Кто реально помогает стартапу. Как и Чем?

Есть интересная идея или MVP? Какие первые шаги нужно сделать стартапу? Куда написать, кому показать, где искать команду или финансирование? Конкретные люди, компании, деньги. Я расскажу факты про первый год жизни стартапа ServiceAR.

Эта статья будет вступительной, тк целый год из жизни стартапа за один присест не съесть.

Эпизод 1. А бизнесу надо? ! Алексей Верютин

Идея проекта ServiceAR пришла случайно. В этом мне помог Алексей Верютин. В свое время, я проходил у Алексея курс по созданию внеконкурентного продукта (ВКП) . Алексей опубликовал пост о поиске таргетолога в свой новый проект — зеленый забор (или калифорнийская изгородь). Это новый тип ограждения на российском рынке. Я в это время активно экспериментировал с дополненной реальностью и искал бизнес, где ее можно применить. Идея быстрой визуализации ограждения на реальном участке с мгновенным расчетом стоимости и сметы Алексею понравилась. Мы накидали ТЗ и я пообещал через месяц выдать прототип — мобильное приложение на iOS.

Результат зацепил Алексея. Мы решили добавить разные типы ограждений, чтобы пользователь мог мгновенно примерить различные варианты заборов, сориентироваться по стоимости каждого решения и связаться с менеджером для заказа.

Еще я добавил газон, уличную мебель, растения — неожиданно получилось решение для ландшафтного дизайна)

Если это не создает WOW эффекта с первого взгляда, дальше продукт не пойдет. А это можно сделать только высококачественной визуализацией

Алексей Верютин

Я благодарен Алексею за резкую критику проекта, которая помогла сфокусировать мое внимание на высококачественной визуализайии.

Основной принцип ServiceAR — визуализация реальных товаров от конкретных партнеров, которые можно купить.

Я занялся поиском партнеров. Это на первой стадии развития проекта оказалось не просто. В итоге, кроме «Зеленого забора», партнеров быстро найти я не смог, да и приближалась зима — конец сезона заборов и газонов.

Выводы:

  • На этапе идеи найдите бизнес/эксперта — партнера. Если партнер готов потратить свои ресурсы (время тоже ресурс) на рассмотрение вашей идеи — значит определенная ценность в идее есть и можно двигаться с экспериментами дальше.

Эпизод 2. Команда. Александр Панин и SwiftBook

Как и многие, я пришел в IT из строительства. Строил я долго (более 10 лет) и успешно. Успех я измеряю в амбициозности задач, которые решаешь. Полученный опыт дал мне уверенность: если есть видение и цель — любая задача решаема.

Моя цель — собрать классную команду, которая создает инновационные продукты, востребованные рынком.

Видение на ближайшие 5 лет: сделать процесс ремонта и обустройства дома похожим на игру — увлекательным и легким. Предоставить партнерам и клиентам новый сервис — маркетплейсы в дополненной реальности.

Переход из строительства в IT проходил через освоение новой профессии — iOS разработчик. В этом мне помогла команда из SwiftBook — лучшей, на мой взгляд, школы по iOS разработке. Её руководитель, Иван Акулов, собрал мотивированную команду, которая умеет обучать. Результат курса — опубликованный в AppStore проект Shagame — аудио карта города. Это приложение я создавал с Александром Паниным — нынешним CTO ServiceAR.

Когда я показал Александру прототип с заборами в AR, он сказал — классно, я с тобой. Двое — уже команда, а значит можно создавать стартап!

Выводы:

  • Создание/поиск команды — это постоянный процесс. Нужных людей найти очень трудно. Если же вы их нашли — вы можете начать делегировать задачи, а это начало роста проекта.

Эпизод 3. Сообщество. Виталий Янко

Ты делаешь стартап потому что не можешь не делать стартап

Кирилл Симаков, Founder of Monosnap.com

Если ты доверяешь себе и веришь в свои идеи — ты стартапер. Ищи свою тусовку. Тебе нужна поддержка, экспертиза, связи — нетворкинг. Сообществ по данной тематике много. Профессионалов — мало. Мне повезло — я познакомился с Виталием Янко основателем SPB Founders Global.

Встреча с Виталием произошла на моей первой питч-сессии на XV митапе SPB Founders при поддержке Brainbox.

Перед питчем я презентовал проект команде Pitch Bootcamp. Ребята разнесли деку в щепки, но дали ценную обратную связь. Появилась вторая версия инвестиционной презентации (сейчас их более 20!), с которой я и выступал в стенах бизнес-инкубатора "Ингрия".

Я познакомился с экспертами Ингрии и командой Brainbox, с которыми мы плотно взаимодействуем и по сей день.

Выводы:

  • Нетворкинг для стартапа — это почти ВСЕ: эксперты, советы, помощь, поддержка, инвестиции. Все это только через комьюнити!

Эпизод 4. Акселераторы/Инкубаторы. Ингрия, Южный ИТ-парк, ИТМО, Просто Бизнес.

Сейчас есть огромное количество акселераторов, экспертов, образовательных курсов и прочих историй, которые обещают прокачать твой проект. Интересно то, что ДА, они все могут быть полезны. Но важно выбрать правильную последовательность применения) .

В нашем проекте она такая:

  • ПРОСТО Бизнес

  • Бизнес-инкубатор Ингрия
  • Южный ИТ-парк

  • Акселератор ИТМО

Везде разный уровень экспертов и сами эксперты. Но это коррелируется с уровнем развития проекта.

ПРОСТО — бесплатный коворкинг для молодежи (до 35 лет) в СПб. Имеет несколько филиалов по городу. ПРОСТО Бизнес — одна из бесплатных образовательных программ для начинающих предпринимателей. Если нужны азы, если есть еще неуверенность и неопределенность в выбранном направлении — можно начать с этой программы. Как минимум — нетворкинг и бесплатный коворкинг.

Бизнес-инкубатор Ингрия от Технопарка СПб — это "бальзам" для основателя стартапа. Ты можешь советоваться, жаловаться и даже требовать — ребята из Ингрии всегда с пониманием и вниманием отнесутся к твоей ситуации. И постараются помочь. Консультанты Ольга Алексеева, Роман Хромченко, Анастасия Богданова, Мария Калинина, Татьяна Антипова — это только штатные эксперты, которым я могу задать вопрос в любой момент. Есть конкретный вопрос к юристу — организуют бесплатную консультацию. А еще в нашем проекте проходят практику более 15 студентов из разных вузов — благодаря Ингрии. Если есть дефицит в команде и в ресурсах — Ингрия в помощь. Спасибо ребятам!

Акселератор Южного ИТ парка — очень классная методика по работе со стартапом. Много экспертов из ФРИИ, да и сама методика похожа на ФРИИ, но акселератор ориентирован на стартапы ранних стадий. Выстроен понятный трекшен, по каждой тематике — лекция от эксперта, каждую неделю — работа с трекером. Помогает структурировать работу над проектом. Однозначно полезно.

Акселератор ИТМО — прошли отбор и начинаем работать с трекером Кириллом Ковалевым, со-основателем крупнейшего стартап хаба Европы – Мария 01 (Финляндия). Кирилл взаимодействовал с более 1000 стартапов ранней стадии, оказал помощь более 300 из них в привлечении инвестиций и корпоративных клиентов. Обладает широкой сетью связей среди всех уровней венчурных фондов Европы. Начало ободряющее). Алексей Верютин, с легкой руки которого и началась данная история, также входит в состав экспертов ИТМО.

Выводы:

  • За 4 месяца мы успели поучаствовать еще в паре акселераторов, но их упоминать не буду. ЕСТЬ много программ, на которые не стоит тратить свое время. Внимательно отнеситесь к выбору и количеству акселераторов.

Эпизод 5. Венчуры/Дивиденды. Brainbox.vc

Конструкция соломенного самолета

или что представляет собой т. н. «российский венчур»?

Статья на VC от СЕО ООО «СПИн» Анатолия Горелова dirinvest. ru

На вопрос "Где все инвесторы?" мы слышим один ответ — "После 24-го числа венчурный рынок в России умер". Был ли он жив до указанной даты — я не знаю. Но его отсутствие сейчас очевидно.

Пока мне удалось общаться либо с корпоративными хабами, типа MTS StartUp Hub , со своей экосистемой, либо с частными инвесторами, которых интересует готовый бизнес, приносящий дивиденды.

Я подавал заявку на помощь в поисках инвестиций в СОБА (союз бизнес ангелов) . Но ответ один: если нет платящих клиентов, инвесторам ты не интересен. Дорасти до хорошего кэша, тогда приходи.

Была у нас проба пера с командой Brainbox. Это платформа для привлечения крауд-инвестиций + продуктовая стартап-студия, дополненная командами по разработке и маркетингу.

Краудинвестинг — модно, современно. Стартап для стартапов. Мы прошли первый раунд — скоринг. Получили трекера, поработали месяц над проектом. Но защитить проект не смогли. Резюме лучше цитировать:

«К сожалению, сейчас мы не сможем поддержать ваш проект инвестициями в связи с некоторыми опасениями по поводу жизнеспособности бизнес-модели: мы думаем, что конечная стоимость разработки будет выше, чем планируется, а объем рынка и ожидаемый спрос недостаточно подтверждены. Было бы круто, если бы вы провели custdev и собрали статистику после вашего релиза в апреле. Если будет спрос, то мы готовы вернутся к обсуждению.»

Странно слышать про сомнения в бизнес модели, тк стартап (от англ. start up «запускать») по определению - временная организация, направленная на поиск новой бизнес-модели.

Но, в любом случае, ребята из Brainbox классные и делают полезное дело. Всем советую направить им деку на рассмотрение, как минимум получите ценную обратную связь. А если пройдете отбор и готовы открыть непубличное АО, на базе которого платформа Brainbox планирует принимать в ваш адрес инвестиции от “пайщиков”, то есть неплохой шанс получить финансирование.

Выводы:

  • Дай жизнеспособную бизнес модель, подтвержденную спросом, тогда есть что обсуждать с российским инвестором. При этом речь пойдет не про венчур, а про дивиденды.
  • А теперь ответ на вопрос "Кто реально помогает стартапу. Как и Чем?" Ответ однозначен — государство, в лице бесплатных и мега полезных инкубаторов и акселераторов. Кто-то вписывается в грантовую историю. Но у нас пока такой практики не было. Но тоже посматриваем в эту сторону. Есть уверенность в себе и в команде — оформляй субсидированный кредит до 5 млн рублей под 5% (бесплатные деньги) по программе поддержки МСП.
  • А если отвечать на вопрос "Что поможет росту стартапа?", то и тут ответ очевиден — ценность вашего продукта. Только она, да и ее одной достаточно. Поэтому проводите custdevы, делайте pivotы, находите ту ценность, за которую будут платить деньгами или временем.

В заключение:

Я верю в людей, в идеи, в команду. Я люблю стартап, тк это путь, который определяешь только ты. И только ты способен пройти этот путь.

Мечтайте, придумывайте идеи, создавайте стартапы, поддерживайте друг друга и верьте в свои силы.

Я буду рад, если статья оказалась полезной. Тогда подписывайтесь на новости. Если нет — сорян, напиши свое мнение — это повысит мой рейтинг)

Всем удачи!

p.s. В статье я описал свой личный опыт и свое личное видение. Оно может отличаться от вашего — и это классно, тк мы все разные. Если вы готовы поделиться своим опытом и полезными контактами — пишите в комментариях или мне в тележку @dmitriionegin

1515
16 комментариев

Дмитрий, было бы круто, если бы в статье была бы честная критика по иным активностям, нацеленным на помощь стартаперам. Мне кажется, что фаундерам, особенно на ранней стадии, очень важно не тратить свое время впустую на всяких программах, тем более если они не дают особой ценности. В каких еще программах вы участвовали и какие были результаты? очень интересно узнать

1
Ответить

Мария, земля круглая), поэтому доля осторожности у меня присутствует. Но, если вы настаиваете, вот мой неудачный опыт: Всероссийский конкурс "ТВОЕ ДЕЛО. Молодой предприниматель России". Я не говорю про ребят ничего плохого. Но для нашей команды - это было зря потраченное время. Много времени. Детали уже упущу).
Еще из пустого - не приносящего никакого результата - любые мероприятия, где участие платное. Наш опыт - однозначно нет.

Ответить

Дмитрий, спасибо, было интересно читать путь становления стартапа, но не хватило: структурированности мыслей, конкретики и критики. После прочтения создалось ощущение, что работа и взаимодействие с описанными бизнес-структурами не были описаны в полной мере, с ее плюсами и минусами

1
Ответить

Анастасия, по структурированности мыслей буду работать в следующих статьях. Читайте, проверяйте). Конкретика, вроде была. Критику добавил в ответе на сообщение Марии. В новых статьях попробую более детально описать процесс взаимодействия со всеми "структурами")

Ответить

Дмитрий, круто, описал свой живой опыт об инфраструктуре поддержки инновационного предпринимательства!

1
Ответить

Роман, спасибо за поддержку!

Ответить

Не понял что такое маркетплейс и зачем вам это - привести клиентов, привести партнеров, возвращать клиентов - дорого. Мое субъективное мнение - white label для производителей и они уже на своих клиентов пусть работают. Ревеньюшер, подписка и т.д. Монетизация кажется наповерхности. А если решение сильное - никаких географических ограничений.

Ответить