сколько платит, а также посмотрел интерес к своей идее ответами по десятибалльной шкале и в свободной форме. На такие опросы потратил 14000р. Около половины опрашиваемых давали адекватный ответ.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

В Яндекс.Взгляд достаточно удобный конфигуратор вопросов. Последовательность появления вопросов перед опрашиваемым можно настроить в зависимость от его предыдущих ответов.

Набравшись опыта интервьюирования и откорректировав некоторые вопросы, я написал в VK более, чем тридцати людям, которые состояли в группах, связанных с квестами с просьбой уделить мне 30-45 минут на интервью. И... никто не ответил)) Потом написал еще пятнадцати людям... Ответил один Алексей, который на тот момент был в военкомате и обещал потом написать, как освободится, но так и не написал. Времена трудные... Призывники нынче на вес золота...

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Я не собирался сдаваться, но в планы вмешался ковид... Так я никогда раньше не болел. Лежал 1,5 недели. За компьютером мог провести не больше 20 минут и снова валился в кровать.

За это время я принял для себя, что надо идти дальше, а аудиторию я поспрашиваю, когда будет готов прототип.

Исследование рынка

Несмотря на то, что я был полон решимости во что бы то ни стало реализовать свою идею, я посмотрел её рыночный потенциал.

Для этого просто загуглил "Mobile games market size" и просмотрел несколько сайтов, которые, в основном, ссылались на исследования компании AppAnnie. У них как раз в июле вышло исследование "2021 Mobile Gaming Tear Down". В целом, познавательное исследование, но, для полноты информации, бенчмарки по конверсиям в интересующем меня сеттинге пришлось выдёргивать из разных статей.

Инфографика от AppAnnie
Инфографика от AppAnnie

Целевую аудиторию, на которую можно давать рекламу, помогли прикинуть сервисы Facebook Ads Manager (по миру) и рекламный кабинет VK (по СНГ). В обоих сервисах можно настроить целевую аудиторию по локации, демографии, интересам, причастию к определённым сообществам и многим другим параметрам. После настройки аудитории, сервис покажет, сколько аккаунтов удовлетворяет моим настройкам.

В рекламном кабинете VK также можно прописать примерные запросы, которые пользователь набирал в поиске в последнее время. В этом плане РК VK более чётче может определить необходимую ЦА, как мне показалось. Про эффективность рекламы игрового приложения в этом сервисе расскажу позднее.

Итак, я увидел, сколько человек в каждом регионе является моей целевой аудиторией, сопоставил это с бенчмарками по конверсиям и стоимости привлечения пользователя из рекламы, прикинул выручку с каждого пользователя на основании доступных бенчмарков в сеттинге моего приложения и удовлетворился положительным результатом бизнес-модели=) Конечно же, всё это нужно проверять в реальности.

Путь пользователя и дизайн

Перед тем, как идти к программистам, нужно сделать визуализацию экранов приложения и составить техническое задание на разработку.

Чтобы сделать визуализацию, необходимо подумать, как пользователь будет взаимодействовать с приложением, начиная от экрана приветствия, и заканчивая квестовую историю.

В этом поможет такая штука, как CJM - Customer Journey Map. Дословно - карта путешествий пользователя.

Пример CJM очень хорошего уровня. Такую большую карту я, конечно, не строил.
Пример CJM очень хорошего уровня. Такую большую карту я, конечно, не строил.

Такая карта помогает точно визуализировать процесс пользования приложением, понять быстрый путь пользователя до начала удовлетворения своего интереса, а также увидеть критические точки контакта, которые в дальнейшем помогут при аналитике и генерированию гипотез для улучшения продукта.

CJM для своего будущего приложения я делал в Miro. Одна доска для работы доступна бесплатно. Для CJM больше и не надо.

На основании построенного CJM, я начал делать прототипы экранов. Быстро нашёл сервис Figma. Это интересный и очень простой инструмент для дизайна и прототипирования. Пару вечеров я потратил на бесплатный курс по Figma в Нетологии, параллельно создавая свой прототип, который в итоге составил где-то 15 экранов.

Сервис Figma интересен возможностью сконфигурировать взаимосвязь между разными элементами разработанного интерфейса и протестировать его, не разрабатывая приложения. По-моему, очень крутой сервис. Три проекта в Figma доступны бесплатно.

Слава SaaS-продуктам!

К сожалению, у меня не сохранились первые CJM и прототип в Figma. Очень много пользовался этими сервисами в бесплатных версиях, поэтому приходилось удалять лишнее.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Итак, дизайн-прототип готов. Я написал техническое задание (8 страниц формата А4) для дизайнера, в котором описал своё видение применяемых цветов и работы каждого экрана, и снова пошёл на Kwork. Объем ТЗ составил.

Из того, что я увидел, разброс цен на услуги по качественной отрисовке интерфейса сильно варьируется - от 5000р. до 80000р. UX/UI-дизайнера я выбирал по отзывам на платформе и портфолио, и договорился с одним на 20к и срок в 1,5 недели.

Я человек любопытный, и стало очень интересно, как такую же работу сделают за 5000р.=) Нашёл одного дизайнера с небольшим портфолио и парой положительных отзывов. Мы договорились на 5к и тоже 1,5 недели.

И знаете... Мне гораздо больше понравилась работа второго дизайнера. Он прям увлёкся и предлагал много новых интересных решений. Первый, конечно, тоже сделал хорошо, но как-будто по шаблону.

Работа второго дизайнера
Работа второго дизайнера

Я оставил дизайн второго варианта и дальнейшие правки в интерфейс вносил сам.

Вообще, по ходу всей разработки, я научился достаточно быстро и, самое главное, бесплатно, делать макеты, рекламные креативы и простой видеомонтаж. Для этого использую сервисы Canva (прям мастхэв), 123apps, Pixlr, Figma, немного Adobe Illustrator и фотостоки с бесплатными изображениями. Хоть на фриланс биржу выходи=)

Когда понял реальные трудозатраты на отрисовку изображений, жаба стала очень сильно меня душить платить 3-5к за одну векторную картинку.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Да, если появится необходимость в каком-то очень крутом изображении, которое я сам не осилю, обращусь на фриланс. Пока сам.

Нарратив

С воображением и находчивостью у меня всё в порядке (как я считаю...), но, из-за физического отсутствия времени на придумывание сюжета и загадок, я стал искать нарративного дизайнера.

Договорился с тремя "писателями" (всё-равно в дальнейшем сюжеты пригодятся):

1. 3000р. Делал 3 недели с учётом доработок. В первый раз скинул мне полную чушь.

2. 7500р. Делал 2 недели. Написал неплохо, но не учитывая, что игра будет проходить с помощью телефона и AR. Доделал.

3. 4000р. Делал 10 дней. Ход его мыслей мне понравился. В сюжете была стилистика вселенной Rusty Lake. До сих пор работаем с парнем. Он написал мне уже 3 сюжета.

Так как время поджимало и нужно было готовить ТЗ на 3D-модели, финальную редактуру первого сюжета я взял на себя. В Figma нарисовал карту квеста и подредактировал историю.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Так как в дальнейшем я планирую выпустить приложение не только в СНГ, но и в других регионах, текст записок первого квеста я решил заранее перевести на английский. Перевод стоил у фрилансера 1000р. за 2,5 листа формата А4.

3D-модели

Единственное, за что я не брался сам, это 3d-модели, т.к. это совершенно другие навыки, для изучения которых нужно потратить немало времени.

Для прототипа мне нужно было сделать 3 модели: сейф, тумба и свиток с текстом. "Сюжет" такой: Расставляются объекты в дополненной реальности. В одной из секций тумбы лежит свиток, на котором написана загадка, разгадав которую, можно было ввести число на панели сейфа.

За моделлерами пошёл на тот же Kwork. Подготовил ТЗ и написал четверым дизайнерам. Разброс стоимости был от 3000 до 16000р.(!). Я договорился с одним парнем на 6000р. Мне понравилось коммуницировать с ним и результат его работы меня полностью удовлетворил. Мы с ним работаем до сих пор на более лояльных условиях.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Тут снова заиграло моё любопытство, и я договорился также с другим дизайнером за 3000р. Он задержал сдачу на 2 недели=) Не надо так)

На сегодняшний день, в нашем первом квесте нет персонажей, но во втором они будут. Разработка персонажей - более сложная и дорогостоящая работа, поэтому пришлось искать второго моделлера.

Барбос для второго квеста.
Барбос для второго квеста.

Музыка

Звуки для приложения и первого квеста я нашёл в бесплатных источниках, типа Freesound и Soundeffectsplus.

Главную тему приложения я подслушал в одной мобильной игре. Она там очень редко играла и была практически не слышна, но мне очень понравилась. За создание видоизменённого варианта такой же мелодии я заплатил фрилансеру 2000р.

Тему первого квеста мне делал тоже музыкант с биржи. Я ему скинул ТЗ и мы договорились на 2500р. Нужна была композиция, создающая напряженную атмосферу. Но как бы музыкант не старался, у него получался прям адский хоррор)) В целом, мне композиция понравилась и я оставил её на будущие квесты.

Решил обратиться к другому музыканту с примером композиции Rammstein - Mein Herz Brennt (Piano Version). С третьей попытки он выдал мне результат, который и стал играть фоном в первом квесте.

Какие-то звуки пришлось записывать и мне самому. Например, в первом квесте вопли из автоответчика на телефоне и из куклы я записывал в машине с карандашом во рту вместо кляпа=) Дорожки сводил в программе Audacity.

Разработка. Первая попытка

Так как я никогда раньше не руководил процессом разработки it-продуктов, здесь было очень много проблем. Всё усугубилось тем, что на разработку минимального рабочего приложения я не хотел тратить большие средства.

На Kwork и fl.ru предлагали свои услуги от 70т.р. Один даже завернул 300к... за приложение с несколькими экранами.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Но мне же сделали отличный UI за 5к! Так почему-же не сделают приложение за копейки? Ага...

В youtube я нашёл блогера-энтузиаста, который часть своего времени уделял Unity-разработке. Сказал, что занят, но дал контакт своего друга - тоже разработчик. Друг был студентом, который что-то разрабатывал на Unity. С AR он не сильно был знаком, но сказал, что быстро разберётся. Разбирался он 3 недели... Днями мог не выходить на связь. Говорил, что учится. В конце июля.

Приложение предполагало также серверную часть (загрузка каждого квеста отдельно, хранение пользовательских данных после регистрации и потенциальный мультиплеер), поэтому я стал искать backend-разработчика. Быстро нашёл через своего приятеля. Опыт работы у него был только в аналитических системах для "магазинов на диване". Он настроил сервер, но в системах регистрации пользователей и многопользовательских режимах ему нужно было разбираться.

У читателей складывается ощущение, что я брал любой попавшийся вариант? К сожалению, так и было. Это опыт, за который я заплатил своими деньгами и временем. В идеале, нужно было сразу найти мидл-разработчика по Unity со знанием фреймворка AR Foundation. Он бы сделал приложение с одним квестом за 3 недели, включая исправление багов.

Для команды я составил ТЗ. В нём прописал, как должно работать приложение и какой задел под модернизацию нужно делать. Про понятия "backlog", "roadmap" и "приоритезация задач" я прочитал несколько статей, но, тем не менее, мне было очень сложно ставить разработчикам задачи, не понимая, как в деталях должно работать приложение.

Из-за затянувшегося процесса и отсутствия понимания в последовательности действий, я взял паузу.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

За 3 недели потратил на свою первую DreamTeam 15000р. и получил минимально настроенный сервер и прототип с дополненной реальность без интерфейса, в котором можно было в любой плоскости устанавливать кубик. Сейчас я понимаю, что это всё реально сделать за один час.

Разработка. Вторая попытка

Я выписал в таблицу весь функционал будущего приложения и начал приоритезировать. В итоге, понял, что нужно скорее пощупать продукт. Без экранов, онбординга, туториалов и кучи других фичей, которые я напридумывал.

Полез на фриланс биржу, нашёл Unity-разработчика с опытом в AR, и договорился на разработку прототипа за 6000р.

Через несколько дней получил вот это:

А еще за 2000р. он настроил простой мультиплеер через Photon. Теперь в прототип можно было играть с двух разных устройств, на каждом установив объекты по-своему.

После стольких недель стагнации с предыдущими разработчиками, я набросился на него с предложением о сотрудничестве. Договорился, скинул ему ТЗ и доступы в Figma. И... он перестал выходить на связь. Сообщения читал, но не отвечал. До сих пор ничего не ответил. Наши коммуникации с ним продлились 2 недели.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Я всегда общался с подрядчиками хорошо. Старался располагать к себе, понимал их трудности, предлагал помощь и давал конструктивные замечания. Когда вижу проблему, то пытаюсь её решить, сводя риски к минимуму. С наглостью не церемонюсь.

Я так и не увидел никаких причин возникновения такой ситуации.

Разработка. Третья попытка

Я снова полез на биржу.

Достаточно быстро нашёл там разработчика, которого раньше не замечал. И в Unity опыт 2 года, и AR занимается, и Python знает, и аналитику настроить может... Мечта! =)

Я написал ему. Оказался студент. Но тут он показал свою бакалаврскую дипломную работу с AR. Мне очень понравилось и мы договорились о сотрудничестве.

Рабочее приложение со всеми экранами, прототипом и доработкой сервера он сделал за 10 дней и 15000р. Супер! К этому моменту я собрал все материалы для разработки первого полноценного квеста и передал ему в работу.

Разработка первого квеста затянулась, т.к. некоторые модели приходилось переделывать, делать анимацию, исправлять много багов и проблемы с совместимостью. К тому же, у разработчика начался учебный год =)

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Приложение было готово к концу ноября. За всё это время, разработчику я заплатил около 80т.р. Это с учётом всех дополнительных работ, включая подключение аналитической системы AppMetrica.

С разработчиком поддерживаем хорошие отношения. Он набрался опыта и ждёт задание на второй квест)

Юридические вопросы

В дальнейшем, со всеми разработчиками планирую заключение договоров на оказание услуг. Пока ещё не прорабатывал этот вопрос. Над соглашениями NDA (соглашение о неразглашении) с разработчиками тоже не заморачивался, т.к. большинство работ проводил через биржу Kwork, в пользовательском соглашении и правилах которой указаны те же пункты, что и в шаблонных NDA.

В магазине приложений и в самом приложении должны быть указаны пользовательское соглашение и политика конфиденциальности. Так как моё приложение предполагает перемещения пользователя и создание виртуальных образов в реальном мире, применить стандартный шаблон юридических документов, которых в сети полно, я не мог. За их написание на русском и английском языках я заплатил фрилансеру 3000р.

Play Console

Так как выпускать приложение я решил сначала на Android, я создал аккаунт разработчика в Google Play Console, заплатив, по-моему, 25$. Это разовый платёж. Аккаунт оформил на своё юр.лицо. Настройка аккаунта разработчика занимает не много времени. Про это написано много статей.

При добавлении в Play Console приложения, пришлось заполнить несколько анкет, которые определяют возрастной рейтинг и политику разработчика в отношении обработки персональных данных.

В консоли обязательно нужно привязать ссылку на сайт с юридическими документами приложения, поэтому пришлось покупать домен на REG.ru и сделать одну страницу сайта на Tilda.

Особое внимание нужно обратить на то, что будет написано на странице приложения в Google Play. Есть такая штука, как ASO (App Store Optimization) - это комплекс мер, направленных на улучшение позиции приложения в поисковой выдаче магазина приложений, а также на увеличение конверсии из просмотра страницы пользователем в установку - подборка и варьирование изображений и видео, работа с отзывами, а также работа с описанием приложения.

Основное видео приложения

Тестирование

Я выложил приложение в Google Play на закрытое тестирование, когда доступ к нему можно получить только по ссылке и заранее вписанному в Play Console аккаунту тестировщика, и стал писать в VK администраторам групп любителей квестов. Откликнулось несколько больших сообществ и разрешило бесплатно разместить объявление о тестировании.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Я собрал всего 30 откликов, из которых у половины были iPhone и в тестировании они не смогли принять участие.

Пятнадцати тестировщикам я дал доступ к приложению. В целом, отзывы собрал позитивные. Почти все охотно давали обратную связь.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Несколько недель я общался с тестировщиками, записывал их рекомендации и выявленные баги, приоритезировал задачи на разработку и делал изображения к онбордингу, туториалу и первому квесту. Все данные разработчику я передал уже в новом году и к концу января сделал релиз исправленной рабочей версии для стран СНГ.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Реклама приложения

Первую свою рекламную кампанию я запустил в VK. Как и писал выше, мне очень понравилась настройка аудитории в этом сервисе. Можно таргетировать рекламу на участников отдельных сообществ, выбирать стоимостной сегмент мобильного устройства и даже версию операционной системы.

Я сделал рекламные креативы, пополнил рекламный бюджет, а также создал в AppMetrica рекламный трекер и подключил его в VK к созданной рекламной кампании. Благодаря таким трекерам в аналитической системе можно смотреть, кто пришёл в приложение из рекламы (неорганический трафик), а кто просто сам нашёл приложение в магазине (органический трафик).

Также, запустил рекламную кампанию в Google Ads. Настройка там менее гибкая, чем в VK, но эффективность рекламной кампании гораздо лучше.

Рекламные креативы
Рекламные креативы

Цифры для сравнения:

VK: конверсия из просмотра в клик (CTR) 0.736%; стоимость одной установки (CPI) составила 253 рубля. Это очень плохие показатели =)

Google Ads: CTR 6.86%; CPI 15.88 рублей. Это уже гораздо более хорошие числа. Лучше тех бенчмарков, которые я находил ранее.

К сожалению, в Google Ads при настройке рекламной кампании не учитывается стоимостной сегмент мобильного устройства и версия ОС. Поэтому мне сложно посчитать, какая часть людей не смогла установить приложение только потому, что их устройство не поддерживает технологию AR Core. Для таких устройств приложение не доступно для скачивания. В основном, это все низкобюджетные (до 150$) модели смартфонов.

Экспериментировать с рекламой я ещё буду, но бюджет не резиновый. В день реклама в Google Ads съедает почти 1000р., в VK - 500р. Дневные лимиты (а в Google Ads и максимальную цену за установку) можно варьировать в зависимости от бюджета и цели. Моя цель - нагнать в приложение больше людей, чтобы скорее получить обратную связь и увидеть участки игры, на которых пользователи стопорятся и дальше не играют.

Знания

Для создания эффективного it-продукта нужны очень обширные знания. А самое важное, нужно уметь их вовремя обновлять.

С момента начала разработки я каждую свободную минуту старался тратить на изучение всех процессов и инструментов, которые необходимы для реализации успешного проекта: статьи, блоги, курсы, вебинары, книги, youtube (Гришаков, Дударь, Академия Яндекса и т.д.).

С конца июля по начало октября проходил курс в Нетологии "Маркетинг мобильных приложений". Неплохой курс, но вебинары я сложно воспринимаю.

В октябре решил начать учиться на большом курсе "Продакт менеджер в IT" в Skillsetter. Очень нравится формат обучения в виде онлайн-тренажёра. Курс прям сильно триггернул моё понимание процессов исследования, разработки и управления командами. Планирую окончить его в марте.

Ведение документации

Вся документация по проекту хранится у меня в Notion. Это удобный сервис для заметок, хранения баз данных и управления проектами. Главное - он бесплатный для индивидуального применения.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Сервис Todoist использую для краткосрочных задач.

Планы

Планов на проект у меня много:

1. Разработка новых квестов.

2. Выпустить приложение для iOS.

3. Интегрировать рекламную монетизацию и внутриигровые покупки.

4. Запустить приложение в другие регионы (Сев.Америка, Юж.Америка, Европа).

5. Разработать режим коллективной игры. С дополненной реальность это сделать сложно, но у нас есть идея, как решить проблему.

6. Выпустить приложение с квестами для детей.

Ещё много чего предстоит изучить и сделать. Много идей записано (и не только про геймдев). Хватило бы на всё сил)) Очень не хватает ещё хотя бы трёх дополнительных часов в сутках.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Краудфандинг

Недавно я решил обратиться в краудфандинг. Почему? Хочу заявить о себе и получить поддержку людей. Обратная связь мне сейчас очень важна.

Из всех площадок рассматривал размещение на Boomstarter или Planeta. Посмотрел посещаемость площадок с помощью Similarweb. Хоть у Бумстартера показатели в два раза хуже, но я остановился на нём, т.к. на Planeta размещаются в основном социальные проекты и проекты в сфере культуры, а на Boomstarter размещаются коммерческие проекты.

Свой проект на Бумстартере сделать несложно. Кураторы могут помочь советами по оформлению страницы. К странице своего проекта можно подключить Яндекс.Метрика, для просмотра посещаемости.

Стоимость размещения проекта разная. От 5 до 60к. Цена зависит от того, будет-ли проект размещён в соц.сетях площадки и в e-mail рассылках.

Соц.сети бумстартера я проверил по посещаемости и активности. Не прям супер, конечно, но всё-таки решил взять средний пакет за 16к.

Как сделать своё приложение от 0 к 0.99, нарушив все фреймворки продуктовой разработки, и дойти до краудфандинга

Вот, кстати, ссылка на мой проект на площадке. Буду рад поддержке и коммуникации=)

Итого

С момента начала моих телодвижений по проекту, я потратил около 300т.р. В это входит приложение с одним квестом, почти готовые материалы для разработки второго квеста, расходы на рекламу.

Сейчас я бы реализовал такой проект гораздо быстрее и потратил около 200т.р

Если у вас появилась крутая идея, обязательно проверьте интерес конечного потребителя и её перспективы на рынке. Если же вы несмотря ни на что прям горите своей идеей - постарайтесь потратить как можно меньше денежных средств для проверки минимального функционала идеи в реальном бою. В любом случае, получите бесценный опыт, который пригодится для реализации крутых проектов=)

Успехов!

1414
18 комментариев

неплохо, я бы в начале за такой сложный проект не решился браться, мне MVP моего гораздо более простого приложения стоило 350 баксов и доработки до приличного вида еще 1500
кстати ссылку на приложение забыл оставить
и интересна экономика сходится или как? какой LTV?

2
Ответить

Ссылку прикрепил) Благодарю)
Про сходимость экономики пора рано говорить, т.к. приложение пока никак не монетизируется. Я хочу сначала добиться хорошего качества продукта, т.к. retention пока низкий. Конечно, это может быть вызвано ограничениями на применимость AR Core (свет, окружение, оптика смартфона). Много гипотез и каждую надо проверять.
По поводу решимости - это вопросы веры в продукт и адекватности)) С адекватностью я поработал и теперь более тщательно проверяю каждую свою идею)

Ответить

За время с выхода статьи, было развитие этого проекта?
Любопытно узнать новости.

1
Ответить

Спасибо за статью, очень интересно!
Мне некоторое время назад пришла идея создания приложения, но не игрового, информационного. Сейчас работаю над второй версией. После изучения рынка фриланса и стоимости работ, просто начал изучать программирование) фронт и бэкенд делаю сам, в итоге затраты только на аккаунты AppStoreи Google Play.
Желаю тебе удачи, проект очень интересный! Как доберусь до какого-нибудь Андроида, гляну, что там)

Ответить

Рад, что статья понравилась)
Я бы и сам детальнее разобрался в процессе разработки скриптов и потратил время на изучение Unity и C#, но его нет))
Милости просим в наше приложение)) Тебе тоже успехов с твоими проектами!

Ответить

Идея интересная, я с AR не особо знаком, но возможность обставить свой интерьер квестовыми объектами и поиграть довольно любопытна.
Но как с мультиплеем не понятно, все же квест интереснее проходить сообща.
Из тех косяков с которыми сразу столкнулся:
1. в начале запускается "справка" на несколько экранов, что и как делать, предполагается что к следующему экрану нужно свайпиться? Свайп реализован не удобно, сначала долго вообще не мого свайпнуть экран, опытным путем выяснилось что для свайпа нужно провести через весь экран полностью от края до края. Это не удобно, обычно свайп обозначают коротким жестом. Кроме того, можно реализовать навигацию нажатием на кружек внизу экрана который обозначает страницу. Или просто, переходить к следующей странице по клику на экран.
2. много громоздкой мебели для квеста. Да, там написано, что "от 10м.кв.", но, на практике, редко когда в квартире много свободного пространства, обычно мебель уже есть и "квестовую мебель" сложно разместить.
Можно, как вариант, делать "мебель" менее габаритную. Либо, возможно, задействовать реальную мебель. Скажем по сюжету нужен стол, можно в игре указать на свой стол вместо виртуального, и свой стол драпируется как надо и задействуется в игре.
3. в компьютерных квестах, когда берешь предмет и пытаешься его применить куда-то, он не убирается после каждой попытки. Тут берешь ключ из инвентаря и хочешь им "потыкать по замкам", а для этого каждый раз нужно заново открывать инвентарь и выбирать ключ.
4. в пазле, где нужно фишки переставлять, не удобная механика передвижения фишек. Не сразу понял как двигать. Как вариант, можно выбирать фишку, выбранная фишка подсвечивается, после этого выбирать куда ее передвинуть, фишка передвигается.

Это на вскидку. Дальше играть времени нету, но игра симпотичная.
Успехов!

Ответить

Алексей, спасибо за такой фидбэк!
1. Да, про тугие свайпы тоже замечал. В ближайшем обновлении поправим.
2. Позже дадим пользователям возможность изменять габариты объектов во время расстановки.
3. Об этом даже не задумывался)) Глаз замыливается, когда по несколько раз в день тестируешь игру)
4. Интересно. Такой вариант позже потестируем на выборке пользователей.
Мультиплеер думаем реализовать через Photon, но из-за особенностей AR, каждому игроку придётся самостоятельно расставлять квестовые объекты. Да, это супер неудобно, но другого варианта я пока не вижу)

Ответить