Не хватает квалифицированных "продажников"
С какими сложностями сталкивается HR при подборе менеджеров по продаже металлопроката?
Продажа изделий металлопроката – узкая специализация, для которой нужны специфические знания о рынке. Только 1 из 20 кандидатов имеет техническое образование или ранее работал с металлом. Чаще на вакансию откликаются соискатели, которые имеют опыт в продажах и хотят сменить отрасль. Около 70% кандидатов на вакансию менеджера по продажам не имеют релевантного опыта ни в работе с металлопрокатом, ни в продажах.
Вторая сложность – частые увольнения на начальном этапе. Это происходит по нескольким причинам:
1. Неверная оценка кандидатом собственных сил: необходимо обладать коммуникационными навыками, математическим складом ума, находчивостью, понимать теорию оправданного риска;
2. Нежелание кандидата тратить более трех месяцев на обучение;
3. Финансовые обязательства, которые не позволяют в течение первых двух месяцев работы ориентироваться преимущественно на оклад.
Кандидаты, которые адекватно оценивают свои возможности и осознанно подходят к принятию решения о выходе на работу, успешно преодолевают адаптационный барьер и остаются в компании на долгие годы. Одной из главных задач нашей компании является выращивание собственных кадров и предоставление сотрудникам возможностей для карьерного роста. Представительства в Казахстане, Белоруссии, Киргизии и около 80 филиалов в России возглавляют менеджеры, обученные в компании.
Сколько длится обучение нового специалиста?
В нашем каталоге более 5000 категорий товаров. Если мы берём сотрудника без опыта работы в сфере металлопроката, то его обучение длится примерно 3-6 месяцев в зависимости от базового образования и навыков.
Какие ошибки делают начинающие специалисты и как компания помогает их исправить?
В основном начинающим специалистам в продажах не хватает коммуникационных навыков. Новички боятся задавать вопросы, чтобы максимально точно попасть в потребности клиента. Каждый покупатель требует индивидуального подхода: звонок или переписка, тон общения, частота взаимодействия – всё это довольно сложно уловить начинающим. Также только с опытом появляется умение справляться с эмоциями и отсутствие монотонности в общении.
Чтобы устранить коммуникационные барьеры, мы приглашаем эксперта по продажам, который в формате мастер-класса обучает наших сотрудников техникам продаж. Более опытные коллеги помогают новичкам с выстраиванием коммуникаций: отвечают на вопросы о взаимодействии с клиентами и сортаменте, просматривают переписки и делают замечания.
При каких обстоятельствах на обучение могут отправить уже опытного сотрудника?
Опытные сотрудники тоже обучаются у экспертов. Для них полезны мастер-классы по новым техникам продаж. По умолчанию все опытные сотрудники учат сортамент новых товаров.
Сколько стоит для компании обучить нового сотрудника?
Стоимость обучения составляет от 30 до 100 тысяч рублей в месяц на сотрудника в зависимости от начальных навыков и образования.
Приглашаете ли вы коучей или обходитесь своими силами? Почему вы приняли такое решение?
На постоянной основе обучают именно наши опытные сотрудники. Руководители лично принимают участие в обучении, передавая свой опыт и ценности компании. Но новые и уникальные знания помогают получить приглашенные эксперты. Благодаря этому полезные знания получают и новички, и более опытные специалисты.
Как проходит обучение? Чему учат в БВБ-Альянс?
Обучение проходит в нашем офисе еженедельно для части сотрудников или для всех, в зависимости от темы.
Полный цикл обучения менеджеров по продажам делится на несколько этапов:
1. Сотрудника знакомят с товарами и сортаментом на нашем сайте, выдают скрипты общения, показывают кейсы продаж. Первую неделю новичок учит информацию, записывает и следит за работой старшего менеджера: слушает и читает диалоги с клиентами, изучает сложные кейсы;
2. Через неделю под руководством наставника начинается общение с клиентами в чате и обработка заявок;
3. Примерно через месяц менеджер под присмотром наставника начинает принимать заявки по телефону. Старший менеджер прослушивает звонки и разбирает с новичком ошибки;
4. На второй месяц работы начинающий специалист работает самостоятельно, но у него всегда есть возможность проконсультироваться у опытных коллег;
5. Спустя 2 месяца работы менеджер по продажам сдает внутренний экзамен на знание нашего сортамента товаров, филиалов, основных производителей.
В дополнение к профильным навыкам всех сотрудников обучают софт скиллам: как сохранять мотивацию, не выгореть на рабочем месте, улаживать конфликты и так далее.
Как мотивировать всех сотрудников посещать лекции?
Наши сотрудники без малейшей сторонней мотивации посещают лекции. Мы стараемся подбирать только те темы, которые будут полезны в работе и жизни. Лекции длятся всего час-полтора и не успевают наскучить.
Какие аспекты вы считаете наиболее важными при общении с клиентами? Почему?
Очень важно понимать, что все люди разные. Мы привыкли жить в своем социальном пузыре, а менеджерам по продажам приходится сталкиваться с людьми из разных регионов России, с разным менталитетом, должностями, возрастом. Важно уметь находить подход, быть эмпатичным, сохранять позитивный настрой и стремиться четко попасть в цели заказчика. И конечно, важно знать нишу бизнеса и не переставать учиться.
Правда ли, что научить продавать металл можно кого угодно? Сможете ли вы научить совсем не профильного специалиста?
Чаще всего мы этим и занимаемся. Все-таки металлопрокат не часто встречается в жизни многих людей. Очень важны желание и мотивация нового сотрудника, а также правильный подход к обучению. Здорово, что даже после конца обучения коллеги всегда подскажут и направят новеньких в нужное русло.
Эксперт:
Левицкая Анастасия Анатольевна
HR-специалист «БВБ-Альянс»