Упаковка франшизы под ключ или как слить деньги

Почему будущий владелец франшизы должен сам упаковать свой бизнес.

Введение

“Как масштабировать свой бизнес? Как начать больше зарабатывать?” - два вопроса, которые волнуют всех предпринимателей. Существуют разные стратегии, благодаря которым можно обеспечить рост бизнеса и прибыли, какие-то универсальные, другие подходят для определенных компаний, сфер, фазы роста и развития бизнеса, но крайние 5-6 лет, одна стратегия все чаще становится на слуху, и имя её — франчайзинг.

На фоне этого тренда появилось множество компаний, которые предоставляют услуги по “Упаковке франшизы под ключ” и их число растет каждый год. Что это такое, с чем это едят и почему предприниматель, который хочет создать франшизу своего бизнеса, должен сделать это сам — разберем в данной статье.

Что такое “Упаковка бизнеса под ключ”?

Вообще, нет конкретного устаканенного перечня, что в себя включает упаковка бизнеса во франшизу. В этом плане каждая компания, как говорится, кто на что горазд. Но я выделяю несколько этапов, которые проходит абсолютно каждый бизнес, чтобы создать свою франшизу:

1 - создание концепции будущей франшизы. То есть чем будет заниматься будущий партнер-франчайзи, какие обязательства перед ним планирует взять владелец франшизы (дальше “франчайзер”), что должен делать партнер, что будет делать франчайзер, на каких этапах кто и что делает, на каких вообще условиях человек будет покупать франшизу. Тут прописываются финансовая и бизнес-модели, алгоритмы работы партнера, руководство по франшизе (некий навигатор по тем материалам, которые передаются партнерам), создаются юридические документы а также портреты партнеров-франчайзи, необходимые в будущем на этапе “маркетинг”

2 - Маркетинг франшизы. На этом этапе создаются фото- видео-контент для франшизы, создаются рекламные материалы (презентации, цепочки писем, сайты). Настраиваются маркетинговые воронки - инструменты, где Вы тратите деньги и получаете заявки на приобретение франшизы

3 - Продажи франшизы. Сначала выстраивается система продаж: настраивается crm-система, которая позволит вести учет всех клиентов и задач по ним, создаются этапы продаж, настраивается автоматизация и контроль. Далее создаются скрипты и чек-листы продаж, после чего можно нанимать бойцов-продавцов и заниматься их введением в должность (подготовка к работе с клиентами, обучение продукту)

4 - Организация сопровождения/поддержки партнеров. На этом этапе создаются базовые руководства, которые необходимы партнерам для открытия, управления и ведения бизнеса: как открыться, как управлять, как нанять персонал, как оказывать услугу/производить продукт, как рекламироваться, продавать и т.д. Далее в crm-системе создается воронка - какие этапы проходят партнеры перед открытием и какие после, кто и что на них должен делать. Это то, за чем франчайзер должен следить. После чего нанимаются менеджеры сопровождения

5 - База знаний. Это вечный этап. Каждый уважающий себя франчайзер будет заниматься базой знаний на протяжении всего времени, пока он франчайзер и у него есть партнеры. Во-первых, какие-то вопросы от франчайзи будут постоянно повторяться, и дабы сэкономить время поддержки, нужно дополнить ответами на эти вопросы базу знаний. Во-вторых, у Вас будут партнеры, которые бьют все рекорды по показателям, а кто-то вечно факапит. Упаковывая этот опыт в базу знаний, Вы будете транслировать его всем партнерам, тем самым усиливая всю сеть.

А что по расценкам?

Тут тоже кто на что горазд и разброс цен от 150 000 рублей и до 2 000 000 рублей. Но тут важно понимать одну простую вещь: пройти путь от создания концепции франшизы и до первых партнеров - это ~ 400 тыс. рублей при условии, что у Вас есть опыт в бизнесе, Вы знаете о всех ключевых моментах и процессах создания франшизы, короче говоря, есть в этом деле опыт. Это я говорю как человек, который 6 лет развивает бизнес по франшизе.

Что входит в эту сумму? Найм сотрудников: нам нужны продуктолог, копирайтер, дизайнер, маркетологи, рекрутер,продавцы + руководитель отдела продаж; это создание презентационных материалов и руководств франшизы; это покупка и настройка crm системы, + бюджет на маркетинг

Может ли при этом раскладе услуга “Упаковка франшизы под ключ” стоить дешевле 500 000 рублей и быть качественной? С учетом, что там тоже работают сотрудники (наверное) и есть фаундеры, которые хотят заработать. Рекомендую на это не рассчитывать:).

Да, у компаний по упаковке могут быть разные бизнес-модели, но если компания работает с таким чеком или ниже, то в 90% случаев их модель построена на том, что продажи упакованной ими франшизы лягут на них за комиссию. И в этом закопана одна из собак:)

Так и в чем проблема?

Первый неприятный момент заключается в поверхностности такой услуги. Вам не сделают “конфетку”. С бюджетом 1 500 000 рублей+ возможно обстоит все по-другому, и если у Вас есть желание потратить эти деньги и абсолютно нет желания разобраться в одном из ключевых инструментов своего развития - покупайте смело.

Что я подразумеваю под “поверхностностью”. Упаковка бизнеса - это все-таки услуга, при этом не консалтинговая. Многие внутренние аспекты, которые являются ключевыми, попросту не затрагиваются.

Начнем с концепции. Разработка франшизы - по сути разработка нового продукта. Неотъемлемая часть создания нового продукта - это закладывание стратегии развития, и это базовый процесс, с которого все начинается. По сути это стратегический маркетинг.

Что нужно, чтобы создать стратегию

  • Определить целевую аудиторию (CustDev, JTBD)
  • Сегментировать аудиторию ABCD
  • Провести анализ конкурентов
  • Разработать позиционирование
  • Сформулировать гипотезы
  • Выбрать каналы привлечения

И я убежден, что это прямая задача владельца бизнеса и НИКТО лучше чем владелец это не распишет. Чем чреват пропуск этой работы? Тактический маркетинг (этап 2 по созданию франшизы) будет попросту сливать бюджет.

Что касаемо маркетинга. Только что созданные рекламные кампании и первые версии воронок никогда не будут работать эффективно. Всегда нужно время на оптимизацию и доработку. Если Вам упаковывают франшизу и при этом не занимаются Вашими продажами - это разовая работа, и дорабатывать эти РК кроме Вас никто не будет. Если этим пренебречь - слив бюджета и нулевые результаты.

Теперь о продажах. Тут зарыто сразу две собаки. Что нужно понимать, никто из компаний по упаковке не будет заниматься созданием Вашего отдела продаж. С этим связано много внутренних процессов, начиная с построения системы и до найма с вводом в должность. Из этого вытекает следующее:

Во-первых, если у Вас нет отдела продаж, и компания по упаковке не занимаются продажами, но Вы заплатили деньги за упаковку - это выкинутые на ветер деньги. Те материалы, которые Вы получите, в вакууме сами по себе не несут ценности, так как “все начинает играть красками” только тогда, когда будет запущен трафик и будут ПРОДАЖИ.

Во-вторых, какие условия дают компании-упаковщики по аутсорсингу продаж - 30-50% от стоимости паушального взноса (плата за франшизу). Но вот Вам несколько вводных:

  • Стоимость заявки на приобретение франшизы в среднем 8 - 24 $
  • Средняя стоимость покупателя франшизы 1100 - 1600 $
  • Чистая прибыль от продажи франшиз с учетом расходов на маркетинг 30-50%

Вы отдаете в качестве комиссии большую часть чистой прибыли (либо всю). А на что развиваться? Бывают исключения из правил, когда чистая прибыль с проданной франшизы выше 60%, но тогда встает другой вопрос - а Вы действительно развиваете сеть или просто зарабатываете на паушальных взносах?:)

Что касаемо поддержки. Что является ГЛАВНЫМ ценным конечным результатом в работе поддержки для Вас как предпринимателя?

  • Сумма оплаченных роялти
  • Количество открытых партнеров, достигших плановых показателей

От чего зависят эти показатели?

  • от системы контроля и взаимодействия с партнерами
  • от грамотности руководств и обучающих материалов
  • от профессиональной работы менеджеров поддержки

Берут ли на себя ответственность компании-упаковщики за результат поддержки? Нет. Тогда насколько качественными будут “упакованные под ключ” материалы и инструменты поддержки? Одному Богу известно. И это я не говорю о том, что материалы поддержки и система в отделе поддержки также дорабатываются и улучшаются со временем, сделать хорошо с первого раза, предвидев все тонкости Ваших отношений с партнерами, сторонней компании практически невозможно.

Выводы

Друзья, надеюсь я смог показать, что созданием франшизы и развитием франчайзинговой сети очень важно заниматься самостоятельно, особенно, если Вы хотите построить нечто внушительное, если стремитесь стать лидером в своей нише, и если Вам дорог продукт. Все франшизы, которые на слуху, строили себя сами, либо пользовались консалтинговыми услугами (по сути все равно создавая франчайзинг “внутри” компании)

И побольше уверенности в себе! Создание франшизы объемный процесс, но вполне посильный, особенно при совместной командной работе. Если будут какие-либо вопросы по созданию франшизы, пишите, с удовольствием отвечу и поделюсь опытом. Постараюсь быть максимально полезным для Вас.

Если нужна помощь в создании франшизы, запись тут

Всем спасибо!

1212
3 комментария

Прочитал до конца. Интересно, как вы организуете библиотеку знаний ?

1
Ответить

Каждый квартал проводим интервью на эту тему с действующими партнёрами, формируем план по доработкам базы знаний, снимаем (как правило) и заливаем партнёрам. А в качестве хранилища используем геткурс

Ответить

Очень субьективно и поверхностно.

Ответить