Начать новый проект / начать новый бизнес

В этой статье хочу рассказать, как строится создание концепции проекта - на примере того, как я делала парфюмерный проект.

С вами будет продакт, co-founder стартапа сервиса построения видео онлайн-магазинов Koosh. Автор телеграм канала

Шаг 1 - Сфера

С чего начать? Какую сферу выбрать?

Когда мы выбираем сферу проекта или бизнеса, нужно учитывать, что заниматься им прийдется долго и постоянно. Важно выбрать именно ту отрасль, что вызывает истинный интерес.

В моем случае

Для меня такой отраслью стала парфюмерия. Отрасль, которая на данный момент содержит большое количество проблем для будущего перехода в онлайн.

Шаг 2 - Направление

В каждой сфере будет много вариантов: направлений, сегментов, бизнес-моделей. С чего начать?

Если:

- вы сами эксперт в каком-то направлении,

- вы знаете - какие игроки существуют в этом направлении,

- вы сами непосредственно сталкивались с проблемами,

то этот шаг можно пропустить.

В противном случае стоит пойти от большего меньшего:

Анализ рынка

  • Какие направления вообще существуют в этой сфере / рынке?
  • Какой мой рынок?
  • Какая структура рынка? Какой объём каждой части?
  • Какие направления растут более быстрыми темпами?
  • Какие направления я могу выделить как наиболее привлекательные?
  • В какие направления легко войти? В какие есть ограничения? Какие?

Анализ конкурентов

После того, как появилось понимание, как структурно выглядит рынок, можно посмотреть на конкурентов в каждой части.

  • Где рынок высоко сегментирован? Где только крупные игроки?
  • Где появляются новые маленькие игроки?
  • Где уже только устоявшиеся игроки?
  • Где есть сильные конкуренты? Где есть много небольших?

Анализ бизнес-моделей

Во время изучения конкурентов уже будет возникать большое количество идей, как может быть реализован бизнес

На этом этапе можно начать составлять сводную таблицу вариантов тех бизнес-моделей, которые доступны к реализации.

Первая часть сводной таблицы - исследования потенциальных бизнес-моделей
Первая часть сводной таблицы - исследования потенциальных бизнес-моделей

Cust Dev (customer development) - исследование покупателей

Общение с потенциальными сегментами покупателей

После того, как мы изучили те бизнес-модели, которые потенциально могут быть реализованы, то можно сосредоточиться на сегментах покупателей,

  • какие сегменты есть?
  • как их можно описать?
  • где их можно найти?

Исследование потенциальных сегментов можно проводить по следующим алгоритмам:

  • как JTBD (jobs-to-be-done) - какие работы выполняет человек
  • как проблемное интервью - с какими проблемами сталкиваются, как часто, насколько болезненно и как решают сейчас и пытаются ли решить, как дорого стоит решение
Вторая часть сводной таблицы - исследование потенциального сегмента
Вторая часть сводной таблицы - исследование потенциального сегмента
Третья часть сводной таблицы - продолжение исследование потенциальной бизнес-модели
Третья часть сводной таблицы - продолжение исследование потенциальной бизнес-модели

В моем случае:

Я остановилась на двух идеях:

- цифровой помощник выбора ароматов для крупных ретейлеров B2B

- парфюмерный гардероб нишевой парфюмерии. Наборы небольшого объема нишевой парфюмерии в зависимости от образа и стиля одежды клиента.

Шаг 3 - Анализ

После проведения большой аналитической работы подведем итоги:

- отбросить направления, которые уже не выглядят прибыльными: большое количество крупных игроков

- отбросить направления, где высокий порог входа, если у вас нет достаточного капитала для входа на данный рынок

- отбросить направления, которые уже вышли за рамки тренда развития рынки и отстают

- отбросить направления, которые вам лично не подходят или вы не хотите ими заниматься

В моем случае:

Идею с B2B я почти сразу отбросила, потому что сети отказывались общаться без каких-либо рабочих прототипов. И в целом идея с парфюмерным гардеробом привлекала меня больше.

Шаг 4 - формирование гипотез бизнес-концепций на проверку

С оставшимися бизнес-моделями и направлениями можно побрейнштормить еще, наложить результаты исследования покупателей и сформировать гипотезы бизнес-моделей, которые:

  • имеют рынок
  • имеют небольших конкурентов
  • удовлетворяют реальную боль клиентов
  • можно решить проблему клиента нестандартным способом

По результатам сформировать бизнес-канвасы моделей и выбрать несколько для проверки на MVP

Шаг 5 - проверка гипотезы

И как же проверить гипотезу?

Если вы до этого все сделали правильно, то сделать абсолютно ненужный продукт у вас вряд ли получиться, хотя...

Теперь нужно будет искать продающие каналы и правильно подсвечивать ценности продукта, чтобы продавать.

  1. Сделать MVP - минимальный продукт: лендинг, страницы в ИГ, группа в ВК, группа в ФБ, объявления на маркетплейсах объявлений
  2. Начать приводить трафик
  3. Смотреть, как покупатели реагируют на ваш трафик
  4. Корректировать каналы и продажные предложения
  5. Делать первые продажи и активно брать обратную связь у клиентов - тем самым дорабатывая продукт и оттачивая его каналы продаж

В моем случае,

Я сделала страничку в Инстаграме, который планировала продвигать через Reels. Также сделала анонс по продажам в своих личных социальных сетях. Это уже дало первый поток клиентов.

P.S

Какой-то единой схемы бизнеса не существует, но чем раньше вы будете понимать рынок, конкурентов, своих покупателей, тем раньше вы будете делать именно тот продукт, который нужен рынку и который он замечает.

Поделитесь в комментариях своим алгоритмом или историей создания продукта.

В моем случае:

А что в итоге стало с парфюмерным проектом?

Проект я попробовала, но потом посчитала детально юнит-экономику, и поняла, что операционки много, а прибыли мало. Поэтому после подтверждениям гипотез или даже раньше - желательно уже считать экономику и смотреть, сможете ли вы в данном бизнесе заработать нужную вам сумму.

88
Начать дискуссию