{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

[FAQ] Как ИП и ООО заключить валютный договор с иностранной компанией на оказание услуг? ВЭД, налоги и валютный контроль

Всех приветствую, друзья! Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.

С 2014 г я консультирую клиентов по вопросам ВЭД (составление контрактов, прохождение валютного контроля), международного налогового планирования (личные и бизнес налоги в разных странах), криптовалюты, помогаю с подбором юрисдикции для регистрации бизнеса, а сейчас в том числе помогаю с настройкой законных схем получения платежей из-за рубежа от иностранных заказчиков и зарубежных онлайн сервисов и наоборот, оплаты за рубеж иностранным поставщикам и подрядчикам в условиях санкций.

Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед.ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач обращайтесь ко мне лично в телеграм или whatsapp, либо оставляйте заявку на моем личном сайте. Буду рад помочь!

В прошлых статьях мы с вами активно разбирали способы ведения расчетов с иностранными компаниями для россиян в текущих санкционных условиях, в частности мы разобрали юрисдикции ОАЭ, Гонконга, Сингапура, Кипра, Армении, Грузии, Киргизии и Казахстана как хабы для работы с иностранными компаниями, разобрали как принимать платежи в условиях санкций с помощью криптовалюты, через Payoneer и другие иностранные платежные системы, как принимать платежи через сервисы deel и easystaff.

Сегодня мы разберем вопросы составления валютного контракта с иностранной компанией. Речь пойдет только об услугах. В последующих статьях мы обсудим подготовку договоров поставки, лицензионных договоров и еще одну популярную категорию договоров, за составлением которых ко мне обращаются – агентские договоры (чаще всего на представление интересов иностранной компании в России или на получение комиссии за найденного контрагента для своего заказчика).

До февраля 2022 г. все было довольно просто – ко мне обращались клиенты, которым я помогал составить договор с компаниями из США, Канады, ЕС, Китая, Израиля, Сингапура, Гонконга и других стран. Далее мы получали платежи напрямую в РФ, вместе проходили валютный контроль - все было довольно просто (хотя и до февраля 2022 г. в США и UK находились компании/банки, которые не хотели платить напрямую в РФ).

Сейчас как Вы уже знаете, все сложнее – если с Китаем большинство контрактов по прежнему проводятся напрямую (с оплатой в юанях), хотя тоже не всегда (некоторые банки Китая перестали вести расчеты с РФ), то с другими популярными странами, с которыми всегда работали мои клиенты (США, Канада, ЕС, а также множество других стран, которые могут с РФ рассчитываться только в долларах или евро), сейчас существенная часть расчетов осуществляется не напрямую, чему и были посвящены многие мои предыдущие статьи.

Из-за этого договорная цепочка тоже усложнилась – если, например, у клиента есть промежуточная компания в ОАЭ и он сначала принимает платежи на нее, а потом с нее отправляет деньги в РФ, то мы, как Вы понимаете, делаем 2 договора по законодательству двух разных страх – один договор между, например, США и ОАЭ (по законодательству ОАЭ или штатов в зависимости от договоренности сторон) и второй между ОАЭ и РФ (по законодательству РФ или ОАЭ).

Если до февраля 2022 г. количество контрактов, которые я делал для клиентов, не связанных с РФ (например между компанией моего клиента из Гонконга, Кипра, Эстонии или Сингапура и его заказчиком из США/ЕС) исчислялось, как правило, не более 2-3 контрактов в месяц (все остальные контракты были так или иначе связаны с РФ), то сейчас количество контрактов, не связанных с РФ, выросло в разы.

Конкретно сейчас у нас накопился большой опыт подготовки контрактов по законодательству ОАЭ, Армении, Казахстана (в Казахстане кстати тоже есть валютный контроль, похожий на российский), Киргизии, Грузии и других стран (по законодательству Гонконга, Сингапура, а также почти неактуальных сейчас Кипра и Эстонии мы и раньше активно делали контракты).

Данному вопросу я также посвящу отдельную статью (о различиях договоров с участием РФ и без участия РФ), но сегодня речь пойдет именно о контрактах, по которым расчеты будут вестись с РФ, то есть деньги будут проходить через российские банки.

Сначала обсудим общие требования к валютным договорам на оказание услуг с иностранными контрагентами (заказчиками / подрядчиками), далее обсудим налоговые нюансы и далее кратко пройдемся по процедуре валютного контроля при получении / отправке валюты через счета в российских банках.

1. Как заключить (подписать) договор с иностранной компанией - нерезидентом (заказчиком, подрядчиком) на оказание услуг ИП, ООО, АО, самозанятому и физлицу?

Заключить договор на оказание услуг с иностранной компанией можно в следующих формах:

  • в обычной бумажной форме (возможен обмен подписанными формами через курьера).
  • через обмен сканами (полностью законный вариант в соответствии с п.2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ). То есть подписали, отсканировали – скинули контрагенту, он сделал тоже самое и по итогу у каждого есть скан договора, подписанный с двух сторон. Действующее законодательство, а также налоговая и банковская практика полностью допускают такой вариант, то есть этот способ ничем не уступает первому варианту, но при условии, что в договоре четко отражен подобный способ подписания договора.
  • через специальные сервисы, наиболее популярный из них - DocuSign.

На практике сейчас 90% моих клиентов подписывают договоры через обмен сканами. Банки и ФНС такой способ подписания принимают, так как закон это прямо разрешает.

В отдельных редких банках у нас было несколько случаев, когда банки заявляли «нам нужна бумажная форма» - в этом случае мы просто переходили на обслуживание в нормальный банк.

2. Как начать работу с иностранной компанией (работы, услуги)? Может ли ООО и ИП выставить инвойс заказчику без подписания отдельного договора в рамках ВЭД? Примет ли валютный контроль только инвойс с нерезидентом?

Инвойсы подходят для небольших сумм и для нерегулярных платежей.

Помним про требования валютного законодательства:

  • экспортные контракты нужно ставить на учет если сумма контракта более 10 млн руб.
  • импортные контракты нужно ставить на учет если сумма контракта более 3 млн руб.

Инвойс для постановки на учет не подойдет – нужен полноценный договор. Поэтому если сумма контракта доходит до 10 млн руб. для экспорта или 3 млн для импорта услуг, то нужно делать договор. Если сумма меньше – часто достаточно инвойса, но не всегда.

Некоторые банки в рамках валютного контроля (который проводится и до достижения 10 / 3 млн руб.) при более-менее нормальных суммах начинают все равно требовать полноценный контракт.

Поэтому мои рекомендации:

  • если у Вас оплата идет разовая или нерегулярная на суммы в несколько сотен тысяч рублей – можно ограничиться инвойсами.
  • если у Вас сотрудничество с контрагентом постоянное или суммы существенные – лучше подписать полноценный договор на оказание услуг, а уже к нему делать инвойсы.

3. Как правильно составить договор на оказание услуг с иностранной компанией (заказчиком, клиентом, подрядчиком)? Требования к валютному контракту, как ИП и ООО пройти валютный контроль без штрафов?

Из-за валютного контроля в России достаточно много формальных требований к контракту.

Думаю, многие из Вас привыкли работать с американскими или европейскими контрактами, в которых обычно мало конкретики и стороны скорее просто фиксируют некие общие условия взаимодействия, в частности в договоре могут быть не конкретизированы сроки оплаты и даже сами услуги могут быть расписаны довольно расплывчато.

В России закон требует конкретики, да и в целом в России по обычаям делового оборота мы привыкли делать договоры более детализированными.

Все требования к валютному контракту на оказание услуг с иностранной компанией можно разделить на 2 категории:

  • обязательные требования законодательства. Это те требования, которые прямо прописаны в законе и без выполнения которых ни один банк не даст Вам пройти валютный контроль.
  • требования из практики. Это те требования, которые прямо в законе не прописаны и которые от банка к банку могут несколько отличаться, но которые важно соблюдать. В рамках валютного контроля банк хочет видеть, что цель договора – оформление реальных правоотношений между Вами и зарубежным контрагентом. Если эти требования не соблюдать, банк может заподозрить Вас в фиктивности договора, а в отдельных случаях еще и в попытке отмывания денег через данный договор.

Логика банка в том, что когда 2 стороны заключают между собой реальный договор, они заинтересованы в защите своих интересов по договору и как следствие в наличии в договоре пунктов про ответственность, сроки выполнения работ, детализацию требований к услугам, порядок проверки качества и т.д.

Например, если российское ООО заключает договор на консультационные услуги с иностранным клиентом, то с точки зрения банка логично, что заказчик будет заинтересован в том, чтобы в договоре были прописаны сроки оказания услуг, порядок приемки и т.п., а исполнитель заинтересован в том, чтобы в договоре четко были прописаны условия и порядок оплаты по договору. Если банк видит, что в договоре расплывчато прописаны эти условия, то у банка могут возникнуть сомнения – действительно ли договор реальный, поскольку для банка подозрительно почему заказчик так беспечен по отношению к таким важным пунктам в правоотношениях между сторонами.

Далее мы разберем уже конкретные требования что именно должно быть в договоре с иностранной компанией на оказание услуг (выполнение работ).

4. Как прописать предмет договора в валютном контракте с нерезидентом на оказание услуг?

Предмет в валютном договоре должен быть конкретизирован.

Например, если Вы оказываете услуги по разработке программного обеспечения, то предмет не должен звучать как «Исполнитель обязуется оказывать услуги по разработке программного обеспечения». Нужно прописать, например, для чего разрабатывается ПО (для каких целей, для какого проекта/сферы и т.п.).

При этом нет обязательного требования, чтобы у Вас было какое-то многостраничное ТЗ. Банки спокойно принимают любой из следующих вариантов:

  • рамочный договор, когда в договоре прописывается общая формулировка, например, та же «разработка программного обеспечения», а далее конкретные услуги прописываем (конкретизируем) в инвойсах или приложениях к Договору. В этом случае важно в самом договоре отразить, что все ключевые условия согласовываются в инвойсах или допниках.
  • рамочный договор, когда в договоре прописывается общая формулировка + дополнительно указываем в договоре, что конкретные услуги согласовываются в переписке по электронной почте, мессенджерах, системах постановки задач и т.п. Данный вариант также полностью соответствует закону и устраивает банки.
  • ну и конечно подойдет вариант, когда в договоре делается полноценное ТЗ на разработку (редко применяем, обычно для крупных проектов).

5. Как указать срок действия договора ВЭД на оказание услуг с иностранным контрагентом (заказчиком, клиентом, подрядчиком)?

По требованиям валютного законодательства РФ срок действия договора обязательно должен быть прописан. Банки обычно не пропускают контракты, в которых не определен срок действия.

То есть формулировка «договор заключен на неопределенный срок» не подойдет.

Решения следующие:

  • если у Вас контракт изначально заключается на заранее определенный срок – вопросов нет, просто указываете этот срок и все. Причем договор может быть и на 5, и на 10 лет – ограничений нет.
  • если у Вас изначально срок неизвестен, то мы обычно пишем, например, что контракт заключен на 1 год с автоматической пролонгацией – фактически это тоже самое, что и на неопределенный срок, но формальное требование о наличии срока будет выполнено. Либо еще вариант – изначально поставить долгий срок (5 лет, например), но добавить формулировку о том, что договор может быть в любое время расторгнут одной из сторон в одностороннем порядке.

6. Как прописать сроки и порядок оплаты в договоре на оказание услуг с иностранной компанией (заказчиком, клиентом, подрядчиком)?

Сначала разберемся почему вообще важно правильно прописать сроки.

За нарушение предусмотренных в договоре сроков оплаты можно получить штраф, а именно:

А) Для экспортных валютных контрактов на оказание услуг:

  • Если контрагент оплатит Вам позже сроков, указанных в договоре, штраф составит 1/150 ключевой ставки Центробанка от суммы сделки за каждый день просрочки.
  • Если контрагент Вам вообще не заплатит, штраф составит от 3 до 10% от суммы рублевого контракта, от 5 до 30% от суммы контракта в иностранной валюте.

Б) Для импортных контрактов на оказание услуг предусмотрен штраф за нарушение сроков возврата аванса за невыполненную работу / неоказанную услугу. То есть если Вы нанимаете иностранную компанию (нерезидента) для оказания услуг и договором предусмотрен аванс, в договоре обязательно должен быть прописан срок возврата этого аванса в случае, если услуги не будут оказаны. И вот за нарушение этого срока тоже есть ответственность:

  • Если контрагент вернет аванс Вам позже сроков, указанных в договоре, штраф составит 1/150 ключевой ставки Центробанка от суммы сделки за каждый день просрочки.
  • Если контрагент Вам вообще не вернет аванс, штраф составит от 3 до 10% от суммы рублевого контракта, от 5 до 30% от суммы контракта в иностранной валюте.

Для тех, кто далек от валютного законодательства – в России есть штрафы за то, что контрагент-нерезидент Вам вовремя не заплатил/не вернул аванс. Штрафуют именно Вас, а не его, хотя Вы не можете повлиять на его действия. В отдельных случаях штрафа можно избежать, совершив ряд действий, но это предмет отдельного разговора.

Вывод – оптимально в договоре изначально прописать такие условия по оплате, которые позволяют минимизировать риски получения штрафов за нарушение сроков оплаты/возврата аванса Вашим иностранным контрагентом.

Какие пункты позволяют минимизировать такие риски:

  • можно привязать сроки оплаты не к конкретным датам, а к определенным событиям (выставленному инвойсу или подписанному акту) – тогда Вы сами регулируете процесс (можете выставить инвойс в нужную дату). Банки такие пункты спокойно пропускают.
  • изначально прописывать большие сроки для оплаты / возврата аванса с запасом.

7. Как прописать стоимость услуг в договоре с иностранной компанией - нерезидентом? Можно ли установить почасовую или сдельную оплату по рамочному валютному договору?

Стоимость услуг в контракте с иностранной компанией можно прописать следующим образом:

  • фиксированная оплата за весь договор – подходит для разовых услуг.
  • фиксированная ежемесячная оплата – подходит для вариантов, когда у Вас регулярное сотрудничество с примерно одинаковым объемом работ каждый месяц (например, трудовой договор с иностранной компанией).
  • оплата в виде % (процента) от чего-либо – в основном касается агентских договоров с иностранными компаниями – нерезидентами. Чаще всего это % от сделки с контрагентом, которого агент нашел для клиента (принципала).
  • почасовая оплата. Подходит для любых ситуаций, поскольку механизм оплаты максимально прозрачен. Этот вариант также полностью законен, но к нему есть свои требования. В частности, важно расписать как именно ведется учет количества часов (через специальную программу, либо учет количества часов ведет исполнитель) и по итогу количество часов должно фиксироваться в ежемесячных инвойсах или актах.

Важно, чтобы для банка и налоговой механизм расчета количества часов был прозрачен. Если Вы ИП без сотрудников, но количество часов будет 400 в месяц, могут быть проблемы. Также отмечу, что в договоре можно прописать выплату бонусов (отношения с иностранным заказчиком все равно не могут признать трудовыми), а также компенсацию расходов (например, на покупку оборудования (ноутбука и т.п.), на связь и иные подобные расходы).

Есть еще один ключевой момент, связанной со стоимостью контракта - если сумма контракта покажется банку подозрительной (завышенной), могут быть проблемы уже в рамках антиотмывочного законодательства (банк может заблокировать счет). У нас такие случаи были.

Например, банк могут смутить следующие ситуации:

  • простая консультация стоит 50000 долларов.
  • из договора следует, что услуги оказываются нерегулярно, а стоимость, указанная в договоре, является фиксированной каждый месяц и является высокой.
  • стоимость услуг слишком высока относительно квалификации специалиста. Например, если человек как ИП получает по 5 млн руб. в месяц, при этом ему 20 лет и он не может объяснить почему его услуги стоят так дорого (по логике банка если у человека нет высокой квалификации, то его услуги не могут стоимость дороже рынка в разы). Если же человек за консультации будет получать 5 млн руб. в месяц, но, например, это будет финансовый эксперт, 20 лет проработавший на должностях топ менеджера в крупных брокерских компаниях и о котором будет много информации в интернете – банк это пропустит.

Приведенные риски нельзя абсолютизировать и расценивать как то, что «банк может творить вообще что хочет и блокировать все, что ему непонятно» - это не так.

Если у Вас реальные услуги и Вы можете объяснить за что именно Вам платят существенно выше рынка – проблем не будет.

Те случаи, когда моим клиентам блокировали счета за завышенную стоимость были объяснимы – в основном это действительно были попытки по левым контрактам вывести деньги из аффилированных иностранных компаний в Россию, чтобы не платить налог на дивиденды и снизить налог на прибыль у самой иностранной компании.

Еще один важный момент – в договоре нужно четко отразить кто платит банковские комиссии – заказчик или исполнитель. Это важно для валютного контроля, так как частая ситуация – Вам отправили 100000 долларов, но на счет пришло меньше денег из-за комиссии банка – при валютной контроле российский банк обязательно спросит, чем обоснована разница в суммах.

8. Как прописать валюту расчетов по внешнеторговому договору с иностранной компанией на оказание услуг (доллар, евро, юани, дирхамы, рубли)?

Валюта расчетов обязательно должна быть подписана в контракте, иначе банк РФ не пропустит договор в рамках валютного контроля.

Частая ошибка – неправильное наименование валюты. Нет такой валюты «доллар», есть валюта «доллар США», так как еще есть «канадский доллар», «австралийский доллар». Аналогично нет валюты «юань», есть валюта «китайский юань».

Обычно достаточно формулировки «Валюта расчетов по настоящему Договору – китайский юань (CNY)».

С марта 2022 г. частая ситуация – смена валюты расчетов. Сегодня у компании еще получается вести расчеты в долларах, завтра уже нет и приходится переходить на евро и т.д. Поэтому сейчас мы с клиентами часто в контракты добавляем пункты о том, что стороны вправе осуществлять расчеты также и в других валютах (причем эти «другие» валюты тоже сразу прописываем в договоре, как и порядок фиксации смены выбранной валюты).

9. Как прописать сроки выполнения работы (оказания отдельных услуг) в договоре ВЭД с иностранной компанией?

Выше мы говорили про срок действия всего договора (в течение какого времени стороны сотрудничают по заключенному договору).

Помимо этого, есть сроки выполнения отдельных задач в рамках договора.

В случае, если у Вас разовый договор на конкретные услуги, обычно эти сроки совпадают – Вы просто прописываете конкретную задачу и срок ее выполнения.

Но если у Вас рамочный договор, в рамках которого стороны на регулярной основе ставят и согласовывают различные задачи, то в договоре нужно урегулировать вопрос со сроками оказания отдельных услуг.

В случае с рамочными договорами часто заранее нельзя прописать какой-либо конкретный срок, так как задач может быть много, и они регулярно обновляются. В таких случаях достаточно прописать в контракте, что сроки оказания услуг согласовываются дополнительно путем переписки по электронной почте и т.п. То есть как-то отдельно их фиксировать в письменном виде (в дополнительных соглашениях и т.д.) не обязательно.

Еще один возможный вариант (если задач меньше, а заказчику все-таки важно, чтобы сроки в договоре были определены) – прописать в договоре предварительные сроки, а затем по ходу работы конкретизировать их через дополнительные соглашения.

10. Как прописать порядок приемки услуг (работ) в договоре с иностранной компанией? Обязательно ли подписывать акты (закрывающие документы) по валютному контракту или достаточно инвойсов?

Акты к договору с иностранной компанией подписывать не обязательно. Это зависит от договоренности сторон договора.

С точки зрения закона допустимы следующие варианты:

  • стандартный вариант, при котором акты выполненных работ подписываются:

а) один раз за весь договор (подходит если договор на разовую услугу),

б) помесячно/поквартально – подходит если контракт предполагает выполнение регулярной работы, либо речь идет о трудовом договоре с иностранной компанией.

в) по итогам выполнения отдельных заданий в рамках договора по каждому заданию отдельно.

  • упрощенный вариант, когда факт приемки работ мы привязываем к определенным событиям (оплата по договору, направление определенного текста на электронную почту, отсутствие претензий в течение какого-либо времени и т.п.). Выбор конкретного варианта зависит от ситуации и потребностей клиента. Если взять моих клиентов, то в 90% случаев мы обходимся без актов.

Но все индивидуально, во многих случаях акты могут пригодиться:

  • если Вы сами исполнитель и есть риски, что в какой-то момент заказчик захочет предъявить какие-либо претензии по уже оказанным услугам, то конечно надежнее, если у Вас будут подписанные с заказчиком акты.
  • если Вы сами заказчик и нанимаете иностранную компанию для выполнения работ, предполагающих создание объектов интеллектуальной собственности, например для создания программного обеспечения. В этом случае акты важны, чтобы было дополнительное подтверждение перехода к Вам всех прав на созданные объекты интеллектуальной собственности.

11. Как прописать применимое право (юрисдикцию) в договоре с иностранной компанией на оказание услуг? В суде какой страны будет решаться спор по договору?

Здесь все просто – обычно мы либо выбираем, что контракт регулируется законодательством РФ, либо законодательством страны, где находится Ваш контрагент (иностранная компания).

Нам, конечно, выгоднее, чтобы споры разрешались в соответствии с законодательством РФ и была определена подсудность в российских судах – так проще и дешевле будет вести спор в случае его возникновения.

Но не всегда на это согласен Ваш контрагент, поскольку ему выгоднее, чтобы применялась его подсудность и суд был в его стране.

В целом данный пункт носит договорной характер – стороны сами решают какую юрисдикцию им выбрать. Банки РФ пропустят любой вариант.

12. Как прописать электронный документооборот в договоре с иностранной компанией на оказание услуг? Можно ли все документы подписывать дистанционно и не дублировать курьером на бумаге?

Да, можно. Все документы можно подписывать электронно, курьерами сейчас редко кто дублирует документы на бумаге.

Для того, чтобы Вы официально в договоре установили электронный документооборот, Вам обязательно нужно:

  • непосредственно прописать, что у Вас действует электронный документооборот и стороны его признают, прописать доступные каналы связи и какие именно документы допускается направлять друг другу в рамках электронного взаимодействия. Данных формальных пунктов набирается довольно много, у нас часто раздел про электронный документооборот занимает целую страницу.
  • указать в договоре все контактные данные Сторон (электронные почты, номера телефонов, мессенджеры) и данные уполномоченных представителей сторон.
  • если используются специальные системы для связи между сторонами, сервисы постановки задач или учета количества часов – также обязательно нужно это зафиксировать в договоре.

Если у Вас все пункты в договоре про электронный документооборот будут прописаны правильно, то все подписанные электронно документы будут иметь полноценную юридическую силу.

13. Как прописать реквизиты сторон в договоре с иностранной компанией на оказание услуг? Какие реквизиты обязательно указывать в валютном контракте с нерезидентом?

Для банка важно, чтобы в договоре с иностранным контрагентом были следующие реквизиты:

  • наименование и организационно-правовая форма сторон.
  • наименование страны, в которой зарегистрирован Ваш контрагент.
  • адреса сторон.
  • желательно еще контактные данные – электронная почта, номер телефона.
  • сведения о лице, подписывающем договор и его должности, либо ином основании действовать от имени компании (доверенность и т.д.).

Как ни странно, в реквизитах допускаются ошибки. Например, я часто встречаю некорректное написание страны контрагента (упускали слово «Республика …», вместо «Нидерланды» писали «Голландия» и т.п.). Желательно точное наименование брать из общероссийского классификатора стран мира Классификатор ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.

Банковские реквизиты в целом не обязательны, но желательны – многие банки РФ просят, чтобы реквизиты банка получателя средств были указаны в контракте.

14. На каких языках должен быть заключен валютный договор? Как составить двуязычный договор на оказание услуг для ИП и ООО? Нужен ли нотариальный перевод?

Формально закон не регулирует язык договора – он может быть любым.

Большинство российских банков хотят видеть договор на русском языке. Он может быть сразу составлен на нескольких языках, включая русский или сделан изначально только на русском. Также договор может быть составлен на английском, а перевод на русский Вы можете сделать отдельно.

Некоторые более продвинутые банки спокойно принимают договоры только на английском языке без перевода на русский. Правда в налоговой вряд ли будут говорить на английском и, если у Вас запросят договор – перевод все равно нужно будет делать.

Заверять нотариально перевод не требует ни налоговая, ни банки.

На практике в большинстве случаев договор делается сразу на двух языках в две колонки – в левой колонке один язык, в правой колонке второй язык.

15. Как ИП, ООО, АО, самозанятому и физлицу платить налоги с дохода в валюте по договору на оказание услуг с иностранной компанией? (заказчиком, клиентом)?

Налоги по договору с иностранным заказчиком платятся в общем порядке, доход в иностранной валюте пересчитывается по курсу ЦБ на дату поступления денежных средств на Ваш транзитный счет (российский или зарубежный). Курс смотрим по ссылке.

Порядок отчетности и все остальное аналогично случаям получения денежных средств внутри РФ.

16. Может ли ООО и ИП применять УСН при работе с иностранной компанией (заказчиком, клиентом) и оказании услуг?

Да, может, никаких ограничений на применение УСН (упрощенной системы налогообложения) для работы с иностранными контрагентами при оказании им услуг нет.

17. Может ли ИП применять ПСН (патентную систему налогообложения) при работе с иностранной компанией (заказчиком, клиентом) по договору на оказание услуг?

Да, может. Закон допускает применение патента в том числе при получении платежей от клиентов из-за рубежа по валютным контрактам.

Но есть требования, без соблюдения которых Вы не сможете применять патент.

Помимо общих требований (вид услуг должен четко подпадать под патент и т.д.) ключевой момент – местом заключения договора должен быть указан город, где Вами получен патент. Если Вы получите патент в Санкт-Петербурге, а местом заключения договора и местом оказания услуг (по условиям договора) будет являться, например, Гонконг, то налоговая «скинет» Вас с патента и заставит платить налоги по УСН/ОСНО.

Смотрим разъяснения Минфина на этот счет:

Письмо Минфина России от 13.09.2016 N 03-11-12/53381

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения патентной системы налогообложения и на основании полученной информации сообщает следующее.

Если индивидуальным предпринимателем получен патент на предоставление указанных услуг в субъекте Российской Федерации, договор на оказание указанных услуг заключен в том субъекте Российской Федерации, в котором получен патент, то, по мнению Департамента, налогоплательщик вправе оказывать данные услуги, используя электронную информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

18. Нужно ли ИП и ООО платить НДС с дохода от оказания услуг (выполнения работ) иностранной компании - нерезиденту?

Если Вы находитесь на УСН, то нет, не нужно в любом случае.

Если Вы применяете ОСНО (общий режим налогообложения), то все зависит от вида оказываемых Вами услуг.

Если по условиям налогового кодекса оказываемые Вами услуги будут считаться оказываемыми на территории РФ, то НДС возникает, если местом оказания услуг РФ не будет считаться, то НДС в России не будет.

Место оказания услуг чаще всего определяется либо по месту нахождения покупателя услуг, либо по месту нахождения исполнителя – зависит от вида услуг (но не всегда, для отдельных услуг принцип другой).

Данный вопрос регулируется статьей 148 НК РФ, место оказания большинства видов услуг определяется именно по месту нахождения покупателя:

НК РФ Статья 148. Место реализации работ (услуг)

1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Положение настоящего подпункта применяется при:

оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса;

оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Если Вы исполнитель по договору и оказываете услуги иностранной компании, то у Вас в большинстве случаев не будет НДС, так как место оказания услуг чаще определяется по месту нахождения покупателя и как следствие услуга считается оказанной на территории другого государства.

19. Агентский (обратный) НДС в России – в каких случаях ИП и ООО в России обязаны выполнять обязанности налогового агента по НДС при оплате иностранному подрядчику (импорте услуг нерезидента)?

Многие не знают, но при импорте услуг в Россию у Вас в большинстве случаев возникает обязанность налогового агента, а именно услуга, оказываемая Вам иностранной компанией, считается оказанной на территории РФ в связи с чем у Вас возникает обязанность выступить налоговым агентом и удержать НДС 20% в бюджет при оплате услуг в адрес иностранного контрагента (нерезидента):

НК РФ Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами:

не состоящими на учете в налоговых органах либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;

2. Для целей пункта 1 настоящей статьи налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 5.2 настоящей статьи и пунктами 3 и 10.1 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

Причем обязанности налогового агента по НДС должны выполнять не только ИП/ООО на общем режиме налогообложения, но и ИП/ООО на УСН (упрощенке), так как в данном случае ИП/ООО платит НДС не за себя, а за иностранную компанию.

Обязанность по оплате агентского НДС возникает в случаях, когда местом оказания услуг иностранной компанией считается территория РФ (подавляющее большинство случаев).

Поскольку в нашем примере покупатель услуг находится в РФ, то и местом оказания услуг будет считаться Россия = у российской компании возникает обязанность выступить налоговым агентом по НДС.

Отмечу, что это касается не всех видов услуг и есть услуги, при приобретении которых у российских ООО/ИП отсутствуют обязанности налогового агента, поэтому каждый кейс нужно разбирать индивидуально.

20. Как ООО и ИП пройти валютный контроль при получении валюты на свой счет в банке по договору ВЭД с иностранной компанией за услуги (работы)?

Требования валютного законодательства при получении/отправке платежей с иностранными контрагентами регулируются Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, а также Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Основные требования следующие:

  • у Вас должен быть правильно составленный договор, соответствующий требованиям, изложенным в приведенных нормативных актах.
  • Вы должны поставить контракт на учет, если его сумма превышает 10 млн руб. (эквивалент) при экспорте услуг и 3 млн руб. при импорте услуг.
  • Вы должны предоставить в банк все необходимые документы своевременно – договор, приложения к нему, акты, инвойсы, спецификации и иные первичные документы по договору с иностранной компанией.
  • Вы должны своевременно получать от контрагента оплату за услуги, а в случае, если Вы сами заказчик, то в случае, если Вы заплатили аванс, а услуги так и не были оказаны – Вы обязаны своевременно обеспечить возврат ранее оплаченного аванса.

Как проходит валютный контроль в банке после получения платежей от иностранной компании ООО или ИП:

  • Вы получаете платеж сначала на транзитный счет в банке.
  • банк запрашивает документы (договор, акт, инвойс и т.д.).
  • Вы предоставляете все документы в банк.
  • банк проверяет соответствие документов требованиям законодательства. Документы и их содержание не должны вызывать подозрений у банка.
  • если все в порядке – банк с транзитного счета переводит денежные средства на Ваш расчетный счет в валюте.
  • валютный контроль окончен.

Требования о продаже валютной выручки сейчас отменены (кроме введенных в октябре 2023 г. требований для некоторых крупнейших экспортеров), поэтому после зачисления валюты Вы можете пользоваться этими деньгами как угодно – можно продать валюту и получить рубли, можно не продавать.

21. Нужно ли ИП и ООО проходить валютный контроль, если расчеты с иностранной организацией – нерезидентом осуществляются в валюте российский рубль?

Да, нужно, требования валютного контроля распространяются в том числе на рублевые контракты с иностранными контрагентами.

На практике могу сказать, что валютный контроль для рублевых платежей проходит по другому – чаще всего банки не запрашивают ничего до тех пор пока сумма контракта не достигнет суммы, от которой его нужно ставить на учет (но если у Вас изначально стоимость контракта определена и она выше 10 / 3 млн руб., то контракт сразу нужно ставить на учет).

22. От какой суммы нужно ставить контракт на учет в валютный контроль? Как зарегистрировать ВЭД договор в банке (экспорт / импорт услуг)?

Постановка валютного контракта на учет осуществляется через банк, поскольку по закону банк выступает агентом валютного контроля.

Ситуации может быть 2:

  • Вами подписан контракт, в котором сразу определена его стоимость. Если эта стоимость 10 млн руб. и выше для экспортных контрактов или 3 млн руб. и выше для импортных контрактов – Вам нужно сразу поставить контракт на учет.
  • если Вами подписан контракт, в котором нет четкой цены (в основном это либо рамочные договоры, по которым конкретные задачи определяются в инвойсах или приложениях к договору, либо это договоры с почасовой оплатой), то в этом случае контракт нужно будет поставить на учет не сразу, а как только у Вас сумма контракта накопительным итогом подойдет к 10 / 3 млн руб.

Например, экспортным договором предусмотрена почасовая оплата 40 USD / час, срок договора – 1 год. Мы заранее не знаем сколько получится часов за все время и как следствие не знаем достигнем мы 10 млн руб. или нет – сразу контракт на учет ставить не нужно.

23. Как открыть валютный счет в российском банке для расчетов с иностранной компанией за услуги и для прохождения валютного контроля?

ООО и ИП для работы с иностранной компанией и получения платежей из-за должны:

  • для получения платежей в иностранной валюте открыть транзитный и обычный валютный счет. Деньги сначала будут поступать на транзитный счет, а после прохождения валютного контроля на обычный валютный счет.
  • для получения платежей в валюте российский рубль открывать транзитный счет не нужно. Деньги будут поступать на обычный рублевый счет, но валютный контроль все равно нужно проходить (так как банк видит, что оплата поступила от иностранного контрагента-нерезидента).

24. Как ИП, ООО, АО, самозанятому и физлицу получить оплату от иностранной компании по договору в условиях санкций? Как оплатить услуги иностранному подрядчику?

В текущих условиях ситуации бывают две:

  • Вы заключаете договор с контрагентом, банк которого готов отправлять прямые платежи в Россию / принимать платежи из РФ. Проще всего, если это контрагент из «дружественной» страны и оплата тоже будет в дружественной валюте (оплата из Китая в юанях, оплата из Казахстана в тенге или рублях, оплата в дирхамах из ОАЭ и т.д.). Если же оплату можно провести только в долларах или евро, то с этим сложнее - даже если банк контрагента готов платить напрямую в РФ / принимать платежи из РФ, то в России сейчас открыть новый счет для расчетов в долларах очень сложно, счет в евро пока еще возможно, но вариантов тоже крайне мало.
  • Вы заключаете договор с контрагентом, банк которого не готов вести прямые расчеты с российскими банками (причем такие банки встречаются не только в «западных» странах, но и в Китае, и в других «дружественных» странах). В этом случае нужно индивидуально разбирать кейс и искать решение. На тему составления схемы ведения расчетов между РФ и иностранными компаниями Вы можете обратиться ко мне за консультацией лично, также на эту тему я в своем блоге я делал большое количество публикаций, хотя ситуация сейчас меняется очень быстро и часто информация 3-4 месячной давности теряет свою актуальность.

25. Можно ли сейчас заключать внешнеторговые договоры и вести расчеты с иностранными контрагентами из «недружественных» стран (США, ЕС, Сингапур, Япония, Корея и т.д.)?

Да, можно. В законе нет ограничений для ИП или ООО на заключение контрактов и ведение расчетов с контрагентами из «недружественных государств».

Наличие страны в данном списке означает лишь то, что на заключение отдельных видов сделок с контрагентами из этих стран, нужно разрешение правительственной комиссии, а именно:

  • сделок, связанных с возникновением прав собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество.
  • сделок по предоставлению кредитов и займов.

Полный перечень «недружественных» стран утвержден Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц», ознакомиться со списком можно по ссылке.

26. Какие штрафы грозят ООО и ИП за нарушения валютного законодательства при прохождении валютного контроля?

Выше мы уже разобрали штрафы, которые могут Вам грозить за нарушение сроков получения оплаты от иностранного заказчика и штрафы за нарушение сроков возврата аванса за неоказанные услуги от иностранного контрагента-подрядчика.

Иные наиболее распространены виды штрафов следующие:

  • штраф за совершение незаконных валютных операций по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ (например, за прием платежей «туда, куда принимать было нельзя») – от 20% до 40% от суммы каждой операции, совершенной с нарушением норм валютного законодательства.
  • штраф за нарушение сроков предоставления в банк документов в рамках валютного контроля – от 40000 руб. до 50000 руб. за первичное нарушение и от 120000 руб. до 150000 руб. за повторное нарушение.
  • штраф за нарушение сроков постановки контракта на учет в банке - от 40000 руб. до 50000 руб. за первичное нарушение и от 120000 руб. до 150000 руб. за повторное нарушение.
  • штраф за нарушение сроков постановки контракта на учет в новом банке (то есть, когда сначала расчеты велись через один банк, а потом через другой, особенно актуально с 2022 г., когда клиенты стали часто менять банки из-за санкций) от 40000 руб. до 50000 руб. за первичное нарушение и от 120000 руб. до 150000 руб. за повторное нарушение.

Также законом предусмотрена ответственность по ст. 193 УК РФ, которая может наступить за "Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере" (в том числе за нарушение сроков возврата аванса за не ввезённые товары / не оказанные услуги):

УК РФ Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них...

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Но чаще всего, конечно, ответственность заключается в административных штрафах за нарушение сроков получения оплаты от иностранного контрагента / нарушение сроков возврата аванса от иностранного подрядчика.

27. Вывод

В России много нюансов ведения ВЭД – специальные требования к договору, валютный контроль, штрафы за действия Вашего контрагента, на которые вы не можете повлиять.

Если Вы разберетесь во всех этих нюансах, правильно составите договор и будете соблюдать требования валютного законодательства, то по итогу Вам станет понятно, что ничего сложного нет. Тем не менее важно уделить время на изучение всех этих тонкостей, так как в противном случае можно получить довольно крупные штрафы, особенно по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ (20-40% от суммы каждой операции).

А какой у Вас опыт составления ВЭД контрактов, прохождения валютного контроля и ведения расчетов в сфере ВЭД? Пишите в комментариях, давайте обсудим.

Я готов помочь КАЖДОМУ:

1. Составить договор с иностранной компанией (любой договор, работаю со всеми видами договоров – услуги, поставка товаров, агентские договоры, лицензионные, отчуждение прав и т.д.).

2. Помочь разобраться в налогах в сфере ВЭД, а также пройти валютный контроль в банке (мы можем вместе пройти эту процедуру), в том числе избежать ошибок и штрафов.

3. Составить легальную и безопасную схему ведения расчетов с иностранными компаниями в текущих санкционных условиях и в условиях актуальных валютных ограничений с конкретными цифрами, расходами, с налоговой оптимизацией и т.д. - как с прямыми клиентами, так и с зарубежными онлайн сервисами.

4. С подбором юрисдикции для регистрации бизнеса и эффективным налоговым планированием при открытии ИП/ООО за рубежом с конкретными цифрами (как легально сэкономить на налогах и т.д.). Работаю с ОАЭ, Гонконгом, Сингапуром, Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Кипром, UK, Испанией, Португалией и другими странами.

5. Помочь с оптимизацией личных налогов (международное налоговое планирование), разобраться с валютным законодательством РФ, законодательством о КИК (сдача отчетности и т.д.), статусом налогового резидента, а также по многим другим сопутствующим вопросам.

6. Помочь по вопросам налогового законодательства таких стран как ОАЭ, Гонконг, Сингапур, Кипр, Армения, Казахстан, Киргизия, Грузия, UK, Испания и Португалия.

Для получения консультации и полной настройки легальной модели Вашей работы, Вам нужно написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:

WhatsApp 8-960-767-64-03,

Телеграм @Dmitriy_vasilev7.

и мы в индивидуальном порядке разберем и обязательно решим Ваш вопрос.

Обращайтесь ко мне лично, буду рад помочь!

С Уважением, адвокат Васильев Дмитрий (№ 1510 в реестре адвокатов, адвокатское удостоверение № 1911, выдано 29.10.2015 г. адвокатской палатой Красноярского края).

Юрист №1 в рейтинге юристов России по версии крупнейшего правового сервиса РФ Правовед.Ру — https://pravoved.ru/lawyer/362127/.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда