Привет! На связи команда Botcreators.ru. В этом материале делимся своим чек-листом по разработке чат-ботов!К нам очень часто обращаются заказчики с однотипными запросами. Чтобы как-то автоматизировать ответы для них, мы решили собрать самые частые вопросы в некий чек лист, который можно держать под рукой. Будет полезно и заказчикам и разработчикам! Если не хочется читать статью целиком, то можно скачать его прямо сейчас по этой ссылке.Некоторые пункты покажутся очевидными и даже заезженными, но мы все равно их включили. Просто потому, что про них многие забывают при разработке своих продуктов. Прежде чем прорабатывать сложные и заумные механики, оглянитесь назад: вы точно не забыли про простые тезисы?Теперь развернуто про каждый из пунктов. Что же нужно учесть при разработке любого чат-бота для мессенджера?Позаботьтесь об описанииОчень часто, во многих продуктах страдает описание. Это относится и к сайтам и к приложениям и к ботам. Многие пишут очень заумно и сложно и из за этого пользователю становится тяжело продраться сквозь дебри информации к сути.Поэтому первый совет звучит очень просто: Позаботьтесь об описании. Оно должно быть коротким, понятным, простым и отражать суть. И кстати будет не лишним добавить картинку в поле Description в BotFather. Об этом мы писали в этой статье с примерами.Добавьте немного эмодзи в интерфейс ботаЧаще всего разработчики не добавляют эмодзи совсем. И кнопки (как и бот в целом) выглядит скучно и пресно. Попробуйте разбавить текст с помощью добавления эмодзи. Например кнопка «Читать дальше» может выглядеть так: «👉 Читать дальше». Но не надо перегружать интерфейс! Например вот такая подача: «👉😏💪🔥😝🥰 Читать дальше» уже перебор.Бот должен делать то, что от него ожидаютЕсли вы сделали бота для группового чата, то он не должен реагировать на все подряд и раздражать всех вокруг. Он должен иметь набор команд или ПОНЯТНЫХ функций, которые отрабатывает четко без фантомных приколов. Хороший пример реализации можно посмотреть в этом боте.Если бот сделан для общения с ним в личке, то убедитесь, что у вас нет тупиковых сценариев. Пользователь должен понимать что происходит в любой момент времени.Так-же позаботьтесь, чтобы при отправке рандомного сообщения не по сценарию (да, пользователи так делают), бот реагировал предсказуемо. Например отправлял сообщение в чат вроде такого: «Я не понимаю. Пожалуйста воспользуйтесь кнопками ниже 👇».Иными словами, этот тезис можно переформулировать так: у бота должна быть понятная механика. Он не должен вводить пользователя в заблуждение.Администрируйте бота самиЭтот пункт про безопасность. К нам достаточно часто обращались с вопросом «ой а админом бота был другой человек, как мне теперь вернуть доступ?». Единственным верным ответом тут может быть: администрируйте своего бота сами. Не надо доверять это третьим лицам.Про корпоративный номер, кстати, тоже смешно. К нам как-то обратился человек, который завел токен бота на корпоративном номереЕсли вы до сих пор не понимаете что за токены и что за администрирование, то рекомендуем прочесть эту статью.Не добавляйте слишком много кнопокНе у всех пользователей в руках будет последний айфон или просто свежий смартфон. А значит, что размеры экранов и версии мессенджеров у них будут разные. А это в свою очередь значит, что если кнопок будет много, они могут их просто не найти. ПОЭТОМУ: старайтесь не городить огород из большого количества кнопок. Подумайте: а как будет смотреться бот на смартфоне с самым маленьким экраном?Пользователь не должен терять кнопкиВ дополнение к предыдущему пункту. Пользователи часто могут терять кнопки. Особенно, если они еще не привыкли общаться с ботами. Добавьте в функционал своего бота такой метод, который будет раскрывать кнопки каждый раз при взаимодействии с ботом. Поверьте, это снизит количество негатива, если правильно и аккуратно подойти к этой реализации.Бот не имеет доступа к датчикам смартфонаСтарайтесь проектировать логику своего бота с учетом этого тезиса. Бот это не полноценная замена мобильным приложениям. Одна из причин это как раз отсутствие доступа к датчикам смартфона: акселерометру и т.д. Подробнее про различия чат-ботов и приложений писали в этой статье.Бот не видит сообщения других ботовЭтот пункт, кстати, совсем неочевиден даже некоторым опытным разработчикам. Боты созданные с помощью Bot API не видят других ботов созданных с помощью Bot API. Тут есть исключения про ботов созданных с помощью Telegram Web API, но об этом в другой раз.Упрощайте везде, где это возможноЭто, пожалуй, самый частый совет, который мы даем своим клиентам. Не старайтесь перегружать чат-бота лишними функциями и механиками. Лучше пусть он получится простым, но понятным и логичным, чем перегруженным и отталкивающим.Эти и еще 25 пунктов мы учитываем при разработке чат-ботов на заказ. Скачивание чек-листа в формате PDF и в хорошем качестве доступно по этой ссылке.
Ещё не внедряли чат-бот в работе, но если понадобится-воспользуюсь инструкцией, спасибо!
Так тут даже не инструкция, а советы в духе «нормально делай - нормально будет»
Спасибо, действительно полезная информация. Пока дело не доходило до применения чат-бота, но как появится нужда, обязательно воспользуюсь данной информацией)
Чек-лист по запуску чат-бота в телеграм
А где пункт "цель запуска чат-бота", каких результатов компания ожидает от него?
это к брифу больше относится и метрикам) чек-лист ближе к техническим моментам и оформлению
но скоро выйдет статья и про метрики)
Есть случай, когда бот видит сообщение другого бота.
сейчас столько чат ботов в телеграме, что актуально