Сезонность в «Яндекс Wordstat»: О чем все молчат? И почему «клики есть, а продаж нет»?

Везде пишут, что с помощью «Вордстат» можно оценить сезонность спроса. Но нигде не пишут о том, насколько сильно эта картина может отличаться от правды. Потому что «История запросов» и «Сезонность спроса» не одно и тоже.

Стандартная ситуация: реклама работала и перестала давать конверсии, или запускаете с 0, а она вообще «не работает» (нет конверсий) - вам говорят: так сейчас Не сезон! А вы смотрите в Вордстат и говорите: какой не сезон, спрос по Вордстату упал лишь на 20%, клики есть, а продаж не стало совсем! Их не стало на 20% меньше, их не стало совсем! - Такой диалог не редкость. Так происходит из-за того, что Яндекс показывает лишь статистику запросов, а не реальный спрос. Вот об этом сегодня и поговорим.

Для чего еще используют Wordstat

Сервис Яндекс Вордстат известен не только директологам, seo-шникам, smm-щикам и прочим специалистам по трафику. Его также же активно используют более широкие маркетологи при разработке маркетинговой стратегии бизнеса, топ менеджмент или сами собственники бизнеса, которые выполняет эту функцию самостоятельно.

Наиболее часто стратег использует Вордстат для оценки спроса на товар или услугу. На его основе многие планируют выход новых продуктов, маркетинговый план, рекламные кампании и продажи. А также прогнозируется во сколько раз упадет или вырастет спрос. Частично Вордстат, конечно, даёт представление о спросе. Но лишь частично.

Готовь сани летом! Про сезон и не сезон.

Не секрет, что на многие товары и услуги спрос падает или растет в зависимости от сезона. Например, летом сезон на кондиционеры, людям жарко и только когда у них в офисе температура выросла до не комфортной, когда уже стало жарко — они задумываются о кондиционерах: покупают, устанавливают и ремонтируют их. А зимой спрос резко падает, прям до плинтуса, напольного.

Осенью, когда начинает холодать, все вспоминают про отопление — и именно тогда на него растет спрос, в то время как летом о нем никто и не вспоминает даже. Как это увидеть в Wordstat:

Отопление. Сезон: сен-окт. Не сезон : нояб-авг. Разница по Вордстат: 2 раза
Отопление. Сезон: сен-окт. Не сезон : нояб-авг. Разница по Вордстат: 2 раза

Готовь сани летом — хорошая и правильная поговорка. Но, в реальности, в своем большинстве, мы, люди не такие. Проблемы мы решаем только когда уже горит совсем.

Поэтому в не сезон мы проблему решать не будем. Мы не будем делать отопление когда на улице +30 и ставить кондиционер когда на улице -10.

Кондиционер. Нужен: Июнь - Август. Не нужен: Сентябрь - Май. Разница по Вордстат: 10 раз
Кондиционер. Нужен: Июнь - Август. Не нужен: Сентябрь - Май. Разница по Вордстат: 10 раз

Мы не будем покупать летние шины в ноябре при первом снегопаде, а зимние в апреле, когда перевалило за +10

Зимние шины. Разница по Вордстат: 10 раз
Зимние шины. Разница по Вордстат: 10 раз
Летние шины. Разница по Вордстат: 5 раз
Летние шины. Разница по Вордстат: 5 раз

Сервис Вордстат показывает статистику запросов: сколько раз вбивали запрос в Поиске Яндекса. И все. Только это. Сколько раз вбивали запрос в поиск Яндекса. И все. Но он действительно точно показывает когда мы на самом деле «готовим сани» - когда снег уже.

Почему мы не готовим сани летом?

Да все очень просто. Конечно звучит правильно — готовь сани летом. Но реальность такова: у многих людей нет ресурсов (времени, энергии и денег) чтобы решить срочные задачи, которые горят прямо сейчас, и уж тем более у них не будет ресурсов при этом еще решать проблемы, которые возникнут только потом, через пол года. Мы даже о них думать не можем, не хватает энергии, и уж тем более решать эти не срочные проблемы. Поэтому мы думаем только о том что сейчас, время тратим на "сейчас", деньги тратим на "сейчас". И даже рекламу крутим в несезон, ожидая продажи "сейчас".

Опасное заблуждение в Wordstat

Часто можно в ответ на это встретить вопрос: "Люди кликают! Значит им интересно, спрос есть, Вордстат прав!" Но продаж нет, конверсия упала в разы, CPL улетела в космос. Клики есть — продаж нет.

Есть одна особенность, некоторым людям, все таки хватает ресурсов об этом думать сейчас. Они ищут информацию, будут переходить по рекламе, но покупать = решать проблему они не будут. Так как ресурсов хватает только на то чтобы думать. А думать и делать разные вещи. Гуглить, ходить по сайтам, изучать информацию, они будут, но покупать - нет, не сейчас, потом.

Поэтому в несезон спрос по Вордстату падает не так значительно как на самом деле!

В несезон покупать будут "в 20 раз" меньше, а не "в 10 раз” как показывает статистика Вордстат. Запрос вбивать будут условно в 10 раз меньше и в итоге переходить на сайт, но покупать станут условно не в те же 10 раз, а в 20 раз меньше. Эти цифры условные, и меняются в зависимости от ниши. Иными словами, статистика Вордстат это не панацея для оценки реального спроса, не забывайте об этом и учитывайте это при своих прогнозах.

Так чем же это опасно?

Ошибка в построении стратегии всегда опасны. Вы запускаете рекламу, выделяете бюджет, тратите кучу денег — а результата 0. Итог - слив бюджета. И вы делаете неправильные выводы:

  • рекламный канал плохой - не будем использовать
  • подрядчик плохой - заменить на другого
  • креативы, заголовки, посадка плохие - не будем использовать
  • товар плохой - не зашел, нужно другой
  • ниша плохая - займусь чем то другим
  • все кругом плохие

Отказываетесь от выбранного пути признав его ошибочным и больше к нему не возвращаетесь. Освобождаете нишу конкурентам А на самом деле просто не сезон.

Иногда из-за такой маленькой ошибки сливаются сотни тысяч и миллионы рублей бюджета на рекламу. Хотя это кажется таким очевидным...наверно таким же очевидным как готовить сани летом...

Увидеть что в этом месяце будет сезон или не сезон сервис Вордстат, конечно, поможет. Увидеть просто сам факт наличия тренда, поможет. Это круто и удобно. Но количество вбиваемых в Яндекс запросов изменяется непропорционально продажам. И иногда Очень сильно. Помните это. Оценивайте сезон, не только через Вордстат. Он всего лишь показывает историю запросов.

История запросов и спрос не одно и тоже. 
История запросов и спрос не одно и тоже. 
11
1 комментарий

Крутая статья, я даже не задумывалась об этом!

1