Таможенные посты на границе Китая с Казахстаном: какой выбрать российскому импортеру

Объем грузов и техники, доставляемых в Россию из КНР через Казахстан, растет. Для тех, кто разрабатывает логистические маршруты самостоятельно, мы собрали информацию по пяти существующим таможенным «воротам» из Китая в Казахстан, и рассказываем о специфике каждого.

Таможенные посты на границе Китая с Казахстаном: какой выбрать российскому импортеру

Когда-то здесь пролегала северная ветка Великого Шелкового пути, по которой торговцы шли из Китая на Ближний Восток или в Индию. А сегодня по территории Казахстана проходят 13 международных транспортных коридоров: восемь автомобильных и пять железнодорожных. За последние 10 лет в транспортно-логистическую инфраструктуру Республики вложено более $30 млрд. Страна последовательно движется к статусу ключевого транзитного хаба Центральноазиатского региона.

И без того традиционный маршрут в текущем году показал уверенный рост объемов транзитных грузоперевозок. Так, «Ведомости» со ссылкой на биржу ATI.SU сообщают об увеличении размещенных заявок на перевозку грузов в Россию из других стран в III квартале 2024 г. на 68% в годовом выражении. При этом отмечается, что взрывной рост показателей во многом состоялся за счет заявок на перевозки из Казахстана в Россию – в III квартале их количество выросло в несколько раз.

Рост объема доставок через Казахстан фиксируют и участники рынка. По данным компании «Деловые линии», которую цитируют «Ведомости», он вырос на 17% в третьем квартале. А согласно отчету ГК «Техавто», по итогам первого полугодия 2024 года доля импорта грузовой техники из КНР в Россию транзитом через Казахстан увеличилась с 34% (январь-июнь 2023 г.) до 43% (январь-июнь 2024 г.).

Основная причина приоритетности транзита через Казахстан чисто географическая. Современные транспортные маршруты, проходящие через Республику, обеспечивают кратчайшие расстояния для перевозок грузов и техники из КНР, что значительно сокращает сроки доставки и экономит бюджет. Ситуационно на выбор автоперевозок через Казахстан влияют санкционные ограничения и вызванные ими проблемы с платежами, а также сезонная перегруженность железнодорожной и портовой инфраструктуры в РФ. У альтернативных точек выхода из Китая (Монголия, Кыргызстан, Забайкальск, Благовещенск) нередки ограничения транспортного сообщения в зимнее время.

Инициатива «Один пояс – один путь», представленная в 2013 году председателем КНР, кратно расширила логистический потенциал Казахстана и запустила глобальную модернизацию казахстанской транспортной инфраструктуры, включая реконструкцию дорог и таможенных пунктов.

Таможенные посты на границе Китая с Казахстаном: какой выбрать российскому импортеру

Краткий обзор таможенных постов

Нур Жолы (РК) – Хоргос (КНР)

Центральные ворота международного коридора «Западная Европа-Западный Китай». Самый крупный и инфраструктурно развитый, но вместе с тем – самый загруженный пост. На момент подготовки статьи, согласно данным портала CarGoRuqsat, очередь на пересечение границы занята на ближайшие 17 дней.

После выхода техники и грузов их можно поместить под процедуру «импорт 78». Она позволяет участникам ВЭД хранить товары на территории СЭЗ сроком до трех лет без оплаты таможенных пошлин, налогов и сборов. При этом выполнять с товарами необходимые операции и даже продавать их, не вывозя за пределы склада.

Здесь же расположен сухой порт Khorgos Gateway, на котором осуществляется прием/отправка поездов, перегрузка грузов из разноколейных вагонов, формирование контейнерных поездов и другое.

  • География: область Жетісу (Казахстан) – Или-Казахский автономный округ, Синьцзян (Китай)
  • Транспортный маршрут: международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай»
  • Режим работы: круглосуточно
  • Пропускная способность: 2 500 транспортных средств в обе стороны движения
  • Загруженность: очень высокая
Загруженность постов казахстанско-китайской границы. 
Скриншот страницы портала CarGoRuqsat 2 декабря 2014 г. 
Загруженность постов казахстанско-китайской границы. Скриншот страницы портала CarGoRuqsat 2 декабря 2014 г. 

Майкапчагай (РК) – Зимунай (КНР)

Самый северный из пяти казахстанско-китайских пунктов пропуска, но самый восточный в европейской системе маршрутов. В ходе официальной встречи в октябре 2024 года между руководителями приграничных таможенных органов Казахстана и КНР достигнута договоренность об увеличении количества перемещаемых автотранспортных средств. В настоящее время производится работа по модернизации – здесь появятся два СВХ и новый терминал, а территория поста будет расширена.

Самое короткое транзитное плечо к городам Сибирского федерального округа. Автоперевозка грузов до ближайшего российского таможенного поста Горнякский займет всего два дня.

  • География: Восточно-Казахстанская область (Казахстан) – округ Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района (Китай)
  • Транспортный маршрут: европейский маршрут E127 (Омск-Майкапчагай)
  • Режим работы: 08:00-20:00
  • Пропускная способность: 200 транспортных средств

Бахты (РК) – Пакиту (КНР)

Второй таможенный пункт на востоке Казахстана с более чем 200-летней историей. Сегодня здесь также ведут работы по модернизации и техническому дооснащению. Начато строительство новой железнодорожной линии Бахты-Аягоз, которую планируют ввести в эксплуатацию в 2027 г. По прогнозам специалистов это увеличит пропускную способность между Казахстаном и Китаем до 48 млн тонн и разгрузит южные пункты пропуска. В ближайших планах – открытие сухого порта.

Как и предыдущий таможенный пост, обеспечивает быструю доставку в города Сибири.

Через таможенный пост Бахты за первые 6 мес. 2024 года вышла половина всей грузовой техники, доставляемой из Китаю в Россию через Казахстан.

  • География: область Абай (Казахстан) – Чугучакский округ Или-Казахской автономной области, Синьцзян (Китай)

  • Транспортный маршрут: автомагистраль Таскескен – Бахты является частью международного коридора Берлин – Москва – Екатеринбург – Алматы – Таскескен – Урумчи

  • Режим работы: 08:00-20:00

  • Пропускная способность: 200 транспортных средств

  • Загруженность: низкая

Калжат (РК) – Дулата (КНР)

В 2017 году здесь открылся современный таможенно-логистический центр с неплохой технической оснащенностью. Расположенный недалеко от Хоргоса (южнее всего на 70 км, если считать по прямой) этот пункт пропуска сегодня является вторым по загруженности – чтобы забронировать очередь на CarGoRuqsat, придется ждать в среднем 7-10 дней.

  • География: Алматинская область (Казахстан) – Синьцзян-Уйгурский автономный район (Китай)
  • Транспортный маршрут: международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай»
  • Режим работы: 08:00-20:00
  • Пропускная способность: 500 транспортных средств
  • Загруженность: высокая

Достык (РК) – Алашанькоу (КНР)

Южный пограничный пункт с железнодорожным и автомобильным КПП. Работы по реконструкции закончены: в 2023 г. введен в эксплуатацию инспекционно-досмотровый комплекс «Достык-железнодорожный», в 2024 г. открыт СВХ «Dostyk Customs Service». Именно в этом месте, известном также как Джунгарские ворота, когда-то проходила одна из веток Великого Шёлкового пути.

  • География: область Жетісу (Казахстан) – Синьцзян-Уйгурский автономный район (Китай)
  • Международные железнодорожные пути: Северный коридор
  • Режим работы: 08:00-20:00
  • Пропускная способность автомобильного КПП: 500 транспортных средств
  • Пропускная способность ж/д станции: 28 млн тонн грузов в год (запланировано увеличение до 35 млн тонн в год)
  • Загруженность: средняя

Какой пост выбрать?

Развернутый комментарий начальника отдела таможенных операций группы компаний «ТехАвто» Сергея Непорожнего мы систематизировали и получили удобную сравнительную таблицу.

Таможенные посты на границе Китая с Казахстаном: какой выбрать российскому импортеру

Итак, что мы имеем в сухом остатке. Таможенные посты на казахстанско-китайской границе можно условно разделить на восточные (Майкапчагай, Бахты) и южные (Нур жолы, Калжат, Достык). Первая группа идеально подходит для максимально быстрой доставки грузов в Сибирский Федеральный округ и города Урала, и далее на Москву. В том числе благодаря меньшей загруженности самих постов, – в отличие от южных, которые несмотря на бóльшую пропускную способность, как правило заняты на много дней вперед.

Из второй группы с весомым преимуществом выделяется Хоргос, достоинства которого очевидны. От преференций Свободной экономической зоны до круглосуточного режима работы, от отличного состояния дорог до мягкого климата в зимний период. Хоргос очень удобен для транспортировки техники и грузов в Центральную, Западную и Южную часть России.

Таможенные посты на границе Китая с Казахстаном: какой выбрать российскому импортеру

Важно понимать, что самостоятельно решить все вопросы по выходу грузов и техники с границы, а также их таможенному оформлению бывает проблематично. В том числе из-за специфики прохождения таможенных процедур. Поэтому если вы задумаетесь о транзитных грузоперевозках через Казахстан, найдите консультанта на казахстанском рынке, а еще лучше местную логистическую компанию с надежной репутацией.

Екатерина ЛАЗАРЕВА, Сергей ДУРАЧЕНКО («Техавто»), ноябрь-декабрь 2024

Для консультации по вопросам таможенного оформления или экспедирования груза из Китая напишите websales@tehauto.com или позвоните +7 (499) 290-90-60

Подписывайтесь на новости и публикации «Техавто» https://t.me/tehauto95

22
Начать дискуссию