Чек-лист по запуску чат-бота в телеграм

Привет! На связи команда Botcreators.ru. В этом материале делимся своим чек-листом по разработке чат-ботов!

Чек-лист по запуску чат-бота в телеграм

К нам очень часто обращаются заказчики с однотипными запросами. Чтобы как-то автоматизировать ответы для них, мы решили собрать самые частые вопросы в некий чек лист, который можно держать под рукой. Будет полезно и заказчикам и разработчикам! Если не хочется читать статью целиком, то можно скачать его прямо сейчас по этой ссылке.

Некоторые пункты покажутся очевидными и даже заезженными, но мы все равно их включили. Просто потому, что про них многие забывают при разработке своих продуктов. Прежде чем прорабатывать сложные и заумные механики, оглянитесь назад: вы точно не забыли про простые тезисы?

Теперь развернуто про каждый из пунктов. Что же нужно учесть при разработке любого чат-бота для мессенджера?

Позаботьтесь об описании

Очень часто, во многих продуктах страдает описание. Это относится и к сайтам и к приложениям и к ботам. Многие пишут очень заумно и сложно и из за этого пользователю становится тяжело продраться сквозь дебри информации к сути.

Поэтому первый совет звучит очень просто: Позаботьтесь об описании. Оно должно быть коротким, понятным, простым и отражать суть. И кстати будет не лишним добавить картинку в поле Description в BotFather. Об этом мы писали в этой статье с примерами.

Добавьте немного эмодзи в интерфейс бота

Чаще всего разработчики не добавляют эмодзи совсем. И кнопки (как и бот в целом) выглядит скучно и пресно. Попробуйте разбавить текст с помощью добавления эмодзи. Например кнопка «Читать дальше» может выглядеть так: «👉 Читать дальше». Но не надо перегружать интерфейс! Например вот такая подача: «👉😏💪🔥😝🥰 Читать дальше» уже перебор.

Бот должен делать то, что от него ожидают

Если вы сделали бота для группового чата, то он не должен реагировать на все подряд и раздражать всех вокруг. Он должен иметь набор команд или ПОНЯТНЫХ функций, которые отрабатывает четко без фантомных приколов. Хороший пример реализации можно посмотреть в этом боте.

Если бот сделан для общения с ним в личке, то убедитесь, что у вас нет тупиковых сценариев. Пользователь должен понимать что происходит в любой момент времени.

Так-же позаботьтесь, чтобы при отправке рандомного сообщения не по сценарию (да, пользователи так делают), бот реагировал предсказуемо. Например отправлял сообщение в чат вроде такого: «Я не понимаю. Пожалуйста воспользуйтесь кнопками ниже 👇».

Иными словами, этот тезис можно переформулировать так: у бота должна быть понятная механика. Он не должен вводить пользователя в заблуждение.

Администрируйте бота сами

Этот пункт про безопасность. К нам достаточно часто обращались с вопросом «ой а админом бота был другой человек, как мне теперь вернуть доступ?». Единственным верным ответом тут может быть: администрируйте своего бота сами. Не надо доверять это третьим лицам.

Про корпоративный номер, кстати, тоже смешно. К нам как-то обратился человек, который завел токен бота на корпоративном номере

Если вы до сих пор не понимаете что за токены и что за администрирование, то рекомендуем прочесть эту статью.

Не добавляйте слишком много кнопок

Не у всех пользователей в руках будет последний айфон или просто свежий смартфон. А значит, что размеры экранов и версии мессенджеров у них будут разные. А это в свою очередь значит, что если кнопок будет много, они могут их просто не найти. ПОЭТОМУ: старайтесь не городить огород из большого количества кнопок. Подумайте: а как будет смотреться бот на смартфоне с самым маленьким экраном?

Пользователь не должен терять кнопки

В дополнение к предыдущему пункту. Пользователи часто могут терять кнопки. Особенно, если они еще не привыкли общаться с ботами. Добавьте в функционал своего бота такой метод, который будет раскрывать кнопки каждый раз при взаимодействии с ботом. Поверьте, это снизит количество негатива, если правильно и аккуратно подойти к этой реализации.

Бот не имеет доступа к датчикам смартфона

Старайтесь проектировать логику своего бота с учетом этого тезиса. Бот это не полноценная замена мобильным приложениям. Одна из причин это как раз отсутствие доступа к датчикам смартфона: акселерометру и т.д. Подробнее про различия чат-ботов и приложений писали в этой статье.

Бот не видит сообщения других ботов

Этот пункт, кстати, совсем неочевиден даже некоторым опытным разработчикам. Боты созданные с помощью Bot API не видят других ботов созданных с помощью Bot API. Тут есть исключения про ботов созданных с помощью Telegram Web API, но об этом в другой раз.

Упрощайте везде, где это возможно

Это, пожалуй, самый частый совет, который мы даем своим клиентам. Не старайтесь перегружать чат-бота лишними функциями и механиками. Лучше пусть он получится простым, но понятным и логичным, чем перегруженным и отталкивающим.

Чек-лист по запуску чат-бота в телеграм

Эти и еще 25 пунктов мы учитываем при разработке чат-ботов на заказ.

Скачивание чек-листа в формате PDF и в хорошем качестве доступно по этой ссылке.

3232
16 комментариев

Ещё не внедряли чат-бот в работе, но если понадобится-воспользуюсь инструкцией, спасибо!

1
Ответить

Так тут даже не инструкция, а советы в духе «нормально делай - нормально будет»

1
Ответить

Спасибо, действительно полезная информация. Пока дело не доходило до применения чат-бота, но как появится нужда, обязательно воспользуюсь данной информацией)

1
Ответить

Чек-лист по запуску чат-бота в телеграм

А где пункт "цель запуска чат-бота", каких результатов компания ожидает от него?

1
Ответить

это к брифу больше относится и метрикам) чек-лист ближе к техническим моментам и оформлению
но скоро выйдет статья и про метрики)

Ответить

Есть случай, когда бот видит сообщение другого бота.

Ответить

сейчас столько чат ботов в телеграме, что актуально

1
Ответить