Red Bull: бизнес-модель и SWOT-анализ

Бизнес-модель Red Bull сфокусирована на привлечении потребителей к покупке своего энергетического напитка с помощью маркетинговой стратегии, основанной на рассказе, а не на повествовании, как у других брендов. Бренд отдает на аутсорсинг такие операции, как производство и логистика, и концентрируется на продаже энергетических напитков. Как ни один другой бренд, Red Bull поддерживает связь со своими потребителями через спонсорство и владение несколькими спортивными командами.

В отличие от обычных маркетинговых схем, компания использует представление историй для связи со своими потребителями. Ред Булл создает и производит свою собственную историю, чтобы дать потребителям то, что они хотят, и устанавливает увлекательную маркетинговую стратегию.

Red Bull: бизнес-модель и SWOT-анализ

Краткая история Red Bull

Тайский бизнесмен Чалео Йювидья (Chaleo Yoovidhya) и австрийский предприниматель Дитрих Матешиц (Dietrich Mateschitz) основали Red Bull в 1984 году.

В 1982 году Матешиц отправился в Таиланд работать на немецкого производителя Blendax. Матешиц познакомился с Чалео, который в то время владел компанией TC Pharmaceuticals, выпускающая энергетический напиток «Krating Daeng» (в переводе с тайского «красный бык») разработанный в 1970-х годах для борьбы с джетлагом (ред. Десинхроноз — медицинский термин, обозначающий джетлаг. Проще говоря, он означает рассинхронизацию ваших биологических часов (также известных как «циркадные ритмы»).

Дитрих Матешиц увидел в напитке рыночный потенциал. Он решил стать партнером TC Pharmaceuticals, чтобы продавать напиток в Европе. Согласно соглашению, Чалео и Матешиц вложили по 500 000 долларов каждый в создание компании, которую они назвали Red Bull GmbH. Каждый согласился владеть 49% акций компании, а оставшиеся 2% достались сыну Чалео, Чалерму (Chalerm). Также было решено, что компания останется на попечении Матешица.

Red Bull изменил рецепт напитка «Krating Daeng» в период с 1984 по 1987 год, чтобы он соответствовал вкусу европейцев. Новый напиток стал газированным с меньшим количеством сахара и был представлен как энергетический напиток в Австрии в 1987 году под названием Red Bull.

После маркетинга среди молодых профессионалов бренд стал более успешным в начале 1990-х годов. В 1997 году Red Bull начал снимать рекламные ролики со своим слоганом: «Red Bull окрыляет».

В 1997 году компания заняла более 75% рынка США. Позже Ред Булл расширился примерно до 171 страны и успешно продал более 5 миллиардов банок, что сделало бренд самым потребляемым энергетическим напитком в мире в 2012 году.

В 2018 году Ред Булл выпустил свою органическую газированную воду под названием Organics by Red Bull, и большая ее часть не содержала кофеина. На протяжении многих лет Red Bull сохранил свой логотип. На логотипе изображены два быка, сражающиеся прямо перед золотым кольцом, что указывает на действие, энергию и выносливость, а под этой привлекательной эмблемой написано Red Bull. Товары бренда продаются через мероприятия, поддержку, рекламу, музыку и владение спортивными командами.

Кому принадлежит Red Bull

Red Bull GmbH – по 49% акций принадлежат Йювидья Чалео (Yoovidhya Chaleo) и Дитрих Матешиц (Mateschitz Dietrich), 2% принадлежат Чалерму Ювидья (Chalerm Yoovidhya).

Дитрих Матешиц управлял компанией как попечитель, но после его смерти право собственности перешло к его сыну, который не проявил интереса к руководству компанией.

Миссия Red Bull

Миссия Red Bull гласит:

«Дарить крылья людям и идеям».

Как работает Red Bull

Благодаря энергии, вложенной в маркетинг, Red Bull рассматривается скорее как маркетинговая компания, чем как компания, производящая энергетические напитки. Больший процент годовой прибыли организации реинвестируется в ее маркетинговые кампании. Это гарантирует, что компания сохранит свое место на рынке энергетических напитков.

К счастью, бренд зарабатывает достаточную прибыль от своей продукции. Благодаря использованию отличной стратегии аутсорсинга с помощью своего партнера – Coca-Cola. Стратегия вертикальной интеграции повышает ценность бизнеса и цепочки поставок.

Red Bull дольше всех остается ведущим брендом, занимая почти вдвое большую долю рынка, чем его ближайший конкурент. Своим успехом и прибыльностью она обязана мощному маркетинговому бюджету и стратегии.

Как Red Bull зарабатывает деньги

Red Bull получает доход из разных источников, но большая часть дохода компания получает за счет продажи своих энергетических напитков. Однако бренд реинвестирует большую часть своей прибыли обратно в маркетинговые кампании. Цель выделения такого большого бюджета на маркетинг состоит в том, чтобы поддерживать связь со своими потребителями, тем самым увеличивая продажи и закрепляя свое место в качестве лидера рынка. Ред Булл также владеет спортивными командами.

  • Продажа энергетических напитков. Более половины выручки компании приходится на продажу энергетических напитков. В 2019 году компания продала более 7 миллиардов банок, заработав около 6 миллиардов долларов. Продажи энергетических напитков составляют более 90% выручки.
  • Доход от деятельности спортивных команд. Помимо продажи напитков, Red Bull также владеет и продвигает многочисленные спортивные команды, такие как Red Bull Bragantino FC в Бразилии, RB Salzburg в Австрии, RB Leipzig в Германии и New York Red Bulls в Высшей футбольной лиге Америки. Red Bull основал в Германии совершенно новый футбольный клуб под названием RB Leipzig и финансировал его. Эта футбольная команда играет в Лиге чемпионов и в высшем немецком футболе. Кроме того, Red Bull владеет двумя гоночными командами F1. Они спонсируют многих спортсменов, которые продвигают свою продукцию через мероприятия или онлайн-контент. Red Bull использует спортивное владение и спонсорство для диверсификации своих доходов.
  • Доходы от создания контента и рекламы. На Red Bull TV бренд создает контент для экстремальных видов спорта. Бренд также владеет каналом на YouTube с более чем 10 миллионами подписчиков. Согласно исследованиям, он зарабатывает от 3000 до 7000 долларов за каждое видео, которое публикует на YouTube.
  • Продажа товаров. Red Bull продает товары спортсменов-экстремалов, которых они поддерживают. Хотя это может составлять лишь небольшую часть их доходов.

Канва бизнес-модели Red Bull

Бизнес-модель Ред Булл можно объяснить на следующем холсте бизнес-модели:

Бизнес-модель Red Bull
Бизнес-модель Red Bull

[1] Потребительские сегменты Red Bull

Сегменты клиентов Red Bull включают:

  • Предприятия. Эти бренды размещают рекламу на канале Red Bull на YouTube;
  • Молодежь. Включает в себя различные категории молодежи – студенты, молодые мужчины и женщины, занимающиеся такими видами спорта, как пеший туризм, серфинг, ралли, виндсерфинг, катание на горных велосипедах, скалолазание, BMX (ред. разновидность велосипеда, изначально придуманная взрослыми любителями мотокросса для тренировок), паркур, брейк-данс, мотокросс, каякинг, сноубординг, гребля, скейтбординг. Люди, которые отправляются в дальние поездки и т.д.;
  • Люди, которым требуется много энергии для своей работы. Другой сегмент клиентов Red Bull – это люди в профессиях, требующих большого количества энергии, таких как инженеры, пожарные, горняки, сварщики и т.д.;
  • Спортсмены со всего мира. Последний сегмент клиентов – профессиональные спортсмены со всего мира. Этой группе людей нужно много энергии, чтобы преуспеть в своей карьере.

[2] Ценностные предложения и преимущества Red Bull

Ценностные предложения Ред Булл:

  • Red Bull для предприятий предоставляет больше информации на своем канале YouTube. Компания предлагает более широкую известность и осведомленность другим неконкурирующим предприятиям, размещая рекламу на своих маркетинговых каналах (кросс-маркетинг). Red Bull использует свои маркетинговые каналы для создания ценности для потребителей. Например, у компании есть канал YouTube для создания контента с более чем 10 миллионами подписчиков;
  • Red Bull дает молодым людям больше энергии. Согласно слогану компании, Red Bull «Бодрит тело и дух», тем самым дает больше идей для активности и идей. В сегменте энергетических напитков у компании около 150 сопутствующих продуктов. Фактически, они создали этот сегмент на рынке в 1987 году и с тех пор лидируют в этой отрасли. Компания не только стремится предоставить потребителям лучший энергетический напиток, но и следит за тем, чтобы ее деятельность не наносила вреда окружающей среде, в которой живут ее клиенты;
  • Red Bull дает людям трудоемких профессий дополнительную энергию и концентрацию. Энергетические напитки компании дают больше энергии людям, занимающимся энергоемкими профессиями, например, инженерам-технологам, горнякам, сварщикам, пожарным и т. д.;
  • Red Bull для спортсменов предоставляет напитки улучшающие их концентрацию. Спортсменам нужна энергия и высокая умственная концентрация для тренировок и выступлений. Энергетические напитки Ред Булл помогают спортсменам сохранять концентрацию, выдерживать физические нагрузки, повышать работоспособность и стимулировать внимательность.

[3] Каналы сбыта Red Bull

Каналы сбыта Red Bull включают:

  • iTunes;
  • ТВ;
  • Видео платформы;
  • Дом искусств Ред Булл;
  • Розничные продавцы;
  • Музыка;
  • Видеоигры;
  • Спонсируемые мероприятия;
  • Магазины приложений (iOS App Store и Google Play Store);
  • Социальные сети;
  • Эксперты по продукции Red Bull (Wings team);
  • Спортивное сообщество;
  • Собственные события (Red Bull Air Race, Red Bull House of Skate и Red Bull Flugtag);

[4] Взаимоотношения с клиентами Red Bull

Отношения с клиентами Red Bull включают:

  • Ставка на устойчивость и экологичность продукта;
  • Пункты «Red Bull дает вам крылья»;
  • Социальные медиа;
  • Веб-сайт;
  • Экстремальные виды спорта (Адреналин);
  • Чувство приключений и риска;

[5] Потоки поступления доходов Red Bull

Потоки доходов Ред Булл:

  • Продажа энергетических напитков;
  • Доходы от собственных спортивных команд;
  • Реклама от создаваемого контента для развлечения;
  • Продажа товаров выпускающиеся под брендом Ред Булл;

[6] Ключевые ресурсы Red Bull

Ключевые ресурсы Red Bull включают в себя:

  • Экосистема компании с компетенциями в разных сферах;
  • Бренд;
  • Связи с экстремальными видами спорта;
  • Профессиональный маркетинг, благодаря которому достигнута самая высокая доля рынка энергетических напитков в мире: присутствие в 171 стране; Реализовано более 62 миллиардов банок;

[7] Ключевые виды деятельности Red Bull

Ключевые виды деятельности Red Bull включают:

  • Маркетинговая и PR-деятельность (включая спонсорство);
  • Логистика;
  • Производство (экономия ресурсов за счет малых расстояний);

[8] Ключевые партнеры Red Bull

Ключевые партнеры Red Bull:

  • Розничные продавцы;
  • Сеть дистрибьюторов;
  • Поставщики сырья (включая вода из Альп);
  • Знаменитости;
  • Ивент компании (Спонсорство в сфере спорта);

[9] Структура издержек Red Bull

Структура затрат Red Bull включает:

  • Оплата работы штаб-квартиры;
  • Логистика;
  • Заработная плата;
  • Генерация контента;
  • Маркетинг (Организация событий, аренда оборудования);
  • Рекламные кампании;
  • Коммунальные услуги для распределительных центров;
  • Закупка сырья для напитков и товаров;

Конкуренты Red Bull

  • Monster. Monster была основана в 1935 году Хьюбертом Хансеном (Hubert Hansen) со штаб-квартирой в Короне, Калифорния. Ранее компания называлась "Hansen's juice and soda company", где Хьюберт и его сыновья продавали сок кинокомпаниям в Южной Калифорнии, затем расширилась до "Hansen's Juices and Shaun" и, наконец, до "The Fresh Juice Company of California". Бренд столкнулся со многими проблемами на протяжении многих лет и даже объявил о банкротстве в 1988 году, но, что удивительно, сейчас он является одной из самых успешных компаний по производству напитков в мире. В 2012 году акционеры решили переименовать компанию в «Monster Beverage Corporation». В 2015 году компания стала партнером Coca-Cola, которая приобрела 16% акций, и это стало еще одним стимулом для Monster. В 2021 году основная продукция компании принесла около 3,2 миллиарда долларов, заняв второе место после Red Bull. В отличие от Red Bull, Monster предлагает широкий ассортимент продуктов, таких как безалкогольные напитки, кофейные напитки, энергетические коктейли, Full Throttle, напитки на основе чая, Monster Energy Extra Strength и т. д. Monster занимает 23,2% рынка и имеет более 3666 сотрудников по всему миру. В 2019 году в Штатах было продано около 420 миллионов банок. Компания продвигает свою продукцию напрямую среди розничных продавцов, массовых мерчандайзеров, оптовиков, клубов и т.д.;
  • Rockstar Energy. Rockstar Energy (https://www.rockstarenergy.com/) основана в 2001 году Расселом Вайнером, штаб-квартира в Лас-Вегасе, штат Невада. Этот напиток вошел в историю индустрии напитков, достигнув рекордного роста на 155% за первые пять лет работы. Rockstar Energy дает спортсменам дополнительный импульс, чтобы тренироваться усерднее и добиваться большего. Банка Rockstar Energy по объему больше, чем у Ред Булл, 473 мл против 236 мл., при этом стоит столько же. Rockstar производит больше вкусов и разновидностей, напитки без сахара или с низким содержанием углеводов. Некоторые вкусы Rockstar: жареный эспрессо, жареный латте, жареный мокко, перфорированные цитрусовые, энергетическая кола, сок манги, апельсин для восстановления и т.д. В 2017 году Rockstar уже заняла 14% доли рынка. В 2010 году была представлена энергетическая жевательная резинка Rockstar со вкусом ледяной мяты. Как и Red Bull, бренд спонсирует спортивные мероприятия и в марте 2020 года была приобретена PepsiCo за 3,85 миллиарда долларов;
  • NOS. Напиток NOS был основана компанией Fuze Beverage в 2005 году со штаб-квартирой в Короне, Калифорния. Особый дизайн упаковки баллона системы закиси азота сразу же после своего появления захватил индустрию. Несмотря на то, что упаковка менялась несколько раз, бутылка, похожая на баллон с закисью азота, остается приятным воспоминанием в сознании потребителей. Бренд был назван в честь компании, производящей системы закиси азота (NOS – Nitrous Oxide Systems), Holley Performance Products. Однако энергетические напитки NOS не содержат закиси азота или азота, как следует из их названия. Coca-Cola купила Fuze в феврале 2007 года за 225 – 250 миллионов долларов. Энергетические напитки NOS содержат кофеин, таурин, гуарану и инозитол, которые увеличивают приток кислорода и энергии, давая энергию для выполнения любой деятельности;
  • Lucozade. Lucozade была основана в 1927 году Томасом Бичемом (Thomas Beecham) со штаб-квартирой в Колефорде, Глостершир, Великобритания. Энергетический напиток назывался как Glucozade, когда Томас изобрел сироп глюкозы, чтобы придать достаточную выносливость больным людям. Два года спустя он удалил букву «G» из Glucozade, чтобы создать Lucozade. После своего изобретения напиток стал хитом в медицинских учреждениях и среди пациентов. В 1985 году эксперты поняли, что люди могут пить Lucozade каждый день. Поэтому они выбрали новый слоган «Lucozade помогает восстановлению» и отказались от прежнего слогана «Lucozade восстанавливает утраченную энергию». В 1985 году Lucozade был представлен в таблетированной форме, а два года спустя были изобретены еще два вкуса: апельсин и лимон. В 1996 году был проведен ребрендинг логотипа бренда. Примерно через десять лет после ребрендинга логотипа был проведен ребрендинг упаковки. Ребрендинг упаковки увеличил стоимость бренда в три раза по сравнению с продажами до ребрендинга. После ребрендинга упаковки были добавлены еще два вкуса: Tropical и Wild Berry;
  • Burn. Burn была основана Тайлером Бенедиктом (Tyler Benedict) в 2002 году со штаб-квартирой в Атланте, штат Джорджия. Изначально напиток был изобретен в Италии его основателем Тайлером Бенедиктом. В настоящее время с 2012 года бренд принадлежит компании Coca-Cola. Burn Energy смог быстро проникнуть на рынок благодаря более высокому содержанию кофеина – около 10% - 25% по сравнению с другими напитками. Его уникальная упаковка и тропические вкусы завоевали сердца многих. Слоган Burn – «Разжигай свой огонь» - довольно запоминающийся и привлекает внимание к продукту.

SWOT-анализ Red Bull

Ниже представлен подробный SWOT-анализ Red Bull:

SWOT-анализ Red Bull
SWOT-анализ Red Bull

Сильные стороны Red Bull

Вот некоторые из сильных сторон Red Bull:

  • Глобальное присутствие. Red Bull работает на различных рынках по всему миру, от Азии, Африки, Америки и Европы до Австралии. Его обширное географическое присутствие повышает его стабильность и долгосрочный рост;
  • Дифференцированный портфель компании. Хотя большая часть дохода поступает от продажи энергетических напитков, компания занимается и другими видами бизнеса, такими как гонки на автомобилях и воздушные гонки, искусство, производство автомобилей и их сборка;
  • Быстрый и устойчивый рост продаж. Продажи Red Bull быстро и стабильно росли на протяжении многих лет. Например, в 2019 году продажи компании выросли на 12% в Восточной Европе, на 9% в США, на 12% в Австрии, на 37% в Индии, на 25% в Африке, на 30% в Бразилии и на 15% в Германии, что означает больше доходов и более высокую прибыль;
  • Интенсивный маркетинг. Red Bull использует очень интенсивную маркетинговую стратегию, используя социальные сети и спорт. Гоночное подразделение компании Red Bull Racing считается третьей лучшей командой Формулы-1. Red Bull спонсирует сотни спортсменов и команд в различных видах спорта;
  • Молодежная икона. Икона бренда, хотя и использовалась с момента ее создания, по-прежнему сохраняла свою молодость, привлекая молодежь. Red Bull производит впечатление молодежного бренда и никогда не перестает использовать любые эффективные средства для привлечения молодежи во всем мире;
  • Сильный бренд. С момента запуска бренд соответствует своему слогану «окрыляет», который звучит и запоминается. За прошедшие годы Red Bull создал сильный бренд, который в 2019 году занял 71-е место среди самых ценных брендов и оценивается в 9,9 миллиарда долларов;
  • Доминирует на рынке. В своем секторе рынка энергетических напитков Red Bull лидирует на рынке США. Это мировой лидер. Red Bull имеет самую большую долю мирового рынка, продав более 7 миллиардов банок в 2019 году и пользуясь несправедливыми преимуществами перед своими конкурентами;
  • Эффективная цепочка поставок. Со временем Red Bull разработала высокоэффективную цепочку поставок с надежными поставщиками и преданными своему делу дистрибьюторами. Это помогло устранить узкие места и обеспечить наличие сырья и достаточный запас продукции в розничных магазинах по всему миру.

Слабые стороны Red Bull

Вот некоторые из недостатков, которые есть у Red Bull:

  • Проблемы с защитой патентов. Рецепт, использованный при создании Red Bull, трудно сохранить, потому что компания его не производила. Компания не создавала ингредиенты. Конкуренты могут создать аналогичный продукт, тесно связанный с Red Bull, но с другим вкусом, и компанию не будут спрашивать об этом;
  • Недостаток разнообразия. В любом случае, товары, представленные на рынках, нуждаются в вариантах, потому что их требуют потребители. Компания может предложить различные продукты, такие как напитки, чай со льдом, сладости и тому подобное, но компания настаивает на том, чтобы остановиться только на двух продуктах: энергетических напитках без сахара и энергетических напитках с высоким содержанием сахара. Потребители могут устать и перейти к другому бренду, готовому предоставить им другие варианты;
  • Энергетики – не полезны. Люди с каждым днем все больше заботятся о своем здоровье, отказываясь от сладких и вредных продуктов и напитков, Red Bull относится к таковым;
  • Высокие цены. Продукты Red Bull размещаются, рекламируются и продаются как премиальные товары, что делает их малодоступными для широкого круга лиц. Это также подвергает компанию риску потерять своих клиентов и долю рынка в пользу конкурентов, торгующих по более доступным ценам.

Возможности Red Bull

Ниже приведены возможности, которые Red Bull может максимизировать:

  • Ориентация на развивающиеся рынки. Рынки Red Bull в США и Европе являются основными рынками сбыта энергетических напитков. К сожалению, они перенасыщены различными брендами, конкурирующими за долю рынка. Компания также должна сосредоточиться на других развивающихся рынках в Африке, Азии и Латинской Америке, которые появляются, чтобы получить преимущество от растущего среднего класса;
  • Внедрение здоровых продуктов. Red Bull может использовать тренд – забота о своем здоровье, чтобы представить новые продукты, тем самым увеличивая количество потребителей и продаж;
  • Полное участие в спорте. Имея опыт Red Bull в спорте в качестве спонсора, бренд может сосредоточиться на том, чтобы сделать Red Bull Racing одним из лучших в F1, тем самым развивая свой бизнес и продажи;
  • Расширение линейки продуктов. Компания должна расширять свою линейку продуктов, чтобы создавать больше разнообразия для потребителей. Например, разрабатывать разные вкусы, чтобы удовлетворить потребителей и занять большую долю рынка.

Угрозы Red Bull

Вот некоторые из угроз Red Bull:

  • Рост затрат на маркетинг и производство. От роста цен на сырье до неоправданно высоких маркетинговых затрат существует тенденция к убыткам;
  • Надвигающаяся глобальная рецессия. Когда наступают экономические трудности, дорогие и роскошные товары первыми исключаются из бюджета. А в связи с угрозой глобальной рецессии продажи и доходы Red Bull находятся под угрозой, поскольку ее продукция стоит дорого;
  • Здоровый образ жизни (ЗОЖ) снижает интерес к энергетикам. Большинство энергетических напитков, включая Red Bull, содержат вредные для здоровья ингредиенты, такие как ароматизаторы, кофеин, концентраты и т.д. Это подвергает бренд постоянно растущему количеству проблем со здоровьем. Доходы Red Bull снизятся, если потребители будут больше ориентироваться на ЗОЖ;
  • «Подражатели» продуктов Red Bull. во всем мире люди потребляют энергетические напитки, которые на вкус напоминают Red Bull. Некоторые даже доходят до того, что упаковывают его так, чтобы он выглядел точно так же, как Red Bull. Чем больше появляется компаний, имитирующих продукты Red Bull, тем больше угроза для продаж, доходов и прибыли Red Bull;
  • Жесткая конкуренция. Помимо Monster, Red Bull сталкивается с конкуренцией со стороны более мелких компаний, ориентированных на тех же потребителей с качественными, но более дешевыми энергетическими напитками. Если конкуренция со стороны этих компаний усилится, Red Bull, скорее всего, потеряет мировое признание как лучший энергетический напиток;
  • Жесткий контроль за ингредиентами. Страны пытаются контролировать распространение и появление известных и неизвестных болезней. Из-за этого правительства некоторых стран могут принять более строгие правила, запрещающие продукты с вредными для здоровья ингредиентами.

Заключение

Red Bull показывает, как далеко может завести вас ваша страсть. За 35 лет компания превратилась из просто идеи в энергетический напиток, доминирующий на рынке с наибольшей долей рынка в секторе энергетических напитков. Успех компании обусловлен превосходным бизнес-планом, целенаправленностью и стремлением дать людям крылья для идей. Бренд по-прежнему сохраняет свои позиции на вершине рынка благодаря своей бизнес-модели, основанной на потребителях.

Хотя напиток Ред Булл может подвергаться высокому риску из-за своей высокой цены и концентрации внимания только на одном продукте, если не будут предприняты срочные шаги по расширению своего рынка за счет спортивного направления и создания продуктов ЗОЖ для привлечения новых и удержания существующих потребителей.

Полезна была статья?
Да
Нет

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

8
2 комментария

Спасибо, буду использовать как пример)

1
Ответить

Рад, что вам понравилось)

Ответить