Начать новый проект / начать новый бизнес
В этой статье хочу рассказать, как строится создание концепции проекта - на примере того, как я делала парфюмерный проект.
С вами будет продакт, co-founder стартапа сервиса построения видео онлайн-магазинов Koosh. Автор телеграм канала
Шаг 1 - Сфера
С чего начать? Какую сферу выбрать?
Когда мы выбираем сферу проекта или бизнеса, нужно учитывать, что заниматься им прийдется долго и постоянно. Важно выбрать именно ту отрасль, что вызывает истинный интерес.
В моем случае
Для меня такой отраслью стала парфюмерия. Отрасль, которая на данный момент содержит большое количество проблем для будущего перехода в онлайн.
Шаг 2 - Направление
В каждой сфере будет много вариантов: направлений, сегментов, бизнес-моделей. С чего начать?
Если:
- вы сами эксперт в каком-то направлении,
- вы знаете - какие игроки существуют в этом направлении,
- вы сами непосредственно сталкивались с проблемами,
то этот шаг можно пропустить.
В противном случае стоит пойти от большего меньшего:
Анализ рынка
- Какие направления вообще существуют в этой сфере / рынке?
- Какой мой рынок?
- Какая структура рынка? Какой объём каждой части?
- Какие направления растут более быстрыми темпами?
- Какие направления я могу выделить как наиболее привлекательные?
- В какие направления легко войти? В какие есть ограничения? Какие?
Анализ конкурентов
После того, как появилось понимание, как структурно выглядит рынок, можно посмотреть на конкурентов в каждой части.
- Где рынок высоко сегментирован? Где только крупные игроки?
- Где появляются новые маленькие игроки?
- Где уже только устоявшиеся игроки?
- Где есть сильные конкуренты? Где есть много небольших?
Анализ бизнес-моделей
Во время изучения конкурентов уже будет возникать большое количество идей, как может быть реализован бизнес
На этом этапе можно начать составлять сводную таблицу вариантов тех бизнес-моделей, которые доступны к реализации.
Cust Dev (customer development) - исследование покупателей
Общение с потенциальными сегментами покупателей
После того, как мы изучили те бизнес-модели, которые потенциально могут быть реализованы, то можно сосредоточиться на сегментах покупателей,
- какие сегменты есть?
- как их можно описать?
- где их можно найти?
Исследование потенциальных сегментов можно проводить по следующим алгоритмам:
- как JTBD (jobs-to-be-done) - какие работы выполняет человек
- как проблемное интервью - с какими проблемами сталкиваются, как часто, насколько болезненно и как решают сейчас и пытаются ли решить, как дорого стоит решение
В моем случае:
Я остановилась на двух идеях:
- цифровой помощник выбора ароматов для крупных ретейлеров B2B
- парфюмерный гардероб нишевой парфюмерии. Наборы небольшого объема нишевой парфюмерии в зависимости от образа и стиля одежды клиента.
Шаг 3 - Анализ
После проведения большой аналитической работы подведем итоги:
- отбросить направления, которые уже не выглядят прибыльными: большое количество крупных игроков
- отбросить направления, где высокий порог входа, если у вас нет достаточного капитала для входа на данный рынок
- отбросить направления, которые уже вышли за рамки тренда развития рынки и отстают
- отбросить направления, которые вам лично не подходят или вы не хотите ими заниматься
В моем случае:
Идею с B2B я почти сразу отбросила, потому что сети отказывались общаться без каких-либо рабочих прототипов. И в целом идея с парфюмерным гардеробом привлекала меня больше.
Шаг 4 - формирование гипотез бизнес-концепций на проверку
С оставшимися бизнес-моделями и направлениями можно побрейнштормить еще, наложить результаты исследования покупателей и сформировать гипотезы бизнес-моделей, которые:
- имеют рынок
- имеют небольших конкурентов
- удовлетворяют реальную боль клиентов
- можно решить проблему клиента нестандартным способом
По результатам сформировать бизнес-канвасы моделей и выбрать несколько для проверки на MVP
Шаг 5 - проверка гипотезы
И как же проверить гипотезу?
Если вы до этого все сделали правильно, то сделать абсолютно ненужный продукт у вас вряд ли получиться, хотя...
Теперь нужно будет искать продающие каналы и правильно подсвечивать ценности продукта, чтобы продавать.
- Сделать MVP - минимальный продукт: лендинг, страницы в ИГ, группа в ВК, группа в ФБ, объявления на маркетплейсах объявлений
- Начать приводить трафик
- Смотреть, как покупатели реагируют на ваш трафик
- Корректировать каналы и продажные предложения
- Делать первые продажи и активно брать обратную связь у клиентов - тем самым дорабатывая продукт и оттачивая его каналы продаж
В моем случае,
Я сделала страничку в Инстаграме, который планировала продвигать через Reels. Также сделала анонс по продажам в своих личных социальных сетях. Это уже дало первый поток клиентов.
P.S
Какой-то единой схемы бизнеса не существует, но чем раньше вы будете понимать рынок, конкурентов, своих покупателей, тем раньше вы будете делать именно тот продукт, который нужен рынку и который он замечает.
Поделитесь в комментариях своим алгоритмом или историей создания продукта.
В моем случае:
А что в итоге стало с парфюмерным проектом?
Проект я попробовала, но потом посчитала детально юнит-экономику, и поняла, что операционки много, а прибыли мало. Поэтому после подтверждениям гипотез или даже раньше - желательно уже считать экономику и смотреть, сможете ли вы в данном бизнесе заработать нужную вам сумму.