В очередной раз поднимем тему «Wildberries или иной маркетплейс блокируют/наказывают за претензию или обращение в суд?»
Рассмотрим недавнюю ситуацию с маркетплейсом Wildberries (далее — WB), которая происходила в марте 2023 года и была на слуху у всех селлеров маркетплейсов и владельцев ПВЗ ситуации с блокировками от WB личных кабинетов из-за претензий и судов в виде точечно присланных уведомлений селлерам и владельцам ПВЗ о расторожении договора о дальнейшем сотрудничестве, однако после встречи с госорганами точечные рассылки таких уведомлений прекратились.
Теперь новостей о том, что WB разрывает оферту с компаниями, которые обращаются с претензиями или в суд, больше не появляются, поскольку после встречи WB с госорганами с 21 марта 2023 года все с кем ранее был расторгнут договор были восстановлены.
Об этом в частности мы писали у нас на канале, где клиенту разблокировали личный кабинет после уточнения о причинах блокировки с уведомлением о том, что в случае не разблокировки будут обращения в инстанции и также в суд: ознакомиться.
Также дополнительная информация об этом: ознакомиться.
Как мы уже говорили ранее, с 04 мая 2023 года, есть подробный перечень оснований для блокировки пользователя. После марта 2023 года никого не блокировали и не блокируют, за редким исключением тех, кто действительно грубо нарушает правила портала WB.
Напоминаем перечень причин для блокировки. Вас могут заблокировать.
На момент настоящей публикации от 21.06.2023 года действует редакция оферты WB от 06.06.2023 года для РФ.
Текстовая выдержка из редакции оферты WB от 06.06.2023 года для РФ:
___________________________________
9.9. Блокировка и удаление личного кабинета Продавца.
9.9.1. Вайлдберриз вправе в случаях, предусмотренных Договором, заблокировать или удалитьличныйкабинет Продавца. Удаление Личного кабинета Продавца признается отказом Вайлдберризотисполнения Договора, если Договор был заключен до такого удаления.
9.9.2. Вайлдберриз вправе удалить Личный кабинет Продавца в случае:
9.9.3. если в течение 3 месяцев до момента такого удаления Вайлдберриз не реализовало ТоварПродавца, у Вайлдберриз на момент расторжения Договора отсутствуют денежные обязательстваперед Продавцом, и Продавец не уплачивал Гарантийный взнос;
9.9.4. неоднократного размещения на Портале предложений о продаже товаров, относящихся к запрещенным, согласно Перечню запрещенных товаров, или реализации таких запрещенныхтоваров посредством размещения Карточек Товаров, не относящихся к запрещенным;
9.9.5. отказа любой из сторон от исполнения Договора или расторжения Договора по инымоснованиям.
9.9.6. Блокировка личного кабинета Продавца может быть осуществлена в следующих формах:1) лишение Продавца технической возможности управлять, создавать, изменять, удалять информацию или совершать иные действия на Портале в отношении любых, несколькихили всех Карточек Товара,2) блокировка для Продавца части функционала Портала,3) блокировка доступа Продавца на Портал.
9.9.7. Продавец вправе с использованием Портала направить в Вайлдберриз обращение овосстановлении заблокированного личного кабинета при условии устранения им нарушений.9.9.8. Вайлдберриз вправе заблокировать личный кабинет Продавца на Портале в случае:
1) повторного нарушения любой из обязанностей Продавца при размещении КарточкиТовара, предусмотренных пунктом 9.2.3, или нарушения гарантий соблюдения законодательства, предусмотренных пунктом 9.2.7;
2) обещания Продавцом денежного или иного вознаграждения за предоставлениепокупателем отзыва о приобретенном Товаре (пункт 9.3.1);
3) повторного нарушения (здесь и далее в настоящем пункте под нарушениемпонимаетсянеисполнение или ненадлежащее исполнение) Продавцом обязанности по соблюдениюперечисленных в п. 9.3.3 условий предоставления ответов на вопросы и отзывовоТоваре;
4) нарушения обязанности по предоставлению ответов на отзывы покупателя, предусмотренной пунктом 9.3.5, или условий использования чата с покупателем, предусмотренных пунктом 9.3.6;
5) если обращение правообладателя не было рассмотрено Продавцом в порядке, предусмотренном пунктом 9.4, а также в случае подтверждения возможности нарушенияв карточке Товара Продавца исключительных прав правообладателя или непредоставления Продавцом документов, однозначно подтверждающих отсутствиенарушения исключительных прав правообладателя;
6) в случае нарушения предусмотренных пунктами 9.5.1 – 9.5.4 обязанностей Продавцапопредоставлению документов;
7) если Рейтинг доставки Продавца составит ниже 95% или Рейтинг продавца составит менее 4 (четырёх целых);
8) нарушения обязанностей, предусмотренных пунктом 9.6.2, или совершения мнимых и притворных сделок в отношении Товаров с использованием Портала;
9) использования Продавцом способов автоматической интеграции с Порталом, кроме разрешенных в соответствии с п. 9.10.2.
10) в иных случаях, когда действия Продавца по использованию Портала нарушают законодательство, существенно нарушают условия Договора, приводят к возникновениюу Вайлдберриз убытков или ущерба деловой репутации.
___________________________________
Касаемо "8) нарушения обязанностей, предусмотренных пунктом 9.6.2, или совершения мнимых и притворных сделок в отношении Товаров с использованием Портала;", важно учитывать, что выигранное вами дело в суде, наоборот защищает вас от блокировки, так как суд прямо указывает в решение, что вы не совершали подобных действий.Подробнее об этом - ознакомиться 1, ознакомиться 2, ознакомиться 3.
Касательно "10) в иных случаях, когда действия Продавца по использованию Портала нарушают законодательство, существенно нарушают условия Договора, приводят к возникновениюу Вайлдберриз убытков или ущерба деловой репутации.", ничего с вами также не случится, если вы ЛИЧНО не начнёте наносить ущерб деловой репутации Вайлдберриз. Подача и даже выигрыш дела в суде не наносит ущерба деловой репутации.
Таким образом, WB не заблокирует и не накажет вас за подачу и даже за победу в суде если Вы действительно грубо не нарушали правила портала WB, однако даже если Вы нарушали, помимо предоставления Вам как селлеру или владельцу ПВЗ, WB помимо текстовых утверждений, также должны доказать обоснованность штрафов и удержаний согласно также принципам разумности и соразмерности, поскольку никто не отменял презумпцию невиновности, действие статьи 49 Конституции РФ и статьи 401 ГК РФ.
Даже скидку постоянного покупателя (далее - СПП) не отнимет навсегда, однако может приостановить СПП на срок не более 21 дней (иногда WB находит повод приостановить СПП на более длительный срок в случае грубых нарушений), поскольку предоставление СПП это не обязанность WB, а лишь право, поэтому некие опасения селлеров также можно понять, т.к. СПП для многих селлеров это самое важное, поэтому мы честно об этом уведомляем, а также максимально прозрачно и подробно излагаем порядок действий и описываем судебный порядок для принятия окончательного решения - обращаться с жалобой в Комиссию при Минпромторге или же в суд, поскольку мы никого не подталкиваем обращаться суд, поскольку наша цель помогать в урегулировании возникших разногласий.
Однако, если судебная практика по многим ситуациям на стороне селлеров и владельцев ПВЗ, то это не означает, что можно нарушать правила портала WB и мы ни в коем случае не призываем нарушать, а также не поддерживаем нарушения и в сторону WB, поскольку мы выступаем за добросовестность участников гражданских правоотношений согласно ст. 1, 10 ГК РФ (ниже выдержка из ГК РФ в редакции на момент настоящей публикации):
Поэтому в момент штрафов и удержаний не проявляйте излишние эмоции и помните, что Вы такой же участник гражданских правоотношений наравне с WB и действуйте лучше в рамках права, вместо чрезмерной эмоциональной составляющей, т.е. спокойно, без паники, без угроз приехать и разгромить офис и т.д., а в рамках законодательства, как минимум обратившись для начала с уточнением ситуации с помощью мотивированных замечаний на отчёты, УПД и т.д. или с помощью претензии, жалобы в инстанции или через суд, поскольку излишние эмоции могут лишь усугубить ситуацию не в вашу пользу, особенно если эмоции в этот момент будут неконтролируемыми.
Таким образом, WB не является "абсолютным злом" также как и иные маркетплейсы, именно поэтому необходимо проявлять взаимоуважение, поскольку WB также как и иные маркетплейсы также предоставляет Вам возможность вести дистанционную деятельность в виде предоставления услуг и ведения торговой деятельности определёнными товарами посредством порталов маркетплейсов и их различных приложений.
________________________________________
❗Если Вы продавец и у вас есть штрафы или иные причины для спора с Wildberries (ООО "Вайлдберриз"), то главное первым делом не забывайте направлять мотивированные замечания согласно Оферте Вайлдберриз, этим вы упростите дальнейшее ведение дела для юриста. Подробнее с образцом мотивированных замечаний можно ознакомиться на канале:
Правовая помощь для Партнеров Wildberries.
Данная публикация основана на личном мнении юриста и не имеет цель нанесения вреда чей-либо репутации.
💼 Если Вы продавец и у вас есть штрафы или иные причины для спора с Вайлдберриз — обращайтесь.
⚖ Наша досудебная, судебная практика и благодарности — ознакомиться.
С уважением, Партнёрское объединение ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ.