{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

На чём хозяин кафе теряет деньги. Мнение придирчивого гостя

Есть кафе и рестораны, в которые хочется возвращаться. Есть те, в которые — ни ногой, несмотря на приличную еду и приятный интерьер. Как получается, что в кафе среднего пошиба — биток в любое время, а в навороченном ресторане — пустые столы? Причём, дело не в ценах! Я не ресторатор, но могу поделиться мнением «целевой аудитории».

Всем привет! На связи Евгений Ма, специалист по агрегации корпоративных знаний в Профдело и нештатный душнила на VC. Очередной пост, основанный на собственных наблюдениях, посвящён кафе, ресторанам и даже доставкам.

Одному владельцу или маркетологу известно, сколько стоит привлечь гостя всякими разными маркетинговыми акциями, программами лояльности и рекламными флаерами, которые раздаёт на улице огромный гамбургер/креветка или вовсе ложка. И как все эти усилия и вложенные деньги пропадают зря. Потому что мало затащить гостя в кафе. Надо сделать ему хорошо, чтобы он пришёл снова и занёс денег.

Уровень ожидания как индикатор

Заходя в любое кафе в прямой видимости от любого железнодорожного вокзала советский (я не оговорился) человек ожидает увидеть: уставшие жирные пирожки вдвое дороже, чем в городе, грязный пол, водку в розлив и соответствующий контингент. И бывает рад, если цена не так уж и высока, полы чистые, а гости такого кафе выглядят вполне прилично. Значит что? Значит, общепит превзошёл уровень ожиданий и приятно удивил. Значит, есть вероятность, что гость вернётся. Пример — Волгоград и очень приличное кафе через улицу от вокзала. Было там в 2007 году, насчёт 2024 личного опыта у автора нет.

Возьмём кафе классом выше с яичницей за условные 200 рублей и драниками за 300-350 (москвичам: для провинции это верхний средний сегмент). За эти деньги гость начинает копаться и в еде, и в обслуживании — ибо быстро кумекает, что за стоимость одного завтрака с кофе он мог бы приготовить условный густой мясной борщ на обед и пюре с котлеткой на ужин. На четверых.

Это драники. Не узнали? Я тоже не сразу — зачем-то очень жирный коул слоу выложили поверх.

Так вот, любой небольшой косяк в таком кафе выливается в иногда неадекватный негатив — пусть не высказанный администратору, но тем хуже. Потому что выливается этот негатив в соцсети, отзывы на Яндексе, трипадвайзоры и прочий сарафан.

Приведу контрпример. В городе Пермь действует сеть ресторанов Хуторок, которая в свете последних событий начала неспешный ребрендинг и, по сведениям от одного из официантов, скоро будет называться «Ван Гог» (может, это только слухи). Сеть, а особенно её кафе на Ленина, 60, оправдывает ожидания на 120%. Там драники тоже стоят 300 рублей. И борщ примерно 300.

Но. Во-первых, там нормальные официанты — приветливые и общительные, внимательные. Это чуть ли не единственное кафе, где не задерживается на столах грязная посуда — её уносит любой официант, а не только тот, чей столик.

Во-вторых, к меню идёт куча комплиментов от заведения, о которых гость сначала и не подозревает. Приняли заказ — тут же несут хлебную корзину, которую не включают в счёт. А в ней — шанежка с картофелем и пампушка на каждого гостя, свежий хлеб и здоровая такая порция перебитого сала. С любым супом предлагают рюмку водки за счёт заведения. Вместе с чеком приносят домашнюю наливку — по рюмке на каждого совершеннолетнего гостя. На ход ноги, так сказать. И да, еда вкусная, порции немаленькие.

Борщ в Хуторке.

После этого цены кажутся вполне себе справедливыми. В такое кафе хочется возвращаться, что семья автора с удовольствием делает во время каждого визита в Пермь.

Официант — 80% впечатления от заведения

Кто ещё не забыл 2020 год, пандемию и маски во всех их разнообразных проявлениях? Представим себе провинциальную Елабугу и ресторан «Грузинские истории». В огромный (столов штук 20, если не больше, занято два) пустой зал приходят гости, их встречает… нет, не красавица-хостесс, и даже не официант в фартуке. А, видимо, администратор — одета по гражданке, никаких опознавательных знаков. В усталой (это днём, когда ресторан отработал часа два) снисходительности, которую демонстрирует барышня, видимо заложена 20% скидка на меню. Или четыре гостя выглядят настолько бедолажно, что ждать от них щедрых чаевых не стоит. Цены, кстати, безо всяких скидок на провинциальность — в Екатеринбурге или Казани в грузинских ресторанах такие же.

Это потом Гурченко — лапочка. А в начале — мама не горюй!

Принятие заказа через нижнюю губу, долгое ожидание счёта, пречек с назидательной надписью оставить щедрые чаевые и номер телефона, по которому можно перевести деньги вместо POS-терминала завершают картину.

Тот, кто разговаривает с гостем через нижнюю губу, чаевые не получает. Как и тот, кто их требует.

При этом по еде — вообще никаких вопросов. Вкусно, продукты свежие, подача на уровне. По интерьеру и музыке тоже всё в порядке. Но при следующем посещении Елабуги те же четыре потенциальных покупателя выберут другое кафе — да хотя бы «Корицу» на улице Гасана. Там гостям искренне рады.

Что интересно, так ведут себя администраторы не только в каких-то местечковых заведениях, но и в столичных сетях. Возьмём любимую многими Шоколадницу — терпеть не могу эту сеть. Здесь целый комплекс: обычная столовская еда по ломовым ценам, постоянно засранные туалеты (привет, Шоколадница на углу Невского и Адмиралтейского проспекта в Санкт-Петербурге), долгое ожидание. И задроченные администраторами официанты, теряющиеся при каждом вопросе.

А вот сами администраторы Шоколадницы — это белая кость, голубая кровь. Богини, которым впадлу спуститься и на уровень офика, и на уровень гостя, сжимающего в потном кулачке жалкие рублишки — привет, Шоколадница на Покровке в Нижнем. Опять за рыбу деньги: интерьер хорош, официанты по форме, посуда чистая. Еда — ну такое. Отношение администратора к гостям — [вырезано цензурой]. Больше ни ногой! Пойду съем какую-нибудь хитрую шаверму в Dark Side, не обломаюсь прогуляться. И это не первый случай, когда качественный, вкусный условный фастфуд выигрывает у навороченных кафе.

Официант — в первую очередь продажник

Мысль не нова, её постоянно повторяет «шеф всея Руси» Константин Ивлев в своих передачах. Когда официант уносит со столика все меню — а это встречается сплошь и рядом — заведение теряет деньги. Потому что что? Потому что, даже если захотелось съесть десерт или выпить дижестив, официанта не дождёшься. Следить, чтобы гость не скучал за столом без его внимания —это же недостойно современного официанта. Тиктоки сами себя не посмотрят, а жижа в вейпе не выпарится без его деятельного участия.

Не буду приводить примеры — даже при наличии стандартов обслуживания (в сети или отдельном заведении) и централизованного обучения офиков, половина из них тут же забывает пройденное.

Хотя, почему бы не привести. По франшизе «Старик Хинкалыч» открыто 101 (!) кафе в 53 (!) городах. У меня есть информация от друга, лично знакомого с основателем сети Кириллом Кирпичным: всех официантов учат при принятии заказа говорить не «Вы определились с выбором?» а «Сколько хинкали вы будете заказывать?».

Внимание, вопрос. Сколько официантов так говорят? По моим субъективным подсчётам — 0,2 человека. Я ел в Хинкалыче раз двадцать (и оно того стоит, большинство позиций в меню — прям топчик). За все эти посещения вопрос «сколько хинкали вам принести» я слышал однажды. Ну, возможно, дважды.

Только что открытый Старик Хинкалыч в городе И, декабрь 2020 года. Народ ещё не понял.

Титульное блюдо заведения, его главный магнит, за которым гость придёт ещё не раз, нерадивые официанты продают спустя рукава. Фейспалм.

Надо отдать должное удачной концепции Хинкалыча — по моим наблюдениям, народ там сидит постоянно с открытия до закрытия, так что даже нерадивые официанты не могут помешать этому. С доппродажами всё хорошо: меню отпечатано на одной стороне листа формата А3, у каждого гостя этот лист выполняет функцию салфетки на столе. Меню всегда под рукой в буквальном смысле слова. И всегда чистое в начале трапезы, потому что новое.

Но вернёмся к нашим официантам. Принести слегка заветревший салат за две минуты до основного блюда — у нас в порядке вещей, с курсами не работают даже в более или менее приличных ресторанах. Унести грязную посуду с «чужого» стола — ниже человеческого достоинства. Автор неоднократно сам относил посуду на барную стойку в разных заведениях — ну бесит.

Привет, ресторан «Форт Робинзон», город И. И прощай, больше ни ногой.

Подать хачапури по-аджарски комнатной температуры, в котором сыр уже схватился и бедный желток ездит по нему, как шарик в пинболе — не вопрос, кушайте гости дорогие. Привет, кафе имени Койкого, город И.

Желток перемешать невозможно, тесто уже остыло. Печалька. Гость честно осилил 2/3 холодного блюда с холодным сырым желтком.

Обидно за заведение, когда кухня отдаёт качественную, вкусную еду. А гостю приезжает уже нечто непонятное и съедобное чисто условно.

Делаешь доставку — делай рабочий контроль качества

В городе И есть прекрасный ресторанный холдинг, я его фанат. Среди заведений — небольшая сеть очень приличных бургерных. Я люблю бургеры, сын любит бургеры. Жена, в общем, не против.

Когда встаёт вопрос о том, что бы такого заказать домой в пятницу вечером, бургеры обычно побеждают роллы, пиццу и даже шашлыки. Ждём, получаем, едим с удовольствием. Ну как едим… Ели. Потому что со временем сотрудники научились халявить — складывается такое впечатление.

Началось в колхозе утро вот с чего. Автомобиль у доставщика не завёлся из-за мороза, о чём, естественно, предупредить заказавших никто не позаботился. Пуш или смс послать по активным заказам — это же, наверное, очень сложно и дорого. Меж тем автомат присылает:

  • начали готовить;
  • закончили, передали в доставку;
  • курьер выезжает, скоро будет у вас.

Ждали 3 часа вместо обещанных 45 минут, получили всё закономерно холодное, уставшее и очень условно съедобное. Булки размокли, картошка фри стала напоминать макароны по консистенции и вкусу.

Следует отдать должное: у холдинга есть горячая линия в ТГ, туда можно пожаловаться. Как минимум, это снижает градус в соцсетях и прочем сарафанном радио. За обозначенные реальные косяки дают бонусы при следующем заказе. Кстати, за тот, который ждали 3 часа, просто вернули деньги — красавцы. С одной стороны.

А с другой — заказываем бургеры уже в другой раз, приезжают совершенно несъедобные котлеты. Такое ощущение, что в них положили старое сало, на котором некоторые хозяйки зачем-то варят борщ — такая пакость получается, не передать словами. Сигнал на горячую линию, извинения, признание о том, что недосмотрели по сырью и запороли кучу котлет, три из которых приехали к нам. Окей.

Заказываем через две недели снова — и опять те же яйца, даже ракурс прежний. Котлеты есть нельзя, они воняют чем-то сильно прогорклым, во вкусе выраженная горечь. Всё, неплохая в целом доставка потеряла нас как покупателей навсегда. Потому что ни на входе, ни на отдаче нет контроля качества, а гость получает несъедобное блюдо. И бесплатное несъедобное блюдо не вернёт ему лояльности. Увы.

Наверное то, что написано выше — азбука, напечатанная в сотнях трудов великих рестораторов. Честно — я гость в общепите, от этого всего далёк. Изложил далеко не все свои наблюдения, их ещё вагон и маленькая тележка.

Владельцы упомянутых в положительном ключе заведений ничего мне за это не заплатили ))

Владельцы упомянутых в отрицательном ключе заведений: не обижайтесь, плиз. Это вы теряете деньги из-за нерадивого персонала. Мои деньги, которые я вам больше не принесу.

Хотелось бы услышать в комментах:

а) насколько я зажрался;

б) насмотрелся передачи «На ножах» и возомнил себя великим специалистом;

в) попробовал бы сам открыть ресторан, мы бы на тебя посмотрели;

г) сам найди нормального официанта, к нам нормальные не идут.

Конструктива, конечно, тоже хочется.

Ну... За достойный общепит!

Более объективный взгляд и стройные мысли — на канале Про безопасный бизнес.

0
203 комментария
Написать комментарий...
Сообщество WSA.vc

Секретный ингредиент⁠⁠
Вчера получил зарплату и пошел пообедать в кафе неподалеку. Встретила незнакомая официантка, уровень обслуживания — "богиня". Ни разу так здорово и как-то по-домашнему не принимали даже в статусных заведениях. При расчете решил выразить свое искреннее восхищение, а заодно выведать секрет правильного отношения к жизни и к работе. Сказал ей, что она круто работает и что я впервые увидел такое отношение к клиенту. Попросил сказать, в чем ее секрет. Получил такой ответ: "Я хозяйка этого кафе".

Текст не мой)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

мдя. грустно, девицы (ц) ))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anastasia

Официанты реально могут очень испортить впечатление

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

а ещё у меня иногда ощущение, что у официантов негласный конкурс — кто набъёт больше татуировок. наверное, самая раскрашенная профессия, даже барберы как-то меньше «синей болезни» подвержены )

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Виктор Бодренков

ну,это по настоящему тяжелая работа не только физически, но и психологически- работать с людьми сложно. Порой официанту приходится терпеть хамское отношение или выслушивать на счет качества еды вместо поваров. Но это конечно не оправдывает плохое обслуживание в любом случае

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Ма
Автор

в основном они и косячат. по кухне у меня лично сильно меньше замечаний. а те, что есть, часто обусловлены долгим простоем блюда на выдаче в ожидании официанта (

Ответить
Развернуть ветку
Maximus Severus

Официанты-да, официантки-никогда

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Polina Afanaseva

Говорят, что чем дороже ресторан, тем вежливее официанты. Прошелся по ресторанам, блин, низковаты везде цены

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Смешно)))

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Чеснокова

мое любимое – зайти в пустой рест, а тебя хостес спрашивает «вы бронировали?»

Ответить
Развернуть ветку
Антон К

Бесит невероятно

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Евгений Ма
Автор

Это да. Скрипты - наше фсё )))

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Всё правильно, актуально.
Ещё бесит такое:
- нет розеток около столика (в современном кафе надо делать у каждого столика по две полноценные электрические розетки, не usb-разъёмы!)
- не приносят чайную ложку к кофе. Чайная ложка должна быть по умолчанию с любым напитком, даже с простой водой.
- орущая музыка. Музыка должна быть либо тихая, либо вообще отсутствовать.
- слепые официанты. Войдя в кафе, я не должен ждать ни минуты, пока принесут меню. Попросив счёт, я не должен его ждать больше пяти минут. Поднятая рука должна замечаться немедленно.
- шатающиеся столы;
- тяжёлые и/или неудобные стулья.

Ответить
Развернуть ветку
Риэлтор (не) нужен!

1) Розетки не всегда нужны — есть форматы заведений, где любителям одного лате и втыкания в ноут 6 часов не рады.

2) Откуда взяли что к ЛЮБОМУ напитку должна идти ложка? Что это за ГОСТы/ТУ/Стандарты?
Зачем ложка к фильтру, например? Зачем ложка к капучино? Соку?

3) Музыку всегда можно попросить сделать потише. Официанты часто включают для себя музон (особенно если нет посетителей),

4) Войдя в кафе вам придётся следовать тем скриптам, которые прописаны у офиков. Ваше желание заиметь меню через Х минут тут не играет роли.
Тем более что в не во всех кафе/кофейнях есть офики, которые не приносят меню.

5) По столам - вопросы к владельцу. Тут же показатель насколько ценен клиент для такого заведения.

6) Тяжелые/неудобные стулья – сугубо индивидуально. Плюс - опять-таки может быть уловкой, чтобы увеличить пропускную способность заведения.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Евгений Ма
Автор

О да. Согласен по всем пунктам.

А две розетки — это для ноутбука? Ни разу не пробовал в кафе работать.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Che Burashko
к меню идёт куча комплиментов от заведения...С любым супом предлагают рюмку водки за счёт заведения. Вместе с чеком приносят домашнюю наливку — по рюмке на каждого совершеннолетнего гостя

Как будто описывается не кафе/ресторан, а алкобар для любителей нахрюкаться. Заслужить таким образом лояльность можно лишь у определенного контингента.

Ну и в целом в статье ни слова о качестве сырья. Хороший повар может и говно сделать вкусным, но оно от этого говном быть не перестанет. Особенно в этом китайцы преуспели. При этом далеко не у всех есть возможность, как какому-нибудь Ротшильду, себе органы менять как перчатки, когда они выходят из строя из-за отсутствия разборчивости в потребляемых строительных материалах для организма.Дома строить из гнилых, но красиво крашенных досок люди считают западло, а жрать мусор - нет. Удивительно.

В современном мире, где мать родную продадут за 300% прибыли, куда логичнее нанять себе личного повара, покупающего под вашим контролем сырье проверенных производителей (например, органик сертифицированных) - по затратам выйдет то же самое, что и постоянное посещение кафе и ресторанов. Но для этого, конечно, первым делом надо набраться сапиенса, вылезя из болота бездумного потребления.

Ответить
Развернуть ветку
Аня
Дома строить из гнилых, но красиво крашенных досок люди считают западло, а жрать мусор - нет. Удивительно.

ну почему же, из говна тоже много строят и даже продают, по вполне ненизким ценам)).
Про еду согласна. Общепит - это 100% отсутствие контроля что ты ешь, часто за оверпрайс.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

А где тут владелец деньги теряет?

Ответить
Развернуть ветку
Кыргыз

Судя по всему мать за 300% прибыли продашь тут только ты

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Skidanov

про Шоколадницу 200%. комшарный сервис, дорого, невкусно

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Жму руку ;)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Василий Ганов

Насколько вы зажрались, Евгений?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Нормально так зажрался, могу себе позволить не ходить в Шоколадницу )))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Токарев

Для меня важный индикатор отношения администрации обычного среднего кафе к гостю - какой объем напитка они подают в чашке/стакане.
Например, просишь чашку чая. Если дают чашку где на вид 200, или вообще кружку на 250 мл - отлично! Просишь бутылку сока - приносят бутылочку или бокал на 300-500 мл - отлично.

Но очень часто (и в России и в Европе) в кафе чай приносят крохотную чашечку на 150 мл, после доставания пакетика остается еще меньше. Сок приносят в стеклянной бутылочку на 200 мл всего. Да еще охлажденный и очень дорогой (цена/объем). По такой высокой цене сколько стоит эта стеклянная бутылочка сока на 200 мл с наценкой кафе, лучше налейте сок из коробки и принесите большой бокал на 300-400 мл. Иначе возникает ощущение, что на тебе экономят.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

ага. поэтому я чай в чайнике предпочитаю. а ещё лучше типот и термос.

по сокам согласен. с богомерзкой колой такая же фигня — 250 мл в стекле по цене бутылки вина в магазине )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аникин
Просишь бутылку сока - приносят бутылочку или бокал на 300-500 мл

Ничего себе, заказал сока попить и 0.5 л должны принести?
Много работал в ресторанке в Москве, видел только раз пакетированный чай ( и тот входил в комплекс ланч, чашку с кипятком выносили 0.35 л). А остальные разливные напитки всегда в разных типах хайбола по 0.25 л. Для меня за время работы это стало нормой, не знаю, может где-то в глубинке при заказе сока и приносят целый пакет 1 л.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Слава Рюмин

Просто кафе это для романтиков, лучше иметь небольшую нефтескважину, чтобы она покрывала убыток от общепита

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

похоже на то. хотя, тот же Хинкалыч вон как развернулся.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Вдумчиво о продажах

«Официант — 80% впечатления от заведения» — прямо в яблочко!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

ощущения такие, да

Ответить
Развернуть ветку
Риэлтор (не) нужен!

Вообще есть негласное правило: общепит портится с точки зрения клиентского сервиса не позднее 3 лет с момента существования.

Может раньше (даже самого начала быть г..), но на 4 год большая часть бизнеса становится "как все" - плохо, дорого, невкусно, с отвратным обслуживанием. Или все сразу )))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Знаю примеры, где не так. Но их меньше, чем тех, где так. К сожалению (

Ответить
Развернуть ветку
R J

Это если доживет, минимум половина не доживет до 2 лет

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Про убирать меню - в точку!
У нас в Москве поветрие - как только гость заказал первое (по счету) блюдо, собрать и спрятать меню. Просишь оставить: "я потом принесу как попросите"

Несколько раз так было, заказали напитки, салаты, закуски. Пора бы по горячему, но официанта нет, меню нет. А как появляется, мы уже наелись и напились, и горячее нам это не нужно.

Не понятно, в чем проблема напечатать сразу много меню, чтобы у всех на столах было. И qr код приклеить, чтоб наверняка.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

В точку.

Ответить
Развернуть ветку
alexandr schurf

Шоколадница да - стала помойкой, хотя была на коне в свое время и могла нормально развиваться. Если собственник с душой к своему заведению и, главное, сотрудникам - гости будут довольны, а бизнес процветать.

Проблема сетевиков - слишком большие требования, огромные и глупые книги стандартов и мизерные зарплаты. Исключение, наверное, кофемания, но это другой уровень уже.

Проблема мелких - полное непонимание как работать с гостями. Если в сетях слишком много стандартов, то у мелких их вообще нет. Внутренние аудиты - никто об этом не знает, отсюда ужасное качество блюд, просрочка, никаким сервисом такое не исправить.

Вопрос про хинкали у меня вызывает недоумение, да, этому конечно обучают, но звучит как мелкое мошенничество. За долгие годы работы в общепите все эти фразы - 90% тупо раздражает гостей.

Если вы владелец бизнеса, ресторана, кофейни - просто платите нормальную зарплату, не гнобите сотрудников и работайте с качественными продуктами. В последнее время все чаще вижу собственников, которым не влом встать за стойку или забрать посуду со стола, без ругани и споров - это показатель отношения к своему заведению, сотрудникам и гостям.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

в кофемании такие жесткие стандарты, что ребятам там работать очень некомфортно. шаг влево вправо расстрел.

на мой взгляд перебор

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Ма
Автор

Подпишусь. Золотые слова ;)

Ответить
Развернуть ветку
Кыргыз

Вопрос про хинкали это социальная инженерия, если ты на нее поражаешься - значит ты лох, если ты владелец бизнеса, то тебе нужно нанять наиболее компетентного сотрудника за наименьшие деньги, а не просто платить нормальную зарплату

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дима Игротехник

Есть у меня товарищ, который несколько лет отпахал руководителем приличного заведения. Потом ушел и до сих пор пытается забыть, как страшный сон. (как в том фильме – "Буду бухать, пока это все не забуду").

Как он сам выражался – хоть одна недовольная рожа на смене (офики, бармены, хостес) – это реальный минус по выручке и чаевым в конце смены. А это его основная мотивация. Короче задолбался он с этими рожами работать.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Ну вот, профессионалы тоже поддерживают )

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Дублин

Что я мог бы добавить, немножко подумав. Да, безусловно, Евгений прав, всё так, есть и плохой сервис, и плохая кухня, это всё по делу. Но ради справедливости (не спора для), хотел бы всё-таки заявить: хорошего сервиса с качественной едой, слава богу, БОЛЬШЕ, чем неадекватных кафешек (ещё раз, я не обесцениваю опыт Евгения). Люблю общепит ❤️❤️❤️

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Просто в хороших заведениях тоже надо следить за всяким, а то они быстро станут плохими.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Евгений Ма
Автор

А я не говорил, что всё прям плохо. Есть два заведения, в которые я не пойду. А у остальных ещё есть шанс

Ответить
Развернуть ветку
Риэлтор (не) нужен!

300 рублей - это средний ценовой сегмент для ЗАМКАДЬЯ. А где-то и ниже.
Подправьте свои впечатления за 2020 год

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Пусть так. Я в своём замкадье и дешевле найду с понтами и хорошим качеством ) в вашем замкадье, наверное, такого уже нет )

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Вениамин Дублин

Евгений очень приятный автор, спасибо за разнообразие на ВЦ. Прям читаю и душа радуется ❤️❤️❤️

Ответить
Развернуть ветку
Сообщество WSA.vc

Евгению ачивку нужно, один из самых активных на vc.ru)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Евгений Ма
Автор

Спасибо за комплимент ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.
Возьмём кафе классом выше с яичницей за условные 200 рублей и драниками за 300-350 (москвичам: для провинции это верхний средний сегмент). За эти деньги гость начинает копаться и в еде, и в обслуживании — ибо быстро кумекает, что за стоимость одного завтрака с кофе он мог бы приготовить условный густой мясной борщ на обед и пюре с котлеткой на ужин. На четверых.

Возьмём условный доширак, который стоит около 60 руб, соответсвенно 4 порции стоят 240 руб. На эту сумму можно сварить суп лапшу с настоящей курицей на 4х

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Доширак - дорогая еда. Сварите хорошую бариллу по 120 рублей - это 6 порций приличных макарон

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Евгений

На чём хозяин кафе теряет деньги. Мнение придирчивого гостя — Евгений Ма на vc.ru

• Автор делится своими наблюдениями о качестве обслуживания в ресторанах и кафе.
• Описываются положительные и отрицательные аспекты обслуживания, включая отношение официантов и качество еды.
• Автор обсуждает важность контроля качества и внимания к гостям со стороны официантов.
• Описываются примеры нерадивого обслуживания, включая унос меню и отсутствие контроля качества.
• Автор призывает к улучшению обслуживания и контролю качества в ресторанах и кафе.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

спасибо за саммари, тёзка )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Карл Кесслер

Вот такие умные люди потом открывают кафе и закрываются через два года.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Не, не полезу

Ответить
Развернуть ветку
ОЛЕГ КОВАЛЕНКО

Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Спасибо большое)

Ответить
Развернуть ветку
Grigoriy Gabov

Все по делу написано. Привет из Перми. Были в Баритоне в Перми?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Привет соседям из города И )

В Баритоне не были. Рекомендуете?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Marat Hakimov

"Кто ещё не забыл 2020 год, пандемию и маски во всех их разнообразных проявлениях? Представим себе провинциальную Елабугу и ресторан «Грузинские истории»."..."

☺→" Евгений и господа присяжные заседатели,
а "Грузинские истории" в Елабуге 2020 прошу помиловать, ибо тогда чума легла на оба их дома: и на рабочий и на личный..

Пришёл ковид и обнял страхом и владельцев ресторанов и сотрудников их.. Ибо не знали они, выживут ли сами и будет ли жить дело их.
Сколько ресторанов закрылось тогда?
Сколько человеков лишились средств к существованию?.
Сколько человек лишились жизни?

И если у нас есть сердце, то и мы боимся за самых близких своя..
И много ли тогда думаем о красоте своя, дабы ублажать взоры странников-ресторанников?
И длится чума месяцами, и только барышня встала, а уже устала..
Может, всю ночь ребёнка старалась успокоить...

Если любите близких своя, то помилуйте."..

А если, серьёзно, то, напомним контекст 2020 (год к году с 2019м):

♥ число умерших в РФ увеличилось на +323,8 тыс. человек
♥ = рост смертности на +17,9%
( для сравнения: 323,9 тыс. чел.. = население города Чита )

Прямая цитата:
"Январь - декабрь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в Российской Федерации - 17,9% рост показателя общей смертности, до 14,5 на 1 000 [человек] населения (в 2019 году - 12,3 на 1 000 человек населения). 2 124,5 тыс. человек - число умерших, увеличилось на 323,8 тыс. человек", - говорится в отчете.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/11251429

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

тут дело даже не в этом. а в том, что в рестораны тогда ходили мало — опасались. кое-где общепит вообще закрыли — мы так в той же Елабуге не смогли попасть в пиццерию рядом с музеем Шишкина.

А значит, каждый гост на вес золота. Такая мысль ;)

Марат, у вас офигенный академический подход, респект!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Наталия Денисова

300 рублей за борщ и там еще что-то бесплатно дают?) офигеть) я за 300 рублей жду просто борщ в среднем кафе со средним ожиданием и сотрудниками

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Ну Хуторок и есть среднее кафе. Но, блин, хорошее. )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игорь про маркетинг

Да с официантками проблем нет, наоборот, даже. Были случаи приходилось объясняться, с чего это мне так сильно рады. А вот качество еды, это да. Если хозяин сам ест, то обычно все нормально, а если делегировал, тут беда.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

А лучше в комплексе — тогда заведение точно в плюсе будет

Ответить
Развернуть ветку
kseaena

Как человек из ентих всяких провинций скажу: мне главное чтобы вкусно было
👉🏻👈🏻

В кафешке недалеко от дома делают офигенный шашлык. Интерьер внутри - лютая цыганщина, розовые стены, зелёный потолок, деревянная мебель с потрёпанной "позолотой", отвратная русская музыка, официанты-студенты, которые ползают сонными мухами, могут забыть и про тебя, и про твой заказ. НО КАКОЙ ШАШЛЫК...

По соседству с ними есть более приличное заведение: и выглядит лучше, и работницы улыбчивые да внимательные, и цены демократичнее. Но туда я зашла пару раз и больше не возвращалась, ибо недостаточно вкусно, ну вот не то

(Тщорт, теперь шашлыка захотелось. Нельзя такие статьи на ночь глядя, ой нельзя...)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Это тоже важно, сама еда. Вам всё остальное норм, а кому-то нет ) это как шаверма - если она вкусная, мне никакие там столики и уютное помещение не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
memeplex

В своей глубинке я в столовые хожу.
Комплексный обед 219 рублей. В качестве роскоши беру второй компотик.
А в другой столовой мне понравились сердечки в горшочке за невысокую цену. Вкусненько.
А сок мы берём в светофоре примерно по 50 руб/литр. Вот так. Так что столовая у нас вместо ресторана, только по выходным.
Так что лавандовый раф для бедных душою, городских безкоровных. ))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Уровень ожиданий соответствует у вас, отлично же )

А пойдёшь в ресторан, возьмут там три косаря с двоих без алкашки, а с тобой разговаривают через нижнюю губу. Да ещё в чай плюнут, потому что ты кипяточку долить попросил

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Алекс Д.
Значит что? Значит, общепит превзошёл уровень ожиданий и приятно удивил. Значит, есть вероятность, что гость вернётся. Пример — Волгоград и очень приличное кафе через улицу от вокзала. Было там в 2007 году, насчёт 2024 личного опыта у автора нет.

Гость вернётся, только если будет проезжать или специально поедет в Волгоград, чтобы отобедать в этом кафе?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Местные ходят, они посоветовали

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Виктор Заяц

Да, дело не во владельцах, а по ушам ездящих администраторах и управляющих, которые не могут, не хотят, не в состоянии (выбрать нужное), регулировать работу линейного персонала. Все же умение работать с людьми и руководить ими важная часть навыков. Печально, что за этот цирк всегда платит гость. Голодный, холодный, необогретый, необласканный - гость. Покуда не будет жёстких фильтров и условий, которые позволяли бы прийти к единому знаменателю при открытии заведения, обслуживании гостя и жёстко карались бы виновные (а не под руку попавшиеся), то глядишь и не портились со временем. Хотя тоже может быть обратная сторона медали. Общепит это про душевность, а не просто про бабки и какие гости плохие. Сначала научиться с Душой к гостям подходить надо, а не с позиции денег.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

согласный. это ж какой уровень осознанности должен быть у всех участников, включая гостей. которые иногда «включают Ивлева» ;)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Саша Антипов

Этот бизнес очень тяжёлый, но тот кто уделяет время персоналу, всё получается

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Точно

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юлия Сапсан

теперь хочу шанежку

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Да мака )))

Это в городе И так говорят детям, когда не могут выполнить их желание или сочувствуют и не могут ничего сделать ;)

Ответить
Развернуть ветку
Orca

На хорошем отношении к своим работникам, которые потом общаются с клиентами

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Возможно, в этом корень проблемы и есть.

Ответить
Развернуть ветку
Чёртов меломан

В Новосибирске есть бар Кружали, вот там официант Игорь — для меня образец во всех смыслах этого слова. Дружелюбный, улыбающийся, быстрый, незаметный и проактивный (а таких еще поискать надо). Будете в Нск — зайдите, не пожалеете) он бородат и обычно в красной шапочке типа Кусто.
Еще заметила, что в грузинских ресторанах обычно наоборот официантов как будто сильно учат, там всегда гостям рады и ненавязчивый сервис. Кроме какой-то огромной сетевой в СПб, но там на то и сетевуха, видимо, ну и еще потому, скорее всего, что там не только грузинская кухня. Не помню название, где-то недалеко от Ленфильма.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Мерси, если судьба занесёт - обязательно

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Ещё вспомнил: бесит, когда холодно и дует в помещении. Внутри кафе человеку должно быть комфортно сидеть в одной футболке или рубашке. Если я вынужден надевать свитер, то это жирный минус такому заведению.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Есть такая буква. Но это тоже субъективно же

Ответить
Развернуть ветку
Максим Зубов

Мне кажется потери всегда есть во всем, и продукты и посуда. Да и много на чем еще.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Это у всех, инвариантная часть, так сказать. Ну и внутрянка же, гость этого не видит.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Качественных мест становится всё меньше и меньше, дело тут точно не в цене.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

И это печально

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Отоночо

По этикету официант хозяин, а посетитель гость.
Те кто следуют этому принципу у тех все нормально.
Люди склонны к подчинению и им нравится когда их отдых ведут, а не они предоставлены сами себе.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Наверное да. Ну и уровень ожиданий. Где-то ты и не ждёшь, что тебя поведут. А где-то таки да)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Патрушев

блин да на бариста теряет. тупо перестал ходить в кофейню любимую из-за хамоватого нового бариста, хотя и он как и предыдущий делал норм кофе

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Типа того

Ответить
Развернуть ветку
Igor Khodyrev

Шоколадница - трэш. Как-то принесли жене вино в пластиковом стаканчике, больше туда ни ногой.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Жесть, конечно. Для их цен — просто неприемлемо.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений В.

А Карине потом можно и написать, если конечно симпотная )

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

На любителя. Это не я ;)

Ответить
Развернуть ветку
Заводной апельсин

Люблю покушать. И выпить, чего греха таить. А еще много путешествовать, поэтому историй про общепит всяких у меня много.
Но автор прав - ключевое в отношении пожалуй. И отношение это чувствуется во всем - в сервисе, в посуде, в официантах...
Ладно, из любимого: сидели мы с подружками в грузинском ресторане в районе Китай-города, долго и хорошо сидели, периодически выходили покурить. А в качестве декора там корзины с грецкими орехами. Ну и в очередной наш перекур по дороге подруга цапнула один орешек, сидит колупает, говорит - девчонки, смешно и стыдно, но очень захотелось! Орешек мы вскрыли, ну и как-то поделили по-сестрински. Через пару минут подходит официантка и с улыбкой и словами "от заведения" высыпает перед нами целую горсть этих орехов. Мелочь, а мы сидели довольные.
В другом заведении, той же компанией попросили мы тарелку фруктов под вино, ну устали мы есть всякое тяжелое, надо же почувствовать себя греческими нимфами... Официант говорит такого у нас нет в меню, но я что-нибудь придумаю. Принес и комплимент какой-то от заведения и фрукты, которые потом в чеке фигурировали весьма забавно, но с вполне адекватной ценой.
В общем, в хорошее заведение не только сам вернешься, но и друзьям посоветуешь.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Классно, когда так.

Расскажите, плиз, что за заведения?

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

К нам в городе была страшная эпидемия и все официанты умерли. На их место встали дебилы-первокурсники. Что делать?!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Принять со смирением ;) за что-то вам даны эти испытания суровые ))

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Дaрья Мaкcимoвa
"Во-вторых, к меню идёт куча комплиментов от заведения, о которых гость сначала и не подозревает. Приняли заказ — тут же несут хлебную корзину, которую не включают в счёт. А в ней — шанежка с картофелем и пампушка на каждого гостя, свежий хлеб и здоровая такая порция перебитого сала. С любым супом предлагают рюмку водки за счёт заведения. Вместе с чеком приносят домашнюю наливку — по рюмке на каждого совершеннолетнего гостя. На ход ноги, так сказать. И да, еда вкусная, порции немаленькие."

Эту модель полностью скопировали из моей любимой "Корчмы" - ресторана украинской кухни. Моё самое любимое заведение было в Москве, когда я там была

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Не был в Корчме. А почему хорошее не скопировать? ;)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
kilyazov

Обе упомянутые "Шоколадницы" приходилось навещать.
В Питере зашел ради "подождать человека и в туалет сходить", в Нижнем — за компанию.
Ну, да: вниманием там не заливают :)
Ну и как бы с чего бы: проходное место, общепит...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Во вкусно и точка, прости господи, больше душевности, хотя её там не ждёшь)) а в Шоколаднице — ждёшь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Porto

К слову раньше за кофе заходил с большим удовольствием, а теперь в большинстве кофеин сидят скучающие продавцы, лишь бы продать и снова в телефон залипнуть. Так хочется, чтобы они запоминали постояльцев, спрашивали как дела, какой то интерактив включали. А так легче тогда уж кофемашину домой и на работу взять))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

В долгой перспективе так дешевле, да ;)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Коваленко

Ел в двух разных городах в "Хинкалыче" - это дно собачье. Совершенно неважно как выдрессированы официанты, если то что они приносят банально невкусно.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

На вкус и цвет все фломастеры разные. Мне норм.

А в каких городах, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Матильда

99% отзывов, это обслуживание ! Наши люди считают, что официант не человек, а лакей, который должен перед ними как то особенно выплясывать, чего не встречаешь за рубежом !

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

- не забирать все меню
- не разговаривать через нижнюю губу
- уносить грязную посуду
- приносить еду сразу, как только кухня её выдаст
- относиться к гостю, как гостю, а не надоедливой мухе, которая отвлекает от просмотра тиктоков и выпаривания жижи из вейпа

ну да, это всё категорически унижает человеческое достоинство ) поэтому к работе официантами у нас приговаривает суд )))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Инна Деньгафинанс

💖😁💖

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Такое, да )))

Ответить
Развернуть ветку
n.shmelev

Ждём пост от автора, когда откроет своё заведение

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Неее, я не полезу

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kostin

верно отмечено , что лицо заведения -это обслуживание и отношение персонала , как бы вкусно и приятно тебе не было , но если хамское отношение к тебе как к клиенту , то возвращаться в заведение уже не захочешь

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Спасибо, жму руку!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений О.

«...всех официантов учат при принятии заказа говорить не «Вы определились с выбором?» а «Сколько хинкали вы будете заказывать?».

- Сколько хинкали Вы будете заказывать?
- Позовите другого официанта, нормального.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Прикольно. Ну да, в хинкальной же хинкали не едят ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма
Автор

Да, зажрался. Имею право.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
VLH

Город И это Иваново или Ижевск?

Ответить
Развернуть ветку
200 комментариев
Раскрывать всегда