{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

О боже! Мой дизайн не идеален… Часть 1

Привет, возможно на твоем счетчике это сотая, а то и тысячная статья о перфекционизме, которую сейчас читаешь.

Она о том, откуда берётся стремление к идеалу, и почему оно так вредит дизайнерам. В конце будет пара советов, как жить с этой заразой. Проверено годами.

Прошлая я и моя сознательность

Как-то раз мне написали: «Очень сознательный дизайнер. Твоему трудолюбию и ответственности можно позавидовать». Это было в самом начале моей работы как графического дизайнера. Я прилежно пахала в своем домашнем «офисе», вымеряя каждый пиксель.

Тогда была готова сидеть всю ночь, чтобы решить любую, даже самую незначительную проблему, готова была часами настраивать стили. Не могла успокоиться, пока макет не станет идеальным, и никому не показывала его и черновики, если вдруг расстояния между блоками окажутся чуть-чуть не такими, как надо. Для меня там были сплошные огрехи, без слез не взглянешь.

В моем тогдашнем мире могли случиться три страшные вещи:

  1. Где-то посею тщательно вымеренные расстояния между блоками
  2. Клиент захочет поменять контент
  3. Дедлайн будет слишком жестким, и сделать все идеально не получится

И, разумеется, все три вещи случались постоянно.

Раз за разом я страдала, в муках рожая макет и по много часов двигая элементы. Иной раз я так заморачивалась, таская элемент с места на место, что забывала, зачем этот элемент нужен и что в нем.

Когда клиент замечал, что в смысловой части есть неурядицы, в моей душе умирала маленькая панда. Теперь всё надо переделывать. Сорок часов жизни, потраченных на идеализацию макетов, полетели к чертям. Но ведь я молодец, работала с утра до ночи и выкладывалась на все сто, но людям почему-то было «насрать» на это. И постепенно начинала чувствовать себя дурой, которую вдобавок обесценили и обидели.

А самая дичь — сроки. Если клиент начинал меня подгонять, вмиг становилась нервной и несчастной, ведь в спешке идеальных макетов не получалось. Да и с очень большим дедлайном, я постоянно находила способ «докапаться» до каждой мелочи и из-за этого я самоуничтожалась, обессилев, возненавидев себя, проект и мир, в котором такое возможно.

Вдруг я оказывалась загнанной в ловушку. Казалось бы, трагедии не случилось, но самоощущение — «я на дне».

Именно здесь настает момент, когда надо сказать «СТОП» и разобраться, как это произошло.

Как получается, что хороший, сознательный, мыслящий дизайнер вдруг превращается в беспомощный набор молекул, у которого нет ни сил, ни желания придумывать классные штуки, которые так для него важны?

Цикл перфекционизма

Если наблюдать за мной прошлой, можно было отследить циклы в поведении.

На первом этапе я смотрела на работу и думала: «Господи!». Это полное беспросветное «говно». Срочно надо побольше поработать.

Одержимая этой целью, часами двигала блоки, постепенно доводя себя до изнурения. Продуктивность падала, сроки затягивались, появлялось чувство вины. Потрачено было много времени, но непонятно, становился ли макет лучше.

От всего этого приходила потребность срочно избавиться от чувства вины. Как это сделать? Надо было снова засесть за макет и делать его лучше. Наверное, именно тогда недовольство собой могло уйти.

В этот цикл время от времени встраивались другие чувства: страх облажаться, тоскливая зависть по отношению к чужим результатам с Behance, безысходность, пассивная агрессия по отношению к клиенту.

Иногда, возвращаясь к макетам через день-другой, я замечала, что всё не так плохо, как мне казалось. Но когда я была внутри этой ситуации, то не могла оценить макет трезво. Мне казалось, что вся эта вакханалия посвящена борьбе за качество, но в действительности в цикле перфекционизма качество не играет роли.

Ещё раз: в цикле перфекционизма качество не играет роли.

На первом месте у меня было не качество макета и не задача, а самодоказательство. Мне важно было доказать самой себе свою нужность и важность, добиться одобрения окружающих, сделать всё так, чтобы никто не смог докопаться.

Теперь я знаю, что та цель заведомо невыполнима, ведь каждый дизайнер знает, что докопаться до чего-нибудь всегда можно. Цикл повторяется независимо от того, насколько макет хорош или плох.

Как работает перфекционизм

Разберёмся, что заставляло меня раз за разом бежать в одном и том же цикле, как хомячок в колесе.

Я — перфекционист.

Главное свойство перфекциониста — предъявление к себе более высоких требований, нежели того требует ситуация.

Я не могла узнать, чего реально требует ситуация, пока не задумаюсь. Но, к сожалению, тогда отталкивалась не от потребностей ситуации, а от требований к себе.

Усилия, которые прилагала, несоразмерны делу, а внутренние ресурсы по большей части тратились впустую. Естественно, через некоторое время я оказывалась разочарованной и изнурённой. Ничто так не демотивирует человека, как тяжёлый, длительный и бессмысленный труд, отягощённый чувством вины.

Миф и реальность

Лирическое отступление о сути перфекционизма. Наша индустрия относительно молода и ещё не вполне понимает, что почём. Слово «перфекционизм» она использует как мем. В каждой второй вакансии встречаются заветные слова: pixel-perfect, внимательность к мелочам, желание развиваться.

Надо понимать, что перфекционизм из вакансий и статей — это не настоящий перфекционизм, а соломенное пугало. С помощью пугала под названием «Дизайнер-перфекционист» человек, пишущий вакансию, умоляет соискателя: пожалуйста, не будь «раздолбаем».

Подлинный перфекционизм — это явление другого порядка. Он не имеет отношения к профессионализму. Перфекционизм не заставляет дизайнера решать задачу, а смещает фокус в сторону самобичевания и неадекватных усилий. Умных ребят он доводит до исступления, ступора и выгорания (что и произошло со мной в начале работы графическим дизайнером). Это штука, которая мешает развитию, а не способствует ему, потому что убивает интерес, любовь к работе и эффективность труда.

Продолжение следует..

В следующей статье:

  • Откуда это берется
  • Как с этим быть
  • Парочка итогов
0
3 комментария
Fedor Spirin

было очень интересно читать, автору я желаю удачи в настоящих и будущих проектах

Ответить
Развернуть ветку
Davletbaeva Oksana
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Barkov
Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда