Илья Сухарев

Их всего 4

Немного провокационный пост. Как думаете, какие форматы продуктового ритейла есть в России? Если учитывать именно розничные магазины. На мой взгляд их всего четыре.

Готов подискутировать на эту тему.

Не будем называть форматы красивыми именами, ограничимся холодным порядковым номером.

Формат №1 - специалитеты. Рыбные, мясные магазины. Магазины товаров для животных. Магазины-пекарни. Все те магазины, где значительную долю продаж занимает одна ключевая категория, которая и является основной компетенцией управленца/собственника. Такие магазины, на мой взгляд, наиболее устойчивы в своей локации, но с трудом масштабируемы. Как видите, нет в России федеральных сетей мясных или рыбных магазинов. К этому же формату я отнесу алкомаркеты. Например, "Красное&Белое", "Бристоль" и их аналоги, расплодившиеся в разных регионах страны. Про производные от "Красного&Белого" можно написать отдельный пост и мне кажется, что их перспектива сомнительна, но здесь не об этом. Идем дальше.

Формат №2 - я называю их магазины-дискаунтеры формата ALDI 50-х годов. Самый известный пример - сеть Светофор. В этих магазинах минимум (а то и, вообще, нет) известных брендов. В основном продается noname, закупленный по минимальной цене. Последователи Светофора — Доброцен, Низкоцен, ульяновская Победа и т.п. Большой риск для них, который медленно начал реализовываться, — глубого уходить в брендовый ассортимент. Тогда пиши пропало.

Формат №3 - магазины-выходцы из модели Trader Joe's (про эту сеть тоже было рассказано в постах ранее). Туда я отношу "Вкусвилл". В близкой модели развивается и "Фермер-центр". Формат №3 — это идея-фикс для большинства розничных предпринимателей, которые с начала 2000-х в торговле и сейчас чувствуют себя неважно в соседстве с федеральными ритейлерами. У многих мысль - я хочу продавать товар, которого нет у конкурентов, я хочу отличаться. Но создать такой магазин и успешно его масштабировать без своей марки качественных продуктов - не получится. Почему не получится - стоит владельцу магазина/сети найти для себя эксклюзив, как сразу же после появления этого эксклюзива в топе продаж - твой ассортимент скопируют. И эксклюзивный магазин снова начинает походить на конкурентов. Преимущество утеряно.

Формат №4 - все остальное. Супермаркеты, суперсторы, гипермаркеты, магазины у дома, попытки создать правильные дискаунтеры у федералов — в моменте, это одна и та же модель в нашей стране. Без лишних объяснений приведу пример — один и тот же товар по промо-акции сейчас можно купить по практически идентичной цене как в магазине у дома, так и в гипермаркете. Причем в любой известной сети.

Сеть, у которой есть магазины у дома и супермаркеты называет себя мультиформатной и полагает, что эта мультиформатность дает преимущество и диверсификацию. Это мнимое ощущение устойчивости, на самом деле, мультиформатность - это паразитарная форма управления сетью, дискредитирующая внутреннюю уникальность бинеса.

Входящие в Формат №4 типы магазинов сейчас слились в один. Я напишу об этом отдельный пост.Акцентирую внимание, что под форматом я в первую очередь понимаю подход к ассортименту, ценам, сегментированию покупателей.В одном из предыдущих постов я писал про дискаунтер "Да!" от Группы Компаний "Окей".

Да, это еще один полноценный формат. Но они еще очень маленькие и у них нет в России последователей. Никто не хочет или не может идти по их сложному пути. Поэтому выделять их в моем классификаторе форматов я пока не стал.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null