Эстафета бизнес-моделей...
Я люблю изучать и анализировать графики. Иногда они заменяют тысячи новостных сводок, слухов, и аналитических статей. А иногда, они даже могут символизировать целые эпохи или показывать как они заменяют друг друга.
Один из таких примеров график цен на акции компании Blockbuster и Netflix в 2002-ом году.
Всем известная Netflix, тогда еще молодая компания, вышла на IPO в Мае, 2002 года.
Акции Blockbuster, лидера рынка проката/аренды DVD дисков с фильмами, как раз достигли своего пика около того периода. Если помните в 2000-е годы диски были очень популярными и продавались везде.
Что было потом мы все знаем... Netflix дисраптнул (от слова disrupt) бизнес-модель Blockbuster, посредством введения возможности смотреть фильмы онлайн. А огромный Титаникоподобный Blockbuster не успел, или не додумался (или возможно даже не поверил в срочную надобность), изменить свою модель и канул в небытие обьявив немногим позже свое банкротство.
Для справки, со дня своего IPO акции Netflix выросли на 18,093% что эквививалентно росты одного инвестированного доллара в 180 раз (на пике было ~55,000%).
Пожалуй из этой истории можно извлечь два урока:
1. Как профессионалу своего дела - Если хотите оставаться на плаву и быть успешным, то не будьте как Blockbuster - постоянно ищите возможности для улучшения своих компетенции, навыков, образования, опыта, силы духа и тд.
2. Как инвестору - ранние инвестиции в компании которые быстро растут, меняют старые модели потребления и создают новые растущие рынки, являясь лидерами в этих рынках могут принести хорошие дивиденды в будущем.
THE END.
P.S.: Этот пост не является рекоммендацией бежать отменять свою подписку на Netflix и инвестировать эти деньги в акции этой компании.