{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Сербия. Для кого релокация в эту страну будет идеальной, а для кого нет?

В прошлом году я успел пожить в Армении, Грузии, Турции, а сейчас седьмой месяц нахожусь в Сербии. За это время я успел полюбить, возненавидеть и принять эту страну такой, какая она есть. В этой статье я расскажу про свой опыт проживания в этой стране, а ты, дорогой читатель, сможешь понять, стоит ли тебе сюда ехать. Для многих эта страна может стать новым домом или островком безопасности, где можно спокойно выдохнуть и решить, что вам делать дальше.

Сербы жгут! рождественский костер

Редактируя статью, я понял, что описание любой страны сводится к банальным плюсам и минусам. При этом именно минусы способны по-настоящему дать представления о жизни в стране. Чтобы не тратить много вашего времени, я тоже сведу все к этой банальности. Оставаясь верным себе, затрону и самые важные моменты, которые определяют комфорт проживания: безопасность, легализация, медицина, финансы, еда, развлечения и так далее.

Многие россияне ничего не знают о Сербии. Не знал и я.

Краткий экскурс:

Была в прошлом веке страна Югославия, и она раскололась на части. Мода конца двадцатого века, что поделать. Распадалась страна не бескровно, а с конфликтами. Поэтому для принуждения к миру, любви и дружбе Североатлантический альянс (АКА НАТО) немного так побомбил скукожившуюся Югославию. Особенно досталось столице – городу Белград.

Позже Югославия окончательно развалилась на Черногорию и Сербию. Последней в наследство досталась заноза в виде вечнотлеющего конфликта с республикой Косово (независимость Косово от Сербии признают 46% стран ООН). Большинство сербов всей душой ненавидят НАТО, но и хорошо помнят тех, кто был на их стороне.

Недавно появившаяся на свет Российская Федерация оказывала всяческую поддержку Белграду, и это помнят. Помнят тут также и поддержку Российской империей сербского народа в первой мировой войне. В общем, контакты между Сербией и Россией вьются не одно десятилетие. Один знакомый серб назвал это исторически сложившейся дружбой. Поэтому, гуляя по Белграду, вы можете наткнуться и на памятник Николаю II, и на граффити с президентом России (облитого красной краской), и что тебя с улыбкой назовут "брате руса".

Сербы очень интересуются политикой и когда началось то–что–нельзя–называть–иначе–получишь–8–лет, они были на стороне России. Сейчас отношение изменилось, но в целом люди с пониманием ко всему относятся и хотят, чтобы все побыстрее закончилось.

Митинги тут обычное дело. Был митинг в поддержку ЛГБТ? Вот другой митинг против ЛГБТ. Есть митинги в поддержку власти, так и против. Полицейского беспредела можно не бояться, это не Россия.

Вердикт: за русский язык вас тут не побьют. Относятся к обладателям красного паспорта от "нейтрально" до "очень позитивно". Украинцам сочувствуют, но переживают и за Россию.

Плюсы релокации в Сербию

Авиахаб

Сербия одна из немногих стран, куда можно напрямую улететь из России. Стоимость билета в районе 35 тысяч рублей на человека. Доплата за перевозку животного небольшая.

Из Сербии можно дешево слетать в Турцию и страны Евросоюза.

Не нужна виза

Россиянам можно находиться в стране до 30 дней, потом борден-ран и снова спокойно живете. Достаточно просто получить боровак, чтобы не делать бордер-ран:

  • официальное трудоустройство в Сербии
  • учеба
  • воссоединение семьи, включая замужество/женитьбу
  • владение недвижимостью
  • лечение
  • открытие бизнеса

Я выделил три основные способа, которые использует большинство россиян. При покупке недвижимости нет минимальной цены недвижимости, как в Турции. Открытие фиктивного бизнеса (с нулевой отчетностью), чисто ради получения боровака используют те, кому он нужен для получения визы другой страны. Продлить такой боровак не выйдет.

Возможность получить визы в другие страны

Если у вас есть боровак, то часть стран уже откроет возможность подачи документов на визу из Сербии. Большинство посольств будут требовать и боровак, и полгода проживания на территории Сербии.

Насколько я знаю, сейчас у россиян с туристическим ВНЖ Турции проблемы с получением виз в другие страны. Также не очень обстоят дела с этим в Армении и Грузии, поскольку большинство россиян там живет по безвизу 180/360 дней.

Белград – чистый город

За другие города Сербии не могу говорить, но у нас мусор вывозят 2-3 раза в день. Раз в несколько дней улицы моют.

Сербы – приятные люди, близкие по духу

Русских называют Братским народом. Большинство сербов религиозные и исповедуют православие. Все встреченные мною люди были добры, гостеприимны, доброжелательны и много улыбались. Злобы и враждебности замечено не было. Между собой общаются очень весело.

Вкусная еда

Поскольку в России я жил в небольшом городе, то успел забыть, что значит вкус настоящего сыра, колбасы и многого другого. Сербия имеет довольно развитую агрохозяйственную отрасль. Много молочных продуктов питания (творог тут продают), очень качественные овощи и фрукты. Помимо своего производства, сюда импортируют много товаров из ЕС: Италии, Франции, Германии и Греции.

На рынке вы найдете греческие, турецкие, сербские фрукты и овощи. Все они дешевые и качественные. Раз в неделю мы ходим на рынок, унося обратно домой два тяжелых пакета, оставляя за это 2000-4000 динар.

Все цены будут написаны в сербских динарах (RSD). Чтобы получить цены в рублях просто делите на два. 1000 динар = 500 российских рублей.

Килограмм яблок –100 RSD
Литр безлактозного молока – 200-220 RSD
Яйца 15шт – 330 RSD
Куриная грудка филе – 730 RSD за 1кг

Питаемся мы хорошо, употребляя много фруктов, овощей и белка. На продукты на двоих мы тратим 10000-12000 RSD/в неделю.
Средний чек доставки из ресторана (на двоих) около 2000 RSD.

Хорошее мясо и птицу можно найти в обычных магазинах, хотя на рынке в мясной лавке качество будет выше. С рыбой тут проблемы, в магазинах ее почти нет. Свежую рыбу мы покупаем на рынке. Там ее сразу при вас могут почистить и приготовить.

В Сербии присутствует много различных брендов

Благодаря местоположению в Сербии много брендов, от немецкой LIDL до турецкого Waikiki. Бытовую химию в основном все покупают в немецкой сети DM. Одежда в Сербии дешевая, обувь чуть дороже. Мебель и все для дома можно купить в IKEA и Emmezeta.

Техника стоит дорого, столько же или даже дороже, чем в России, но только если покупать в официальных магазинах. В Сербии есть куча перекупов, которые привозят товар из Европы (у сербов безвиз) и продают здесь. Большинство серой техники тут из соседней Венгрии. Получается на 20-50% дешевле, чем в местных магазинах электроники.

Apple Airpods Pro 2 – 260 евро на ЯМ, 323 евро в М.Видео, 396 евро в Гигатроне (сербский мвидео), 285 евро у серого продавца в Сербии. 

Хороший интернет, но дорогой

В Сербии хорошие провайдеры как проводного, так и мобильного интернета. Стоимость варьируется от провайдера и скорости. Мы за безлимитные 200мб/сек отдаем провайдеру SBB 3600 RSD/в месяц. Интернет работает стабильно, проблем не было. На телефоне у оператора Yettel за 15Гб/110 мин/160смс плачу 899 RSD/мес. Есть безлимитный тариф.
Важно: без боровака (разрешение на временное пребывание) мобильные операторы будут предлагать только туристические тарифы. Они очень невыгодные. Провайдеры домашнего интернета часто хотят навязать кабальный контракт на 24 мес, если нет боровака.

Медицина

Есть как платная, так и бесплатная. Бесплатной мы еще не пользовались, а пользовались страховкой, которая работает с кучей частных клиник. Есть врачи, которые хорошо говорят на русском. Большинство неплохо владеет английским. Качество оказания услуг хорошее, но в откровенно плохие клиники мы не попадали.

К врачу можно попасть сразу же или на следующий день. Клиник много, есть из чего выбрать. Врачи внимательно осматривают пациента и хорошо расспрашивают. Лекарства выписывают нормальные, если нужны, то выписывают и антибиотики. Зубы лечат хорошо, цены невысокие.

Прием за наличные у русскоговорящего терапевта обошелся в 3500 RSD. Лекарства от кашля, спрей для горла и антибиотики вышли в 2500 RSD.

Для многих русских шок, когда врач звонит и расспрашивает про состояние пациента, помогло ли лечение и есть ли еще какие-либо жалобы. Просто зайдя в аптеку можно купить все, кроме рецептурных преператов. За рецептом пожалуйте на прием к врачу.

Языковой барьер есть, но не мешает

Только на первый взгляд сербский язык кажется простым. Повседневные фразы и числительные выучить легко. Есть много похожих и знакомых слов, но на это все. Выручает то, что почти 9/10 жителей говорят на английском. Возможно, это из-за показов фильмов в оригинале с субтитрами. Кстати, тут есть современный IMAX.

Если захотите остаться тут на ПМЖ, то выучить сербский нужно обязательно. Язык не легкий. Для жизни в течение года или нескольких, полагаю, хватит и английского.

Русский тут знает только старшее поколение, но слабо. Много сербов получало и продолжает получать высшее образование в России.

Погода

Сейчас 8 января, а на улице светит солнце и 12 градусов тепла. Половина зимы позади, а я хожу в кроссовках, легких штанах и толстовке. Зима в Сербии теплая, весна – ранняя, осени почти нет. С сентября по конец ноября днем было 20-25 градусов тепла. Многие сравнивают погоду в Белграде с Сочи.

Строгость договора аренды (если заключать на год).

Изменить арендную плату или просто так вас выселить тут нельзя.

Хороший общественный транспорт

В Белграде есть выделенные полосы для общественного транспорта. Автобусы и трамваи комфортные, работают кондиционеры. Придерживаются расписания, которое можно глянуть в приложении Moovit.

Оплата происходит через NFC или местной картой "Тройкой", купить и пополнить которую можно почти в любом ларьке «Красный Киоск». Такси дорогое.

Местные не платят за общественный транспорт. Насколько я понял, общественный транспорт – это частный бизнес. Проверяющий билеты контролер не может вас оштрафовать. Для этого ему нужно вызвать сотрудников коммунальной полиции, которые ради такой мелочи, скорее всего, и не выедут. Если видите человека, оплачивающего проезд, в 99% это брате русса.

Сербия – страна собак

Тут их очень много, особенно популярна порода Бишон. В Белграде много парков, где можно выгулять животное. Есть специальные игровые площадки для собак. Много вет клиник и зоомагазинов. Корма качественные.

Снять квартиру с животным в Сербии мне показалось проще, чем в других странах. Обычно арендодатели никого крупнее кота даже видеть не хотят. Тут почти у всех есть какое-то животное, обычно это собака. У магазинов есть места, где можно привязать собаку, пока вы совершаете покупки. В некоторые заведения впускают вместе с животными.

Возможность вывода средств из России

Вывести деньги из России сейчас целая наука, но способы есть. Однако вывести деньги и легализовать их происхождение еще сложнее. Из-за санкций многие европейские банки проявляют повышенную внимательность к счетам россиян.

Достаточно просто обстоит дело с сербскими банками, куда можно почти напрямую перевести средства из РФ. Многие переводят из российского Райффайзенбанка в сербский. Кладем рубли на счет в рос. райфе – покупаем евро на бирже – переводим в Сербию (обычно пару дней идет перевод) – средства на счету в сербии. Знакомые отчитывались, что при переводе денег из сербского банка в немецкий банк их ничего не спросили. Про попытке сделать тоже самое из турецкого банка были проблемы.

Минусы релокации в Сербию

Минусов набралось больше, наболело. Их опишу кратенько, описав как можно обойти тот или иной минус.

  • Вода жесткая и содержит много примесей. Нужно мыть голову раз в неделю специальным шампунем, иначе будет перхоть. Для кухни нужен хотя бы фильтр-графин иначе все будет в накипи. Дно чайника зарастает за неделю. При покупке робота-пылесоса с функцией мойки и питьевого фонтанчика для кота продавцы сразу предупреждали, что, если товар сломается из-за накипи, претензии не принимаются
  • Погода. Да, я отнес ее в плюс, но не могу не отнести в минус то, что летом в Сербии очень жарко. В июле был максимум в +46 градусов. В среднем летом тут +35 градусов. На улицу надолго не выйдешь, без кондиционера жить невозможно. Сам город сильно нагревается
  • 80% жителей курильщики. Курят тут везде, несмотря на законы. Летом зайти в ресторан невозможно, один сигаретный дым. Многие школьники тоже курят. Если вы курильщик, то для вас тут рай
  • Цифровая отсталость в сравнении с Россией. Приложения банков хуже, интернет заказ сделать сложнее и т.п. В Сербии совсем недавно появился свой App Store, но там очень мало приложений. Все сербы привыкли маскироваться под жителей других регионов. Почти везде есть гифт карты. Британский PS+, карты пополнения App Store USA и т.п.
  • Нет яндекс маркета, ozon и wildberries. Местный аналог авито – KupajemProdajem (KP) выглядит страшненько и в разы не так удобен, как авито. Жить можно, но боль
  • Невероятно сложно достать специфический товар. К примеру, я захотел заказать paper like пленку Bellemond для iPad. В магазинах ее нет, на KP – нет. Amazon (UK, US, европейские) не доставляют этот товар в сербию. На Ebay не нашлось продавцов, готовых отправить в Сербию. И так с большинством каких-либо товаров, которые не продаются в Сербии
  • Каталог товаров на Aliexpress, ebay, amazon и прочих сильно урезан для сербии. Алик идет чуть больше месяца, на многие товары дорогая доставка
  • Если сумма вашего интернет заказа, включая доставку, свыше 50 евро, то плюсуйте около 30% таможенного сбора. Таможня вскрывает почти каждую посылку и смотрит стоимость в интернете. Про интернет шоппинг забудьте. Есть сайты и продавцы с KP, которые с наценкой закажут и привезут товары из Венгрии
  • Полако. Медлительность и неспешность во всем. Показать квартиру, прийти к назначенному времени, долгое ожидание приема по записи. Продавцы с КП долго отвечают и сроки доставки расплывчатые. Доставка товара с субботы спокойно переезжает на среду-четверг следующей недели. Тут только привыкнуть
  • Дорогая аренда квартир и сильно выросли цены на покупку жилья
  • Косово. Для местных цикл утихание/возгорание привычен. Первое время нервно. Сейчас даже не интересно
  • Дорогая коммуналка в сравнении с российской
  • Воровство в некоторых местах, но в целом безопасно
  • Отношение к транспорту, могут поцарапать и уехать. На дорогих авто тут мало ездят, в основном старые иномарки
  • Большинство релокантов отмечают, что нормально жить можно только в Белграде и Нови Саде
  • Нельзя открыть счет в большинстве сербских банков, не имея боровак и сербского работодателя
  • Сложность ассимиляции: год проживи, чтобы разблокировать онлайн оплату коммуналки и полные функции банковского приложения. ПМЖ можно получить через 5 лет проживания, еще через 3 гражданство. Во многих странах проще натурализоваться
  • Без боровака нет нормальных цен и предложений у операторов и провайдеров
  • Сербия страна не для беженцев. Условия проживая очень не очень. Податься на беженство можно, но вам вряд ли понравятся то, где вы будете жить (выживать).

И знаете, все эти минусы невозможно было не упомянуть, но жить они не мешают. Сербия мне искренне очень понравилась. Понравился Белград и люди, живущие в нем. Ко всему привыкаешь, но есть одно к чему мы не смогли привыкнуть и это...

СМОГ! - самый большой минус Сербии

31 октября в Сербии начался отопительный сезон, и появился смог. Сербы к нему привыкли, но мы без масок не могли выйти на улицу. Окна держали закрытыми.

Белград сразу же вошел в анти-лидеры по качеству воздуха.

  • Воздух воняет и дышать им неприятно
  • Дышать им тяжело, могут появится головные боли
  • Подышал таким и хочется кашлять
  • Глаза слезятся, а на коже появляются прыщи
  • Переболев COVID, вам очень не понравится дышать смогом

Когда на улице есть сильный ветер, то пару раз в день можно даже открыть окно, чтобы проветрить квартиру. Когда ветра нет, а такое бывает нередко на несколько дней, то становится совсем грустно. Это проблема не только Белграда, но Сербии в целом. Есть места, где смога меньше и задерживается он на короткий срок, но он все равно есть. Продолжаться это будет до конца отопительного сезона.

Нашими неожиданными покупками стали воздухоочиститель, робот-пылесос с влажной уборкой и таблетки Pantenol для горла, чтобы хоть как-то дышать.

Для многих эта страна может стать новым домом или островком безопасности, где можно спокойно выдохнуть и решить, что вам делать дальше. Искать ли новую страну для жизни в мирных условиях или позже вернуться обратно в Россию?

Для нас ответ оказался прост. Сербия – хороший вариант для временного проживания, но мы будем переезжать в другую страну. Вернуться в ту Россию, в которой я вырос, уже не получится, а в новую – нет желания.

0
643 комментария
Написать комментарий...
Dmitry Salatov

Если вы из провинции в упадке, типа Новосиба или Челябы - то жить сможете. Если из Мск/Питера/Сочи и вообще мир видели - то релокей в Белград это очень сомнительная идея. Делать в городе нехрен, везде разруха, уровень жизни ниже дна. К сожалению.
Автор, сгоняй в Люксембург , Монако, Швейцарию - чисто для ориентиров к чему стремиться , если уж уезжать :)
Ну или край в Буэнос-Аэрос, где жить даже дешевле, чем в Сербии.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vlasov

Отличный совет от димана. Нет хлеба — жрите пирожные. В монако блэт.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Родитель номер один
> уровень жизни ниже дна

Димон, очнись, туда не за уровнем жизни едут, а чтобы жить спокойно и не переживать, что в дверь постучат и заберут в тюрьму или в армию.

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
DrHyde
Автор

Все познается в сравнении. Большинство россиян не могут себе позволить сразу приземлиться в Монако или Швейцарии, да в целом в Европе. Визы, визы, визы...
У Аргентины тоже своих минусов хватает, да и не такая она дешевая.

Ответить
Развернуть ветку
zxc cxz

Такс такс, путаем туризм и эмиграцию, ясненько
Монако лол
Даже комментировать не буду

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

Сейчас не до шашечек. Сможет ли фрилансер легализоваться в Люксембурге, Монако, Швейцарии и снять жилье за менее чем 1000 евро?

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Алексей Бровко
новосиб - провинция в упадке
Сочи - процветающий город

Что, простите?
А вы точно настоящий сварщик?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexei Ageyev

Отличные варианты для релокации, спасибо, Дмитрий! Правда, чтобы релоцироваться в Монако, нужно быть уверенным долларовым миллионером, а чтобы релоцироваться в Люксембург, нужно выполнить столько условий, что проще стать уверенным долларовым миллионером. Но все равно спасибо, просветил нас, куда надо уезжать.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Кустиков

Проблема смога для Турции не менее остра. Мне повезло, 16-ый этаж на самом берегу, дым не долетает.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Армен Каладжян

Монако ужасен: пробки, теснота, толпы зевак. Люксембург - самая скучная страна Европы. Швейцария - самая дорогая и зарегулированная вплоть до цвета колокольчиков у коров.
Я бы выбрал Австрию, северную Италию, запад или восток Франции, Бельгию

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Stan PPTX

Жил в Москве, мир видел. Сербия - прекрасная страна, особенно Нови Сад! И возвращаться в Москву нет никакого желания

Ответить
Развернуть ветку
RobinzonCruzo

Сочи? Сфера услуг и общественный транспорт там на низком уровне

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Dmitry Salatov

Сейчас ужинал в каком-то типа мишленовском рестике в этом Белграде. За час два раза с улицы зашли бомжи, мычали и топтались у столика. Видимо это специальный аромат гнили и пота , чтобы блюда точно запомнились, а то как без изюминки в Мишлен попасть то?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Иннокентий Фефилов

А че такое в Щвейцарии прям сильно лучше? Кроме медицины.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Dmitry Melikhov

Нигде не идеально. Вам важно картинку? В Монако вас разведут и кинут и ничего не докажете. В автосервисе могут налить не то масло, убить мотор или коробку, требовать 11 штук евро за ремонт а вы идите судитесь - законов о защите прав потребителей нет, страна не в ЕС, европейские законы не катят, круговая порука и вы для Монако неместный лох. Пишу эти строки из Монако.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Монако,Люксембург))),классные страны с населением 3 инвалида и ценами на всё выше любой страны на материке.

Ответить
Развернуть ветку
Котик Котиков

В Люксембург или Монако нужна виза

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

ОМГ. Бланку не помешает толковый пиарщик, чтобы SEO хоть как-то пропапывался.

Ответить
Развернуть ветку
Горделивый Сербский Патриот

Спасибо за статью, некоторые моменты только могут отличаться в зависимости от человека.

Например смог - да, такое есть, но мне в Новом Белграде кажется плюс-минус нормально.

Момент про вкус "настоящего" сыра и колбас я тоже не понял - жил в Тольятти, это далеко не Питер и не Москва, и колбас с сыром там было в разы больше, чем я за три месяца нашел в Белграде (хожу в основном в Idea, Maxi и Mercator), при том очень хороших. Вот правда разницы не вижу. Авокадо только вот почти гарантированно будет мягким и вкусным, в отличие от родного города, и манго почти всегда были прекрасными. А огурцы сплошь водянистые (в Maxi своем вообще их не могу найти в последнее время, кончились они тут что ли?)

С мясом тоже бывают проблемы - рекомендую дойти до Mercator, и пройтись рядом с мясными прилавками с курицей, офигеете от запаха тухлятины (в доставках типа Wolt тоже тухлятину несколько раз привозили, в итоге заказывать там перестали, хотя в Тольятти такого вообще не припомню). Жена правда навострилась брать нормальное мясо, надо спросить в чем секрет успеха.

Момент по поводу полако я, честно говоря, тоже не заметил - на просмотр квартир все приезжали минута в минуту, дочку несколько раз водили к врачам (на прививки и на осмотр по поводу подхваченных болезней) - осмотр начинался точно в назначенное время. Хотя нет, было один раз - заказали стиральную машину, когда говорю привезете? - Ну когда привезем тогда и привезем, в течение пары недель, не волнуйся! (привезли дней через десять где-то)

Голову мою самым обычным шампунем, перхоти нет, у жены так же.

Сигаретный дым - согласен на все сто процентов. Перестал курить после того, как в РФ запретили курить в кафешках, в итоге сейчас подгораю периодически от того, что в Сербии все курят. :)

С такси проблема не столько в том, что оно дорогое, сколько в том, что его фиг поймаешь. В Яндекс.Такси дай бог три-четыре машины будет, из них почти все обычно отказываются ехать. В итоге перешли на автобусы через наверное неделю после приезда сюда, хотя в своем городе перемещались только на такси.

Насчет русского языка я бы не был столь категоричен, что его знают только старшее поколение. Несколько раз уже натыкался на сербов в возрасте 25-30, которые по-русски говорят почти без акцента, хочу у следующего спросить, откуда такие берутся. Но вообще да, я бы на русский язык тут особо не рассчитывал.

По поводу войны тоже разное восприятие у людей - я чаще натыкался на "Эхх, американцы вас с украинцами столкнули лбами, а вы и украинцы повелись на это", чем на "Эх, русские, мы думали вы нормальные люди, а вы монстры и убийцы". Бить за паспорт тут и правда не будут, к русским неожиданно хорошее отношение.

Ответить
Развернуть ветку
Рома Дмитриев
"Эхх, американцы вас с украинцами столкнули лбами, а вы и украинцы повелись на это"

я в Индии сейчас, мне там тоже самое примерно говорят почему-то. и как так получается, что это понятно всем, кроме русских либералов

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Nick

Опять пиндосы гадят, проклятые, вынудили деда развязать захватническую войну, да зомбировали своими фильмами, играми и гей-пропагандой простых солдатиков устраивать геноцид.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Igor Chimbur
Момент про вкус "настоящего" сыра и колбас я тоже не понял

Просто ты привык есть говно и теперь его защищаешь. Либо просто вкуса нет. Абсолютно тривиальный Grana Padano или Parmigiano Reggiano перебивают любой российский сыр.

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
DrHyde
Автор

Спасибо за такое дополнение! Чем больше разных точек зрения, тем лучше!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Родитель номер один
к русским незаслуженно хорошее отношение

У вас опечатка в слове незаслуженно

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergei Zotov
С такси проблема не столько в том, что оно дорогое, сколько в том, что его фиг поймаешь. В Яндекс.Такси дай бог три-четыре машины будет, из них почти все обычно отказываются ехать

Это какой район? Во Врачаре ни разу не было проблем, даже ночью. А вот в Стамбуле, например, были - сколько не пробовал, ни разу не приехало ни BiTaksi, ни Uber. Поэтому Белград для меня даже отдушина в этом плане) с Москвой не сравнится, конечно (комфорта, комфорт+, бизнеса нет), но тем не менее

А огурцы сплошь водянистые (в Maxi своем вообще их не могу найти в последнее время, кончились они тут что ли?)

Постоянно берем в Maxi без проблем. Но вот зелени нет)

С мясом тоже бывают проблемы

Тоже не заметил

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Xi

Откуда берутся? Можете даже не спрашивать - 99% из них работали или учились в России.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bakyt Naurzalinov

А где рыбу покупаете?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
SMD

Охуенная статья. И иллюстрации отличные.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

У меня кот. Поэтому контент соответствующий :)
Чужих собак неудобно фотографировать.

Ответить
Развернуть ветку
Ревербератор

Да там вся статья такая

Все цены будут написаны в сербских динарах (RSD)
Apple Airpods Pro 2 – 260 евро
Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kon

Подтверждаю слова автора, собак тут любят и из побольше.

Ответить
Развернуть ветку
Никола Л.

Видно автор кошачник, то и фоткает. На самом деле в Сербии как питомцев намного больше собак чем кошек...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Denis Smirnov

Чем вам сербские собаки не нравятся? Милые песики, сторожат автомобили.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Airpods pro, бла-бла, вкус сыра, бла-бла, Lidl, бла-бла, IKEA, бла-бла, Интернет по карточкам, бла-бла, IMAX. Автор пишет какие плохие НАТА и стремиться в одну из её стран попасть. Тьфу. Слава богу, земля российская от таких очиститься со временем. Адиос.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Фидчунов

Автор вполне объективно описал плюсы и минусы нахождения в стране. Про политику вообще ни слова.
Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
DrHyde
Автор

+15 руб.
Адьос правильно.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Алексей Марков

Писать по-русски научись, очищальщик.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergei Timofeyev

Тут более интересный вопрос: а что дадут России те, кто остались?

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Zloy Marketolog

А когда ваша земля очистится от тех, кто русский язык не знает и -тся -ться пишет неправильно?

Ответить
Развернуть ветку
Gollut

А раньше бы такие январские рекруты сидели в диких минусах( Даже топа загрузок нет

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv
стремиться
очиститься

Скорее бы она от таких, как ты очистилась.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
AeternaMens

Чтобы быстрее очистилась можете начать выдавать заграны и билеты покупать в одну сторону. Все будут довольны.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Ну ты и вафля

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
segamega

Переживают что Россия марионетка в руках Китая?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kon

Они не на стороне русских, они на стороне тех, с кем им будет удобно здесь и сейчас. Это защищать интересы своей страны.

Ответить
Развернуть ветку
Tonny Fray

Отличная релокация, в страну где постоянно проблемы и вот-вот снова начнут стрелять)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

Во-первых, стрелять не начнут. Во-вторых, релокация-то из страны, где уже начали стрелять

Ну а в-третьих:

На проекте с 7 янв 2022
Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
DrHyde
Автор

У нас родственники постоянно про Косово спрашивают, хотят у самих в стране… За полгода 3 раза начинали и все норм.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Рома Дмитриев
Для многих эта страна может стать новым домом или островком безопасности, где можно спокойно выдохнуть

но не вдохнуть

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Ндааа, многие недооценивают смог и даже описанию смога автором не хватает силы акцента.

Смог разрушает всю жизнь; для меня загадка, как люди способны нормально себя чувствовать и полноценно отдыхать и заниматься спортом в таких городах

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Ivan sss

Есть еще момент, многие пишут про смог, но не многие пишут про аллергенную обстановку. Но если вы аллергик, то вам очень здесь не повезет (сам был тут пару дней, хорошо догадался взять таблетки)

Ответить
Развернуть ветку
Skynet

Я поэтому не понимаю переезда в Белград. Для себя выбрал златибор – чистейший горный воздух, потрясная природа вокруг, до моря несколько часов на авто… Городок сам по себе курортный и образцово-показательный.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pavel Berd

"Поскольку в России я жил в небольшом городе, то успел забыть, что значит вкус настоящего сыра, колбасы и многого другого.".
Это фишка что ли такая? Поносить продукты России и выставлять их как низкосортный ширпотреб? Или необходимая дань моде "За границей трава зеленее" (впрочем на счет травы, говоря о Швеции - это действительно так:) )? Я живу в маленьком городе (250 000 чел. в центре Сибири). И вот у меня во всех магазинах молочная продукция местного производителя (и не одного). Молоко - как молоко. От 1,5% до 6%, от свежего, до ультропастеризованного, с довольно большим набором всевозможных сопутствующих продуктов, типа ряженки, кефира, йогуртов и т.п. Творог нормальный, вкусный. Цена адекватная (практически равная федеральным поставщикам или немногим ниже. Сыр правда в нашем регионе есть только микросыроварен местных, а это немного не тот случай, поэтому рассматриваем из соседних регионов: тоже вкусный, настоящий, добротный сыр с довольно широкой номенклатурой, по ценам схожим с федеральными поставщиками. Хлеб и подобные изделия - на выбор - есть заводской по 50-тилетним рецептам, есть маленьких хлебопекарен "воздушный" (которого надо целую булку, что бы наесться). Зелень - местные производители летом на грядках, гидропоника - зимой. Ягоды, орех и прочее - все местное. И все есть как в свежем виде, так и в готовых изделиях типа пасты, брикетов в меду, высушенных наборов и т.д. Соки, воды и алкоголь из местных даров (типа березового сока или артезианской воды), есть как с глубоким консервированием, так и свежие продукты со сроком хранения в 3-6 дней. Заморозка и полуфабрикаты хлебобулочные, мясные, всякие пельмени с варениками, сэндвичи, пиццы и прочее. Колбасы на выбор от добротной и недешевой, до вполне гадкой за копейки. Все наш производитель, местный. Фрукты российские (ну которые конечно же произрастают на нашей территории).
В каком же "Маленьком городе" автор жил, что не мог найти хороший сыр, колбасу, молочку, хлеб, фрукты, овощи и зелень? Деревня на 3 покалеченных дома без соседей? Потому что даже в соседних с моим городом селах на 10-5т.чел. местные магазины вполне укомплектованы всем выше перечисленным. И я сомневаюсь, что это у меня такая супер-уникальная ситуация, и в соседних регионах вообще мрак и безысходность...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Арнаутов

Поздравляю с регистрацией. Какой комент сразу накатали.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Бирюков

А вам не понять, чем сыр и мясо отличаются тут и в России. Я вот постоянно сыры отправляю родственникам, когда кто-то едет. А они просят. Потому что вкусней гораздо того, что продается в Москве

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Captain

да везде сейчас примерно одинаковые продукты пром. производства. везде в кондитерке пальма, в колбасе консерванты или что там они добавляют для хранения. может быть стоит сравнивать рынки. в Сербии они более популярны, но на рынках и там и тут примерно одно и то же "фермерское" мясо и т.п. так что я не искал бы сильных отличий.
Вот морепродуктов тут маленький выбор, рыбы той же.. Меньше ее едят, любят мясо. Русские вот мучаются с поиском селедки, икры, шпрот, пельменей и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Andrew F.
живу в маленьком городе (250 000 чел. в центре Сибири)

чотам как, заработков, если не айтишник, хватает на вышеописанное?
в принципе, если поднатужиться, даже из пикрелейтед можно создать хвалебный отзыв

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alexei Ageyev

Как трогательно, что ради защиты российского производителя вы тут же зарегистрировались и разродились небольшим эссе )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Беляков

Внесу свою пару копеек, по своим ощущениям и своему опыту:
Чистота города: да обилие мусора не было замечено, но культура убирания фикалей за своими собаками развита субьективно крайне плохо, много кто убирает но в общем и целом смотреть под ноги надо всегда особенно в Белграде и центре, в Нови Саде на удивление по лучше видимо больше зеленых участков для выгула.

То что Сербы близки по духу, многие реально хорошо относятся к россиянам, но нельзя не заметить обилие графити Z отойдя чуть по дальше от центра что в Белграде что в Нови Саде, в центре города спокойно продают мерчь с Z, плюс обильная реклама RT на билбордах наводит на мысли что близки они не только по европейскому укладу жизни но и если вы бежали от мракобесия что сейчас творится, то в Сербии не убежите, на сколько это массовый характер в головах и на сколько он вызывает много проблем это конечно уже вопрос открытый и ответит на него только тот кто уже интегрировался в нативное общество.

Сервис: а именно кафе и рестораны, еда тут вкусная много современных европейских кафе особенно в Белграде, но покушать вы можете за 40 минут и потом эти же 40 минут вы будете ждать счет или в целом обслуживание может быть на уровне что лучше бы на кассе заказ принимали, думаю это как раз местное палако или как его там, притом встречается это на столько рандомно что в небольшом ресторанчике местной кухни сервис может быть шикарный, а в ресторане с рекоменадцией или звездой мишлен прям ну ни разу не мск\питер.

Графити - они повсюду, изрисовано все и вся, и ладно когда это что-то красивое и осмысленное чаще это теги и просто надписи, вроде и ничего страшного но это то что нас окружает и не очень приятно.

C медициной и полицией к счастью не приходилось сталкиваться, в остальном наверное соглашусь мне лично встречались только приветливые и адекватные люди, но в плюсы я бы это не записывал это норма в любой стране.

По продуктам и магазинам в целом если нет никаких пристрастии особенных то Москва или любой другой город миллионник в РФ до 24 февраля, хорошо что есть, плохо когда нет

Ответить
Развернуть ветку
Антон А

Я нигде столько времени под ноги не смотрел, как в Белграде

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Khamin

Судя по комментариям, многие выбирают страну для релокации как, условно, картошку. Домой приносишь и понимаешь, что она для жарки, а не для пюре.

У Сербии есть ряд очевидных и неочевидных преимуществ для людей с русским паспортом, которых сейчас нет у других стран. Из очевидных: нормальное или хорошее отношение к русским как у простых жителей, так и на уровне государства и все остальные плюсы, перечисленные в статье. Добавлю, что если вы переезжаете с детьми, то для детей школа будет бесплатной (но преподавание на сербском языке, конечно) без лишней бюрократии и проблем. Дети сербский выучат быстро.

Неочевидный плюс — социальная однородность и меньший разрыв в уровне жизни, чем в России, азиатских странах и на Кипре, например. Это значит что вам тут некуда и незачем будет поехать на своем Мазератти. Из плюсов — меньше либо вообще нет социальной напряженности и меньше конфликтов на бытовой почве. Если у вас есть Мазератти и вы хотите на нем ездить, Сербия вам не понравится. Если хотите спокойно жить с семьей в дружелюбном окружении — очень даже может подойти. Если у вас нет детей и нужно релоцироваться — можете выбрать вообще любую страну, пожить там и переехать в другую и понять, что для вас важно. Я бы пробовал пожить в Португалии, Испании, Италии, причем в разных городах. Но с детьми приходиться выбирать страны по другим критериям :-)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Ефимов

Вот непонятно. Когда хотят "хорошее отношение к русским", то это должно идти вместе с хорошим отношением к политике властей РФ, или отдельно? И если вместе с политикой, то и вместе с внутренней? А если вместе с внутренней, то и значит этих самых русских должны выдавать обратно в РФ для мобилизации или всё же не должны?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Екатерина Алферова

Мы бы тоже хотели попробовать там пожить, вопрос, как туда попасть блин) Особенно если доход 5 тыщ евро на двоих и подтвердить его сложно. Как-то не развернуться)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Арнаутов

Ну крузаков в Сербии действительно почти нет, а вот дорогих машин хватает.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Алексей Шеталин

Золотые слова!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Вставлю две копейки:

Автор: если договор на аренду квартиры на год, вас не могут выселить и т.п. Ложь. Не просто могут выселить, а сделают это без разговоров. Обычно причина в резком желании владельца квартиры поднять цену раза в два. И если вы с этим не согласны, вам могут сказать забирать свои вещи и выдворяться из жилища прямо к вечеру. Договор вам поможет разве что в суде, которые тут могут идти год- другой. И все что вы высудите - ничего. Полиция на такие вызовы не приезжает (это если вдруг захотите напугать владельца вызовом полиции), так как это дело административное и гражданское. Выход только один - соглашаться на новые условия или менять квартиру. П,С, депозит тоже часто не возвращают, так как находят какие-то косяки которых до вас не было и стоят они миллион. Конечно я описал экстра случаи (такие хозяева квартир находятся в черном списке ТК релокантов), но утверждение про "защищенность" договором приводит к жестким конфликтам, судя по ТК.

Смог, точнее фото: Да, смог есть, но как правило только вечером, с 18 до 23 и только в туман (они правда не редкость). На фото как раз туман, а не смог. Если выбрать для жизни дом не в низине и уровень 5-8 этаж, то все будет норм. Смог здесь не автомобильный, а угольно-дровянной. Что тоже не айс, но и не трагедия как в крупных городах России. Кстати в Германии этой зимой затопили углем и мазутом, уровень загрязнения по вечерам сравнялся с Мумбаи.

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

Я вот тоже хотел написать, что это просто туман. По утрам он иногда таким густым был, прям за 30 метров дома не видно.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

В договорах же обычно прописывают, что цену менять можно только по истечению договора (по крайней мере, у меня так)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Виктор

Почему "релокация"? Переезд? Я понимаю, когда вместо "электронной вычислительной машины" используют "комп", но когда вместо простого переезда люди релоцируются - не понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
SMD

Потому что смузи перепили)

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Релокация сейчас общее понятие переезда по любым причинам

Ответить
Развернуть ветку
Бегите, глупцы!

Как сладко у вас все описано. Позвольте немного попортить картинку личным опытом проживания в этой замечательной стране.

Возможность получить визы в другие страны
- если есть ВНЖ (кроме США)

Белград – чистый город
- и невероятно грязный воздух зимой, после Карелии будете задыхаться

Сербы – приятные люди, близкие по духу
- но таксисты на вокзале в Нови Саде не брезгают включить 2x, когда ты иностранет (уже 2 раза наебался)

Вкусная еда
- лютый бред, хз как в Белграде, но в Нови Саде невероятно скудный выбор еды, скучаю по Ленте и Вкусвилл, серьезно. Нет многих международных привычных брендов еды. А предложение покупать технику у каких то "серых продавцов", чтобы сэкономить копейку бред помноженный на 2. Черную икру на НГ кстати встретить так и не удалось.

В Сербии присутствует много различных брендов
- единственное чего мне бы не хватало в России (если бы я остался) это икеи, в остальном не вижу разницы между DM и какой нибудь улыбкой радуги

Хороший интернет, но дорогой
- регулярный отвал домашнего инета при просмотре твича, мобильный при этом работает хорошо

Медицина
Для многих русских шок, когда врач звонит и расспрашивает про состояние пациента
- мне в России из бесплатной клиники звонили и спрашивали про мое состояние. Хз зачем, но это было. Тут никто еще не звонил. Первое что спрашивают перед записью (как в платной так и в бесплатной клиниках) - как будете оплачивать?

Языковой барьер есть, но не мешает
- еще как мешает. При общении с госслужащими прям очень сильно мешает, т.к. именно они являются теми 1/10, которые английский не знают от слова совсем.

Погода
- тут соглы, но летом без 2х кондиционеров не выжить (в каждую комнату нужен свой)

Строгость договора аренды
- тут нечего сказать, нас вроде никто еще не пытался выселить, а вот планировки квартир тут просто вырвиглазные

Хороший общественный транспорт
- общественным транспортном не пользуюсь, кроме суперклассного скоростного поезда Сокол, вот этого в России ооооочень не хватает. Задолбало плестись на ласточке по 5 часов со средней скоростью 70-90 км час.

Сербия – страна собак
- но за ними далеко не всегда убирают гавно (собственно как и в России)

Возможность вывода средств из России
- про пару дней вы загнули, скорее пару часов

Вода жесткая и содержит много примесей.
- правда, русские покупают Аквафор, после него из воды пропадают хлопья, а из чая - характерная пленка

80% жителей курильщики
- правда, тут буквально курят в парках порямо при детях

Цифровая отсталость в сравнении с Россией
Нет яндекс маркета, ozon и wildberries.
- 100%-ая отсталость. После РФ будет тяжеловато адаптироваться.

Невероятно сложно достать специфический товар
- только амазон с долгой доставкой и 30% налогом

Полако
- мне кажется это основная причина отсталости Сербии, тут просто всем на все пох, на вас могут забить в любом учреждении и не предупредить об отмене приема у доктора, доставки товара и вообще чего угодно

Дорогая аренда квартир и сильно выросли цены на покупку жилья
- лично мне ареднда обходится значительно дешевле чем в каком нибудь Питере, а вот цены на жилье действительно сильно не соответствуют его качеству. Впрочем как и в России.

Косово
- честно говоря плевать на Косово, больше волнует что из-за этого нет перспектив вступления в ЕС, а значит и причины получать гражданство Сербии

Дорогая коммуналка в сравнении с российской
- эт правда

Большинство релокантов отмечают, что нормально жить можно только в Белграде и Нови Саде
- даже в Нови Саде даже после какого нибудь Петрозаводска тяжеловато по описанным выше причинам (сервис и ИТ все таки сильно решают)

Нельзя открыть счет в большинстве сербских банков
- я открывал без всего, но видимо сейчас прикрыли

Сложность ассимиляции
- действительно удивляет, почему в маленьких и не очень привлекательных странах (Сербия, Прибалтика и тп) стремительно теряющих население обычно сложнее всего получить гражданство. Видимо стремятся к полному исчезновению.

СМОГ! - самый большой минус Сербии
- сами охуели когда пришлось закрывать окно во всех комнатах и сидеть так пару недель. Последний раз такую вонь я чувствовал в цехах АвтоВАЗа в 2008 году.

Вы не подумайте, тут збс, просто хуже чем в России до февраля 22 года примерно в 2 раза. И да, я усиленно работаю над дальнейшем сьебом из Сербии в более привлекательные места. И всем вам того же советую, если вы еще в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Так мы про одно и тоже написали, просто у вас свои нюансы проживания. Просто я в Белграде, а вы, я так понял, в Нови Саде. Мы Сербию возненавидели к 4 месяцу проживания, но это часть процесса адаптации. Так в любой стране.
Куда дальше планируете?
p.s. таксисты везде такие.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Alexei Ageyev

Не про Сербию, а чисто докопаться по мелочи. После Карелии будете задыхаться, думаю, примерно в каждом российском городе с населением больше 10 тысяч. И что в Ленте из еды особенного - обычный же гипер типа Ашана. Или речь про продукты?

Ну и да. Гражданство в Эстонии до февраля 22-го было получить не так уж сложно.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
John Retux

Да нормальный смог. Возьмите какой-нибудь Красноярск, 1.3 ляма людей, уголь на ТЭЦ и алюминиевый завод в черте города, круглый год окуевают люди когда нет ветерка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dymitr Towkacz

Дайте угадаю, по опросам прогосударственных сербских СМИ.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
John Retux

В принципе, автор все верно описал, статья прекрасная. Недавно ездил туда на разведку и мне очень понравилось. Во-первых, пограничники тебе улыбаются, таксисты спокойно приветствуют, а в людях не чувствуется напряжение. По крайней мере за 2 недели я ни разу не почувствовал в свой адрес хоть какой-то агрессии или недовольства.
В кафешках вкусно, мясо/молочка/сыры однозначно вкуснее чем в моем городе-миллионнике за те же деньги. Дымно, уж после сибирского уголька, с которым я живу всю жизнь, узнаю его из тысячи, дико на родной земле он уж надоел.
Гулял как-то утром у резиденции Вучича и так оказалось, что он на своем балкончике давал интервью в этот момент... меня даже никто не прогнал, а охрана вежливо попросила пока близко к зданию не подходить. Я пофоткал Вучича, пофоткался сам, пофоткал полицию... и меня даже не пристрелили. У нас при приезде Дедули все колодца по пути следования заваривают, а тут иди-гуляй-свободно.
Общался с сербкой, которая была удивлена, что в РФ газ не в каждой собачьей будке, они свято верят, что в такой богатой стране не могут быть города-миллионники на угольном отоплении. Услышал звук разбившегося хрусталя в ее голове. Но потом она сказала крутую мысль на тему любви к русским: Я сама не понимаю эту любовь моего народа к вам. Я знаю что такое СССР, что сейчас творится, это страшно. Но одно я знаю точно - сербы поддерживают вас потому, что только РФ и Китай может отомстить США и НАТО за все наши страдания. Если переводить на русский "Мы хотим, чтобы за нас отомстили". Все просто.
Еще общался с журналисткой из РФ, которая 10 лет живет и работает в Сербии. Она счастлива быть там при всех минусах, и она говорит, что сербы не понимают, что настоящая демократия у них, а не где-то там. Когда полицейский имеет право на отгул, чтобы выйти на митинг против чего-либо и отстоять свое гражданское право - это ломает психику русне, а сербы говорят "погодите, а что не так?".
В конце я скажу, что за две недели я ни разу не видел явно бухих людей, какой-то дико орущей молодежи с коктейлям и прочих раздражителей. Мой внутренний мир успокоился и пришел в какую-то гармонию. Так что согласен с комментаторами, туда не за сервисом едут, а за спокойствием.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
maria31692

Вот кстати про смог спасибо, подтвердили опасения. Знакомые туда уехали и жалуются на постоянные фарингиты. Думал наговаривают. А оно вон оно как. Уже планировал ехать на разведку туда, но придется искать другое место. У меня астма, жить со смогом не смогу точно.

Ответить
Развернуть ветку
Memento Vivere

Автор в статье даже чуток преуменьшил, порой дышать просто невозможно нормально. Особенно если начались какие-нибудь сильные морозы.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vlasov

В ереване та же байда, особенность климата зимой + отопление всяким говном. а летом наоборот отлично.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
DrHyde
Автор

Рад, что смог помочь. У самого после ковида дыхалка не очень, вроде восстановились легкие, но после первого смога пошли флешбеки…
Может Кипр?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Мимо проходивший

Джервеж, Армения - чистейший воздух, до центра Еревана 20 минут.

Ответить
Развернуть ветку
Bakyt Naurzalinov

Можно ещё рассмотреть Сербию не столицу, а курортные какие нибудь города с лесами / горами или термальными источниками

Ответить
Развернуть ветку
V K

Мои клиенты в РФ, крупная сербская структура, говорят что уровень жизни, безопасности и технологий в России на порядок выше Сербии и многих европейских стран. С этим соглашусь. СВО не обсуждаем, умные понимают что это хороший кейс на политику. Если уехал из РФ насовсем, то надо просто забыть про ее особенности и принимать реалии окружающей действительности as is, иначе пойдет нытье вида"мы тут ради детей"(которым это совсем не надо.) И прочая психологическая ерунда, которая поломает вашу жизнь. Приехали в Сербию - примите ее релакс таким, какой он есть, не сравнивайте ни с чем. Не нравится - езжайте к нам в Штаты через Мексику, будьте готовы вкалывать как черти и жаловаться на тяжёлую жизнь здесь😂. Удачи и правильного жизненного настроения автору и его семье!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шеталин

"Мои клиенты в РФ, крупная сербская структура, говорят что уровень жизни, безопасности и технологий в России на порядок выше Сербии и многих европейских стран"- либо они просто вежливые люди, либо живут в какой-нибудь резервации для иностранцев. Мой 40- летний опыт проживания в недофедерации (+ 8 лет в 3х странах З.Европы) говорит совсем о другом. После России просто наслаждаюсь жизнью здесь. Да, банки лет на 20 назад, выбор продуктов скуден, смог, дизельные авто, отсутствие маркетплейсов. Но все это- такая фигня, по сравнение с жизнью на Урале (да и МАскве, которую я всю жизнь искренне ненавижу), где человек-человеку волк, человеческая жизнь-ничто, а понты- всё, где ложь и агрессия из каждого утюга, колоссальное социальное неравенство, общий уровень культуры и IQ на уровне бомжа на сербском вокзале (кстати, не видел таких, на вокзале). Пусть тут бедненько, но страна идет в правильном направлении, и главное- душевно. Особенно смешно читать про уровень безопасности в эРэФии! Я чего- то не помню новостей из Сербии, где двое Сербов пили ракию, потом один другому отрезал голову, а потом налепил из него пельменей- достаточно посмотреть на уровень убийств- грубо- он в 6 раз выше в России (до войны), тюремного населения в 2.7 раза больше в процентах, а зараженных спидом в 10(!) раз больше.
А продукты русские- редкостное гуано! После Европы русское ни есть, ни пить не могу. И про бедненько, за полгода еще ни разу деревянного туалета в стиле "сортир" в Сербии не видел. 22,6% населения России не имеет доступа к централизованной канализации ( 66.5% сельского населения). Из 70000 тысяч русских школ, более чем в 2000 деревянные туалеты на улице. Ну, и кто здесь бедная страна?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
DrHyde
Автор

Спасибо :) В США, только если гринку выиграем. Пока пять лет безрезультатно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Dmitri Petrov

Зачем бегать по миру .. Мозги везде промывают если они промываются что рт что другое СМИ.. Значит живущие в России тупы поголовно.. А те кто убег умнички))..
И про войну .. Югославию разбомбили .. Залетев без спроса.. И всё хорошо...
Тут провокация на украине уже лет 30 подготавливаемая если не больше.. Политика РФ агрессия...))
Странно както так мыслить-кому то промыли мозги ..
Просто взгляд со стороны..
Про Сербию интересно и грустно что так уходит в смог..минус огромный

Ответить
Развернуть ветку
President of the United States

Что за чушь вы тут пишете, вы хотя бы почитайте историю конфликта, про геноцид боснийцев, который даже власти Сербии признали, выдав кораджича трибуналу.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Рики Сайферт

Боже, мужик, а ты в тетрадках школьных также писал? Или тебя потом уже где-то научили? Все эти беспорядочные пробелы, куча многоточий, полное отсутствие пунктуации, просто ужас.

Бедный русский язык, зачем ты так с ним?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Webmaster Kwil

Сербы - это наши единственные братья, которые нас никогда не предавали )) Люблю Сербию, люблю сербов!
Жаль, что мы смогли лишь защитить только аэродром, когда НАТО напали на Сербию. РФ была тогда слаба.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Голиков

из окопа пишешь?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
НаряднаяШайга

Кто поддерживает европейские ценности и не поддерживает фашизм, в Сербии делать нечего... И да, Сербии в ближайшие десятилетия не стать частью прогрессивного западного общества, так и будет на дне вместе со своими союзниками болтаться. Классная статья, сам бы пожил пол годика/годик. Автор в Румынии не доводилось жить?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Korsunov

Республика Сербская (https://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Сербская), главной которой является Додик, находится в Боснии и Герцеговине

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Привет Мевдед

а вас не смущает, что Республика Сербская и Сербия - не одно и то же? погуглите, много нового для себя узнаете.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov
1000 динар = 500 российских рублей

Было +- столько, пока рубль не свалился снова. Теперь 1000 rsd = 650 rub

Нет яндекс маркета, ozon и wildberries

Ananas и Shoppster 🤷‍♂️

Дорогая аренда квартир и сильно выросли цены на покупку жилья

По сравнению с Москвой по-прежнему не очень дорогая аренда. Снимаю во Врачаре в новом здании за 1.5к евро 2 бедрум, 82 м2 с подогревом полов. Плюс по нашему запросу лэндлорд еще и купил в Икее мебель, включая обустройство "home office", обошлось практически в стоимость 1 месяца

Аналоги в Мск я бы снимал за 150к+ руб (ввел в ЦИАНе те же параметры: получилось 5 квартир, средняя цена вышла в 240к)

Нельзя открыть счет в большинстве сербских банков, не имея боровак

ALTA открыл нормально) вроде без счета боровак и не получить, но я не знаю точно

Полако. Медлительность и неспешность во всем

Слышал про эту особенность, но пока не столкнулся ни разу - все точно ко времени, даже немного поражало) но, судя по тому, что про медлительность сербов говорят все, мне скорее повезло

Мы за безлимитные 200мб/сек отдаем провайдеру SBB 3600 RSD/в месяц

2000 rsd плачу за "1 gb/s", но на деле 600 mb/s. До этого в МО за столько же (~1200 руб.) получал 300 mb/s

Правда, через 14 месяцев цена вырастет до 4000 rsd)

Но да, со многим в статье соглашусь, конечно. Хороший пост, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Dan

С Москвой эту деревню сравнить некорректно. Скорее сравнивать надо с какой-нибудь глубинкой типа Омска или Иваново. Будет намного более релевантно. И ценники на аренду будут сопоставимы

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
zxc cxz

Все минусы из статьи правдивы, но 90% там - совсем уж мелочи. Ну типо, вода жесткая? Накупить фильтров и систем очистки всяких, всё. Онлайн шопинг - да похер.

А вот экология и жаркое лето это да. Сам ломаю голову, что с этим делать. В пердя ехать не хочется, а в Новисаде все как в Белграде.
Мб есть инсайды? Секретные горные локации на окраине, где продувает и летом холоднее?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
DrHyde
Автор

Мы в савски венац, но рядом с врачером. Неделек от российского, канадского и британского посольств. За 51кв 700, квартира тоже мебелирована из ИКЕИ полностью.
Интернет зависит от дома, в нашем только SBB был и mts с 16мб. В вашем доме, наверное, Orion. В России интернет дешевле был.
Вам спасибо за дополнения! Интересно читать про чужой опыт :)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Captain

Ananas и Shoppster по ассортименту даже близко не стоят с Wildberries. Но и рынок тут, прямо скажем, поменьше.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Make Luv
2 бедрум

А не 2 бедрумс, случайно?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dymitr Towkacz

Эта Сербия конечно, просто очередной сорт говна после РФ, Беларуси, Узбекистана или Азербайджана.
Уезжать из одной изолированной страны в другую такую же, и радоваться "русскому миру" - такое себе удовольствие.
А как насчет прыгнуть через себя, и начать развиваться ?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

ну, это просто временный плацдарм для большинства. Достаточно легко получить ВНЖ, с ним можно относительно просто получать визы и кататься по Европе. 1-2 года и ➡️

а вы в какой стране живете, чтобы примерно понять, где не говно?)

PS в чем она изолирована-то? Это ж не Беларусь)

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Ware Wow

Например?
Все интересные страны они закрыты или дороги.
США, Сингапур, Япония, Великобритания.
Европа все равно социализм, мигранты, налоги, медленная стагнация, деградация, энергозависимость.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Voronin

Ментальная тюрьма, не иначе.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Urmat Chokoev

Если вы не хотите быть мобилизованым и жить под санкциями, НО при этом в целом поддерживаете Путина в плане внутренней и внешней политики (если не полностью, то хотя бы частично), то поздравляю вас - Сербия для вас идеальная страна.

Если же вы покидаете РФ еще и по идеологическим причинам (не поддерживаете «СВО», не любите путинизм и его концепцию «русского мира») то в Сербию ехать я вам не советую, там этого навалом.

Ответить
Развернуть ветку
Странный Игрок

Короче своего рода Казахстан)

Ответить
Развернуть ветку
Vladius

ну как сказать, Казахстан это любовь)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vlasov

Казахстан, особенно в крупных городах, в целом более развит.

Ответить
Развернуть ветку
Генератор случайных мыслей

Казахстан будет намного лучше как по мне

Ответить
Развернуть ветку
RobinzonCruzo

Интересный пост, про Сербию не так и много статей в отличие от Кипра/Грузии/Армении

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Спасибо! Свою лепту в статьи про эти страны я внес ранее :)

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

Живу в Белграде с октября.
Многое конечно верно.
Про смог страшилок много и вы так ярко расписали. Лично меня он вообще не напрягает, может район такой. Бывает иногда запах, но вообще некритично. О каком-то дискомфорте даже не говорю. Для сравнения в МО есть завод Мечел(МосКокс) и он иногда делает выбросы, что во всё Видном таааак воняет, что ужас просто.
Главный минус - это конечно курение.
В ресторанах всё супер, вкусно, большие порции, недорого, полно мяса...но эта вонь от курильщиков...

P.S. Не "Красный киоск", а "Мой киоск" ))

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Спасибо, поправлю :)

Ответить
Развернуть ветку
Niraida

Соглашусь, после Москвы в Белграде мне дышится лучше, сама в шоке

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Zamir Saidov

Сербы же вроде не просто Россию поддерживают, а еще и политику Путина. Каково это уехать из-за Путина туда, где многие будут тебе в лицо говорить, что он молодчик?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Boldyrev

Поддержка сербами именно Путина сильно преувеличена.

Ответить
Развернуть ветку
Captain

а сербы политиков не любят. и Вучича не любят. и Путина им особо не за что любить. у них любовь к России как стране и собирательному образу, скорее.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Francesco Pazolini

Некоторые уехали из-за проблем с работой (или хотят послаще местечко подыскать), а партию в целом поддерживают. Для таких Сербия - самое то.

Ответить
Развернуть ветку
nobodyreally

Это полный провал для таких людей, конечно) Надеюсь они хотя бы не будут учить местных, как им жить)

Ответить
Развернуть ветку
Digital Mashine

Автор походу мало познакомился с нюансами Сербии, потом твою дичь будут читать заинтересованные люди

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Руслановна

Жаль, релокация становится обычным явлением. И 90% уже обратно не вернутся.
А тут 70%, которые живут от ЗП до ЗП будут ждать десять лет лучшей жизни. А 30% кормятся прямо из кормушки и потом тоже уедут. Хорошее будущее...

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Я думаю, вернутся хотят многие. Но чем дальше тянется то-что-нельзя-называть, тем больший процент людей построит свою жизнь за рубежом и в Россию вряд ли вернется.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Petrov

Вернутся. После 24 февраля сколько уехало, так весьма значительная часть уже успела вернуться обратно к сентябрю. Сейчас из знакомых, уехавших в сентябре, к новому году тоже уже возвратилась большая часть (может потому что больше 90 дней сидеть можно на самом деле мало где). Хотя кто-то (в основном в Турции) продолжает сидеть, да.
Ну и тут как бы надо понимать, что сидеть в релокации - а) дорого б) не очень комфортно. И даже тем, кто живет не от ЗП до ЗП подходит мало. Это ж по сути туризм обычный, если не с фирмой релоцируешься.
Ну и про 30% из кормушки это вы откуда такую фантастическую цифру выдумали? =)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Смирнов

убедили! собираю чемодан, чтобы не вернуться обратно!!! уже 90,0001% !! спасайтесь и вы скорее

Ответить
Развернуть ветку
Влад Заец

Почему 10 лет только?

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Руслановна

Про 30 % - включая всех, кто так или иначе, причастен к ней (работники Газпрома, чиновники, сотрудники различных ведомств и т.д). Конечно цифры ниже, например 10-20%, но это не суть важно.
Суть в том, что обеспеченный человек, а тем более очень обеспеченный (не важно каким путем он получил) не будет жить с праведно озлобленными нищебродами. Ну или он жадный или просто недалекий и думает, что его пронесет.

Ответить
Развернуть ветку
Captain

Насчет чистоты Белграда поспорю. Да, убирают, хотя не везде и полако. Но и мусорят больше, чем убирают. Чуть в сторону от центра, так уже грязь на улицах (в смысле кидают мусор. развезенной земли нет). В Новом Белграде с этим еще получше.
Ну и смог при котором на улицу лучше не выходить, все же не каждый день. Хотя и бывает неприятно, не спорю.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Khamin

Мне кажется автор не совсем правильно смотрит на некоторые реалии. Попробуйте получить ВНЖ, открыть счет в банке, зарегистрировать юрлицо с русским паспортом в другой европейской стране. Это будет в разы сложнее, чем в Сербии.

Смог есть в Белграде, в Нови-Саде его меньше - только рядом с частным сектором и когда ветер дует с той стороны. В Нови-Саде за проезд в автобусах платят все, кстати. Но тут можно в любое место доехать на велосипеде.

К остальному быстро привыкаешь. За цифровыми сервисами и прочим прогрессом лучше ехать в Азию - в Таиланд, например.

Ответить
Развернуть ветку
loft DVOR

Мне кажется вся эта ситуация в которой мы оказались, покажет и докажет что в России не так уж и плохо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рома Кунашко

Понятно, вычеркиваем

Ответить
Развернуть ветку
Павел Антипов

вычеркиваем

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Тимофеев

Самое важное не раскрыли , для чего сейчас народ релоцируется. Не только переждать, но и получить доп паспорт и не важно какой страны. В сербии нужно прожить 5 лет по внж + 3 года по пмж, и только потом получения паспорта сербии, НО, самое важное, ПРИДЁТСЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РОССИЙСКОГО ПАСПОРТА, что перечеркивает все 8 лет жизни, так как отказаться из за кучки дурачков в верхушке РФ от законной родины, нонсенс!!!

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Релоцируются, чтобы жить спокойно. Для паспорта это Аргентина - 2 года. Если есть с десяток лишних миллионов, то можно прикупить паспорт стран карибского бассейна.
В большинстве стран придется отказываться от российского гражданства.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Rovda

Не верьте тем, кто говорит что в Белграде общественный транспорт ходит по расписанию 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Rovda

Езжу на общественном транспорте около 3 месяцев почти каждый день. Мувит и гугл почти всегда не соответствуют действительности. Есть еще программка Gradski Prevoz Beograd, где можно посмотреть официальное время выездов всего транспорта и карты маршрутов. Но автобусы выезжают далеко не всегда по расписанию. Рейс спокойно может не выйти по указанному времени, зато потом по линии будут идти сразу два автобуса друг за другом.

Нервную систему немного спасают смс-уведомления. На каждой остановке есть свой уникальный код, который если отправить по смс, то в ответ приходит список автобусов, направляющихся к данной остановке и расстояние в остановках и минутах. В целом, эта информация чаще правдивая, чем нет. Услуга такой смс платная, около 3 динаров за сообщение, в онлайне аналога нет.

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

А где это расписание посмотреть?))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Игорь Раду

Автору огромный респект, я уже как пол года задумываюсь над тем что бы перебраться в Европу.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Смирнов

Автор, спасибо, хорошая статья. Поможет паникёрам принять взвешенное решение. Просто не вижу разницы между условной Сербией и рандомной глубинкой в России. Что мешает заныкаться в подмосковье/области, если уж совсем страшно стало сидеть в евродвушке и принимать заказы из вкусвилл? Только не надо про идеологические противоречия с властью, не убедительно.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Пожалуйста :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Цены на недвижку выросли после февраля 2022. Делайте выводы. То, что сейчас 750 евро в месяц, было 250-300.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Они везде выросли, куда уехали люди и появился спрос.
Я видел это в Армении, Грузии и Турции, ну и само собой в Сербии.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Серж

В Сербии я обнаружил самое вредное блюдо в мире.Не помню как называется -в общем то что остается от полностью выжаренного сала.Сербы это едят

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Сербская кухня далеко не для всех. Много жира.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Никола Л.

Самое вкусное пишется правильно)))
Если так смотреть то сало намного вреднее, шкварки термически обработаные))) Не переживайте, макароны все таки вреднее намного)))

Ответить
Развернуть ветку
Captain

шкварки. да, на любителя

Ответить
Развернуть ветку
Янычара

Да это шкварки, с черным хлебушком отлично идут. Не знал что это Сербское блюдо

Ответить
Развернуть ветку
Alex Tramp

"Изначально, Россия активно поддерживала деятельность НАТО на территории Югославии, в том числе голосуя за все резолюции СБ ООН по Югославии, что изначально вылилось и в поддержку большей части предложений НАТО по Косово.

Так, Виталий Чуркин, будучи представителем РФ на переговорах, заявил, что «Сербов охватило военное безумие», а также, будучи представителем России по вопросам бывшей Югославии, неоднократно заявлял о том, что «только совместными силами американцев, британцев, русских и других можно добиться мира в Югославии».

Ярким ознаменованием политики России в ситуации по бывшей Югославии ознаменовала резолюция СБ ООН № 1199 (и связанные с нею другие резолюции), которая, будучи активно поддерживаемой Россией, напрямую обвиняла Югославию в совершении массовых военных преступлений и чисток, а также, подтверждая нарушения международных соглашений со стороны Югославии, требовала немедленного перемирия и прекращения огня. В том числе, это демонстрировал и МИД (до января 1996 года), а также политический деятель Андрей Козырев.

Однако, в связи со сменной аппарата МИД РФ, а также назначением антизападника-державника Примакова на должность премьер-министра, политика РФ кардинально перевернулась, равно как и ситуация по перемирию в Югославии. Как итог, Россия демонстративно отвергла резолюции ООН по Косово, спровоцировав правительство Милошевича на более агрессивные действия, в том числе, позволив тому отказаться от соглашений в Рамбуйе и отхода от перемирия за счёт получения поддержки России, а следовательно и вето в СБ ООН. Таким образом, как считается рядом исследователей, в том числе и самим НАТО, причиной бомбардировок в том числе можно считать и резкую смену риторики России из-за смены премьер-министра.

После окончания бомбардировок, Россия вновь вернётся на курс поддержки НАТО после отставки Примакова с поста премьер-министра, приняв резолюцию ООН 1244 которая закрепит итоги бомбардировок, приведёт к выводу войск Югославии и вводу контингента войск НАТО в Косово, тем самым де-факто легитимизировав действия НАТО"

Ответить
Развернуть ветку
Sergei E
Позже Югославия окончательно развалилась на Черногорию и Сербию.

А также Хорватию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению.

Проблемы

Всё перечисленное мелочи, кроме смога, и, для детей, повсеместного курения. Одна проблема не упомянута: Сербия весьма маленькая, ещё более нерезиновая, чем Москва, а народу туда уже съехалось мама не горюй. И русских, и украинцев, и белорусов. Недвига пробивает потолок за потолком.

Преимущества

Вот здесь я бы добавил ещё одно: хорошее место для self-made людей и переезда целыми фирмами. Туда не едут беженцы-халявщики дабы присесть на шейку государству, да и сама Сербия не столь богата, поэтому там естественным образом скапливается контингент деятельных людей.

Большинство релокантов отмечают, что нормально жить можно только в Белграде и Нови Саде

ИТ-бизнесу по какой-то причине приглянулся ещё и Ниш.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vlasov

ровно такие же беды и в армении, нерезиновость просто ужас, москва легко проглатывала любое число иммигрантов, тут не так.

Ответить
Развернуть ветку
Франсуа Пиньон

спасибо, интересно. а смог от чего? топят углем что-ли?

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Да, но тут много частных домовладений, где топить могут каким угодно мусором

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yuriy Palchuk

Думаю, тут как в Турции: топят всем подряд. И углём, и деревом, и старой мебелью, и просто тем, что горит.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

да

Ответить
Развернуть ветку
Древний огонь

Да и не только)

Ответить
Развернуть ветку
Mitia

Говорят что ещё хорошо так портят им воздух заводы (шины и тд). Когда ветра нет, гарь в воздухе очень быстро накапливается.

Не всё же на частные печки ответственность взваливать :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
zxc cxz

Да вроде бы частный сектор - это мелочь, особенно в белграде. Не долетает, это заметно по выходным.
Основное говно либо от заводов, либо от тачек. Каждую неделю так - в будние дни жопа, в выхи норм.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей

Ангажированная тупая статья

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Xi

Не рождественский костёр, а бадняк) Смог 31 октября появиться не мог, потому что 1 ноября было +25 или около того.

Насчёт Косово не интересно? Ничего, скоро будет интересно.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Мог. У меня фото от 23:22 30.10. Они стали топить, когда ночью стало холодно. Еще в начале 20-х чисел были протесты, что на две недели перенесли отопительный сезон.
Нам местные сказали не париться, там так постоянно. В конце августа еще переживали, а потом – нет.
P.S. знаю я, как это называется и сам обряд понимаю, но рождетсвенский костер звучит понятнее, чем сожжение бадняка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.
бордер-ран

ага...только визаран

Изменить арендную плату или просто так вас выселить тут нельзя.

можно. как нехуй. и выселить за пару недель до НГ потому что ночь в апартах на новогодне-рождественские вдесятеро дороже долгосрока

Ответить
Развернуть ветку
Артем Пасько

Смог + везде курильщики, не круто, дышать нравится без напряга

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Сейчас идут дожди и воздух очень чистый в Белграде. Я забыл уже, как это прекрасно таким дышать :)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Антонина

рубль уже подешевел, и цены надо не на 2 делить, а умножать на 0,7.
билеты на прямой рейс уже в районе 45к
многое, что описано по Белграду, довольно-таки иначе в других городах:)

Ответить
Развернуть ветку
Stan PPTX

Для автора, который считает динары по курсу 1 рубль = 2 динара (при официальном курсе 1,57, а курсу с учетом всех комиссий за переводы из России в Сербию еще меньше) у меня плохие новости

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Автор в курсе курса, но почти весь 2022 курс был 1 к 2. В обменниках 1.6-1.8. Такой курс я указал для легкости восприятия цен, просто делить на два. Актуальный курс все могут посмотреть в интернете.

Ответить
Развернуть ветку
GearsBurger

Благодарю за статью! Очень много интересного и неожиданного для себя подчеркнула в прочитанном. Как я поняла, эту страну можно рассматривать как тихое, не совсем (по меркам технологий) развитое местечко))

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Всегда пожалуйста :)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Синицин

спасибо.
Просьба к автору потом написать статью про то, по каким причинам выбрана другая страна и то же самое с +/- про нее.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Надеюсь, будет когда-то позже в этом году :)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Ефимов

Прочитал. Похоже Грузия лучше по всем пунктам

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Мне Грузия, конкретно Батуми, не понравилась.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
zxc cxz

А тебя не смущает что мы это
нуу
напали на них 15 лет назад?)
Как бы может прилететь ответочка по местным соевым
При этом иронично, что их верхушка плотно сотрудничает с верхушкой РФ и регулярно блокирует въезд РФ-оппозиции хехе

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Цифровые комплексы

А как отдыхаете в свободное время в Белграде? Часто ли ездите по остальной Сербии? Тема досуга в целом интересует.

Ответить
Развернуть ветку
oleque

Природа Сербии очень красива! Есть заповедники с тропинками, быстрые реки, обустроенные огромные пещеры, невероятно красивые виды с обзорных площадок. Берём с друзьями машину в аренду и ездим раз в месяц

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Гуляем по городу и паркам. Играем в настолки. В кино ходим.
Если машина есть, то можно ездить по Сербии. Тут много термальных оздоровительных источников. Можно спокойно кататься/слетать в страны бывшей Югославии.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Bakyt Naurzalinov

Насчёт чистоты вопросы, тк в Новом Белграде на моей улице довольно много потребительского мусора
Смог очень сильный, но недавно прошли дожди и стало получше
После Казани, спб и Москвы может показаться все неустроенным, после Челябинска и Магнитогорска - в принципе жить можно, что-то подобное и есть.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Стоило на VC пожаловаться на погоду, и воздух стал чистым. Может писать раз в несколько дней до окончания отопительного сезона🤔?

Ответить
Развернуть ветку
Dan

Общее резюме:
1. Дорого. Даже в Москве продукты дешевле, про остальное даже говорить не стоит. Все ощутимо дороже
1а Нищий народ, раз даже дорогую машину позволить не могут
2. Медленно вообще все
3. Вонюче. Что воздух, что куряги кругом
4. Такая же война под боком
5. Дикая жарища летом
6. Всем на тебя плевать даже если ты беженец

Выводы: ))) ну каждому свое

Ответить
Развернуть ветку
АндрейВоробей

а где тебя в попу целуют, даже если ты беженец?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Виктор

Интересно дождёмся когда-нибудь статей от тех кто вернулся с обзором русских городов) И кстати почему то многие пишут про целую страну, хотя живут в одном-двух городах.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Фридман

"...Провайдеры домашнего интернета часто хотят навязать кабальный контракт на 24 мес, если нет боровака"
Автор, видимо, слегка не в курсе. Контракт на домашний инет на 2 года как раз таки можно заключить имея только боравак. C туристом с белым картоном контракт никто заключать не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Niraida

SBB заключает

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Serega T

Досвидули!

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Korobov

Главная проблема - смог. Появляется во время отопительного сезона. А из-за чего появляется? Топят углём и не заботятся об очистке газов?

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Топят углем и всяким нехорошим. Проблема известная, но не чистят. Больше скажу, тут даже нет очистных сооружений для канализации. Все прямо в Дунай и саву сливают и у берегов прям бурление идет с характерным амбре.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Alexander Sorokoumoff

Сербский язык очень легкий. Нужно только переключиться на немного другую грамматику (она близка к старой русской, которая была до 11 века) и выучить около 300 основных слов, которые критически отличаются от русских . Дальше всё идет легко, язык начинает восприниматься как "русский, только другой"

Ответить
Развернуть ветку
lexastik

Не воспринимайте эту статью как истину. Это лишь частное мнение. Со многими пунктами поспорю.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Voronin

Минус в виде смога можно частично решить покупкой бризера с системой очистки воздуха.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

А на улице как? Для меня это реально проблема после ковида оказалась.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Ware Wow

В Казахстане тоже смог и вонь бензина на улицах.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Заец

Вонь бензина? Ты бензин хоть раз нюхал?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Wera Ferat

Хорошая статья с плюсами и минусами, прочитала до конца, ещё интересно узнать, как дела обстоят с работой.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Плохо. Сербы уезжают работать в ЕС.
Для русских работать без знания сербского языка тут почти нереально, если не IT. Хотя можно в glovo/wolt курьером пойти. З/П тут не высокие. Я видел объявление о работе в пекарне. ЗП 82000 динар, а тут одно жилье нормальное снять от 500 евро , если сильно постараться найти.
Русские открывают бизнесы. Кто-то продолжает работать тем, кем они работали в России, нарабатывая свою клиентскую сеть.
Много айтишников и удаленщиков.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Dx18gzn36

Вопросы автору ну и кто местный в Сербии 1)известно что вроде как НАТО бомбило не простыми бомбами а с некторыми запрещенными веществами. После этого я даже у себя в РФ побаиваюсь сербских яблочек брать. Что про это говорят местные? забили или как то обходят такие посевы? 2) все таки еще раз про Косово. Действительно неинтересно и спокойно или страшно за возможный пожар?

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

1) да, вроде как было такое. Я искал информацию по этому вопросы, но нашел лишь, что за двадцать лет никаких вредных веществ в почве не обнаружили. Все в норме.
2) Там постоянно небольшое напряжение, но как только начинает закипать, все сходит на нет. Местные давно уже не парятся.

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Дозиметр радиокод 101 в режиме монитора ни разу не показал превышения в Белграде и Нови Саде

Ответить
Развернуть ветку
Агата Казар

Что за специальный шампунь, которым пользуетесь?

Раз в неделю мыть голову — это в смысле не чаще? Кажется что тут медленнее пачкаются волосы, но не уверена.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

От перхоти. Не мы одни такие, у кого из-за сербской воды перхоть началась.
Раз в неделю для профилактики им моем.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
iyoyo

Полтора месяца назад переехала в Португалию и при чтении статьи видела бытовые параллели между ней и Сербией. Оказалось, у стран с точки зрения релокации не так уж мало общего

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Тоже рассматривали Португалию, но нас отговорили.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Светлана Кузнецова

Статья понравилась!

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Nasha Rasha

"Изменить арендную плату" изи пизи

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Ивей

Семь месяцев =)
Первый кризис случается через год.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Ermakov

Ну и вишенка на торте: как всегда в статьях про Сербию никто не упоминает про урановые снаряды НАТО ;)

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Это больше байка-пугалка. Действительно, каким-то гадкими снарядами обстреливали. Найти действительно существенных оснований для беспокойства у меня не получилось. Все сводится к желтушным газетам с заголовками «Сербию обстреливали ядерным оружием».
Всяческие измерения в Сербии проводили, ничего страшного не нашли.

Ответить
Развернуть ветку
Никола Л.

Такие снаряды опасные только в течению несколько недель, пуст с запасом даже год. Иследования показали что 3 или 4 года после войны следов повышеной радиации нет. А и почти весь "асортимент" таких припасов выбросили на територию Косово и Метохии, там велись серьезные бои на земле в то время.
Самая большая проблемма в Сербии (кроме политики) - грязная индустрия, загрязнение рек, отопление в частных домах, было бы желания решить можно быстро. Да, и некоторые написали уже, некурящим иногда можеть быть не по душе в публичних местах...

Ответить
Развернуть ветку
Time Coder

Много неточностей. Приведу некоторые.

При покупке недвижимости нет минимальной цены недвижимости, как в Турции.
- но это не значит, что любой, условно, сарай, инспектор засчитает и будет ВНЖ.

Возможность получить визы в другие страны
- стоит упомянуть, что это всего лишь несколько стран (многие пошлют), и визы россиянам теперь дают только на даты поездки.

Белград – чистый город
- ЧЕГО?) Это очень грязный город, где все стены в граффити, на улице можно найти много мусора, и собачьи фекалии через каждые 10 метров (за вычетом прям центра-центра).

без боровака (разрешение на временное пребывание) мобильные операторы будут предлагать только туристические тарифы. Они очень невыгодные.
- как раз наоборот, туристические промо-тарифы дешевле, но у них есть лимит на число продлений.

Изменить арендную плату или просто так вас выселить тут нельзя.
- это не Канада, кучу людей выставили на улицу, кто платил по довоенным ценам, а жадные собственники захотели поднять цену до уровня взбесившегося рынка. Наличие контракта на аренду никак не помогает зафиксировать цену.

Такси дорогое.
- относительно любой другой столицы - нет. Проехать минут 20 на такси - ну сколько, динаров 700-800, т.е. рублей 450-500. В Москве не меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Ревербератор

Да уж.. Релокатора сразу выдают его блестящие умственные способности. Особенно к логике..

Все цены будут написаны в сербских динарах (RSD)
Apple Airpods Pro 2 – 260 евро
Сербия – страна собак
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Sumenkov

В Сербии при наличии внж шенген дают под даты поездки, так что мечты о визах в Европу слегка приукрашены

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Ну получить то можно, а сроки зависят от страны и отношения посольства. Есть те, кому две недели дают, а есть те, кто получил 6 и более месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Sumenkov

В Сербии при наличии ВНЖ шенген все равно дадут под даты поездки, так что мечты о визах приукрашены

Ответить
Развернуть ветку
VVilliam Blake

Лавочку с виза-раном уже прикрывают в этом году, так что будьте готовы. Сербии надоели беженцы, которые не хотят легализоваться.

Белград – чистый город

Был в районе Нови Београд - и там просто адовый ад из мусора, в центральном Белграде чище.

Я бы отметил, что с привычными для русского продуктами в Сербии беда - ни гречи, ни сгущёнки. Творог, кефир, чёрный чай ищутся и находятся, но далеко не везде.

Очень интересная и местами красивая архитектура, жаль, бестолковые граффити сильно портят облик города.

Цены на жильё в этом году сильно взлетели и сейчас почти соответствуют российским.

Сербы в 99% случаев действительно очень доброжелательные и радушные.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Новость об ограничении нахождения нежелательных лиц к русским не относится, уточняли журналисты.
Гречку найти можно, сгущенку только в русском магазине видели.
Руска радња
https://maps.app.goo.gl/XX5RHNJyp384o3mo9?g_st=ic

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Роман

Гречка в любом сетевом магазине, сгущенка греческая в сети супер Веро, кефир вообще в любом магазине, творог если нужен не соленый, то на любом рынке

Ответить
Развернуть ветку
techno nicole

Курс рубля в менячницах в 2023 покупка 1,39- продажа 1,61. Что Вы там на два делили?)

Ответить
Развернуть ветку
oleque

Можно было делить на два аж по ноябрь, вроде бы. Привыкли...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Димас

Товарищи знатоки, подскажите, стоит ли ехать в Сербию в отпуск? Я не любитель лакшери отдыха с отелями 5 звёзд и ммшленовскими ресторанами, но при этом хотелось бы, чтобы было чем заняться, кроме "можете пройтись по этой улице и ещё вот по этой"

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

В Сербии красивая природа, есть геотермальные источники. В Белграде и Нови Саде есть красивые достопримечательности.
Я бы рассматривал Сербию в дополнении к Черногории. В Белграде культурно отдохнуть и спустя несколько дней вылететь (есть прямой поезд, но очень такой себе) в Черногорию на море.
Ехать в Сербию, на мой скромный взгляд, стоит в апреле, мае, сентябре и начале октября. Когда нет смога и на улице не так жарко.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Maria Kalashnikova

Замечательная статья! Спасибо автору! Прочла очень внимательно, и все комменты тоже. Для меня очень полезный пост и обсуждение. Сижу в Москве, с апреля 2022 учу Сербский без определённых целей. Начала учить в качестве отдушины и своеобразной психотерапии от безвыходности. Отцу 76 лет, сын на 3 курсе, пока думаю, что делать дальше. Очень хотелось бы узнать по каким причинам Вы отказались от идеи переезда в Португалию и Канаду. Было бы отлично, если бы написали в следующем посте.

Ответить
Развернуть ветку
Ribas Hotels Group

Приглашаем в Индонезию на релокацию! Райский остров Бали позволяет получать высокодоходные инвестиции, до 30% годовых, есть полностью готовые комплексы, также возможность получения пассивного дохода

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Привет Мевдед

не могу пройти мимо этой, мягко говоря, недостоверной статьи:

1. Белград - чистый город! - Вот это прям новость, честно! Ибо первое, что замечают абсолютно все (будь то релоканты или туристы), это горы мусора вообще везде. А если есть заброшенное здание, то это 100% превратится в страшную свалку. Может на вашей улице живет какой-нить чинуш, и там убираются раз в 2-3 дня, но в остальном Белграде и особенно если это спальный район, приход коммунальщика уже праздник! В основном город утопает в мусоре.

2. Вкусная еда. - уж оооочень спорно. В 90% случаях вам принесут пересоленную еду. Если брать несербскую кухню, то тоже в 90% случаях вы наткнетесь на какое-то авторское видение Фо Бо и роллов (всеобщая проблема русских релокантов - где найти вкусные роллы). Да и в целом, те же кафе и рестораны в Питере и Москве заметно выигрывают на фоне серсбких. И тут нет того множества иностранных продуктов, о которых тут пишут. Наоборот, это известный факт, что в супермаркетах 90% продукция сербская, и только на 10% какой-то весьма жалкий спред по остальным странам мира и то представлено не самое интересное, а так по мелочи.

3. В Сербии присутствует много различных брендов - возможно эконом брендов действительно много и все в основном Китай и Турция, но со средним классом и люкс - беда. Либо их нет в принципе (Mother Care, Chicco, Mango, Gap, список можно продолжать), либо ассортимент оставляет желать наилучшего (UCB). Собственно поэтому сербы у себя дома не закупаются, а едут в ближайшие аутлеты в ЕС.

4. Медицина - нет, тут не много англоговорящих медиков, хотя я и не считаю, что их должно быть много. Но все же надо говорить правду. :) И не надо выставлять ситуацию так, как будто тут каждый врач предлагает созваниваться если что. К сожалению, много раз ходил по врачам и только 1 врач дал свой вайбер, если что-то будет срочное. При этом даже этот врач мне ни разу не звонил. Вам просто повезло с одним конкретным врачом.

5. Погода - вот тут видно, что человек не прожил и года, а уже делает "выводы". Вы бы потрудились с местными пообщаться на эту тему, что-ли. Зима в этом году была аномальная, как и лето и осень и чуток весна. А вот нормой тут считается очень холодная зима, когда отваливается нос, градус чаще всего ниже или около нуля, временами доходит до -10 и гололед на дорогах. Даже Дунай с Савей тут замерзают так, что люди спокойно по ним передвигаются. Осень начинается с конца сентября, в ноябре деревья голые и холодно. Весна - март холодный, в середине - конце апреля начинается цветение (= весна). Лето жаркое, да, но такое как это лето - редкость. Климат Сочи куда мягче Белградского.

6. Строгость договора аренды (если заключать на год). - ой вот не надо тут рассказывать байки про строгость договора и что не выселят. Договор тут филькина грамота. Уже было миллард историй за этот год как они выкидывали на улицу своих же сербов, чтобы сдать "русскому айтишнику" подороже, и как потом выкидывали русского-айтишника, когда страна устроила мобилизацию и в Сербию перекачевало еще больше айтишников срочно ищущих квартиры за любые деньги. И как требовали повышение арендной платы через всего навсего 2-3 месяца проживания тоже немало историй.

7. Хороший общественный транспорт - который ходит наплевав на расписание и опаздывая на 40м - 1ч, и автобусные полосы, которых по всему городу 3-4 штуки и всем на них абсолютно пофиг, особенно в час пик. Наверное, из-за хорошего общественного транспорта сербы считают личную машину необходимостью, а не роскошью. ))

8. Сербия - страна собак! БЕЗДОМНЫХ! и в отличие от многих стран, которые вы сами в тексте перечислили, тут на них правительству наплевать: их не вылавливают, не стерилизуют, не чипируют, не пытаюстя устроить в приюты или как-то еще остановить бешеную популяцию. Тут не грабежа надо бояться ночью на улицах, а чтоб не быть покусанным пока идете домой из магазина.

В целом делитантская статья человека, который тут не прожил достаточное количество времени, чтобы сформировать полное мнение, а уже бежит писать всем статьи о том как тут круто. Вот так вот почитаешь, во все поверишь, приедешь и ОП! ожидания с реальностью не совпадают.

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Отчасти с вами согласен, отчасти нет. Я прожил тут год и сейчас готовлюсь к переезду в другую страну. Думаю, что напишу новую статью, подробно затронув пункты, про которые вы написали.
Спасибо, что не поленились и высказали свое мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
DrHyde
Автор

Мне нравится mycoseb sampon

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Янукович

Ребята, недавно писала тоже интервью о жизни в Сербии, может кому-то будет полезно: https://realting.com/ru/news/personal-experience-of-living-in-serbia

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
640 комментариев
Раскрывать всегда