Цифровые бизнес-платформы поглощают мир
Изобретение и развитие интернета способствовали созданию цифровых бизнес-платформ которые сейчас поглощяют мир:
- Например, Google получает более 80% от своей выручки от рекламы на своих площадках (google search & youtube)
- Amazon контролирует ~45% онлайн торговли в США (почти) не имея своих магазинов
- У Uber и Yandex.Taxi - (почти) нет машин-такси
- У и Airbnb - нет своей арендной недвижимости
- Instagram , TikTok и YouTube - не создают контент
- Udemy и Coursera - заточены на продажу чужих курсов
- Площадки вакансии для фрилансеров Fiverr и Upwork - не создают вакансии и задания
- Площадка для рукодельных изделии Etsy - не продает свои товары
Платформы продолжают захватывать новые сферы деятельности потребителей, новые страны, доли на рынке и новые нишы. И КЗ не остался в стороне:
- У Kolesa Group и Krisha - нет машин и кв
- У Kaspi.kz travel - нет своих авиалинии
- Kaspi market - (почти) не продает свои товары
- OLX Group - не продает свои услуги и продукты
- У агрегаторов доставки еды таких как Chocofood - (насколько я знаю) нет своих ресторанов
- Так же из новых успешных решении на базе платформы есть Onefit, Satu, СТОgram, Easytap и т.д.
Некоторые компании со временем успешно выстраивают целые экосистемы состоящих из нишевых платформ, которые потом укрепляют их конкурентное преимущество над конкурентами и создают высокие барьеры для входа новым игрокам.
Но это уже другая история.