Нерайский остров: мифы про развитие бизнеса на Бали

Для россиян Бали стал своего рода американской мечтой. Стремясь закрепиться на райском острове, люди пытались воплотить здесь свои бизнес-идеи — а после февральских событий интерес к релокации компаний на Бали вырос в разы. Управляющий партнер компании PLA Евгений Авдеев — о том, почему это плохая идея, что выбирать вместо Бали и есть ли отрасли, для которых эта локация все же подходит.

Нерайский остров: мифы про развитие бизнеса на Бали

Первая и главная причина не открывать бизнес на Бали — тот факт, что вы окажетесь очень далеко от деловой жизни Индонезии. Вся деловая активность страны сосредоточена на Яве, и запустить проект на Бали — это почти то же, что в России выбрать Красную Поляну (конечно, если не брать туристический сегмент). Да, Поляна — популярное место, сюда стекаются предприниматели со всей страны, здесь можно найти интересные связи — но точно не приземлять свою компанию.

Главные деловые центры Индонезии — это Джакарта и Сурабайя, и оба находятся на Яве. Есть и другие локации, «заточенные» на конкретные отрасли: если мы говорим про текстиль, то это регион Бандунга, производство — Маланг. Но чем ближе к центру Джакарты, к улицам Мега Кунинган и Судирман, тем престижнее для вас. Изучая вашу визитку, индонезийцы первым делом смотрят на адрес компании, прикидывая, как далеко это от центра. И даже открыться где-нибудь в Богоре или в Депоке, то есть совсем рядом с Джакартой, далеко не так привлекательно, как в самой Джакарте. А компании, которые представлены только на Бали, вообще не воспринимаются всерьез.

Налоги и сотрудники

Бали проигрывает Яве не только в плане престижа, но и в части реальных возможностей для ведения бизнеса: налоговых и юридических аспектов, производства и логистики, поиска сотрудников и экспертизы. Так, на Яве расположена особая экономическая зона Батам, резидентство в которой дает право на налоговые льготы. Земля на Яве намного дешевле, чем на Бали, поэтому здесь ниже цены на недвижимость и проще запустить производство. С точки зрения логистики отправлять товары удобнее тоже с Явы, где больше морских портов и проще добираться до Малайзии и Сингапура.

Еще один аспект связан с персоналом. Например, при такой форме ведения бизнеса, как representative office, на каждого иностранного сотрудника в команде должно быть трое граждан Индонезии. А набирать в штат и тем более делать партнерами балийцев — не самая лучшая затея, поскольку часто они беспечно относятся к своим обязанностям. Конечно, можно выбрать другую форму юрлица и нанять сотрудников среди экспатов или перевезти своих. Но, во-первых, для каждого из них придется оформлять рабочую визу (а это большие расходы) а во-вторых, стоимость российского специалиста в полтора-два раза выше, чем индонезийца.

Бали для Бали

Между тем есть узкий круг направлений, для которых Бали подходит как нельзя лучше. Сюда относится все, что рассчитано на туристов и экспатов, живущих на острове: организация туров и мероприятий, производство аутентичных аксессуаров и то, чем остров знаменит больше всего — серфинг и духовные практики. Приложение для медитации, разработанное на Бали, вызовет больше доверия даже среди пользователей из других стран, чем созданное где-нибудь в США или Европе. Серфинг, духовные практики, уникальная культура — все эти составляющие формируют УТП острова. По сути, Бали — это своего рода продукт со своими конкурентным преимуществами, и если строить проект на их основе, он может стать очень и очень успешным.

С таким продуктом можно даже выходить в другие страны. Так, если вы планируете развивать бренд серф-одежды с прицелом на австралийский рынок, лучше запускаться именно на Бали, куда приезжает огромное количество туристов из Австралии. Здесь вы сможете протестировать продукт, заинтересовать аудиторию — и потом, увидев у себя дома полюбившийся бренд, люди будут его покупать.

Собственно, создавать что-то на Бали имеет смысл, если ваша цель — не сама Индонезия, а местные туристы или западный мир (второе — при условии, что ваш проект отвечает балийскому УТП). Здесь вы можете проверить гипотезы перед экспансией в другие страны и выяснить, кому больше заходит ваш продукт: европейцам, россиянам, австралийцам и так далее. Это поможет выбрать целевой рынок и понять, выстрелит там ваш проект или нет.

Но чтобы протестировать продукт перед выходом в новую страну, необязательно начинать с Бали. Множество компаний с европейскими клиентами базируются в Джакарте и Батаме, где лучше налоговый ландшафт, условия для производства и поиска сотрудников. Поэтому перед стартом необходим детальный ресерч на тему того, кто ваша целевая аудитория и как до нее лучше дотянуться.

Виллы на хайпе

Один из самых популярных иностранных бизнесов на Бали — строительство вилл для продажи и сдачи в аренду. При грамотной организации этот сегмент действительно весьма прибыльный, но с точки зрения перспектив все намного сложнее.

Новые виллы очень востребованы именно сейчас, когда Бали находится на пике своего развития (если применить к острову цикл хайпа Гартнера). Пока кривая не дошла до своей высшей точки, инвестиции в недвижимость почти наверняка отобьются. Но невозможно заранее предугадать, когда начнется падение — и есть мнение, что для Бали этот период уже не за горами: все больше интереса притягивают к себе соседние острова. Приведет ли их развитие к резкому оттоку туристов от Бали, сейчас судить сложно. Но если это случится, бизнесу по строительству вилл будет сложно мигрировать в другие локации: скорее всего, придется стартовать заново и с большими убытками.

То же самое касается и ивент-агентств. В этом плане Бали играет для Индонезии почти ту же роль, что и Сочи для России: здесь постоянно проводятся развлекательные мероприятия и другие активности, компании с Явы привозят сюда своих сотрудников на корпоративы — поэтому у такого бизнеса есть все шансы стать успешным. Но если популярность острова пойдет на спад, у вас начнутся те же трудности, что и со строительством вилл.

Крипторай под пальмами

Еще одна область, которая ассоциируется с Бали (прежде всего среди россиян) — криптовалюта. В России Бали уже несколько лет пользуется репутацией криптоострова: тут сформировалось большое русскоязычное криптокомьюнити, есть свои криптокафешки и криптотусовки — так что легко сделать вывод, что бизнес в этой нише почти наверняка взлетит.

Бали действительно уже давно притягивает к себе представителей русскоязычного криптосообщества. Сюда хорошо ехать трейдерам и инвесторам, которые хотят обмениваться опытом, здесь неплохо запускать небольшие локальные проекты — но для более амбициозных предпринимателей, для создания криптобирж и сопоставимых по масштабу инициатив находиться на Бали нет большого смысла.

Чтобы выбрать локацию для запуска проекта, в первую очередь нужно отталкиваться от целевых рынков — это касается не только криптовалюты, но и любого бизнеса. Важно смотреть на разницу в часовых поясах, на особенности налогового режима, на простоту релокации. Так, если вы целитесь на Европу или весь регион ЕМЕА, логичнее открыться в одной из свободных экономических зон Дубая. Если вы стремитесь на рынок Азии, не ограничиваясь Индонезией, то даже Джакарта не всегда будет оптимальным вариантом. Например, для IT-проектов гораздо лучше условия в Малайзии — одном из крупнейших технахабов региона, для финтеха — в Сингапуре или Гонконге.

Что касается Бали — это локация для очень узких ниш b2c-бизнеса: духовных практик, серфинга, туризма. Это направление не для Индонезии и вряд ли для Азии. Бали — в первую очередь именно для Бали.

99
2 комментария

Интересно, спасибо. Никогда не понимал зачем некоторые переезжают на Бали с бизнес-проектами, которые не касаются заработка на туристах. У них же отвратительнейшие условия для этого, геморрой на геморрое)

2
Ответить

М, да с этим трудно не согласиться)

Ответить