Доходные автомобили: миф или реальность?

Несколько лет назад у меня было 5 автомобилей разный классов в прокате у компании автопроката (далее сокращенно УК – управляющая компания). Сейчас осталось 3 штуки.

Доходные автомобили: миф или реальность?

Расскажу как все начиналось.

Внимание! Текст не является персональной инвестиционной рекомендацией.

2019 год

Когда я впервые услышала про эту стратегию на одном инвест-форуме – я сразу приняла решение ее попробовать для диверсификации.

Стараюсь многие стратегии пробовать самостоятельно, чтобы понять подходят они мне или нет. Ведь инвестиции похожи на еду - все любят разные блюда. Кому-то поострее хочется, а кому-то сладкого.

Ездить на своем авто – это пассив (оплата бензина, технического осмотра, резины, страховок, мойки и так далее), а вот сдавать его в аренду – получаешь доход. Автомобиль становится инструментом, приносящим деньги, активом.

Легковые автомобили в прокат дают среднюю доходность 10-30 процентов годовых.

Грузовые автомобили и строительная техника приносят больше, но здесь опыта у меня нет.

Есть несколько вариантов сдачи в аренду машины:

1. Компании автопроката (УК).

2. Компании такси.

3. Сдавать самостоятельно

Последний вариант я не рассматривала, так как это занимает много времени и требует внимания. С такси связывать тоже не хотелось, а вот первый вариант был интересен.

УК берет автомобиль инвестора и:

- сдает его посуточно физ.лицам (командировочные, путешественники, свадьбы, для фотосессий и так далее)

- сдает юр.лицам на длительный срок.

Я провела анализ компаний автопроката в своем городе и нашла только 2 приличных компании, после созвона, остановилась на одной из них. Познакомилась с директором филиала, узнала какие авто сейчас востребованы.

Далее я купила 2 новых автомобиля Toyota Camry в Тойота-центре по заданным параметрам.

!! Сейчас понимаю, что это была ошибка, как говорится как только новый автомобиль выезжает из ворот – он теряет примерно 10-15 процентов своей стоимости. Лучше было взять 1-2 летний автомобиль с небольшим пробегом. По стоимости он дешевле, а сдается также как и новый. Цена одинаковая. Кроме того КАСКО на новый автомобиль дороже.

Автомобиль регистрируется ТОЛЬКО на инвестора в ГИБДД и по договору передается в управление УК. Расходы обычно полностью на инвесторе, а доход делится 70% инвестору и 30% УК. Cумма дохода зависит от количества дней, проведенных в прокате.

В некоторых других УК расходы и доходы делятся пополам, то есть 50 на 50 процентов.

Расходы на рекламу, заработную плату сотрудников, штрафы – в моем случае берет на себя УК.

Вы же платите за зимнюю/летнюю резину, страховки, тех.осмотр, ремонт, за системы мониторинга, иногда теплую парковку в зимнее время. Все это оговаривается заранее до подписания договора, хотя иногда возникают и непредвиденные обстоятельства.

!! Внимательно читайте договор по передаче автомобиля в управление УК. Кто и за что платит, в каких случаях, кто и где делает ремонт, какая отчетность предоставляется, когда проводятся расчеты с инвестором. В договоре могут быть нюансы, которые вам не понравятся, тогда их можно исправить или уточнить. Можно обратиться к юристу и внести правки, согласовать в УК.

Не забудьте заплатить налоги с доходов. Если сдаете как ИП или физ.лицо размер налоговой ставки меняется. Я плачу как индивидуальный предприниматель 6% с доходов. Если сдавать как физическое лицо налог на доходы составит 13%.

Также собственник ежегодно платит транспортный налог.

Как выбрать достойную УК

У меня был такой список критериев:

✅ свой штат сотрудников

✅ офис (не поленилась и съездила туда лично)

✅ парк автомобилей от 20 штук

✅ хороший сайт

✅ скорость ответа на звонки/обращения

✅ отзывы других инвесторов

Поскольку я провожу консультации по личным финансам - слышу много историй про непорядочные УК. Когда они не платят, не выходят на связь, скрывают, что с автомобилем случилось ДТП, были случаи, когда УК исчезала совсем, так как собственники поругались.

В общем, выбор УК - это основной момент в стратегии сдачи автомобиля в прокат.

Страхование автомобиля

Также необходимо самостоятельно застраховать автомобиль КАСКО (угон и тотальная гибель, чаще с франшизой 30-50 тыс.руб.) и ОСАГО (возможность любому лицу старше 23 лет управлять автомобилем).

Страховые компании не любят страховать такие авто (для них риски выше), поэтому придумывается легенда, что автомобиль для бизнеса, несколько водителей будут ездить, точно неизвестно кто, поэтому нужен широкий доступ разных лиц к управлению.

1-2 машины застрахуете без проблем, если их больше, то уже могут быть вопросы и трудности.

И сразу напомню, что в случае ДТП вы должны сообщить о нем в течение 24 часов в страховую компанию, если позже, то выплаты не будет. Это прописано в длинном договоре страхования, который мало кто читает.

Я знаю случаи, когда обращались по страховым случаям позже и страховая отказывала в приеме документов, ссылаясь на этот пункт и юридически они были правы.

Контроль

Обязательно ставятся маячки и программа контроля передвижения автомобиля (это помогает сделать УК и на этом лучше не экономить).

Вам выдается доступ к CRM УК, где вы будете видеть кол-во дней и стоимость сдачи автомобиля в прокат.

Летом более активный сезон, люди массово едут в отпуска и снимают автомобили в прокат. Зимой спрос на аренду меньше.

А также выдается доступ к программе, где вы видите все передвижения вашего автомобиля на карте в режиме реального времени (туда я смотрела пару раз, так как наша УК работает честно).

Какие автомобили лучше сдаются?

УК вам подскажет какие авто им нужны и пользуются большим спросом. Какая марка, год выпуска, комплектация, новые или подержанные. И примерная доходность на каждый вид автомобиля.

                                                       Стоимость проката автомобилей
                                                       Стоимость проката автомобилей

Также важно понимать, что обычно автомобили дешевеют вследствие проката, поскольку увеличивается пробег и износ. То есть продать автомобиль после 3-5 лет в прокате сможешь значительно дешевле, чем купил.

В моем случае в связи непредвиденными событиями в мире автомобили подорожали на 30-40%, но это исключительный случай и рассчитывать на его повторение не стоит.

Конкретные цифры

Ну, это все лирика, скажете вы. Давай конкретные цифры.

Приведу конкретные расчеты по автомобилю Toyota Camry.

Был куплен за 2 миллиона рублей в 2019 году. Около 100 000 руб. расходы на страховки (КАСКО 49 000 руб., ОСАГО 21 000 руб.), маячки (21 000 руб), другие мелкие расходы.

Итого округлим затраты до 2 100 000 руб.

Автомобиль в прокат сдается в среднем за 5000 руб. в сутки, около 18 дней в месяц (беру среднемесячное значение).

Собственнику идет 70%, то есть 3500 руб. в сутки или в месяц: 3500*18= 63000 рублей.

За год: 63000*12= 756 000 руб.

Отнимем стоимость КАСКО и ОСАГО (они оплачиваются ежегодно), технического обслуживания, чистыми остается 600 000 рублей. С учетом 6% налога - остается 564 000 рублей.

Транспортный налог - 5500 рублей. Итого остается 558 500 руб.

В 2022 году КАСКО стоит уже 100 000 рублей (более чем в 2 раза выше, чем в 2019 году). ОСАГО - 25 000 рублей.

Годовая доходность: (558 500/ 2 100 000)*100% = 26,6 % годовых.

Эх, показала цифры умным людям, говорят, что ДО продажи автомобиля невозможно посчитать точную доходность (поскольку не учтена амортизация и возможная стоимость продажи автомобиля).

По одному автомобилю, который уже продан у меня получилось около 20% годовых.

Могла что-то не учесть, не обессудьте - задавайте вопросы в комментариях, пожалуйста, обсудим! А вообще все расходы и доходы заношу в файл Excel и данные брала из него.

Но нужно учитывать, что в реальности могут быть длительные простои и непредвиденные обстоятельства, что сильно снижает доходность.

Форс-мажоры

За 4 года в прокате у нас было два ДТП и один угон автомобиля. Это были автомобили премиум-класса, стоимостью более 5 миллионов рублей.

При ДТП – страховая компания выплатила нам полную стоимость автомобиля. Тут помогло, что все было выполнено в срок, предоставлены все нужные документы.

А вот с угоном были очень большие трудности. Неделю автомобиль был в розыске (его хотели угнать в Казахстан и там продать). Но помогло, что подключилась сама УК, подняли все связи и нашли авто в темном полупустом гараже, вблизи границы.

                                                                         Угон автомобиля
                                                                         Угон автомобиля

Маячки были заглушены (угонщики грамотные попались), поэтому надежды найти было мало, нервов было потрачено много. В результате группу угонщиков нашли и завели уголовное дело. Машину вернули спустя месяц, были приличные дополнительные расходы на поиск и восстановление авто.

Из-за этого автомобили премиум-класса мы продали, хотя они приносили более высокую доходность, чем другие. Но потенциальные риски были намного выше доходности.

2023 год

Сейчас у нас осталось 3 автомобиля бизнес и комфорт-класса, которые ездят в крупных городах и туристических центрах России.

Из-за мировой экономической и политической ситуации стоимость иностранных автомобилей, запасных частей и страховок выросла. В итоге доходность сдачи автомобиля в прокат упала до 10-20% годовых.

Подводя итог, я могу выделить следующие преимущества и недостатки сдачи автомобилей в аренду через УК.

Минусы:

✔ Неконтролируемая сумма ежемесячного поступления (может сдаваться 5 или 25, 30 дней), вы не можете на это повлиять

✔ Риски ДТП, угона, повреждения

✔ Большая стоимость автомобиля, невыгодно брать в кредит или в лизинг (платеж может быть выше поступлений)

✔ Амортизация автомобиля (большой пробег в конце срока эксплуатации в прокате)

✔ Много чужих штрафов на собственнике автомобиля

Плюсы:

✅ Доходность до 30% годовых в зависимости от класса автомобиля и количества дней сдачи в прокат (автомобили бизнес-класса, редкие автомобили сдаются дороже)

✅ Регулярный денежный поток, который можно реинвестировать

✅ Не требует много времени на управление после сдачи авто в УК (только ежегодно продление КАСКО и ОСАГО, просмотр CRM, уплата налога)

✅ Невысокий налог 6%, если сдаешь как ИП

✅ Если у вас есть неиспользуемый, редко используемый или второй автомобиль жены/мужа - можно сделать его источником дохода

✅ Автомобиль в собственности инвестора и в любой момент можно его продать, перевести в другую УК, переложиться в другую стратегию инвестирования

Для особо тревожных и нервных, относящихся к автомобилю как к женщине - стратегия точно не подойдет.

Также не рекомендую новичкам в инвестициях из-за высокого порога входа.

И нельзя все имеющиеся сбережения вкладывать в одну эту стратегию.

Ставьте лайк, если статья понравилась.

Больше подробностей у меня в Телеграм-канале

77
2 комментария

Здравствуйте, в Питере какую-то УК посоветуете, пожалуйста?

Ответить

В Питере не подскажу, к сожалению.

Ответить