Оформление идеи ИТ-проекта (для единомышленников)

Вы успешно придумали и оформили идею, и теперь перед вами возникает новый вызов, а именно: найти единомышленников. Под ними в данном случае подразумеваются все, кто готов вложить в проект/продукт свои время, силы, ресурсы. Основная задача (проблема) автора проекта – это оформление идеи таким образом, чтобы привлечь на свою сторону единомышленников и получить ресурсы на её реализацию.

Единомышленники должны иметь возможность быстро вникнуть в суть идеи, понять, чем они могут быть полезны и, конечно, также, как и сам автор, загореться идеей. Всем нравится смотреть на красивые схемы и презентации, но особенно приятно, когда они понятны и на их базе можно впоследствии провести декомпозицию и оценку.

Для оформления идеи мы будем использовать два довольно популярных инструмента: дерево целей и высокоуровневую бизнес-архитектуру.

Дерево целей. Оно представляет собой структурированную, выстроенную по иерархическому принципу совокупность целей экономической системы/ программы/ плана, в которой выделены:

  • главная цель (вершина дерева);
  • подчинённые ей подцели первого, второго и последующего уровней (ветви дерева).

Дерево целей названо так потому, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает перевернутое дерево. В зависимости от сложности проекта/продукта важно описать как минимум первые два-три уровня, поскольку они станут набором задач по достижению цели.

Дерево целей
Дерево целей

Необходимо выбрать цель, которую достигает идея и формализовать её. Важно помнить, что у каждой цели должны быть целевые показатели. Впоследствии при превращении дерева целей в техническое задание это окажется полезным.

Вернёмся к уже упомянутой ранее идее создания системы поддержки при принятии решения в сфере медицины.

Главная цель здесь - технология оценки состояния здоровья сотрудника для допуска к работе/учебе/процедурам. Она же станет первым уровнем или вершиной дерева.

В качестве целей второго уровня предлагается выбрать как минимум две цели: бизнес-цели верхнего уровня и цели удовлетворенности пользователя. На их основе можно дать примерную оценку по технологиям, применяемому программному обеспечению, потребности в ресурсах.

Теперь раскроем эти цели на нашем конкретном примере.

Бизнес-цель (приведена частично, чтобы вам была понятна логика построения):

  • повышение доходов:
  • увеличение продаж (не менее 10 клиентов/заказчиков в год);
  • возможность использования приложения на разных устройствах (десктопе, мобильном устройстве, специализированном устройстве);
  • интеграция с популярными моделями оборудования для снятия медицинских показаний (например, вам необходимо измерять давление, температуру, пульс. В таком случае логично будет выбрать оборудование, готовое к интеграции и пользующееся популярностью у потребителя. Для показателя необходим список такого оборудования).
  • понижение расходов:
  • возможность использования приложения в облаке;
  • обеспечение возможности сохранности данных в защищённом хранилище (медицинские данные требуют к себе особого отношения, не у всех пользователей есть возможность их хранения);
  • возможность формирования обезличенной отчётности для заказчика (специальный инструмент).

Цель удовлетворенности пользователя (у системы как минимум три группы пользователей - заказчик, пользователь, администратор, - и у всех свои цели удовлетворённости):

  • цель заказчика 1. Получение отчёта на мобильные устройства (за один день и за определенный период времени);
  • цель заказчика 2. Возможность обработки данных по 100 точкам сбора информации;
  • цель заказчика 3. Удалённая проверка работоспособности оборудования (мониторинг: 1 раз в час);
  • цель пользователя. Получение результатов показаний на мобильное устройство (за один день и за определённый период времени);
  • цель администратора. Возможность встраивания в ПО заказчика.

Цели третьего уровня позволят ещё сильнее детализировать задачи второго уровня. В некоторых случаях на втором уровне уже появятся ограничения по технологиям и инфраструктуре, пользователям и т. д. При формировании «кроны» дерева ваша задача состоит в творческом подходе к делу и оформлении дерева целей таким образом, чтобы стали отчетливо видны контуры бизнес-архитектуры.

Готовое дерево целей достаточно транспонировать для получения набора задач (декомпозиции с критериями достижения результата). Затем этот набор задач необходимо сгруппировать для получения бизнес-архитектуры.

Бизнес-архитектура представляет собой «целостные, многомерные бизнес‐представления о возможностях, сквозной доставке ценности, информации и организационной структуре; и взаимосвязи между этими бизнес-взглядами и стратегиями, продуктами, политиками, инициативами и заинтересованными сторонами». Такое развёрнутое определение дается ей в Википедии. Но, чтобы лучше увязать бизнес-архитектуру с деревом целей, назовём её описанием ключевых бизнес-целей и бизнес-функций реализации проекта/продукта.

Бизнес архитектура
Бизнес архитектура

Таким образом, применение двух описанных выше инструментов позволит как описать идею в виде сгруппированных задач, так и отобразить её в виде схемы. Для создания хорошей презентации необходимо:

  • описание идеи (что планируется делать и зачем);
  • определение задач (дерево целей покажет структуру работ и целевые показатели);
  • описание групп задач (позволит подготовить схему бизнес-архитектуры);
  • описание связей задач (отобразит на схеме их взаимосвязь).

В результате вы становитесь обладателем отличной презентации и схемы, как всё будет или уже устроено. При должном уровне развития навыка оформления презентаций и опыте проведения публичных выступлений и переговоров вы сможете привлечь на свою сторону единомышленников по реализации проекта/продукта.

Попробуйте, а если у вас возникнут вопросы, мы постараемся на них ответить.

66
Начать дискуссию