Эмоциональный интеллект: зачем он нужен руководителю

Знаменитый научный журналист Дэниел Гоулман выяснил, что 85% успеха в руководящей деятельности достигаются за счет развитого эмоционального интеллекта руководителя. И только 15% успеха зависят от IQ, уровня интеллекта в его классическом понимании.

В этой статье расскажем, что такое эмоциональный интеллект, зачем он нужен руководителю и какими способами можно повысить уровень своего эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект: зачем он нужен руководителю

Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?

Это понятие впервые использовали в 1990 году американские психологи Питер Саловей и Джон Майер. Они обнаружили, что человек не способен изменить эмоции, которые у него вызвало определенное событие, зато он может выбирать, каким образом реагировать на это событие. Следовательно, термину «эмоциональный интеллект» можно дать довольно простое определение — это способность распознавать свои эмоции и управлять ими, а также анализировать возможные эмоции окружающих.

В общее понятие эмоционального интеллекта входят 4 составляющие:

  • распознавание собственных эмоций;
  • регулирование своих эмоций;
  • распознавание эмоций, которые испытывают окружающие;
  • влияние на эмоции окружающих.
Эмоциональный интеллект: зачем он нужен руководителю

Эти 4 навыка могут быть сформированы у человека в разной степени. Например, управленец может хорошо регулировать собственные эмоции, но не уметь распознавать эмоции подчиненных. Поэтому важно всесторонне работать над эмоциональным интеллектом: учиться понимать и свои эмоции, и эмоции других людей.

Зачем руководителю развивать эмоциональный интеллект?

EQ нужно развивать любому человеку, работающему с людьми, так как именно высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет выстраивать эффективные коммуникации с клиентами и коллегами. Руководителям, как лидерам и вдохновителям целой команды, необходимо иметь высокий уровень EQ, чтобы решать следующие задачи:

  • создавать и поддерживать благоприятный эмоциональный климат внутри коллектива;
  • прогнозировать реакцию другого человека (клиента, сотрудника, партнера) на то или иное событие;
  • внедрять новые идеи, не сталкиваясь с сильным сопротивлением со стороны подчиненных;
  • лучше мотивировать сотрудников на достижение целей;
  • более успешно вести переговоры.

Благодаря развитому эмоциональному интеллекту руководителя каждый член команды может работать более продуктивно и успешно справляться с высокой рабочей нагрузкой.

Можно ли развить изначально низкий эмоциональный интеллект?

Повысить уровень EQ реально в любом возрасте, хотя это может оказаться довольно сложной задачей. С самого детства мы сталкиваемся с запретом на эмоции, когда слышим от взрослых примерно такие установки:

  • «Нельзя так громко смеяться! Ты же девочка!»;
  • «Мальчики не плачут!»;
  • «Ты все время переживаешь из-за ерунды!».
Эмоциональный интеллект: зачем он нужен руководителю

Из детей, которым запрещали проявлять эмоции, вырастают взрослые, не способные разобраться ни в собственных чувствах, ни в чувствах окружающих. Но даже в этом случае можно повысить уровень EQ настолько, чтобы научиться управлять собственными эмоциями и влиять на эмоции других людей.

Методы, которые помогут повысить уровень эмоционального интеллекта

Развивайте EQ с помощью следующих методов:

  • Чтобы научиться распознавать свои эмоции, спрашивайте себя, что вы чувствуете в определенный момент. Это можно делать во время любых, даже незначительных событий: прогулки, чтения, просмотра спортивного матча. Для определения интенсивности испытываемой эмоции оценивайте ее по 10-балльной (или любой другой) шкале.
  • Проговаривайте свои чувства вслух, чтобы научиться управлять ими. Еще один хороший способ взять под контроль собственные эмоции — следить за внутренним диалогом, который ведет каждый человек (даже если вы делаете это неосознанно).
  • Для повышения навыка распознавания чужих эмоций обращайте больше внимания на невербальные знаки от собеседника: жесты, позу, мимику. Можно включить любой художественный фильм, выключить звук и пробовать определить эмоции героев.
  • Повлиять на эмоции других людей можно, если изучить их достаточно хорошо. Когда вы будете знать, какие триггеры существуют у ваших подчиненных, то сможете вызывать у них нужные вам эмоции.

Развитый эмоциональный интеллект руководителя — это потенциальная польза для всей компании. Повышайте уровень EQ, чтобы ваша команда работала эффективнее, а бизнес становился более успешным. В программах MBA от City Business School есть курсы, которые помогут вам справиться с этой задачей.

Начать дискуссию