Какой маркетплейс выбрать?

Сравните ключевые параметры маркетплейсов с помощью сервисов аналитики
Сравните ключевые параметры маркетплейсов с помощью сервисов аналитики

Начинающий продавец маркетплейсов сталкивается с необходимостью решить множество вопросов. Поэтому я в ближайших статьях расскажу об ответах на самые распространенные их них. Некоторые я разбил на группы, другие, объемные, рассмотрим отдельно. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Начнем мы с самого, пожалуй, популярного вопроса – какой маркетплейс выбрать для старта продаж? Сразу скажу, что у каждого из них есть свои плюсы и минусы, и вам нужно просто рассмотреть их и решить, какие из минусов для вас не существенны и где плюсы перевешивают. Мы рассмотрим их ниже, также в конце расскажу, на какие маркетплейсы обратить внимание, если у вас мало денег на закупку товара или нет возможности оформить ИП или самозанятость.

Для примера рассмотрим самые раскрученные маркетплейсы с большой аудиторией: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет. Почему я не рассматриваю небольшие или начинающие маркетплейсы? Многие считают, что там будет проще торговать, т.к. конкурентов меньше. Да, конкурентов меньше, но и покупателей тоже меньше. Чтобы понимать, насколько высока законкурированность ниши или категории на том или ином маркетплейсе, нужно не просто смотреть, сколько там всего продавцов или какой там объем продаж, а смотреть аналитику по количеству продаж, которое приходится на одного продавца.

Увидеть эти данные помогают сервисы аналитики. Да, они платные, но у большинства из них есть всякие пробные периоды, промо-коды и т.д. Я не советую пренебрегать ими, т.к. они очень помогают в работе не только на первых порах, но и в дальнейшем: там вы сможете выбирать наиболее прибыльные товары с наименьшей законкурированностью, смотреть динамику продаж, цены по рынку и много чего еще. Выбирайте тот сервис, который вам больше нравится. Я использую мониплейс, поэтому рассказываю всегда на примерах с него.

Дальше все зависит от того, знаете ли вы уже, что будете продавать. Если товар выбран, то проще всего посмотреть в мониплейсе или аналогичном сервисе, на каких маркетплейсах ваш товар более востребован. Например, на WB совершенно не заходят мотоциклетные аксессуары (шлемы, костюмы), а на Озоне те же самые товары отлично продаются. Там же можно посмотреть и остальные данные.

Обратите внимание на два показателя:

1) TStC — количество продаж, приходящихся на одного продавца.

2) TStS — количество продаж, приходящихся на одну товарную позицию.

Чем выше эти цифры, тем проще вам будет заходить в данную категорию. При этом общее число конкурентов может быть очень высоким, но если эти показатели хорошие, значит покупателей достаточно, чтобы каждый продавец мог спокойно торговать. А значит и вам будет проще продать товары в данной категории, даже если вы новичок. Это как раз те случаи, про которые я писал выше, так что пусть само по себе общее число конкурентов вас не пугает.

Если же вы пока не определились с товаром для продажи, а сначала решили выбрать маркетплейс, то вам стоит рассмотреть плюсы и минусы каждого из них.

Wildberries хорош своими огромными объемами продаж и большим потоком готовых к покупке клиентов. Но у него есть и минусы: периодические технические сбои, глюки в работе личного кабинета, также бывает, что ответа от службы поддержки приходится ждать по 3 недели. Иногда сотрудники WB теряют посылки. Все потом находится, конечно, но не всегда быстро, да и осадок остается. Если такие вещи легко выбивают вас из колеи, то присмотритесь к другим вариантам.

У Ozon трафик и объемы продаж, конечно, поскромнее (хотя он очень быстро развивается и уже не так отстает от ВБ), зато организация там гораздо лучше, нет таких заморочек, как на Вайлдберриз. Но при этом доступна куча разного рода аналитики, метрик и прочих полезностей, с помощью которых можно легко понять, что и где у вас лучше продается. Плюс можно получить много полезных сведений о своих клиентах.

У Яндекс.Маркета существенно ниже охваты и меньше обороты. Но тут, опять же, мы смотрим не на общие цифры, а на показатели отдельных категорий. Организационных косяков тут практически нет, разве что по мелочи, при этом достаточно низкие комиссии, периодически проводятся акции, поддержка хорошо работает – т.е., если обобщить, маркетплейс очень дружелюбен к своим продавцам.

Сам я торгую на всех трех перечисленных маркетплейсах, вам тоже советую в дальнейшем так делать, диверсифицировать продажи, делать поставки на разные склады. Это нужно и для увеличения охватов, и для того, чтобы у вас не проседали критично продажи в случае неполадок на одном из маркетплейсов. Помните, например, сбой на ВБ? Продавцы, которые торговали исключительно на этом маркетплейсе, остались вообще без продаж на некоторое время. Так что подстраховывайтесь, как только появится возможность.

А что делать, если нет денег на закупку приличной партии товара или нет возможности оформить ИП или самозанятость?

Тогда я рекомендую вспомнить про то, что существует несколько категорий маркетплейсов, и не обязательно сразу начинать с самых раскрученных. Вспомните про тот же Авито. Да, это тоже маркетплейс, причем с очень крутыми охватами и оборотами. И он быстро развивается, расширяет географию, улучшает доставку. Но при этом там не требуется оформления ИП или статуса самозанятого, можно просто прийти и торговать.

На Авито много конкурентов, конечно, но по факту, если присмотреться, очень и очень немногие из них умеют торговать и правильно преподностить свои товары. Поэтому не поленитесь хорошо оформить карточку товара, сделать отличные фото, и попробуйте продавать на досках объявлений. Многие из моих учеников начинали именно с них (а кто-то по-прежнему прекрасно там зарабатывает), а потом, подкопив денег, выходили на крупные маркетплейсы.

Главное – пробовать, учиться и не стоять на месте. Тестируйте товары, смотрите аналитику и выбирайте оптимальный именно для вас вариант.

22
3 комментария

Спасибо за пост.
Но сейчас Авито бьется в агонии, не может удержать сайт на плаву, блокирует старых вовлеченных и платежеспособных пользователей вместо мошенников и новых тоже, позорит себя сбором биометрии, отключили комментарии в сообществе в вк, потому что не силах сдержать натиск негатива, техподдержка шлет пользователям отписки. Никто не сделал для смерти Авито столько, сколько они сами.
Раньше это была идеальная площадка для тестов, теперь это кит на отмели.

Ответить

С одной стороны так, а с другой - Авито по-прежнему привлекает огромное количество людей. И им можно продавать. К тому же, существует множество досок объявлений, Авито приведена тут в пример как раз потому, что ее все знают.

1
Ответить

Вот кстати да, на счёт того что разные категории на разных мп продаются когда как. У меня на яндекс маркете был положительный опыт продаж, а знакомая продавала другой товар и в итоге пришлось ей остатки самой выкупать, не пошло ничего.

Ответить