Робототехника для детей: повышаем успеваемость в школе

Робототехника для детей: повышаем успеваемость в школе

Какие навыки развивает в ребенке лего-конструирование и как это связано с успехами в школе? Объясняем в этой статье.

Все возможные кружки и секции для детей всегда были популярны, но иногда они воспринимаются лишь как способ занять ребенка после школы, чтобы быть уверенным в его безопасности на этот период и знать, что он «не просто сидит за компьютером» после уроков. Впрочем, даже «сидеть за компьютером» можно с большой пользой — детские школы программирования служат доказательством этого. При этом есть способ познакомить ребенка с миром IT, отойдя от привычной ассоциации «человек, не отрывающийся от экрана и клавиатуры». Речь идет о таком направлении, как робототехника.

Перспективность робототехники легко доказать: роботы в современном мире применяются повсеместно, и вполне очевидно, что их количество в разных сферах будет только расти. К тому же, робототехника очень плотно связана с искусственным интеллектом, а эта область развивается настолько стремительно, что сейчас уже практически каждый регулярно слышит новости, связанные с ИИ.

Но можно даже не забегать настолько далеко вперед. Рассмотрим, чем занятия в детской школе робототехники могут быть полезны школьнику в настоящем. И окажется, что это не просто возможность записать ребенка на очередной дополнительный кружок, а инструмент для его всестороннего развития

Чем дети занимаются на уроках по робототехнике

Со стороны может показаться, что робототехника — настолько сложная отрасль, что для погружения в нее необходимо как минимум окончить технический университет. На самом деле первые шаги в ней может сделать даже дошкольник 5-7 лет. На занятиях для самых маленьких рассказывают, какими бывают механизмы и передачи (например, ременная, червячная и коронная), а также учат детей распознавать в движениях животных связь с робототехникой. Школьники 7-10 лет уже изучают различные датчики и готовятся к тому, чтобы перейти к самому интересному — сборке робота и его управлению.

На занятиях по робототехнике используются специальные образовательные материалы — конструкторы Lego WeDo 2.0 от Lego Education. Они состоят из множества разноплановых разноцветных деталей и датчиков движения, а также в набор входит специальный гаджет, с помощью которого получившимся устройством можно управлять. Благодаря этому конструктору юные инженеры могут на занятиях сразу на практике применять полученные теоретические знания. Так вся информация гораздо легче и прочнее укладывается в голове, а не ложится туда бесполезным грузом.

Финальный этап связан с «оживлением» собранного устройства. Для этого дети знакомятся с программированием и составляют из ярких блоков специальные алгоритмы, благодаря которым робот начнет двигаться, когда его подключат к компьютеру.

Опытные педагоги превратят обучающий процесс скорее в увлекательную игру, которая расширяет знания об окружающем мире и приносит настоящее удовольствие. Изучение любой, даже непростой темы может стать увлекательным челленджем, за который ребенок возьмется с большим воодушевлением и энтузиазмом. В нужный момент преподаватель поддержит новичка и не даст искре интереса потухнуть в нем.

Какие навыки развиваются на занятиях по робототехнике

Лего-конструирование развивает в детях сразу множество hard skills и soft skills. Например, воображение — школьник сам продумывает, как будет выглядеть робот, которого он хочет создать. Какие выбрать детали и какого они будут цвета? Какие механизмы и передачи будут задействованы? Как будет выглядеть финальный результат? В каких играх его можно будет использовать? Отвечая для себя на эти вопросы, ребенок развивает фантазию и, помимо этого, прокачивает аналитическое мышление. Рамок здесь практически нет, и, поэтому, глядя на работы учеников, обычно очень интересно пытаться угадать, чем те вдохновлялись и кого пытались изобразить.

Как проходят уроки робототехники для детей?

Составляя план своей работы, юный инженер учится продумывать действия на несколько шагов вперед и организовывать собственную деятельность. Разбираясь с принципами работы механизмов, ребенок неизбежно начинает лучше разбираться в причинно-следственных связях и становится более внимательным. Например, если на одном из этапов в проект закралась ошибка, ее придется найти и исправить, иначе в финале окажется, что ничего не работает. Но даже если ученик ошибся, ему объяснят, что это совершенно нормально, и главное — вовремя это заметить и обратить внимание на сложный для него момент, окончательно разобраться с ним. Общаясь со сверстниками, школьник развивает коммуникативные навыки: учится работать в команде, прислушиваться к другим и при этом отстаивать собственную точку зрения, проявлять инициативу, презентовать свои работы перед группой. А, возможно, в таком кружке по интересам он даже сможет встретить новых друзей.

В процессе сборки конструктора всегда задействована мелкая моторика. Целый ряд исследований подтверждает, что она напрямую связана с развитием речи.

Тренировка пальцев рук и умение координировать движения стимулирует и ускоряет речевое развитие. Еще Аристотель заключил, что «рука — это инструмент всех инструментов». К тому же, развивается не только речь, но и другие когнитивные навыки: внимание, память, мышление.

Как увлечение робототехникой связано с академической успеваемостью?

Все вышеперечисленные soft skills прямым образом связаны с образовательным процессом в школе. Ведь, не обладая той же хорошей памятью, внимательностью или воображением, ребенок вынужден прикладывать очень большие усилия, чтобы освоить даже базовый минимум. А чем сильнее развиты его умственные способности, тем проще он усваивает материал, быстрее и креативнее справляется с заданиями, лучше воспроизводит и применяет информацию. А также легче переживает неудачи и с большим интересом берется за ранее не изученное.

Очевидно, что для того, чтобы создать робота, который еще и будет двигаться с помощью специальных датчиков, нужно время. И достаточно много времени. Поэтому школьник незаметно для себя будет вырабатывать усидчивость — это то, чего не всегда хватает активным детям, но что просто необходимо для образовательного процесса. Ключом послужит правильная мотивация: юный инженер будет знать, что если он приложит достаточно усилий, то получит результат, которым сможет поистине гордиться.

Есть и более очевидный ответ на вопрос, как уроки робототехники связаны со школьной успеваемостью — на занятиях ученики изучают или повторяют некоторые моменты, заложенные в школьную программу. Например, сложение, вычитание, умножение и деление — это то, без чего нельзя представить уроки математики в начальной школе, и что вместе с тем связано с программированием. Кроме того, лего-конструирование приблизит ученика к пониманию основ физики. Например, семиклассники подробно изучают в школе механическое движение, и собранные из Лего модели послужат идеальным примером для его глубокого понимания. Среди прочего на занятиях в детской школе программирования ученики получают с датчиков на устройстве информацию, которую потом используют для вычислений. Этот навык пригодится на лабораторных работах, которые являются обязательной частью образовательного процесса.

Встает вопрос, как выбрать лучшую детскую школу робототехники. Ориентироваться стоит на предлагаемую программу, преподавательский состав и, конечно, отзывы самих юных учеников и их родителей. Познакомьтесь со школой программирования для детей «Пиксель», где, помимо курсов робототехники, представлено множество IT-направлений для дошкольников и школьников.

11
Начать дискуссию