Продуктовые гипотезы

Продуктовые гипотезы

В этом лонгриде вы узнаете:

  • что такое гипотеза, продуктовая гипотеза
  • для чего она нужна
  • как её формулировать
  • виды продуктовых гипотез
  • какую пользу от гипотезы можно получить

Итак, согласно Википедии мы знаем, что Гипотеза — предположение или догадка, утверждение, которое, в отличие от аксиом, постулатов, требует доказательства или эксперимента.

Продуктовая гипотеза — это предположение или догадка, как будет меняться продукт в зависимости от дальнейших действий.

К примеру, у вас приложение по доставке цветов. вы решили, чтобы увеличить выручку, нужно добавить функцию — шоколад к цветам, чтобы покупатель мог дозаказать к цветам коробку шоколадных конфет или плитку шоколада.

Но как вы поймёте, что эта функция действительно нужна людям? Как определите, что она даст рост вашему продукту? Как измерите эффективность? Первое, что надо сделать, — сформулировать гипотезу. А далее ее проверить через эксперимент.

Или другая ситуация. Вы хотите выпустить на рынок новый продукт. Но есть много причин, почему он может не взлететь. Самая популярная — продукт просто не нужен рынку. Чтобы не тратить бюджет, продуктовые команды проверяют востребованность нового продукта ещё до написания кода, и для такой проверки тоже нужна гипотеза.

Для чего нужна продуктовая гипотеза?

Четко сформулированная гипотеза помогает структурировать процесс продуктовой разработки. Вы не просто говорите: “А давай добавим эту функция, мне кажется она понравится нашим пользователям”. Вы формулируете гипотезу и дальше проводите эксперимент и делаете вывод, исходя из результатов.

Как сформулировать гипотезу?

Гипотеза должна быть максимально четкой. Чем конкретнее гипотеза, тем результативнее будет её проверка.

Чтобы упростить создание гипотез, нужно ответить на несколько вопросов:

  • Что хотим поменять в продукте? (новая функция, изменение дизайна, изменить логику регистрации и т. д.)
  • Какая продуктовая метрика должна измениться после проработки первого пункта?
  • Кто будет целевой аудиторией данного эксперимента?
  • Насколько мы предполагаем изменение нужной метрики?
  • За какой период мы получим результат?

Формул формулирование гипотез много. Предлагаю использовать универсальную:

«Если я <описать изменение>, то это улучшит пользовательский опыт <сегмент пользователей> и <метрика> увеличится на X% за период Y».

Как видно из формулы, у правильно сформулированной гипотезы есть пять компонентов:

  • Описание изменений: что конкретно хотим изменить.
  • Сегмент пользователей: для кого делаем.
  • Метрика: как будем измерять успех.
  • Масштаб изменения метрики: какое изменение будем считать успехом.
  • Период изменения метрики: как долго будем вести подсчеты.

Вернемся к доставке цветов и шоколада.

Если я <предложу продуктовой команде добавить фичу шоколад к цветам>, то это улучшит пользовательский опыт <мужчин, у которых есть 2-я половинка и которые хотят порадовать свою женщину> и <выручка> увеличится на 15% за 3 месяца.

Виды продуктовых гипотез.

Верхнеуровнево гипотезы можно разделить на:

  • гипотезы по продукту — если вы создаете новый продукт, вам необходимо проверять жизнеспособность всей идеи в вашем контексте.
  • гипотезы фичи — у вас уже есть продукт, целевая аудитория, продажи, финансовая и продуктовая аналитика и вам требуется нужно понять, стоит ли добавлять новую фичу.

Детально, на гипотезы:

  • привлечение новых пользователей (тестирование каналов поиска новых пользователей)
  • активации привлеченных пользователей (пользовательский опыт внутри продукта)
  • удержания (способы сохранения клиентов, которые уже были на сайте)
  • виральности (привлечению новых клиентов с помощью нынешних)
  • ценности (ценностные предложения для разных сегментов, основанных на проблемах и ключевых “работах” пользователей)
  • бизнес-гипотезы (оптимизация бизнес-процессов)

Какая польза от гипотез?

Вы не допустите ошибок, связанных с разработкой продукта или фичи не отвечающем рынку или “работам” потенциального пользователя вашего продукта или потерей времени на проверку идей без фокусировки, когда вы проверяете идеи, лежащие на поверхности (внешний вид, неосновные функции) вместо ключевых (спрос, ценность) .

После тестирования гипотезы нужно собрать результаты и сделать вывод, целесообразно ли внедрять изменения или запускать новый продукт.

О том, как можно протестировать гипотезу, вы узнаете в следующем лонгриде!

1010
2 комментария

хорошая статья. автор молодец. респект от коллег