{"id":13465,"url":"\/distributions\/13465\/click?bit=1&hash=1e6228dc4e5e22730d5108e1c30ee96b3462205737e7a3fe7ce4c965aaacfe57","title":"\u041a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f Ozon \u2014 \u043a\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6b1e0c55-41d3-56c2-84e2-fe6f447e3825","isPaidAndBannersEnabled":false}
Viktor Zakharchenko

Правила стартапов. Изнурительный декатлон

На связи «капитан венчурная очевидность». В новой серии рассказ идет о такой фундаментальной штуке как питч-дек.

В прошлый раз я говорил о фаундерах. Тема важная, но преждевременная, так что мы до нее доберемся еще раз. Попозже. Прочитав комментарии и ответив в ЛС, я задумался о том какой должна быть структура публикаций. Как это часто бывает: первое, что пришло на ум — оказалось самым живучим.

Зачем изобретать велосипед, если под руками есть тот самый питч-дек и его составляющие? По ним я и предлагаю пойти. Как всегда, многие вещи будут очевидными — на то это и капитанский пост. Но дьявол в мелочах. Надеюсь, будет полезно.

И начнем мы с питч-дека как такового.

Три тезиса, пять ссылок. Погнали!

1. Иногда сам продукт — идеальный питч-дек

Если ваш продукт годится только для удобрений (не знаю, можно ли здесь писать слово «говно») — его не спасет самый лучший питч-дек в мире. Поэтому не занимайтесь перфекционизмом, выдрачивая шрифты и выравнивая блоки. Решать будет суть, содержание. Делайте «интересными» факты, а не дизайн.

Наши шрамы: Ну, не совсем наши, и даже не шрамы. Байка, но услышанная из первых уст. Говорят, что когда создатель Skype пришел в большой фонд со своим проектом, то никакого питч-дека у него не было. Да и выглядел он… Шорты, шлепки. Только носков не хватало. Серьезные мужи от vc сильно удивились, можно сказать даже охренели, но дали шанс. Основатель просто взял и за 5 минут организовал звонок через интернет со своего ноутбука на компьютер инвесторов. Продано!

2. Чем меньше оформления — тем лу…

Правило Парето работает. Потратив 20% усилий — получите 80% результата, чего от питч-дека и требовалось: заинтересовать инвестора. Но важно не только это. Хороший инвестор получает деки сотнями. У него выработан рефлекс на фильтрацию информационного шума и поиски сигнала. Усложняя дизайн вы тупо усложняете ему задачу по фильтрации.

Наши шрамы: Интересный игровой стартап, пришли в FunCubator. Яркий дизайн, красиво скомпоновано. Графики — нарисованы «от руки», никаких тебе «дешевых» скриншотов. На втором слайде находишь слово «инвИстиция»… Спрашивал потом у коллег-инвесторов. Практически всех бесит именно неряшливость. Граммар-наци как они есть!

3. Если нужно объяснять — не нужно объяснять

Это из казуальных игр такое определение. Если в вашей казуальной игре нужно делать туториал — ни хрена она не казуальная (читай — доступная). То же самое с питч-деком, если вы тратите силы и время (свое и инвестора), чтобы что-то ему объяснить, наворачивая фактов и аргументов — это сразу пойдет в минус. Умение объяснять просто — важный скилл фаундера. Тренируйтесь на кошечках — на близких — оттачивая тезисы.

Наши шрамы: Тут шрам не один. Примерно раз в месяц слышу от стартапа: «Да ты не понял…» Это абсолютно бессмысленная фраза. Не тратьте время на такого инвестора. Тут одно из двух: либо вы не умеете объяснять просто, либо инвестор «тупой» и точно не принесет вам SMART-money. Лучший способ переубедить — вернуться с железобетонными аргументами.

Пять ссылок

1. Книга. «Эффект ореола». Терпеть не могу все это книги про «созданных навечно». Прекрасный разбор стартапов через призму «ошибки выжившего».

2. Кино. Сериал «Политик». Тоже про стартап, правда персональный и с единственным фаундером.

3. Сервис. Canva. Идеальный инструмент для создания деков. Там даже темплейты соответствующие есть!

4. Ссылка на русском. «Любовь с первого питча». Простые правила флирта с инвестором.

5. Ссылка на английском. Ладно, их тут сразу несколько. Все с базами питч-деков. Воруйте идеи, но помните про книгу из п.1. 139 деков, Подборка от авторитетного Business Insider, Pitch Deck Hunt.

Лайк, Шер и другие певцы 😎

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Олег Викторович

Объясняешь, объясняешь инвестору... Наконец, уже сам понял. А инвестор все еще не понимает. 
(Майор Очевидец. 

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Бывает и такое 👌

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
"Не нужно объяснять" - совет просто золотой !
(использую опыт автора при питче своего бот-мессенжера по теме финансовой грамотности в сентябре 2020 года).
До встречи на вершине ! (с)

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Удачи 🍀 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Воробьев

Стиль изложения просто огонь 🔥
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandryna Anishchanka

Про объяснять - это просто боль. Тяжело быстро перестроиться. Всегда хочется что-то доказывать начать и переубеждать))

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Другач

Прикольно :)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null