Как команда проектировщиков из электроэнергетики пришла в IT и разработала ПО для управления проектами: история EASYTASK

Привет, vc, на связи Алексей Голиков, генеральный директор МЦР. Сегодня рассказываю о разработке нашего собственного продукта, EASY TASK, системе управления проектами и командами. Ниже будет история о том, как команда с бэкграундом в электроэнергетике делала ПО для себя, а потом поняла, что может предложить его рынку.

Как мы пришли к разработке собственного продукта

Для понимания: около 20 лет я работал в проектных энергетических организациях. В 2019 году пришла идея создать свою IT-компанию. Как и почему — читайте ниже.

Два с половиной года назад, еще до пандемии, я задумался, что еще сделать для оптимизации рабочих процессов. Они уже были неплохо настроены: у нас были регламенты, мы активно пользовались гугл-таблицами и другими документами, позволяющими структурировать задачи. Команда работала хорошо, но не хватало еще большей системности. Я понимал, что бизнес — это огромное количество задач, которое приходится решать большому числу специалистов разных уровней. И для отражения текущего положения дел и контроля за выполнением задач таблиц явно не хватает.

Еще лет 10 назад трекерами большей частью пользовался IT-рынок и крупные компании. В статье на «Хабре» от 2011 года автор разбирает наиболее популярные среди IT-компаний системы. В списке всего 7 сервисов. Интерес к программам, которые помогают систематизировать работу над проектами и задачами, стал нарастать в 2017 году. Причем до 2019 года люди забивали в поиске англицизмы типа «таск менеджер», «таск трекер» и были ориентированы скорее на зарубежные продукты. С 2019 года людей начинают интересовать «программы управления задачами», и именно в это время мы задумываемся о разработке собственного продукта. И, видимо, не только мы.

Как менялась статистика поисковых запросов по фразам «таск трекер», «таск менеджер», «программа управления задачами»
Как менялась статистика поисковых запросов по фразам «таск трекер», «таск менеджер», «программа управления задачами»

В статье 2021 года по тематике программ для управления проектами описывается уже 52 сервиса для команд, работающих в разных отраслях. В том же году в российском ЕГРЮЛ числится 2,793 млн юридических лиц.

Представьте, сколько среди них проектных команд, которые до сих пор не используют таск-трекеры.

А вашей компании пользуются программой для управления задачами и проектами?
Да
Нет
Выбираем

Наша компания задумалась о внедрении специализированного ПО главным образом по двум причинам:

  • Мы начали практиковать удаленку и гибридный формат,
  • Пришла идея разработки одной крупной платформы, которая будет охватывать много рабочих групп, распределенных по России (о ней тоже скоро расскажем).

Поначалу мы планировали просто найти сервис, который поможет нам структурировать работу над проектами. На тот момент на рынке были представлены преимущественно зарубежные ПО (Jira, Trello, Notion, Basecamp и др.). Из российских наиболее заметными были Битрикс24 и Мегаплан.

Мы изучали ПО, но везде чего-то не хватало. Основным запросом было найти сервис, который умеет расставлять задачи во времени в зависимости от приоритета и трудоемкости, отражает, насколько загружены исполнители и, в идеале, предупреждает, когда возникает риск срыва сроков.

Итак, нам была нужна программа, которая в числе прочего помогает:

  • понимать исполнителю, какие задачи и в какую очередь делать;
  • анализировать руководителю загруженность и встраивать задачи в график сотрудников.

Были и другие вещи, которых нам не хватало. И чем дольше шло исследование, тем очевиднее становилось: нужен свой продукт. Добавлять «костыли» и дорабатывать под себя существующие решения не хотелось. Так и появилась идея разработки EASY TASK. Помню, что собрал топ-менеджмент, обрисовал идею, и почти все сразу поддержали ее.

Важный момент: сначала мы не планировали продавать наше решение на рынке, это была разработка под себя.

Как разработка трекера привела к открытию IT-компании

Сразу оговорюсь, что мы недооценили сложность IT-разработки. Нам казалось, что процесс разработки технологически схож с процессом проектирования. Он также включает аналитику, подготовку техзадания, оценку проекта, проектирование и проч. Кроме того, у нас был многолетний опыт работы с проектными командами. Мы считали, что в сумме это покроет отсутствие опыта именно в IT.

Мы без труда нашли команду, которая взялась за задачу. Но первый опыт оказался не самым удачным... При выборе подрядчика столкнулись с командами, которые откровенно демпинговали, поэтому наши ожидания по стоимости разработки были заниженными. В стремлении уложиться в бюджет мы свернули не туда, но достаточно быстро поняли это, и распрощались с разработчиками

Как команда проектировщиков из электроэнергетики пришла в IT и разработала ПО для управления проектами: история EASYTASK

Второй заход стал гораздо серьезнее. Все это время мы продолжали «вариться» в электроэнергетике и уже впитывали опыт IT, поэтому некоторые проблемы в отрасли стали ну очень очевидными. Большая их часть связана с отсутствием автоматизации в бизнес-процессах. У нас родилось еще несколько идей для создания продуктов. Свои соображения мы транслировали крупным участникам отрасли, таким как ФСК ЕЭС, Россети, и они нас слышали. В итоге мы открыли отдельную компанию по разработке программных продуктов для электроэнергетики — МЦР. Тщательно подошли к подбору разработчиков и нашли тех, кто помог реализовать EASY TASK и последующие продукты, в том числе заказные.

Сначала мы позиционировали наш трекер EASY TASK как продукт, созданный проектировщиками для проектировщиков, но вскоре поменяли подход. Мы поняли, что можем помочь сотням компаний России, которые ведут проектную деятельность, не ограничиваясь отраслью электроэнергетики. Это стало поворотным моментом в нашем восприятии продукта.

Сейчас EASY TASK — облачный сервис, который помогает планировать проекты и задачи, отслеживать ход работ, оценивать эффективность сотрудников, рационально управлять загрузкой и подходит практически для любого типа команд.

Мы непрерывно совершенствуем продукт. На очереди релиз EASY MEETING — модуля для оптимизации совещаний
Мы непрерывно совершенствуем продукт. На очереди релиз EASY MEETING — модуля для оптимизации совещаний

Как шла разработка и сколько времени на нее ушло

Вернемся к разработке. Мы составили бизнес-план, распланировали ресурсы и начали работу. В среднем, над EASY TASK трудилось 10 человек.

Но спустя пару месяцев мы получили заказ от крупной электросетевой компании на разработку ПО для автоматизации расчетов стоимости проектов при подготовке инвестпрограммы. Все мое внимание, моих партнеров и большая часть времени руководителя IT-разработки теперь стали направлены на работу над этим продуктом. В результате у нас «поехал» план по разработке трекера. На сдвигах сроков суммарно потеряли около полугода.

При разработке мы стремились совместить полезные инструменты для управления проектами и задачами с возможностью быстрого освоения и внедрения продукта в работу любых компаний. Нам было важно сделать EASY TASK интуитивно понятным, чтобы человек, который впервые открыл сервис, уже через час мог спокойно работать с задачами.

Используя Material UI, дизайнеры реализовали лаконичный интерфейс, но с интересными фишками, которые не усложняют работу в программе и не отвлекают пользователя.

Как команда проектировщиков из электроэнергетики пришла в IT и разработала ПО для управления проектами: история EASYTASK

Как мы запускали MVP

Запуск MVP мы разделили на два основных этапа.

  • Тестирование на своей команде, которое пришлось на период пандемии.
  • Тестирование и обратная связь от дружественных нам компаний и команд.

Мы за пару дней перенесли все процессы в EASY TASK и приступили к работе. По ходу отмечали, чего не хватает, и вносили пожелания в бэклог, делились друг с другом разными фишками использования трекера. Сервис «обрастал» главным функционалом, который мы улучшали и дорабатывали:

  • Кроссплатформенность — удобно пользоваться с любого устройства, будь то компьютер, планшет или смартфон.
  • Синхронизация с облаком — ничего не потеряешь, даже работая оффлайн, плюс мгновенный доступ к актуальной информации всех участников команды.
  • Карта загрузки исполнителей — одна из наших любимых функций. Система показывает на таймлайне, как распределяются задачи сотрудника и есть ли «окна» для постановки новых задач.
  • Авто-KPI — сервис автоматически формирует по каждому исполнителю отчетность по количеству просроченных задач и возвращений на доработку.
  • Инкубатор идей — специально для тех, кто придумал идею, но пока не знает, что с ней делать. Наш ответ — положить в инкубатор, чтобы все коллеги ее видели. Может быть, в итоге она выльется в проект.
  • Уникальная система ролей — 7 уровней доступа для разных членов команды помогут сохранить конфиденциальность проектов и задач.
  • Интеграция с календарями — возможность встроить любую задачу в свой график событий и получать напоминания там, где привык.
  • Конвертация сообщений из мессенджеров в задачи — программа предусматривает перенос сообщений из мессенджера в приложение EASY TASK всего за два клика.

PS: И еще много всего, пишите в комментариях электронную почту, кому нужно выслать презентацию или сразу дать демо-доступ.

Спустя 6 месяцев челленджа по тестированию MVP стало понятно, что мы стали лучше коммуницировать между собой. Продукт встроился в повседневный рабочий процесс. Это стало ключевым моментом:

полезный продукт — тот, без которого не может обойтись ваша собственная команда

Когда вы доходите до этого этапа, уже можно выпускать продукт на большой рынок и назначать официальную дату релиза. Сейчас EASY TASK можем пользоваться не только мы, но и другие команды, будь то хлебопекарня, швейное производство или digital-агентство — любое дело, где нужно управлять людьми и проектами. Принципы менеджмента схожи для большинства отраслей, кроме того, мы стремились сделать это ПО универсальным.

А в итоге

Если посчитать, то чистыми на разработку у нас ушло полтора года. И вот уже полгода, как выводим продукт на рынок. Уже попробовали таргетированную, контекстную рекламу, рекламу у блогера, e-mail рассылку. Впереди участие в выставке Tech Week, отрисовка промо-роликов, но уже без продвижения на YouTube, по известным причинам.

Мы продолжаем улучшать сервис — поставили на поток сбор и обработку обратной связи от клиентов. Для нас важно уметь вычленять клиентские боли и решать их. Особенно любим, когда говорят: «Ну вот хотелось бы добавить еще такую функцию» — это значит, что пользователь счел продукт полезным для себя и готов развиваться вместе с нами.

EASY TASK для нас — это ядро, вокруг которого строится наше представление о том, что такое бизнес в 21 веке. Закончить эту статью хотелось бы философией продукта:

Easy-подход — легкий подход к управлению работой проектных команд для тех, кто думает о настройке и оптимизации процессов. Простота использования и принятия решений по задачам на основании объективных данных — это легко.

Алексей Голиков
Генеральный директор и основатель ООО «МЦР»
3030
35 комментариев

Своевременное решение

6

Да, но и проектирование на подъеме сейчас — сильно не хватает кадров

1

Ну что, импортозамещение поперло вверх? Надеюсь, наши сервисы и впрямь не хуже зарубежных аналогов )) А подгадали вы неплохо — кто ж знал два года назад, как оно все обернется

5

Да, не хочется спекулировать на том, что происходит, но количество желающих получить демо выросло в разы

1

Я бы не сказал что на подъеме, кадров действительно не хватает, звонят даже спустя несколько лет после того как я ушел из энергетики и предлагают работу.
Проблемы проектирования очевидны - очень низкая маржинальность бизнеса, низкие зарплаты для высококвалифицированных инженеров. Отсюда и исход специалистов в другие области и дефицит кадров.
Казалось бы есть дефицит - поднимем зарплаты? Нифига подобного - особенности тендерной системы ставят свои рамки, постоянный демпинг и борьба за выживание на грани рентабельности - отсюда невозможность поднимать ЗП инженерам.
В общем, проектирование в энергетике занятие для сильных духом.

Алексей вам удачи, накину своим бывшим коллегам статейку, может заинтересуются

3

Павел, полностью с вами согласен! Мы работаем как раз над одной глобальной платформой, которая поможет решить перечисленные вами проблемы проектирования. Мы видим решение, и как раз разработка EASY TASK — была подготовкой для воплощения идеи.

Вам спасибо за поддержку!

1

для "простого" управления проектами и задачами - есть давно известная elma с бпм движком на борту. вполне себе зрелое и масштабируемое решение.
более серьезное и комплексное управление проектами - это взаимосвязанное управление ресурсами, бюджетом, сроками, задачами. в идеале все это связано с бюджетами бдр бддс в единой среде. для 1С уже давно есть отраслевое решение.
какой кусок рынка пытаетесь занять вы?
если бы данную статью вы написали от лица заказчика, описав обычный-привычный для него бизнес процесс создания и закрытия нового проекта - у вас и реклама бы лучше получилась, и роадмап на разработку сами собой бы родили, поняв в какие дебри вы пытаетесь залезть.)

1