Сервисами «ВКонтакте» пользуются около 40 миллионов человек ежемесячно. Как и зачем бизнесу делать мини-апп

Рассказывает руководитель отдела спецпроектов в KTS.

Сервисами «ВКонтакте» пользуются около 40 миллионов человек ежемесячно. Как и зачем бизнесу делать мини-апп

Всем привет! Меня зовут Вика и уже 6 лет я веду разработку рекламных проектов в KTS. За это время запустили более 300 проектов, больше 70 из них — мини-аппы ВКонтакте.

Направление VK Mini Apps компания создала ещё в 2018 году: это открытая платформа мини-приложений, которые работают внутри ВКонтакте и не требуют установки. За последний год рекламная монетизация мини-приложения увеличилась на 45% , а каталог мобильных игр, которые тоже являются мини-приложениями, подрос на 160%. В третьем квартале ежемесячная аудитория мини-приложений ВКонтакте составляет 38,4 миллионов пользователей — около половины аудитории соцсети.

Рассказываю и показываю, что нужно для разработки VK-приложения, и как это сделать.

Зачем бизнесу разрабатывать мини-приложение

Платформа VK Mini App удобна для бизнеса тем, что позволяет компаниям нативно интегрировать свой продукт ВКонтакте и не уводить клиента на сторонние площадки. Это позволяет увеличивать контакты с аудиторией: не все пользователи готовы скачивать отдельное приложение, и мини-аппы решают эту проблему. К тому же создание VK-приложения быстрее и дешевле, чем разработка с нуля для последующего размещения в App Store или Google Play. Скорость разработки миниаппа обуславливается в том числе наличием готовых компонентов у ВКонтакте. Если бизнесу не принципиален уникальный дизайн, то приложение VK можно быстро создать из уже существующих компонентов VK UI.

Большинство сервисов в VK Mini Apps создали независимые разработчики, которые не работают на VK. Если посмотреть каталог мини-аппов, то сразу выделяется разноплановость приложений. Здесь есть и сервис отслеживания посылок от Почты России, и трекер цикла для женщин «Мой Календарь», и сервис по поиску людей «Найди меня». Разработкой некоторых из них занималась наша команда.

Сервисами «ВКонтакте» пользуются около 40 миллионов человек ежемесячно. Как и зачем бизнесу делать мини-апп

Все мини-аппы можно условно поделить на два типа:

  • Игровые, развлекательные приложения

Когда ВКонтакте появилась платформа VK Mini Apps, бóльшая часть заявок, которые мы получали, были на создание игровых, развлекательных приложений под рекламные кампании. Они работали в основном по принципу «выполни задание — получи награду от бренда». Приложение внутри соцсети помогало компаниями повысить узнаваемость бренда и прорекламировать продукт через игровые механики.

  • Приложения для более сложных бизнес-задач

Со временем наша команда заметила, что спектр запросов на создание мини-аппов расширился. К нам стали приходить бренды не только для того, чтобы сделать краткосрочную промо-акцию продукта, но и для решения более сложных бизнес-задач. Например, к нам обращались страховые компании для размещения в приложении калькулятора расчёта стоимости своих услуг, а также несколько ритейлеров для интеграции в мини-апп каталога своих акций (спойлер: для одного из них это было успешно реализовано). Также всё чаще бренды стали обращаться с запросом переноса функционала своего нативного приложения внутрь ВКонтакте.

Мы создали свой продуктовый мини-апп-конструктор ботов Smartbot, который создаёт чат-ботов ВКонтакте.

Актуальность площадки

За последние полгода ВКонтакте обрёл новую ценность для российского бизнеса. Для многих компаний соцсеть стала единственной площадкой для продвижения своего продукта. Но многие ещё не до конца знакомы с возможностями и особенностями платформы, с какими этапами работ они столкнутся и какой профит в итоге могут получить.

К чему нужно быть готовым перед запуском своего миниаппа

Зачастую заказчикам разработка приложения понятна только на стадиях идеи и релиза. Что связывает эти два этапа — неизвестно: процесс создания приложения мы называем для клиента «магией чёрного ящика».

Сервисами «ВКонтакте» пользуются около 40 миллионов человек ежемесячно. Как и зачем бизнесу делать мини-апп

Для душевного спокойствия заказчику важно понимать в общих чертах, что делают разработчики. Рассказываю, что мы доносим заказчику на первых встречах, чтобы сделать «чёрный ящик» максимально прозрачным для клиента.

Разработка мини-аппов не сильно отличается по этапам создания от разработки других приложений, но есть свои нюансы.

Этап 1. Предварительная оценка

В первую очередь наша команда оценивает масштаб будущего мини-аппа. На ознакомительной встрече собираем основные требования, и после этого формируем коммерческое предложение с вилкой стоимости и сроками работы: в зависимости от желаний заказчика и бюджета они могут изменяться.

Также на этой встрече мы рассказываем заказчику о всех процессах нашей работы. Мы акцентируем внимание клиента на том, что полностью берём на себя техническое проектирование приложения и поддержку проекта после релиза. Как оказалось, для многих заказчиков это важно, так как снимает большое количество «головной боли». Для нас же это совсем не сложная задача, так как помимо отдела разработки в KTS есть свой отдел DevOps, который и занимается созданием инфраструктуры. Подробнее об этом можно почитать в статье руководителя направления DevOps в KTS.

Этап 2. Аналитика

Затем мы проводим аналитику и проектируем сервис. Проектная команда готовит подробный story map — пути взаимодействия пользователей с контентом, прорабатывает детали системы и логику её работы.

На этом этапе мы плотно общаемся с заказчиком. Разработчики часто созваниваются с проектными менеджерами и аналитиками: так они точно не упустят важных деталей конечного продукта.

Когда все детали утверждены, мы разрабатываем карту экранов: берём все функциональные требования и формируем между ними переходы. После согласования карту экранов передаем на следующий этап — дизайн.

Сервисами «ВКонтакте» пользуются около 40 миллионов человек ежемесячно. Как и зачем бизнесу делать мини-апп

Этап 3. Дизайн

Теперь мы формируем макет, внешний вид будущего миниаппа. Разработанные экранные формы детализируем: прорабатываем меню, кнопки, анимацию. После утверждения прототипов макетов «раскрашиваем» их в соответствии с брендбуком и гайдлайнами клиента, приводим в порядок внешний вид и эстетику продукта.

Сервисами «ВКонтакте» пользуются около 40 миллионов человек ежемесячно. Как и зачем бизнесу делать мини-апп

Этап 4. Разработка и отладка

Все данные по проекту с предыдущих этапов мы фиксируем и разбиваем на контрольные точки. Обычно работаем спринтами, показывая клиенту промежуточные итоги разработки. Специфика у спецпроектов такая, что все время «надо было вчера». Наша команда может проводить этапы дизайна и разработки параллельно, тем самым ускоряя создание мини-аппа.

Мы обязательно проводим код-ревью и тестирование. Ревьюеры проекта — полноценные участники процесса разработки: они знают все требования к продукту. Тестировщики проверяют задачи по мере их выполнения разработкой. В конце вся проектная команда ещё раз просматривает готовое приложение перед финальной передачей клиенту. Всё это помогает нам дополнительно отслеживать качество выпускаемого продукта.

Завершающий шаг — тестирование готового продукта клиентом.

Этап 5. Релиз и поддержка

Запуск мини-аппа — наша ответственность, поэтому мы берём это на себя: инфраструктура позволяет размещать приложения клиентов на наших серверах — это входит в поддержку сервиса. Ещё в неё входят «часы разработки» для небольших правок в уже разработанное приложение: например, когда нужно поменять цвет элементов, тексты или контент.

Нюансы и бонусы мини-аппов

VK-приложения имеют свои уникальные особенности — бонусы и нюансы. Мы умеем работать с этими особенностями и обязательно рассказываем заранее о них, так как зачастую это может влиять на финальные требования клиента

Нюансы

  • «Звоните Тиму Куку»

1,5 года назад у ВКонтакте изменился процесс работы мини-аппов на iOS. Причина — Apple обновил требования к публикации в App Store нативного приложения ВКонтакте. Теперь для нативного открытия сервиса в нативном приложении на iOS разработчики мини-приложений должны отправить специальный архив на модерацию ВКонтакте. Эти архивы после проверки командой ВКонтакте попадают внутрь сборки нативного приложения соцсети.

Итог: пока человек не обновит приложение соцсети, мини-апп будет открываться на iOS только в мобильной версии (m. vk. com). Если пользователь раньше ни разу не заходил в свой аккаунт через мобильную версию в браузере на телефоне, то его попросят авторизоваться. Затем вместо интерфейса мини-аппа он может увидеть страницу с новостями, ему вновь придётся возвращаться в приложение ВКонтакте и повторно открывать мини-апп (сейчас эта ситуация уже стала улучшаться и не всегда требуется перезаход). Как вы понимаете, это может сильно влиять на конверсию.

Когда мы объясняем эту проблему клиенту, то часто в ответ на вопрос: «Что с этим можно сделать?» шутим: «Звоните Тиму Куку». Но мы постарались сделать всё возможное с нашей стороны для упрощения прохождения этих проверок — наладили и автоматизировали работу с архивами (которые нужно подавать на модерацию), знаем и учитываем в таймингах дедлайны подачи.

  • Модерация каталога мини-аппов

Как только мини-апп запускается, он становится доступен пользователям по прямой ссылке, а также виден внутри сообщества ВКонтакте, к которому привязан (это ещё один нюанс — при запуске мини-аппа у клиента обязательно должно быть сообщество, к которому добавляется мини-апп). С помощью этого клиенты могут анонсировать миниапп в публикациях и дополнительно добавить виджет в меню сообщества.

Помимо доступа по ссылке платформа VK Mini Apps также предоставляет каталог для мини-приложений. Это хаб сервисов с различными тематиками, доступ к которому имеют все пользователи ВКонтакте. Для попадания в каталог, нужно пройти внутреннюю модерацию ВКонтакте: этап общего тестирования работоспособности приложения и проверку на соответствие внутренним правилам площадки. Обычно он длится около двух недель в зависимости от объема функционала приложения.

Мы решили вынести этот пункт как нюанс, так как часто тестировщики ВКонтакте высказывают замечания не только по замечаниям к работе функционала, но и по дизайну, и другим деталям. Мы умеем обрабатывать эти запросы, помогаем клиентам пройти этап модерации. Также на этапе проектирования мини-приложения мы подсказываем клиенту, какие фичи точно не пройдут модерацию и почему (опираясь на правила площадки).

Бонусы

  • Веб-версия как дополнительная точка входа

Поскольку владельцам IPhone придётся какое-то время пользоваться миниаппом через мобильную веб-версию, мы предлагаем нашим клиентам адаптировать без дизайнеров макеты мобильного приложения под веб. Это экономит ресурсы заказчика и создаёт дополнительную точку входа для пользователей

  • Эффективность каталога мини-аппов

Сложности добавления мини-аппа в каталог окупаются эффективностью этого инструмента. В качестве примера могу привести статистику одного нашего клиента — после запуска мини-аппа в каталоге его ежедневный трафик увеличился в десять раз, без каких-то дополнительных изменений в проекте и дополнительном рекламном трафике. Каталог помогает компаниям повышать количество пользователей VK-приложения без вложения денег в рекламу.

  • Одно мини-приложение для трёх соцсетей

На платформе VK Mini Apps есть возможность экспорта мини-приложения в Одноклассники, а также отдельно можно сделать интеграцию в Telegram. Конечно, миниапп нужно будет немного донастроить — изменить цвета, поменять некоторые детали авторизаций и тд. Но это окупается возможностью сделать из одного приложения сразу три.

Мы часто сталкиваемся со скептицизмом от заказчиков в сторону аудитории Одноклассников. Но как показывает наш опыт, с этой соцсети тоже приходит ощутимый трафик. Единственная сложность — не все компании развивают свои сообщества в Одноклассниках.

  • Возможность добавить чат-бота

ВКонтакте — про общение, диалоги, чаты. У мини-аппов есть возможность объединить приложение для решения бизнес-задач с чат-ботом для клиентов, где пользователи могут получать важную информацию о продукте. Кроме возможности отправлять дополнительную информацию о продукте клиентам в чат-боте, бренд может рассылать сообщения лишь нужной части аудитории по воронке действий в мини-аппе. Например, отправить рассылку-напоминание лишь тем, кто прошел один логический этап в приложении, но не закончил второй.

Вместо вывода

VK Mini App — универсальный инструмент, который позволяет закрывать многие задачи бизнеса: увеличить охват аудитории, снизить затраты на привлечение новых клиентов, открыть новый канал продаж, повысить узнаваемость бренда компании и так далее. Функционал и масштаб разработки зависит от ваших пожеланий и проблем, которые приложение должно решать.

Разрабатывать VK-приложение самому или отдать на аутсорс? Ответ индивидуален для каждой компании. Но если для достижения ваших целей необходим полноценный сервис с богатым функционалом, лучше поручить это дело специалистам.

А если у вас горит запуск рекламного проекта, и вы хотите быстро запустить интерактив — можете поискать его в нашем каталоге готовых механик. Мы сможем быстро настроить их под вашу задачу.

***

Заходите на страницу спецпроектов в нашем сообществе ВКонтакте, там мы делимся своими проектами. Если возникли вопросы или у вас есть задача на реализацию — велком в мои личные сообщения ВКонтакте!

3636
33 комментария

Комментарий недоступен

6
Ответить

в тюрягу уже не играют?🤣

Ответить

С позиции опыты:

1. VK UI (родной фреймворк VK) очень забагованный, в него до сих пор не встроили роутер. Рекомендую попробовать Framework7.

2. Каталог (что ВК, что ОК) дает много трафика, но он почти бестолковый.

3. Вы пишите "...миниапп будет открываться на iOS только в мобильной версии..." это не так, он будет открываться в приложении iOS, но только в WebView.

4. Сразу под Telegram Web App и VK Mini App не сделать прям, там есть разница, нужно учитывать.

5. Вы пишите про каталог ВК мини-приложений. Во-первых, интересно прочитать про ваш опыт, во вторых приложение тестируют в два этапа: сначала бегло сам ВК, а потом тестировщики-волонтеры (а не "тестировщики ВКонтакте"). Ну и в третьих - нет инфы о каталоге ОК: вы туда попали?

4
Ответить

Привет!)

1. да, всё так. вкюай не совершенен, но можно знать, с чем его есть) у нас уже много своих подходов к vkui и в целом наработок-оберток, в том числе и роутер мы свой написали, так что не все так грустно. мы его так же используем, так как много проектов делаем непосредственно для вк и это одно из тех.требований. а за рекомендацию спасибо в любом случае, никогда не лишним знать проверенные альтернативы)

2. бывает и такое, но тут еще смотря как с ним работать. даже если трафик из каталога не даёт ожидаемых показателей по целевому действию, его все равно можно анализировать и смотреть как ведут себя люди невовлеченные и предлагать клиенту корректировки пользовательского пути, чтобы даже, возможно не релевантный трафик, давал результаты

3. в целом да, пока odr-архив не будет принят командой модерации ВК, приложение действительно будет открываться в вебвью. но этот вебвью не будет выглядеть нативно - открытие приложения таким образом будет равноценно открытию приложения с урла mvk в браузере. для сохранения нативности лучше все же загружать odr-архив, в нем приложение выглядит намного приятнее

4. тут 100%-е да) всё так. я в тексте как раз подсветила, что нужно будет учитывать особенности каждой платформы, но это все равно большая оптимизация клиентского бюджета, так как основной функционал меняется в очень редких случаях (а это и основные затраты)

5. в каталоге вк мы были с большим количеством приложений и часть из них проходится действительно по тому пути, что у вас описан (в принципе я тоже упомянула внутреннюю модерацию, не сильно просто вдавалась в подробности). но и бывают отдельные проекты, которые мы делаем вместе с вк, там процесс тестирования отличается и нас смотрит отдельная команда тестировщиков.
Что касается самого опыта прохождения общей модерации - самое основное, что полезно знать (как бы ни было странно) - отлично знать свой продукт и перед реализацией проводить этап аналитики, так как на этой внутренней модерации не все комментарии по делу и много субъективных вещей, которые в любом случае нужно обработать и пояснить почему реализовано так, а не иначе (это и затягивает в основном процесс). А функциональные баги должны быть крайне редкими - для этого у нас и внутреннее тестирование и ревью

По каталогу ок - в него, на моей памяти, не попадали, там немного другой формат проектов для него, кажется. у нас под оки были более ситуативные и функциональные проекты

Ответить

Все хорошо сказали, вот только пишИте поменяйте на пишЕте

Ответить

Чисто за картинку лайк)

1
Ответить

ну да, на VC именно так оценивают статьи, чисто из-за картинок

3
Ответить