Мобильная версия сайта, адаптивный сайт или мобильное приложение? Честно разбираем плюсы и минусы

Если вы как этот витязь, не знаете что выбрать, боитесь коня потерять, трафик угробить и получить негатив от клиентов — скорее читайте нашу статью. Сравниваем три варианта адаптации своего продукта под мобильные устройства: мобильную версию сайта, сайт с адаптивной версткой и мобильное приложение.

Мобильная версия сайта, адаптивный сайт или мобильное приложение? Честно разбираем плюсы и минусы

Привет! На связи команда Workspace – площадки для быстрого проведения тендеров на диджитал-услуги.

Что выбрать, мобильную версию сайта, адаптивный сайт или приложение? Сегодня по полочкам разбираем преимущества и недостатки.

Сайт с адаптивной версткой

Адаптивная верстка или адаптивный дизайн – это способность сайта корректно отображаться на устройствах с разными разрешениями экранов.

<p>Например, сайт Workspace тоже поддерживает адаптивность. Так смотрится его дизайн с компьютера и мобильника</p>

Например, сайт Workspace тоже поддерживает адаптивность. Так смотрится его дизайн с компьютера и мобильника

Преимущества сайта с адаптивной версткой

  • Простота в разработке.

Сейчас адаптивность по умолчанию поддерживают все популярные CMS и даже конструкторы сайтов, которые не требуют навыков программирования. То есть, любой человек может за пару дней освоить конструктор Tilda и своими силами сделать простенький одностраничник с адаптивным дизайном. Даже Google рекомендует делать адаптивные сайты, потому что это проще, чем создание отдельной мобильной версии.

<p>Пример адаптивного сайта, сделанного на Tilda</p>

Пример адаптивного сайта, сделанного на Tilda

  • Экономия.

Сайт создается сразу и для смартфонов, и для компьютеров. Разработка отдельного мобильного сайта включает в себя больше трудочасов, нежели работа с адаптивной версией. Разработка мобильного приложения стоит дороже всего.

  • Универсальность.

Адаптивный сайт создается таким образом, чтобы корректно работать на любом устройстве. Мобильные версии сайта и мобильные приложения рассчитаны только на использование со смартфонов.

Недостатки сайта с адаптивной версткой

  • Медленная загрузка страницы.

Мобильная версия сайта будет содержать меньше контента, чем адаптивный дизайн и загружаться быстрее. Мобильные приложения будут работать еще быстрее: основная часть контента хранится в памяти смартфона.

  • Сайты со сложным интерфейсом невозможно адаптировать.

Для таких сайтов, как «ВКонтакте», нужно создавать отдельный интерфейс под мобильные устройства – перетаскиванием блоков и изменением размера шрифтов тут не отделаться. Любой многофункциональный сайт со сложным интерфейсом требует наличия отдельной мобильной версии или приложения.

  • Хорошая адаптивность тоже требует проработки.

Адаптивность бывает разной по качеству исполнения. Например, кто-то просто задает отступы у полей, отчего блоки вроде как и помещаются в любые экраны, но смотрятся некрасиво в определенных разрешениях. Такую верстку называют «резиновой».

Баг «резиновой» верстки: при изменении ширины экрана части меню наехали друг на друга
Баг «резиновой» верстки: при изменении ширины экрана части меню наехали друг на друга

Вы можете сами изучить, как реализована адаптивная верстка на разных сайтах. Для этого откройте с компьютера любой сайт и попробуйте поиграться с шириной окна браузера.

У сайтов с качественной адаптивной версткой контент будет менять внешний вид и местоположение в зависимости от изменения ширины экрана. Такая функция достигается с помощью внедрения «брейкпоинтов» – диапазонов ширины экрана, под которые подстраивается контент. Чем лучше проработана адаптивная верстка, тем больше будет вариаций адаптивного дизайна под различные диапазоны. Здесь речь идет не только о смартфонах с разными диагоналями, но и больших экранах с разрешением 4K (3840 на 2160 пикселей).

Мобильная версия сайта

Мобильная версия сайта – это отдельный сайт, предназначенный специально для смартфонов и планшетов. Его размещают на поддомене основного домена. Как правило, это выглядит так: если адрес основного сайта – site.com, то у его мобильной будет адрес m.site.com. Обычно мобильная версия сайта лишена большого количества функций в угоду скорости и хорошему юзабилити для устройств с маленькими экранами.

Пользователи смартфонов отправляются на мобильный сайт автоматически. При переходе на сайт браузер пользователя отправляет HTTP-запрос, в котором есть строка с данными user-agent – идентификатором браузера и операционной системы его устройства.

<p>Так выглядит мобильная версия «ВКонтакте», если открыть ее с компьютера по адресу m.vk.com</p>

Так выглядит мобильная версия «ВКонтакте», если открыть ее с компьютера по адресу m.vk.com

А так выглядит десктопная версия – в ней гораздо больше функций и у нее более сложный интерфейс:

Десктопная версия «ВКонтакте»
Десктопная версия «ВКонтакте»

Преимущества мобильной версии сайта

  • Скорость.

Мобильные версии сайтов в разы легче, чем сайты с адаптивной версткой.

  • Возможность тонкой настройки юзабилити.

Мобильные сайты разрабатываются полностью с нуля, благодаря чему его функционал и дизайн будет лучше проработан, чем у сайта с адаптивным дизайном.

  • Возможность включить полную версию сайта с мобильного устройства.

Эта функция зависит от разработчиков, но в большинстве случаев на мобильном сайте есть кнопка для перехода на десктопную версию. Ее добавляют для ситуаций, когда на сайте нужно осуществить какое-то действие со смартфона «через костыль».

<p>Кнопка для перехода на десктопную версию сайта</p>

Кнопка для перехода на десктопную версию сайта

  • Экономия трафика. Мобильные сайты легковесны и будут «съедать» немного килобайт у людей с мобильным тарифом, в котором нет безлимитного интернета.

Недостатки мобильной версии сайта

  • Дороже в разработке, чем адаптивная версия сайта.

На разработку адаптивной верстки уходит гораздо меньше времени, чем на создание отдельной мобильной версии сайта. Создание мобильной версии сайта включает в себя отдельные работы по прототипированию, программированию, тестированию и SEO. Еще для мобильной версии сайта понадобятся дополнительные серверные мощности. Такие вложения должны быть оправданы.

  • Сложности, связанные с SEO.

Для поисковых систем мобильная версия сайта – отдельный сайт. При разработке сайта нужно будет провести ряд дополнительных манипуляций, чтобы мобильная и десктопная версия сайта подкрепляли друг друга в поисковой выдаче. И то, эти работы не дадут такой же положительный эффект, как разработка единого сайта с адаптивным дизайном, который принимает и десктопный и мобильный трафик.

Какие SEO-работы нужно будет проделать при разработке мобильной версии сайта:

  • Определить канонические страницы с помощью HTML-атрибутов rel=canonical и rel=alternate. Эти атрибуты нужны, чтобы указать поисковым роботам, какие страницы дублируются. Если этого не сделать, роботы могут воспринимать одну страницу как ненужную копию другой и пессимизировать ее в выдаче, что негативно повлияет на позиции сайта в целом. Такими атрибутами нужно будет «обвесить» весь сайт.
  • Создать файлы robots.txt и sitemap.xml для мобильной версии сайта. Robots.txt содержит разрешения для обхода сайта поисковыми роботами, а sitemap.xml содержит XML-карту сайта, которая позволит поисковым роботам сориентироваться в его структуре и проиндексировать все страницы.

Мобильное приложение

Создание приложений на Android и iOS обладают своими преимуществами и недостатками.

Преимущества мобильных приложений

  • Возможность внедрить практически любой функционал.

Изобретательность разработчиков ограничивают только характеристики производительности смартфонов владельцев и возможности их операционных систем. Можно хоть вставить онлайн-игру внутрь приложения магазина: главное, чтобы она решала бизнес-задачи.

<p>Например, приложение «Яндекс Go» давно рекламирует другие продукты экосистемы «Яндекс», повышая общую прибыль компании</p>

Например, приложение «Яндекс Go» давно рекламирует другие продукты экосистемы «Яндекс», повышая общую прибыль компании

  • Скорость работы.

Основная часть файлов мобильного приложения будет загружена на смартфон пользователя, за счет чего можно достичь более быстрой работы приложения. Быстродействие сервера будет зависеть от его мощности и архитектуры – тут как у сайтов.

  • Отправка push-уведомлений.

Приложения могут отправлять push-уведомления, за счет чего у бизнеса появляется еще один канал для связи с клиентом. Например, с помощью push-уведомления можно реактивировать старого клиента, отправив ему скидку или промокод. Но есть проблема: большое количество пользователей отключает push-уведомления.

  • Удержание клиента.

Грамотно спроектированное приложение будет лучше удерживать пользователя, чем сайт. Если человек удосужился скачать на свое устройство ваше приложение, он уже к вам достаточно лоялен. Клиента нужно удерживать и дальше, внедряя программы лояльности, предлагая участие в закрытых скидках, высылая ему полезный контент и так далее.

Недостатки мобильных приложений

  • Бесполезность для десктопных устройств и смарт-устройств.

Мобильные приложения не нужны ни компьютерам, ни умным телевизорам.

  • Дорогая стоимость разработки.

Нативная разработка на Android и iOS обойдется дороже, чем создание мобильной версии сайта. Разработка мобильного приложения должна быть оправдана достижением конкретных бизнес-задач.

  • Пользователям нужно установить приложение.

Людям будет лень искать и скачивать какое-то приложение в аппсторе. Чтобы это произошло, их нужно будет дополнительно мотивировать: например, дарить промокод за установку. Если у вашего бизнеса большая аудитория, а приложение будет качественным продуктом, расширяющим возможности сайта на смартфонах, тогда его будут качать сами по себе. Но активировать аудиторию маркетинговой акцией все же стоит.

  • Своя специфика в продвижении продукта.

Есть свои инструменты для продвижения мобильных приложений: например, ASO. Чтобы успешно зарелизить мобильное приложение и выполнить план по аудитории, нужно будет привлекать специалистов, которые специализируются на мобильном продвижении. На рынке больше специалистов, которые занимаются продвижением сайтов: приложения появились позже и их меньше. Поэтому найти специалистов на продвижение мобильного приложения труднее.

Подытожим

  • Сайт с адаптивной версткой создать проще всего, но качественный адаптив тоже потребует хорошей проработки.
  • Мобильная версия сайта потребуется, если у десктопной версии сайта сложный интерфейс, который не получится «переложить» на экраны мобильных устройств без отсечения лишних функций.
  • Мобильные приложения работают быстрее всего и лучше удерживают пользователей, но их разработка обходится дороже всего, а еще нужно мотивировать клиентов скачать приложение.

Если вам нужна разработка сайта или запуск мобильного приложения – не тратьте время на поиск исполнителя, разместите заказ на Workspace. На нашей площадке зарегистрировано более 17 000 digital-агентств и десятки тысяч самостоятельных исполнителей. Опубликуйте задачу, собирайте отклики и выберите подходящего подрядчика. Workspace – тендерная площадка № 1 в сфере digital.

3232
44 комментария

Я считаю, что если функционал который подразумевает сайт состоит в чем-то большем чем просто представительская функция (ИИ калькуляции, сбор данных, т.д. да что угодно кроме сайта-визитки), то в таком случае имеет смысл делать мобильное приложение в дополнение, сайту. Другими словами я хочу сказать что у всего есть свое предназначение. Выбирать между мобильной версткой или мобильным приложением опираясь лишь на показатели стоимости глупо. Так же категорически не согласен с утверждением что мобильная разработка "дорогая", все всегда зависит от самого проекта, но в отличии от разработки функциональных сайтов, дата центров ну или любых других крупных а то есть затратных проектов, мобильной версткой занимаются максимум 3 человека на команду + 1 ui/ux дизайнер опционально. В сравнении с теми же софтверными разработчиками где 4 человека это минимум, и стоимость человекачасов разработчиков приложений намного ниже., в результате я бы сказал что достаточно затратно и одно и другое, но мобильная разработка явно дешевле, по любым расценкам.

5
Ответить

Тимур, большое спасибо за ваш опыт и дополнение!

Ответить

Нужно и приложение (для постоянных клиентов) и адаптивный сайт для тех, кто просто зашел с телефона

2
Ответить

да все нужно, со всех возможных источников собирать трафик. вопрос лишь в соотношении затрат к эффективности выполнения поставленной цели данной компании.

1
Ответить

Для малого бизнеса приложения хороши для внутреннего пользования сотрудниками – чтобы оптимизировать, например, процессы по продажам, логистике или т.д. Принуждать заказчиков устанавливать свое приложение по силам только очень мощным брендам или компаниям с уникальным предложением.

2
Ответить

Ну принуждением наверное мало чего можно добиться :) А вот грамотно продать, убедить в преимуществах - это да.

1
Ответить

Кстати, если вам нужен крутой подрядчик или идеи для собственного проекта, рекомендуем изучить списки финалистов конкурса Workspace Digital Awards - https://workspace.ru/awards/cases/?stage=shortlist. Все кейсы как на подбор, главное - выбрать максимально похожий на вашу задачу. Если агентство уже запускало успешные проекты, аналогичные вашему, значит, и с вашим справится.
Просто выбирайте нужную категорию и номинацию. Наверняка найдете что-то полезное.

2
Ответить