Метавселенные: хайп или все же нет? Какому бизнесу идти туда в 2023 году?

Метаоптимисты уверены: к 2026 году каждый четвертый человек будет проводить минимум час в день в одной из метавселенных. А что виртуальные вселенные предлагают бизнесу уже сейчас? Для каких отраслей экономики они наиболее актуальны? И какие специалисты там нужны?

Музыкальный Metaverse Festival в метавселенной Decentraland. Источник: duncan.co
Музыкальный Metaverse Festival в метавселенной Decentraland. Источник: duncan.co

Игорь Трунов, автор медиаплатформы новостей и инсайдов IT-индустрии Deks, сооснователь Advisability Group, резидент бизнес-сообщества «Эквиум».

Ставка на виртуальную реальность

За три года Meta (признана экстремистской в РФ) вложила в развитие метавселенной и VR 36 млрд долларов. И хотя в 2022-м акции компании упали на 70%, Марк Цукерберг не сомневается в ее перспективах.

Оптимисты уверены, что к 2026 году четверть населения — в первую очередь миллениалы и зумеры — будет проводить не менее часа в день в одной из метавселенных — для работы, развлечений или покупок. Согласно отчету, 70% лидеров мнений считают, что они заменят соцсети и станут неким 3D-слоем интернета.

Не все так оптимистичны. Но уже сейчас очевидно, что метавселенные предлагают новые социальные и финансовые инструменты.

Что можно в метавселенных прямо сейчас?

Метавселенная — цифровая среда, где люди взаимодействуют друг с другом и с разными объектами через цифровые аватары. То есть вход в нее открывается через VR- и AR-гаджеты, а не экраны компьютеров.

По последним данным, над проектами метавселенной работает более 10 000 человек. Таким образом, она уже создает рабочие места.

В метавселенной уже есть цифровая недвижимость и арт-галереи, а разные страны создают в ней офисы и представительства. Например, в начале 2023-го Барбадос планирует открыть первое в мире посольство в метавселенной Decentraland. А островное государство Тувалу анонсировало создание цифровой копии, т. к. опасается затопления из-за роста уровня моря. Возможно, Тувалу станет первым в мире цифровым государством.

Есть в метавселенной и уникальные цифровые активы NFT — это и виртуальные, и реальные предметы коллекционирования. Некоторые называют NFT цифровым ключом к разблокировке метавселенной.

Каким бизнесам стоит задуматься о решениях для метавселенных прямо сейчас?

Аналитики говорят, что в этой сфере формируется несколько направлений: коммерческое, образовательное, развлекательное и производственное. По их мнению, рыночный потенциал виртуальных вселенных к 2024 году составит 800 млрд долларов. Другие оценивают объем отрасли в 1 трлн долларов и делают ставку на сегменты электронной коммерции, оборудования, цифровых событий, рекламы, игр и развлечений.

Кто в России уже смотрит в сторону виртуальной вселенной:

  • «М. Видео» запустил магазин электроники в метавселенной Roblox,
  • девелопер Hutton знакомит клиентов с архитектурой будущего в собственной метавселенной,
  • правительство Петербурга изучает возможности простых учетных систем в виртуальном пространстве.

В сфере образования эта концепция сделает обучение интереснее. Например, пользователи смогут перенестись в прошлое или в VR-форме изучить природу любого уголка земного шара.

Все больше брендов рассматривают ее как новую площадку для продвижения товаров и привлечения покупателей. Gucci, Zara и другие известные бренды представили коллекции в метавселенных, причем некоторые созданы исключительно для виртуального мира и не имеют физического воплощения.

В этом пространстве создаются NFT-галереи, где авторы выставляют цифровые работы для просмотра и продажи.

NFT, или невзаимозаменяемые токены, — это уникальная единица данных в блокчейне. Их можно связать с цифровыми и физическими объектами, чтобы обеспечить доказательство права интеллектуальной собственности. Художникам, например, это позволяет получать гонорары от всех вторичных продаж своих работ.

5 сфер для применения NTF

NTF-искусство: на аукционах можно купить или продать цифровые версии работ Уорхола, Дали, Бэнкси в виде NFT-токена. Кроме того, художники современные художники создают NFT-объекты, которые продают такие старинные аукционные дома, как Sotheby’s.

Недвижимость: уже есть примеры, когда реальные объекты недвижимости были проданы как NFT.

Ивенты: спортивные, музыкальные и другие.

Музыка: на аукционах выставляются NFT-токены, к которым привязаны треки из музыкальных альбомов.

Виртуальные игры: например, можно выращивать NFT-питомцев (вроде тамагочи).

Какие специалисты нужны в метавселенной?

Метавселенная создает не только рабочие места, но и стимулирует появление новых специальностей.

Например, там уже востребованы:

  • программисты-художники по генеративным моделям, которые будут работать на стыке генеративного дизайна, программирования, инженерного творчества и автоматизированного проектирования;

  • создатели «мостов» в метавселенной — те, кто умеет переносить объекты реального мира в виртуальный и обратно;

  • специалисты по цифровому маркетингу, ориентированные на метавселенную;

  • data bounty hunters — специалисты, имеющие юридические знания и опыт интеллектуального анализа данных в метавселенной для защиты прав собственности;

  • специалисты в области кибербезопасности, способные защищать пользователей от кибератак, киберкраж, утечек данных.

С чем связан рост популярности метавселенной?

Среди очевидных на данный момент плюсов:

  • возможность создавать более интерактивную онлайн-среду: например, иммерсивные презентации продуктов в 3D или VR, что позволяет клиентам рассмотреть их до мельчайших деталей;
  • организовывать онлайн-игры, концерты, выставки, галереи, тусовки, на которых присутствуют аватары людей: такие мероприятия уже прошли в игровых средах, например, Fortnite.

Риски метавселенной

  • утечки данных на совершенно новом уровне: когда пользователи носят устройства вроде гарнитуры виртуальной реальности, организации могут собирать такие данные, как движение головы и глаз человека, считывать голос и интонации. Это позволяет в считанные секунды идентифицировать личность, ее местоположение и т. д.;
  • киберкражи;
  • атаки киберпреступников. Например, число атак на корпоративные сети увеличилось на 50%;
  • незащищенность пользователей. Кто гарантирует неприкосновенность имущества пользователю, который купил вот эту яхту The Metaflower Super Mega Yacht, существующую только в метавселенной, за 650 тысяч долларов?
Метавселенные: хайп или все же нет? Какому бизнесу идти туда в 2023 году?

Дорогое виртуальное пространство

Хотя популяризаторы метавселенной говорят о перспективах для бизнеса, рост рынка для пользователей из России и стран СНГ сдерживается высоким порогом вхождения.

Например, самый маленький виртуальный участок в раскрученной метавселенной весной 2022-го стоил от шести тысяч долларов, а в ее престижных «районах» цена доходила до 680 тысяч. Комиссия за размещение единицы товара — не менее 500 долларов.

22
реклама
разместить
2 комментария

Ну если Барбадос и Тувалу подключились, то за будущее метавселенных я спокоен )

1

"Риски метавселенной
утечки данных "
та пффф наши уже все привыкли к ним

1