Создание ИИ продуктов по Scrum: опыт компании Таймлист 1С

В этой статье мы расскажем о покорившем IT-сферу подходе Agile в управлении проектами и поделимся собственным опытом внедрения методологии Scrum.

Немного про Agile и Scrum

Основная парадигма философии Agile — это фокус на людях и их взаимодействии, в противопоставление традиционному вниманию на конкретных инструментах и жестких правилах.

Гибкое управление особенно актуально в сферах с высокой непредсказуемостью результатов проектных процессов - например, когда сложно предвидеть сроки и качество выполнения разрабатываемого ПО.

Вершиной непредсказуемости становится управление генеративным инструментом на базе технологий искусственного интеллекта, и это становится отдельным вызовом для организации проектной работы.

(Scrum)
(Scrum)

Что же из себя представляет методология SCRUM?

Это управление ходом проекта на основе итерационного опыта - спринтов (1-4 недели). В начале каждого цикла команда устанавливает цели и планирует работу в рамках текущего спринта, основываясь на видении конечного продукта.

В процессе работы проектная команда имеет возможность координироваться на ежедневных стендапах длительностью не более 15 минут.

Итогом спринта становится ревью пройденного отрезка времени и размещение инкремента. После проводится ретроспектива по улучшению взаимодействия команды.

Мировой опыт применения SCRUM в компаниях по разработке искусственного интеллекта

Согласно последнему профильному исследованию в области, 17th State of Agile Report, в 2023 году 71% команд по разработке ПО используют Agile подход.

Среди пользователей гибких методологий 63% команд используют SCRUM — это закрепляет за SCRUM звание самого популярного метода управления проектной командой.

● INTEL - внедрение SCRUM позволило сократить время проектного цикла на 66%

● Adobe - значительно улучшилась коммуникация среди инженеров компании

● Netflix - SCRUM позволил нарастить скорость реакции на изменения и проводить эксперименты с новыми фичами

В России, по результатам исследования 2022 года среди компаний, использующих Agile подходы к управлению, как и в мировых трендах, абсолютное большинство - 82% компаний - используют технологию SCRUM.

(Применение Agile в России)
(Применение Agile в России)

Методология SCRUM и разработка ИИ

Внедрение ИИ в продуктовую составляющую проекта становится всё более актуальным направлением разработки. И это лишь подстёгивает к использованию гибких методологий управления.

Почему разработка ИИ синергирует с подходом SCRUM? Приводя слова специалистов Scrum inc., одного из лидеров рынка Agile систем: “Скрам лучше всего работает в сложной среде, где маленькие изменения системы могут вызвать удивление и неопределенность. Ровно такая среда и является сердцевиной любого проекта с машинным обучением”.

Компания 10Clouds, отмеченная FinancialTImes в рейтинге 50 самых быстрорастущих компаний центральной и восточной Европы, охотно делится опытом применения подхода SCRUM в своих блогах. Согласно оценке профильной структуры девелопмента от Brainhub, ИИ-проекты составляют 50% всех проектов разработки этой компании. Несомненно, такой успех завязан на используемых SCRUM-практиках внутри компании.

Кейс российской компании Таймлист

Я являюсь директором по маркетингу, продажам и работе с партнёрами в компании "Таймлист" и хотел бы поделиться опытом использования методологии SCRUM во внутренних структурах нашей организации.

Описание компании и ее деятельности

Во-первых, позвольте мне рассказать о самой компании и нашей деятельности. "Таймлист" является дочерним предприятием Фирмы "1С" и специализируется на разработке искусственного интеллекта “Таймлист AI”. Сегодня “Таймлист AI" представлен в наших программных продуктах "Таймлист Лайт", "Таймлист Корп" и "1С:Совещание", а также интегрирован в "1С:Документооборот 2.1", "1С:Документооборот 3.0” и "Битрикс24". Все это стало возможным благодаря талантливой команде и грамотной организации бизнес-процессов.

«Таймлист AI» – это искусственный интеллект, который может расшифровывать аудиозаписи встреч и формировать итоговый автопротокол (саммари основных мыслей встречи) с возможностью установки в закрытый контур предприятия.

С самого начала мы решили следовать пути инновационных компаний, приняв философию AGILE. Выбор пал на гибкую методологию SCRUM. Как альтернативу, мы рассмотрели методологию LeanDS, но, имея необходимость разработки полноценного сервисного продукта и его маркетингового продвижения, остановились на выборе SCRUM.

Если для ваших проектов более результаты машинного обучения выступают более автономным инкрементом - рекомендуем рассмотреть методологию LeanDS.

Сегодня хочу поделиться с читателями статьи о трудностях, с которыми мы столкнулись, как мы их преодолели, и где мы находимся сейчас. Я буду рад, если информация в статье поможет и другим проектам следовать методологии SCRUM и не бояться внедрять ее в процессы.

Хотел бы рассказать о тех вызовах, с которыми мы столкнулись, а также уверен, что эти вызовы могут быть знакомы и Вам:

Вызов 1. Никто не знаком со SCRUM

На старте у нас собралась команда высококлассных специалистов в своих областях, включая разработку продуктов на базе "1С", разработку ИИ и ведение бизнеса, но никто ранее не работал по SCRUM. Это не стало препятствием для внедрения методологии. В первые дни мы провели несколько тренингов, основанных на книге Джеффа Сазерленда "Scrum. Революционный метод управления проектами".

Эти тренинги помогли команде понять необходимость стендапов, планирования, ретроспектив и демо. В итоге был выбран SCRUM-мастер, который совмещал свою прямую роль в команде UX/UI-дизайнера с управлением и фасилитацией по методологии SCRUM, а также Product Owner, которым стал наш директор по продукту.

Важно: официальная должность и роль в команде могут называться по-разному.

Для всей команды стали обязательными следующие мероприятия: стендапы, планирование спринтов, демонстрация результатов в конце спринтов и ретроспективы. Были приняты следующие артефакты: бэклог продукта, бэклог спринта и инкременты. Бэклог мы формируем по User Story (US, пользовательским историям). Каждое US должно нести ценность внутреннему или внешнему заказчику, а самое главное - должно иметь критерий готовности, который по итогу спринта позволяет определить готовность US. Все User Story оцениваются командой на планировании спринта при помощи покера.

Вызов 2: Команда из разных городов России

В начале нашего пути меня беспокоило, что наша команда распределена по различным городам и не может полностью взаимодействовать в офлайн формате. Традиционные методологии часто акцентируют внимание на очном формате работы, который упрощает взаимодействие между членами команды.

Спасибо COVID-19, что популяризировал дистанционную работу. (нет)

Несмотря на это, мы сумели адаптироваться. Сейчас части нашей команды находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах.

Мы успешно освоили проведение всех встреч в онлайн и гибридном режиме. Мы научились дистанционно оценивать User Story и проводить покер-планирование, при этом слушать и слышать друг друга. Для этого мы используем вот этот инструмент: Planning Poker https://pplanning.ru/. Мы оптимизировали время на планирование, ретроспективы и демонстрации. В классическом SCRUM на эти процессы суммарно могут уходить целые дни, но мы научились выполнять их гораздо быстрее, не теряя в качестве.

(Пример повестки на планирование спринта в компании Таймлист)
(Пример повестки на планирование спринта в компании Таймлист)

На стендапы каждый приходит подготовленным: все пишут в определенной таблице Notion https://www.notion.so, что было сделано вчера, и что предстоит сделать сегодня. Это позволяет быстро и по-существу проводить стендапы. Средняя продолжительность наших стендапов составляет 10-15 минут.

(Пример таблицы для подготовки и проведения ежедневного стендапа)
(Пример таблицы для подготовки и проведения ежедневного стендапа)

Вызов 3: Построить успешную компанию

Следующий вызов заключается в том, что большинство гибких методологий, в том числе SCRUM, изначально были разработаны преимущественно для команд разработки одного продукта.

Важная мысль №1: Наше ноу-хау и ядро компании — это разработка искусственного интеллекта, но без воплощения ИИ в продукты и сервисы, оно останется неиспользованным. Разработчики ИИ могут создавать фантастические технологии, но без продуктовой команды эти разработки не найдут своего применения на рынке.

Важная мысль №2: Наличие выдающегося продукта не гарантирует успеха компании. Без эффективных продаж и маркетинга даже классный продукт останется неизвестным и невостребованным, а без продукта маркетинг будет бессмысленен. Поэтому наша команда включает юнит по маркетингу и продвижению продукта на рынке.

Именно по этой причине наша команда разделена на специализированные блоки, которые мы называем юнитами. С самого начала мы сформировали три основных юнита: по разработке ИИ, по разработке продуктов и по взаимодействию с клиентами, стремясь при этом функционировать как единый организм, как единое целое, как одна команда.

В нашем случае, разнообразие специализаций внутри разных юнитов потребовало от нас адаптации стандартных подходов. Это привело к разработке нашей уникальной версии методологии, которую мы назвали "Timelist Scrum".

(Timelist Scrum)
(Timelist Scrum)

В компании "Таймлист" общая Scrum-команда, занимающаяся разработкой продукта с искусственным интеллектом, разделена на unit разработки и unit по взаимодействию с клиентами (маркетинг).

Весь процесс планирования проводится коллективно, однако маркетинговая команда имеет свои специфические пользовательские истории, которые требуют отдельного планирования. Итоговое количество Story Points по маркетингу интегрируется в общее планирование спринтов.

Длительность спринтов составляет 2 недели. Этот период был выбран исходя из высокой динамики и изменчивости в сфере разработки ИИ.

Планирование спринтов происходит в первый понедельник спринта, а ретроспективы и демонстрации результатов — в последнюю пятницу спринта.

Ежедневные стендапы проходят в 10 утра и являются неотъемлемой частью бодрого старта рабочего дня.

Для оценки сложности US используется покер-планирование с применением карточек с баллами по системе Фибоначчи.

Кроме того, в "Таймлист" проводится опрос счастья, который, несмотря на изначальную непривычность, позволяет оценивать общее удовлетворение команды и возможность оперативно реагировать на возможные проблемы в коллективе. Этот инструмент является важной частью нашей корпоративной культуры и способствует поддержанию высокого уровня мотивации среди сотрудников.

(Опрос счастья в Таймлист)
(Опрос счастья в Таймлист)

Подводя итог…

В заключении хочется подчеркнуть: не существует непреодолимых проблем. Наш опыт в компании "Таймлист" показывает, что с правильным подходом и чётким пониманием методологии можно эффективно организовать работу команды, даже если она занимается такой сложной и динамичной областью, как разработка искусственного интеллекта.

Надеюсь, что наш опыт и данная статья окажутся полезными для молодых и уже зрелых предпринимателей, которые стремятся создать инновационную компанию, но не знают, с чего начать. Мы поделились нашими методами внедрения SCRUM и особенностями его адаптации для гибридных команд в надежде, что для кого-то это станет помощью и полезным напутствием.

Если вам интересно какой продукт для совещаний мы сделали с помощью методологии скрам - можете ознакомиться по ссылке https://timelist.ru/ai.

Владислав Бешляга
Директор по маркетингу, продажам и работе с партнёрами
Начать дискуссию