Какие налоги в 2023 г в ОАЭ платят компании и физические лица – почему Дубай не всегда налоговый рай на примерах

Всех присутствую, друзья! Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.

С 2014 я консультирую клиентов по вопросам международного налогообложения, валютного законодательства, законодательства зарубежных стран, помогаю с подбором юрисдикции для регистрации бизнеса. За эти 9 лет мной на одном только портале Pravoved.ru (где я являюсь юристом № 1 в рейтинге юристов РФ) было дано несколько тысяч открытых консультаций, доступных для всеобщего обозрения, а также несколько тысяч персональных консультаций, отзывы о которых также размещены в открытом доступе.

Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед.ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач обращайтесь ко мне лично в телеграм. Буду рад помочь!

Сегодня мы обсудим одну очень популярную юрисдикцию для регистрации и релокации бизнеса в 2023 г – ОАЭ (в основном речь пойдет про эмират Дубай). Обсудим сразу и корпоративные налоги для юридических лиц и личные налоги физических лиц в ОАЭ, поскольку для принятия решения о релокации бизнеса и активов важно учитывать сразу оба фактора.

Дубай Марина из личного архива автора

Также обсудим итоги моей работы с направлением ОАЭ в 2022 г. и ключевые выводы. В интернете много информации на счет ОАЭ, но на мой взгляд во всех отсутствует ключевой момент – реальное сравнение с другими юрисдикциями. Большая часть информации написана компаниями, которые сами занимаются регистрацией бизнеса только в Дубае и как следствие заинтересованы в определенной рекламе именно ОАЭ как направления для бизнеса и эмиграции.

Я работаю глобально и с разными странами (в 2022 г. список актуальных юрисдикций для граждан с паспортами РФ сильно сократился) для решения задач клиента без необходимости «настойчиво предложить» конкретную юрисдикцию, "умолчав" о ее недостатках.

Поэтому многие могут Вам очень подробно все рассказать про Дубай, но ответить на главные вопросы – а точно ли конкретно в Вашем случае ОАЭ будет оптимальной юрисдикцией? А почему не Гонконг, Сингапур, Европейский союз или, например, Казахстан? Чем Дубай для Вас конкретно будет интереснее условной Грузии или Армении с их налоговыми льготами?

Никакой антирекламы тоже не будет, поскольку ОАЭ действительно имеет много преимуществ и во многих случаях является отличным вариантом ("во многих случаях" не значит всегда).

К сожалению, по обращениям ко мне в 2022 г. я очень часто наблюдал, когда многие клиенты «все бизнесы подряд» релоцировали в ОАЭ и часто из-за этого переплачивали десятки тысяч долларов без получения каких-либо преимуществ по сравнению с другими странами для релокации.

Сразу вводная:

  • Да, Дубай и правда очень выгоден в плане налогов. Однако есть другие безналоговые юрисдикции и есть юрисдикции, где на отдельные виды деятельности можно получить льготы, которые также сведут все налоги к 0% (в первую очередь касается разработчиков программного обеспечения и других IT компаний, айти стартапов, которые могут не только в ОАЭ, но и во многих других странах получить нулевую ставку налога на прибыль).
  • Дубай дорогая юрисдикция для релокации бизнеса. В интернете много информации формата «лицензия на компанию стоит несколько тысяч долларов» — сама по себе лицензия действительно не всегда стоит так дорого (но и недешево), но если сюда добавить иные сопутствующие обязательные расходы на услуги юристов, получение резидентской визы и все прочее, то реальный ценник будет уже 15000-20000 долларов. Далее каждый год также приличная сумма будет уходить на оплату услуг бухгалтеров (налогов почти нет, а отчетность есть).
  • директор компании в Дубае обязательно должен иметь резидентскую визу. Само по себе оформление компании дает основание для ее получения и, казалось бы, нет проблем. Но есть нюанс – при наличии резидентской визы Вы не обязаны жить в Дубае, но обязаны 1 раз в полгода приезжать в Дубай. Для многих это не будет проблемой. Но если Вы не планируете жить в ОАЭ, а живете, например, во Владивостоке и оказываете IT услуги удаленно, получая оплату через компанию в ОАЭ, то это может внезапно стать для Вас проблемой.
  • открыть корпоративный счет на компанию в Дубае достаточно сложная процедура. В интернете много публикаций формата «вот такие банки в ОАЭ работают с нерезидентами, приходи в банк и спокойно откроешь счет». Это не так, особенно с 2022 г. — сейчас перспективы открытия счета зависят от того, где зарегистрирована Ваша компания в Дубае, чем Вы занимаетесь, какой у Вас бизнес-опыт, есть ли договоры с клиентами, виртуальный у вас офис или физический. Все эти проблемы в основном решаются на практике для реальных бизнесов, но я к тому, что в ряде других стран счет будет открыть намного проще. Кстати деньги из ОАЭ в РФ перевести часто сложнее, чем в ряде других стран.
  • еще распространенный хайп – «открой компанию в ОАЭ для работы с криптовалютой, Дубай криптостолица мира». Криптовалюта в Дубае действительно полностью легальна и действительно можно получить лицензию на деятельность, связанную с криптовалютой. Вот только не для всех случаев это будет актуально – ни один банк в ОАЭ не готов будет открыть счет и проводить операции с криптовалютой. Поэтому если Ваш проект предполагает использование услуг банков, то будут сложности. Они тоже решаемы – счет можно открыть в других странах, но тем не менее такие нюансы важно знать.
  • открытие компании включая получение резидентской визы для директора и открытие банковского счета в ОАЭ занимает от 2-х месяцев в среднем. Во многих других странах это делается за 1 неделю.

Ни в коем случае не хочу сказать, что ОАЭ – какая-то неправильная юрисдикция для регистрации и релокации бизнеса. Во многих случаях именно ОАЭ будет отличным вариантом. Просто на практике я вижу, что Дубай «продается» намного лучше других вариантов, что часто приводит к тому, что в нем регистрируются те виды бизнеса, которым намного дешевле, проще и быстрее это было сделать в других юрисдикциях.

Итак, давайте в деталях разберем налогообложение для бизнеса в Дубае, а также вопросы личного налогообложения в Дубае, составим максимально подробный FAQ о налогах в ОАЭ, а потом подведем итог.

1. Какие налоги платит компания в ОАЭ (Дубае) в 2023 г с учредителем из РФ?

Компании в Дубае действительно по общему правилу не платят никаких налогов, кроме НДС (о нем речь далее).

Налог на прибыль в ОАЭ (корпоративный налог) – 0%. Это касается как малого, так и среднего и крупного бизнеса.

С 1 июня 2023 г. в ОАЭ планируют ввести корпоративный налог для бизнеса в размере 9%, однако его нужно будет платить только если Вы осуществляете деятельность по территории ОАЭ. Если у Вас компания зарегистрирована во free zone, Вы работаете с зарубежными контрагентами, то налога по-прежнему не будет. Также новый налог будет касаться только доходов, превышающих 375000 дирхам (чуть больше 100000 долларов) в год.

Помимо изменений с 1 июня второе исключение касается филиалов иностранных банков и страховых компаний, а также компаний из сектора добычи нефти и газа – они налоги платят и сейчас. Все остальные компании на текущий момент освобождены от оплаты налога на прибыль.

Что касается нового корпоративного налога, то его нужно будет оплачивать 1 раз в год.

Налог на прирост капитала в ОАЭ – 0%.

Что касается таможенных пошлин в ОАЭ, то они есть, их размер зависит от вида ввозимого товара.

Итог: до 1 июня 2023 г. Дубае есть только 1 вид налога для бизнеса — НДС 5%. С 1 июня появится налог на прибыль 9%, но он будет распространяться не на всех.

2. Как в 2023 г работает НДС в Дубае? Какая ставка НДС при экспорте и импорте товаров и услуг в ОАЭ?

Ставка НДС в Дубае в 2023 г. составляет 5%, однако налог на добавленную стоимость оплачивается только с деятельности, осуществляемой на территории ОАЭ, поэтому платят этот налог далеко не все:

  • компании, зарегистрированные на mainland и осуществляющие деятельность на территории ОАЭ платят этот налог по ставке 5%.
  • юридические лица, зарегистрированные во free zone в Дубае и не осуществляющие деятельности на территории ОАЭ, НДС не платят.

То есть налоги, включая НДС, при экспорте товаров и услуг в ОАЭ – 0%.

При осуществлении деятельности на территории ОАЭ НДС платить нужно только если Ваш доход превышает 375000 дирхам в год.

Также отмечу, что, как и в других странах, есть виды деятельности, которые облагаются нулевой ставкой НДС – например, перевозка пассажиров, образовательные услуги и т. п.

Сразу после регистрации компании автоматически на учет в качестве налогоплательщика НДС Вас никто не поставит. Сделать это нужно самостоятельно. Все делается удаленно через сайт Федеральной налоговой службы ОАЭ по ссылке.

После регистрации Вы получаете VAT сертификат.

Зарегистрироваться нужно в случае, если Вы поставили товары / оказали услуги на территории ОАЭ на сумму 375000 дирхам за последние 12 месяцев или если Вы понимаете, что указанный лимит будет превышен в течение ближайших 30 дней.

Если Вы занимаетесь видом деятельности, который облагается по нулевой ставке налогообложения НДС, то в этом случае можно подать заявление об освобождении от регистрации.

Декларация по НДС в ОАЭ также подается удаленно через сайт налоговой службы по ссылке.

Подать декларацию и оплатить налог нужно не позднее 28 дней с момента окончания каждого налогового периода (подается ежеквартально, для крупного бизнеса ежемесячно).

Также в ОАЭ, как и во многих других странах, действует принцип обратного или агентского налогообложения при импорте товаров. То есть в случае, если Вы импортируете товар в ОАЭ из-за пределов стран ССАГЗ, то Вы должны отчитаться по НДС скажем так «за своего поставщика» (поскольку последний является нерезидентом и в ОАЭ не зарегистрирован). При этом фактической оплаты агентского НДС можно избежать.

Это не касается случаев косвенного реэкспорта товаров (в том числе параллельного импорта в Россию через ОАЭ), поскольку в этом случае товар в ОАЭ не ввозится.

3. Какой в 2023 г налог на дивиденды нужно платить в Дубае если Вы налоговый резидент ОАЭ / России?

Налог на дивиденды в Дубае составляет 0%, то есть Вы ничего не платите в самом Дубае.

Однако нужно понимать, что если Вы имеете компанию в Дубае, но сами проживаете в России, Европе или в любой другой стране, то у Вас может возникнуть обязанность платить налог на дивиденды в стране по месту Вашего налогового резидентства.

Например, если Вы откроете компанию в Дубае, но при этом будете налоговым резидентом России, то у Вас останется обязанность платить налог на дивиденды в России по ставке 13/15%.

Если Вы будете резидентом страны Европейского союза, то в этом случае будете платить налог на дивиденды в Европе. Исключение касается льготных режимов налогообложения в отдельных странах, которые в ряде случаев и при применении правильных налоговых льгот позволяют не платить налоги вообще нигде абсолютно легально.

При этом вариант «не буду платить дивиденды, а оформлю выплаты себе как зарплату» в случае с резидентством РФ не имеет смысла – ставки налога будет одинаковые. А вот если Вы будете налоговым резидентом других стран, то тут нужно смотреть – в Европе, например, почти всегда налог на дивиденды и налог на зарплату отличаются.

Дубай Марина из личного архива автора

Приведу хороший пример, который позволит понять важность глобального налогового планирования.

Давайте для примера возьмем Португалию. Допустим, Вы открыли компанию в Дубае, получаете от нее дивиденды. Для Португалии это засчитается как пассивный доход, что позволяет Вам получить иммиграционную визу D7, переехать в Португалию и стать налоговым резидентом. Есть другой вариант – можно оформить себя как сотрудника своей компании в Дубае, зафиксировать в договоре, что работа ведется удаленно и далее на этом основании получить введенную с октября 2022 г. визу Цифрового кочевника (Digital Nomads Visa) в Португалии на основании активного удаленного дохода.

Казалось бы "какая разница как оформляться", а разница огромная:

  • если Вы будете получать доход в виде дивидендов, то в Португалии это относится к источникам дохода за пределами Португалии (поскольку компания находится в ОАЭ), что позволит Вам применить льготный режим NHR (Non-Habitual Resident) на 10 лет – в результате у Вас будет: налог на дивиденды в Дубае – 0%, налог на дивиденды в Португалии – 0%. Итого на целых 10 лет налоги все будут 0% и все абсолютно легально с возможностью подтвердить источник происхождения денежных средств.
  • если Вы будете получать доход в виде заработной платы, то по законодательству Португалии это будет рассматриваться как доход «из источника в Португалии» из-за того, что в Португалии (тот же принцип кстати применяется в Грузии, о чем многие не знают) применяется принцип «если физически работаешь из Португалии, то считается, что источник дохода тоже находится в Португалии» и по итогу Вы вместо налоговых льгот 0% попадаете на «варварскую» прогрессивную шкалу налогообложения, которая при годовом доходе от 80882 евро составит 48% (!), причем если доходы будут меньше, то ставка все равно будет большой.

Итого по примеру: если все сделать грамотно будете платить 0% в течение 10 лет, если неграмотно – до 48%.

Это один из множества примеров, который позволяет оценить, насколько важно грамотное глобальное налоговое планирование, когда регистраторы в ОАЭ Вам скажут «можете платить как дивиденды, можете как зарплату – разницы нет» — для эмиратов разницы нет, а вот в плане страны Вашего резидентства разница может быть огромная.

Также для минимизации налогообложения на дивиденды в РФ некоторые рассматривают вариант «открою ИП в России и буду выводить деньги через него, платить буду 6%» — тут нужно понимать, что с одной стороны законодательство не ограничивает право ИП оказывать услуги своей же компании, но с другой стороны если услуги будут фиктивными, то это грозит соответствующими рисками.

Еще плюс Дубая – ввиду отсутствия налогов очень низкий контроль за списаниями с корпоративного счета. В ОАЭ очень распространено снятие налички с корпоративной карты, оплаты покупок в магазинах с нее – налогов нет, поэтому в целом всем все равно на такие вещи, что очень удобно. Причем даже при возникновении вопросов со стороны налоговой службы ОАЭ ответы в формате «снял наличку, потратил на расходы компании» их устроят – никто на текущий момент не требует подтверждающие чеки и т. п.

Правда это ни в коем случае нельзя воспринимать как «можно проводить через банковские счета ОАЭ вообще все что угодно» — выше речь про адекватные варианты, если начать «транзитить» деньги или проводить непонятные операции – уже банк в ОАЭ может Вам заблокировать счет.

В ОАЭ также довольно популярна практика «Имею стартап, живу в Испании, 10 лет развиваю стартап, дивиденды не распределяю, далее компания развилась, накопилась крупная сумма для выплаты дивидендов за все годы – переезжаю на 1 год в ОАЭ, становлюсь налоговым резидентом, распределяю в этот момент дивиденды под ставку 0%, потом возвращаюсь в Европу». Есть правда много нюансов – в отдельных странах с этим борются и если Вы там долго жили, то не так просто «потерять» обязанность платить налог на дивиденды.

4. Какой подоходный налог (НДФЛ) в ОАЭ (Дубае) в 2023 г? Какой налог на зарплату?

Подоходный налог (НДФЛ) в Дубае — 0%.

Налог на зарплату в ОАЭ – 0%.

То есть если Вы сами себя трудоустроили на свою компанию в Дубае и платите себе зарплату – налог 0%.

Если Вы наняли сотрудников и платите им зарплату – налог 0%.

На всякий случай отмечу, что если Вы официально на работу будете нанимать сотрудников, то в такой ситуации они в ОАЭ должны будут получить резидентские визы именно как сотрудники Вашей компании. Если Вы наймете человека, который в ОАЭ находится, например, на основании визы цифрового кочевника, то Вам с ним нужно будет заключить просто договор об оказании услуг, а не трудовой договор.

Многие россияне сейчас открывают брокерские счета у местных брокеров в ОАЭ – налоги с доходов от купли-продажи акций и других активов — 0%. Налог в ОАЭ (Дубае) с купли-продажи криптовалюты – 0%.

Налог на сдачу в аренду недвижимости в ОАЭ – 0%.

Так такового налога при покупке / продаже недвижимости в Дубае нет, но есть регистрационные сборы в размере 4% (для Дубая, в других эмиратах другая ставка, в Абу-Даби, например, 2%).

5. Какие страховые взносы нужно платить в ОАЭ за сотрудников в 2023 г?

Страховых взносов в Дубае также нет (вернее они есть, но для лиц с гражданством ОАЭ или паспортами других стран персидского залива, если же Вы гражданин России с паспортом РФ, то страховых взносов в Дубае для Вас не будет).

6. Как стать налоговым резидентом ОАЭ в 2023 г и зачем нужно получать Сертификат налогового резидента ОАЭ (tax residency certificate) если в Дубае нет личных налогов?

Сертификат налогового резидента (налогового домициля) официально подтверждает, что Вы являетесь налоговым резидентом ОАЭ.

С 2023 г. в ОАЭ изменились правила получения статуса налогового резидента – раньше в ОАЭ нужно было находиться 183 дня в году, как и в большинстве других стран. Сейчас этот срок сокращен до 90 дней.

То есть сертификат можно получить находясь в Дубае всего 90 дней в году. Однако помимо срока пребывания в 90 дней еще нужно подтвердить наличие центра личных и финансовых интересов в ОАЭ (наличие банковских счетов и поступающих доходов на них и т.д.).

Также для получения Сертификата Вам нужно иметь emirates ID. То есть просто приехав в Дубай как турист «на зимовку» Вы Сертификат получить не сможете, должна быть связь с ОАЭ.

6.1. Важно понимать, что сам по себе статус налогового резидента Дубая не освобождает Вас от оплаты налогов в других странах (если Вы при этом более 183 дней будете проживать в России, то в базовом сценарии Вы все равно будете платить налоги в РФ), но он может помочь снизить налоги в стране источника выплаты дохода при наличии между ОАЭ и соответствующей страной Соглашения об избежании двойного налогообложения (России правда это не касается).

Особенно это актуально в случае, если Вы не проживаете ни в одной из стран более 183 дней и как следствие, при невозможности подтвердить налоговое резидентство ни в одной из стран, Вы в отдельных случаях (при выплате дивидендов, купонов по облигациям и т.п.) не смогли бы воспользоваться льготами, которые предоставляет Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Срок 90 дней один из самых низких в мире, из популярных стран меньше только на Кипре – там можно получить статус налогового резидента, проживая на острове всего 60 дней.

6.2. Еще одна причина для получения Сертификата налогового резидента Дубая – упрощение процедуры подтверждения источника происхождения денежных средств в других странах.

Допустим, Вы 5 лет живете в Дубае. Все это время получаете доход в виде заработной платы и дивидендов от своей компании в ОАЭ. Налоги как физическое лицо не платите и не декларируете, поскольку такая обязанность отсутствует по закону.

Через 5 лет Вы решили купить себе дом в Испании – испанский банк запрашивает у Вас источник происхождения денежных средств.

Таким источником обычно выступают налоговые декларации об оплате налогов (для России это справки 2 НДФЛ, декларации 3 НДФЛ, декларации по УСН и т.д.).

Но у Вас ничего нет, потому что в Дубае Вы не сдавали никаких деклараций как физическое лицо.

И вот здесь нам помогает Сертификат налогового резидента. При его наличии Вы просто предоставите в банк:

  • Сертификат.
  • резидентскую визу (вклеена в паспорт) + Emirates ID.
  • документы о получении дохода в Дубае (трудовой договор в части зарплаты и справку о выплате дивидендов).
  • выписку из банковского счета о зачислении указанных доходов на Ваши банковские счета в ОАЭ.
  • также иногда просят legal opinion, где юристами будет расписано мол «да, в Дубае нет подоходного налога на заработную плату, нет налога на дивиденды, поэтому он правильно не платил налоги» — это часто требуется, поскольку не во всех странах и не все специалисты банка знают, что в ОАЭ нет личных налогов.

Если же у Вас сертификата не будет, то Вы в принципе тоже можете пройти проверку банка, но это может быть сложнее, поскольку у банка будут сомнения «а вдруг он в другой стране должен был платить налоги, но не платил их и тогда получится мы приняли грязные деньги». С учетом более строгих проверок клиентов с паспортами РФ европейскими и многими другими банками с момента введений санкций я рекомендую все-таки для подобных целей получать Сертификат налогового резидента ОАЭ.

6.3. Сертификат налогового резидента ОАЭ выдается Федеральной налоговой службой ОАЭ (Federal Tax Authority). Все делается полностью дистанционно, заявление подается онлайн через сайт налоговой службы по ссылке.

Для получения сертификата налогового резидента Дубая Вам нужно подать следующие документы через сайт:

  • Загранпаспорт,
  • Emirates ID,
  • Подтверждение места проживания (документ о праве собственности или Ejari, если у Вас речь об аренде),
  • документы о доходах за последние 6 месяцев,
  • выписка с банковского счета о зачислении денег (выписка нужна именно из банка ОАЭ).

Сертификат выдается на срок 1 год, после этого его можно будет получить заново.

6.4. Юридические лица в ОАЭ (Дубае) также могут получить Сертификат налогового резидента. Основное требование – компания должна существовать не менее 1 года (либо можно купить компанию).

7. Как открыть компанию в ОАЭ в 2023 г.? Что лучше — mainland (местная компания) или во free zone (фризона)?

Как уже было указано выше, компании в Дубае можно разделить на 2 вида:

  • компании на mainland (местная / материковая компания в Дубае) – может вести деятельность как в ОАЭ, так и работать на зарубежных рынках (с иностранными компаниями).
  • компании, регистрируемые во freezone (фри зона или свободная экономическая зона) – как правило не может вести деятельность на территории самого ОАЭ. Всего сейчас более 50 фри зон.

Раньше ключевым отличием было то, что при открытии компании в mainland Вам нужно было иметь местного партнера (гражданина ОАЭ), но с 2021 г. после вступления в силу Federal Decree-Law № 26/2020 это требование отменено, поэтому сейчас в любой компании – как на mainland, так и во free zone Вы можете быть собственником с долей 100%. То есть нанимать номинального директора в ОАЭ не нужно.

Основные отличия в том, что mainland позволяет вести деятельность в самих ОАЭ и в том, что на материковую компанию намного проще открыть счет в банках Дубая.

7.1. Для регистрации компании в ОАЭ в 2023 г Вам нужно:

Шаг 1. Выбрать форму регистрации – mainland или freezone:

  • Если Вы выбрали free zone, то далее нужно выбрать конкретную фризону, в которой Вы будете регистрировать компанию. Выбор free zone зависит от Вашего вида деятельности. Компании во фризоне можно разделить на FZC — free zone company (2 и более акционеров) и FZE — free zone establishment (один акционер).
  • Компании в mainland в ОАЭ также бывают разных видов – LLC (аналог российской ООО в Дубае), LP (ограниченное партнерство), акционерское общество (публичное или частное) и т. д.

Есть и офшорные компании в ОАЭ, они регистрируются через 3 фризоны и у них основная цель – скрыть конечного бенефициара. Но это скорее отмирающий вид, для реального бизнеса она мало подходят – счет в ОАЭ на такую компанию Вы не откроете никогда, физический офис на офшорную компанию не снимете и даже сотрудников не наймете (не сможете им визы резидента ОАЭ оформить).

Шаг 2. Определиться с фирменным наименованием и подготовить необходимые регистрационные документы (устав и т.д.). Расписывать список документов я не буду, поскольку Вы все равно будете регистрировать компанию через помощников, порядок описываю больше для понимания всего процесса.

Также нужно определиться с адресом. Можно арендовать реальный физический офис, но во многих случаях достаточно виртуального офиса (flexi-desk).

Преимущество виртуального офиса в том, что он дешевле. Виртуальный офис предполагает, что Вы фактически не будете работать в здании, либо будете это делать ограниченной время.

При этом виртуальный офис будет обрабатывать входящую корреспонденцию и уведомлять Вас о получении писем. Отдельные фризоны могут также сами отправлять Вам полученную корреспонденцию по почте. Виртуальный офис в том числе доступен в популярных фризонах Dubai Multi Commodities Centre (DMCC — Дубайская многопрофильная товарно-сырьевая биржа) и Dubai Internet City (DIC — информационно-технологический бизнес-парк).

Но у виртуального офиса есть большой минус – банковский счет на компанию будет открыть очень сложно, поэтому на практике часто используется вариант аренды физического офиса с минимальной квадратурой.

Шаг 3. Получить лицензию.

В большинстве случаев минимальный уставный капитал не требуется (есть исключения для отдельных видов деятельности). Все лицензии в Дубае можно разделить на 3 общих вида:

  • Профессиональные (в основном входят различные услуги).
  • Коммерческая (в основном компании, занимающиеся торговлей).
  • Промышленная (в основном входят компании, занимающиеся производством).

Шаг 4. Получить визу резидента директору.

Директор обязательно должен получить резидентскую визу, учредители не обязательно, но в основном рекомендуется учредителям также оформить визы – это может упростить отдельные процедуры.

Шаг 5. Открыть корпоративный и личный банковские счета.

7.2. Можно ли открыть компанию в ОАЭ удаленно в 2023 г?

Нет, открыть компанию в ОАЭ полностью удаленно нельзя. Нужно будет обязательно прилететь в Дубай лично. По времени закладывать нужно 5-7 дней минимум (это если с «помогашками», если самому – дольше).

7.3. В среднем регистрация компании со всеми расходами будет стоить 15000-20000 долларов. Но нужно понимать, что в зависимости от вида деятельности цена может быть существенно выше. Отдельные лицензии будут стоить в разы дороже (например лицензия на работу с криптовалютой в ОАЭ стоит 40000 долларов в год).

В последующие годы расходы будут похожими, поскольку Вам нужно будет оплачивать услуги бухгалтеров и аудиторов для подготовки отчетности и аудит Вашей компании в Дубае, а также оплачивать продление лицензии и т.п.

7.4. Отмечу, что регистрация компании в Дубае дело не очень быстрое. В среднем 2-3 недели уходит на получение Лицензии, еще 2-3 недели на получение резидентской визы директору (без визы Вы не сможете открыть корпоративный счет), далее еще от 1 месяца занимает решение вопроса с открытием корпоративного счета.

8. Чем отличается резидентская виза в ОАЭ от emirates ID и зачем они нужны?

Давайте разделим 3 понятия, в которых часто путаются:

  • резидентская виза в ОАЭ – это фактически ВНЖ. Виза вклеивается в Ваш загранпаспорт.
  • emirates ID – пластик, выдается на основании резидентской визы и служит как удостоверение личности в ОАЭ (можно получить в том числе электронную версию).
  • Сертификат налогового резидента – отдельный документ, который подтверждает Ваш именно налоговый статус.

То есть Вы получаете резидентскую визу на определенных законом основаниях, а уже на основании визы Вам выдается «пластик» — emirates ID.

Пляж JBR Beach из личного архива автора

Стоимость получения Emirates ID в Дубае (минимальная) сейчас составляет:

  • 140 AED для карты сроком действия 1 год.
  • 240 AED для карты сроком действия 2 года.
  • 340 AED для карты сроком действия 3 года.

Напоминаю, что о получении резидентской визы (ВНЖ в ОАЭ / Дубае) Вам нужно будет уведомить миграционные органы РФ (МВД России).

Уведомление о получении ВНЖ в ОАЭ (Дубае) в 2023 г надо подать в РФ в следующие сроки:

  • если получили ВНЖ находясь в РФ – в течение 60 дней с момента получения.
  • если получили, уже находясь в ОАЭ, но после получения въезжали в РФ в течение 60 дней – аналогично в течение 60 дней с момента получения.
  • если получили, уже находясь в ОАЭ и в РФ в течение 60 дней после этого не въезжали – надо будет подать в течение 30 дней с момента, когда впервые въедете в РФ.

Уведомление подается в территориальный орган МВД России по месту прописки.

Если уведомление не подать, то грозит уголовная ответственность по ст. 330.2 УК РФ.

К уведомлению нужно приложить:

  • Копию внутреннего российского паспорта.
  • Копию ВНЖ (вклейка в загранпаспорт + еще приложить копию emirates ID).

9. Какую налоговую отчетность нужно сдавать компаниям в ОАЭ в 2023 г? Является ли обязательным аудит отчетности в Дубае?

Налогов в ОАЭ до 01 июня 2023 г. кроме НДС нет, а вот отчетность подавать нужно даже сейчас.

Согласно ст. 26 Федерального Закона ОАЭ № 2 2015 года «О Коммерческих Компаниях» компании должны хранить свои книги бухгалтерского учета в головном офисе не менее 5 лет за предыдущий отчетный период.

Для компаний, которые работают в сфере недвижимости этот срок увеличен до 15 лет.

То есть как такового полноценного бухгалтерского учета нет, но есть требование по хранению бухгалтерских документов.

Вся отчетность сдается на английском языке, подается дистанционно. Общение с налоговой в случае появления вопросов с ее стороны, также обычно ведется дистанционно в режиме онлайн.

Налоговая отчетность для компаний в ОАЭ включает в себя:

  • ежеквартальные отчеты по НДС (для компаний с оборотом свыше 150 млн дирхам отчеты подаются ежемесячно).
  • ежегодный отчет по МСФО (годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, годовой отчет о финансовом положении компании).
  • ежегодный аудит.

Аудит для компаний в ОАЭ является обязательным не всегда — это зависит от того, где зарегистрирована компания:

  • Для компаний, зарегистрированных на материковой части Дубая аудит является обязательным согласно пункту 2 статьи 27 действующего Федерального закона № 2 от 2015 года «О коммерческих компаниях ОАЭ».
  • Для компаний, зарегистрированных во free zone зависит от фри зоны. Отдельные фризоны сделали требование о проведении аудита обязательным, например тот же DMCC (Дубайский мульти-товарный центр), в других такого требования нет.

За нарушение правил ведения бухгалтерского учета формально можно получить штраф до 500000 дирхам.

На практике компании, которые предоставляют услуги по ведению бухгалтерского учета в Дубае, часто «страшат» большими штрафами, какие-то жесткие проверки для среднестатистического бизнеса происходят не так часто, но все же лучше, чтобы в плане отчетности у Вас все было в порядке.

10. Нужно ли в 2023 г проходить валютный контроль в ОАЭ (Дубае) при получении платежей из-за рубежа на банковский счет компании?

Нет, не нужно, валютный контроль как таковой в ОАЭ (Дубае) отсутствует. Однако если Ваши операции покажутся банку подозрительными, то банк может запросить документы по сделке в рамках антиотмывочного законодательства.

11. Как открыть корпоративный счет для компании / личный счет в банке Дубая в 2023 г.

Как ни странно, в части корпоративного счета в ОАЭ это самая большая проблема.

Зарегистрировать компанию в Дубае, получить ВНЖ можно без проблем, открыть личный счет в банке как физическое лицо тоже в целом можно без особых сложностей, а вот открыть корпоративный счет на компанию ОАЭ для получения оплаты от иностранных контрагентов сейчас проблематично.

Основные сложности с открытием корпоративного счета на юридическое лицо в Дубае начались в 2022 г. – когда многие россияне открывали компании в Дубае просто для получения ВНЖ и Emirates ID, либо для ведения какой-то сомнительной деятельности и т.д.

Сразу скажу, что многое зависит от ситуации:

  • если у Вас крупный международный бизнес и Вы можете представить «мощное» портфолио, договоры с клиентами и т.п. — особых проблем с открытием счета не будет — банк будет понимать, что Вы планируете вести реальный бизнес.
  • если Вы приходите в банк со словами «у меня IT компания, деньги пока не знаю откуда буду получать, как-то подтвердить свою предыдущую деятельность я не могу, договоров с клиентами пока нет», то открыть счет будет проблематично.

Компаниям, зарегистрированным на материковой части ОАЭ (mainland), счет открыть намного проще, чем компаниям из freezone (фризоны). Компаниям, у которых нет физического офиса, а только виртуальный, также счет открыть практически невозможно. Также если Вы купили лицензию по принципу «взял в самой дешевой Free Zone посреди пустыни (есть такие фризоны)» — аналогично счет Вам не откроют.

Почти во всех случаях эта проблема решаемая, но нужно быть к этому готовым. Проблема с открытием корпоративного счета в ОАЭ решается следующими путями:

  • через использование «помогашек», которые решают вопросы с открытием счета. Никакой коррупции, просто «помогашки» знают «правильных» сотрудников в правильных отделениях банка, которые найдут мотивацию заняться Вашим вопросом и добиться открытия счета в банке ОАЭ.
  • через использование вместо банковских счетов различных платежных систем, которые работают в Дубае. Но тут тоже нужно учитывать, что многих из таких сервисов не переводят деньги в Россию, поэтому если стоит такая задача, то не каждый сервис подойдет.

Сразу поясню, что часто Вам напрямую не отказывают (хотя и такое бывает), а просто рассматривают заявление бесконечно, давая понять, что в банке Вам ничего не светит.

У меня есть клиенты, которые в 2022 г. через 3-4 месяца безрезультативных попыток самостоятельно открыть корпоративный счет на компанию в местном банке ОАЭ по итогу все равно обращались к «помагашкам».

Если все же пытаться открыть самостоятельно, то нужно понимать, что в банк сразу нужно будет предоставить документы по Вашей деятельности:

  • в целом описание деятельности компании.
  • бизнес-план, если он есть.
  • налоговые декларации по предыдущей деятельности.
  • информация о Вашем бизнес-опыте.
  • при наличии рекомендательные письма от Ваших контрагентов.
  • договоры с клиентами.

Наиболее крупные и популярные банки в ОАЭ — First Abu Dhabi Bank и Emirates NBD Bank.

Также нужно помнить, что при открытии личного счета в ОАЭ, Вам нужно будет в российскую налоговую подать уведомление об открытии счета и далее каждый год подавать отчет о движении средств (если Вы будете налоговым резидентом РФ, есть исключения).

12. Как обязанности возникают у резидента РФ при регистрации КИК в ОАЭ? Уведомление об участии и ежегодные уведомления о КИК в ОАЭ.

Также важно учитывать, что регистрация компании в ОАЭ (Дубае) накладывает на Вас определенные обязательства (если Вы налоговый резидент РФ), а именно у Вас появляется обязанность подать уведомление об участии в иностранных организациях, а также ежегодно подавать уведомление о КИК, а именно:

  • В течение 3 месяцев нужно будет подать уведомление об участии (штраф за неподачу 50000 руб. по ч. 2 ст. 129.6 НК РФ).
  • Ежегодно не позднее 30 апреля (для физического лица) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании, нужно будет подавать уведомление о КИК (штраф за неподачу 500000 руб. по ч. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Также у Вас возникает обязанность платить налог с нераспределенной прибыли КИК (очень много нюансов, в том числе оснований для освобождения).

13. Передают ли банки ОАЭ (Дубая) информацию в российскую налоговую службу в рамках соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией в 2023 г?

Это очень интересный вопрос.

С одной стороны ОАЭ есть в списке стран ФНС РФ, с которыми осуществляется автоматический обмен налоговой информацией (последний список утвержден Приказом ФНС России от 28.10.2022 N ЕД-7-17/986@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией»).

То есть по логике автообмен должен осуществляться.

На практике все немного иначе – дело в том, что при принятии решения передавать информацию или нет во внимание берется не Ваш паспорт, а Ваше резидентство.

То есть если бы Вы могли приехать как турист в ОАЭ и открыть личный банковский счет и банком был бы зафиксирован Ваш российский адрес – тут без вопросов информацию должны были бы передать. На практике банки ОАЭ не открывают счета нерезидентам, а только тем, у кого есть резидентская виза.

По итогу складывается такая ситуация – автоматический обмен налоговой информацией между ОАЭ и Россией есть, но на практике он практически работает. Причина – счета открывают только резидентам ОАЭ, как следствие банк при открытии счета фиксирует Вас как резидента ОАЭ, а не России и информация никуда не уходит.

Тем не менее воспринимать это как «могу получать что угодно на счета в ОАЭ, жить в РФ и с этого дохода в России налоги не платить» я не рекомендую, поскольку сегодня практика одна, а завтра она может измениться.

Отмечу, что сам по себе факт того, что ОАЭ есть в списке налоговой службы РФ стран, с которыми осуществляется автообмен налоговой информацией важен, поскольку это влияет на список разрешенных и запрещенных валютных операций для валютных резидентов РФ.

Например, p2p переводы через криптовалюту (покупку и продажу USDT или биткоина) для лиц, которые более 183 дней в году живут в РФ, разрешен только на счета в банках, которые находятся в странах, с которыми есть автообмен. Поэтому сделать перевод через p2p Binance или Garantex в ОАЭ можно, а вот, например в Таиланд, Грузию или Сербию нельзя из-за того, что их нет в указанном списке ФНС (то есть технически Вы перевод конечно сделаете, но формально за это Вам будет грозить штраф в размере 20-40% от суммы каждой операции по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

14. Есть ли между Россией и ОАЭ действующее Соглашение об избежании двойного налогообложения в 2023 г?

С ОАЭ есть «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о налогообложении дохода от инвестиций Договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений» (заключено в г. Абу-Даби 07.12.2011 г.) – оно имеет достаточно ограниченную сферу действия, поэтому на практике его как-то использовать для уменьшения налога у источника выплаты дохода из России не получится.

15. Как открыть компанию в ОАЭ (Дубае) и получить лицензию для работы с криптовалютой?

В ОАЭ действительно криптовалюта легальна, выдаются лицензии на деятельность, связанную с криптовалютой.

Основная сложность, как уже было указано выше – открыть банковский счет. В самом ОАЭ банковские счета местные банки для работы с криптовалютой не открывают.

На практике это в основном решается открытием компании в ОАЭ для работы с криптовалютой, а банковский счет на компанию открывается в других странах.

16. Какие платежные системы работают в ОАЭ? Как работать и принимать платежи в ОАЭ через Payoneer, Stripe, Paypal, Wise в 2023 г?

Если Вам необходимо работать с зарубежными сервисами, которые выплачивают доход только через платежные системы – в большинстве случаев Дубай подойдет для получения таких доходов, поскольку большинство платежных систем присутствует в ОАЭ и с ними можно работать. Другой вопрос какой аккаунт Вам будет нужен – личный или корпоративный.

Если личный, то нужно понимать, что по российскому паспорту счет Вам никто не откроет, использовать нужно именно Emirates ID.

Также Вам потребуется (не обязательно все сразу):

  • договор аренды для подтверждения проживания вне РФ.
  • Utility Bill (документ об оплате коммунальных услуг на Ваше имя по Вашему зарубежному адресу проживания).
  • выписка из банка, где будет указан Ваш зарубежный адрес проживания.

Правда если Вам нужно работать с Payoneer, Stripe, Paypal или Wise – не обязательно регистрировать компанию именно в ОАЭ, поскольку эти сервисы также работают в отдельных странах СНГ (но не во всех).

Итоги

ОАЭ (Дубай) – хорошая юрисдикция, у которой много преимуществ. Для многих типов бизнеса ОАЭ могут быть отличным вариантом. Однако открывать компанию в Дубае по принципу «сейчас все едут в Дубай, в рекламе рассказывают, что там вообще нет проблем» не стоит.

ОАЭ лишь одна из юрисдикций, доступных для россиян, которым необходимо вести расчеты с иностранными компаниями, принимать и отправлять платежи за товары и услуги в условиях санкций и ограничений на SWIFT переводы в 2023 г.

Во многих случаях через другие страны будет проще осуществлять расчеты с Россией (есть страны с развитой рублевой зоной), многие страны будут дешевле, во многих странах бизнес регистрируется в 10 раз быстрее, чем в ОАЭ.

Например, в случае, если все банки России отключат от SWIFT, то вести расчеты с Россией компании из ОАЭ станет намного сложнее, чем компаниям из ряда стран СНГ.

От себя могу сказать, что сейчас активно развиваются переводы в дирхамах между Россией и ОАЭ, например, российский банк и брокер БКС, который недавно стал открывать россиянам счета в дирхамах сейчас спокойно делает переводы в дирхамах в банки ОАЭ, причем доходят эти платежи очень хорошо и быстро.

Для получения индивидуальных консультаций по международному налоговому законодательству, законодательству о криптовалюте, по законодательству ОАЭ, Гонконга, Сингапура, Армении, Грузии, Казахстана, ЕС и других стран, а также по вопросам полной настройки схемы работы с зарубежными контрагентами в условиях санкций, Вы можете написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:

WhatsApp 8-960-767-64-03,

Телеграм @Dmitriy_vasilev7.

и мы в индивидуальном порядке разберем и обязательно решим Ваш вопрос.

Обращайтесь ко мне лично, буду рад помочь!

С Уважением, адвокат Васильев Дмитрий (№ 1510 в реестре адвокатов, адвокатское удостоверение № 1911, выдано 29.10.2015 г. адвокатской палатой Красноярского края).

Юрист №1 в рейтинге юристов России по версии крупнейшего правового сервиса РФ Правовед.Ру — https://pravoved.ru/lawyer/362127/.

Если у Вас есть вопросы по обозначенным темам, либо есть личный опыт, которым Вы хотели бы поделиться – пишите комментарии, давайте обсудим.

0
4 комментария
TIM RICH

Дим, спасибо за статью !! Все четко и по делу, мне есть с чем сравнить ,сам через все проходил ,и если бы попалась статья раньше - сохранил пару десятков тысяч дирхам ))

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Иванович

Статья хорошая - молодец .
Но не скромно Адвокат №1 в рейтинге юристов России по версии одностаничника самого Дмитрия

Ответить
Развернуть ветку
Алек Ди

Вопрос: нужно ли сдавать отчетность, если не достиг оборота 375 тыс. И нету TRN?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

Друзья! Прошел год с момента публикации и думаю многие заметили, что ощутимая часть информации из статьи устарела из-за того, что корпоративный налог с 1 июня 2023 г. ввели совсем не так как ожидал рынок. Прошу всех обратить внимание, что информация о 0% налоге на прибыль устарела полностью, учитывайте это. Более того даже в рамках уже введенного корп. налога уже несколько раз меняли правила, последний раз в октябре-ноябре 2023 г.

В ближайшее время постараемся сделать обновленную статью, комментарий просто пишу, чтобы Вы понимали, что в большинстве случаев будет далеко не 0% налога. Особенно печально видеть, что до сих пор многие регистраторы в ОАЭ продолжают рассказывать и в 2024 году про "налогов нет, если нет деятельности внутри ОАЭ".

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда