Создание машины, которая может думать и чувствовать — все дело в мозгах

Интервью с израильским ученым, пытающимся построить точную копию человеческого разума

Что делает нас людьми? Это главный вопрос, который на протяжении тысячелетий держал в напряжении философов, ученых и священников.

Фред ТАННО / AFP Изображение человеческого мозга, полученное с помощью позитронно-эмиссионного томографа, также называемого ПЭТ-сканированием
Фред ТАННО / AFP Изображение человеческого мозга, полученное с помощью позитронно-эмиссионного томографа, также называемого ПЭТ-сканированием

Но современная наука пытается решить эту проблему, и в самом сердце Иерусалима, в Центре наук о мозге Эдмонда и Лили Сафра Еврейского университета, профессор Идан Сегев провел десятилетия, выясняя, как именно это работает.

Йонатан Синдел/Flash90  Вид на Еврейский университет в Иерусалиме с вершине горы Скопус.
Йонатан Синдел/Flash90  Вид на Еврейский университет в Иерусалиме с вершине горы Скопус.

Йонатан Синдел/Flash90 Вид на Еврейский университет в Иерусалиме на вершине горы Скопус.

«Что такого уникального в человеческом мозгу, что делает нас людьми со всеми этими новыми способностями… говорить, запоминать, планировать будущее? Что делает мой мозг таким сложным? Это только количество клеток? Или есть что-то еще? в мозгу, который находится за пределами больших чисел? Мой ответ, безусловно, да», — сказал Сегев.

Его исследования были сосредоточены на изучении того, что это нечто другое, и его работа имела решающее значение для продолжающегося проекта Blue Brain — нейронной 3D—карты каждой клетки мозга крысы, всех 75 миллионов из них.

Карта показывает, как соединяется каждый синапс и как каждый стимул вызывает определенные реакции — короче говоря, как работает сознание.

«Некоторые люди думают, что здесь замешано что-то еще — что-то мистическое и нематериальное, что приходит в эту сложную машину и делает нас людьми. Я так не думаю… Это машина — красивая и чудесная, но все же машина, и в принципе я могу ее воспроизвести», — пояснил Сегев.

Но воспроизвести функционирующий человеческий разум на много порядков сложнее. В человеческом мозгу более 100 миллиардов нейронов, и каждый из них имеет гораздо более сложные структуры и связи, чем клетки мозга крысы. Для профессора Сегева в этом разница между поиском сыра в лабиринте и созданием реактивного двигателя или написанием стихов.

AP Photo/Matt York, File Illustrative, врач изучает результаты ПЭТ-сканирования мозга в Институте Баннера Альцгеймера в Аризоне, США.
AP Photo/Matt York, File Illustrative, врач изучает результаты ПЭТ-сканирования мозга в Институте Баннера Альцгеймера в Аризоне, США.

Поэтому профессор создает компьютерную программу, которая может имитировать человеческий нейрон, а затем масштабировать ее до полного мозга .

«Когда у вас есть математическое уравнение, описывающее биологический феномен, вы можете построить машину из этого уравнения… тогда машина сможет воспроизвести математику, которая воспроизведет биологию, тогда мы объединим машину и биологию», — отметил он.

По словам Сегева, искусственный интеллект в основе своей глуп. Он может сосредоточиться только на чем-то одном и делает это очень хорошо, но не может делать ничего другого. Святым Граалем ИИ является общий интеллект — то, что способно решать проблемы сразу по нескольким разным предметам и понимать, как и почему они связаны.

Хорошим примером является знаменитый мысленный эксперимент с ИИ под названием «оптимизатор скрепки». Возьмите ИИ с машинным обучением и скажите ему, чтобы он максимизировал количество скрепок, которые он производит. В конечном итоге он может захватить всю существующую логистику, фабрики, горнодобывающую промышленность и производство на земле для производства скрепок — к уничтожению всего остального. Это потому, что его особый интеллект может решить только первую задачу: оптимизировать скрепки. Оно не может представить себе ничего другого.

Общий интеллект понимает, почему оптимизация скрепки — плохая идея. Но по мере того, как способности ИИ решать проблемы и обучаться растут, исследователи пытаются достичь такого уровня общего интеллекта, который сделает машину действительно мыслящей, а не просто умной.

«Эта машина будет очень похожа на нас… она будет чувствовать, она будет работать, она будет разумной… она будет нашим другом», — предсказал Сегев.

Перевод с английского

137137 показов
2626 открытий
Начать дискуссию