Демотивация сотрудников

Демотивация сотрудников

В этой статье рассмотрим обратную сторону - демотивацию персонала по отношению к работе. Каким же было моё удивление когда я понял, что многие работодатели либо придают крайне малое значение, либо вообще не осознают наличие такого фактора как демотивация сотрудников и его влияние на свой бизнес. Конечно же при этом собственник бизнеса не осознаёт и то, что источником демотивации является он сам. Так же я встречал такой подход - при малейшем соприкосновении собственника с осознанием этого вопроса, он не находит ничего лучше, чем немного повысить зарплату сотрудника, "выкупив" таким образом его недовольство. На мой взгляд это худшее что можно сделать, так как в такой момент сотрудник понимает как дёшево его пытаются купить и демотивация усиливается. В итоге от такого действия случается проигрыш со всех сторон - и расход на ФОТ увеличивается, и сотрудник ещё более негативно настраивается.

В чём же проявляется демотивация? При поверхностном взгляде может показаться, что ничего не изменилось.... но на самом деле она имеет следующие последствия:

  • Ухудшение производительности: у сотрудника, страдающего от демотивации, может наблюдаться ухудшение качества и количества выполненной работы. Он может проявлять недостаточную энергию, неточность в выполнении задач и низкий уровень ориентации на достижение поставленных задач.
  • Ухудшение отношений с коллегами: ощущение демотивации может приводить к конфликтам, напряженности и плохой коммуникации в коллективе.
  • Отсутствие на работе, прогулы: для демотивированного сотрудника работа может стать просто обязательством, которое он выполняет формально. Он может часто отсутствовать на работе без уважительных причин или искать формальные поводы (заболела кошечка) чтобы отлынивать от работы.
  • Недовольство и негативизм: сотрудник, демотивированный к работе, будет испытывать недовольство своими рабочими условиями, вознаграждением, карьерными перспективами и вообще общей организационной политикой. Он может проявлять негативное отношение к своей работе и компании в целом.
  • Хуже всего, что демотивированный сотрудник часто распространяет эту "заразу" на других коллег, подхватывается это быстро и собственник глазом не успеет моргнуть, как получит "команду" ненавидящих его людей, саботирующих все рабочие процессы, бесконечно перемывающих ему косточки в чатах, курилках и так далее.

Надеюсь я сумел описать достаточную важность фактора демотивации, далее рассмотрим какие именно действия собственника приводят к демотивации и как этого избежать.

Первая пятёрка топ демотиваторов:

1. Регулярные претензии и отсутствие похвалы.

Бывает так, что руководитель чрезмерно придирчиво относится к своему подчинённому и постоянно критикует его по мелочам, а так же не замечает успехи и вообще никак не хвалит. В итоге сотрудник находится в перманентном стрессе, а от каждого звонка или сообщения от начальника вздрагивает.

2. Установление нереальных требований или планов.

Бывает так, что при постановки сроков задачи или месячного(квартального) плана сотрудник уже сразу понимает что выполнить не получится, а все его возражения неглядя отметаются. Сложно недооценить демотивационное влияние этого фактора.

3. Мелочный контроль, требование высиживать жопочасы на работе.

В этом вопросе много лично моей боли) Поэтому мне тяжело в найме - часто бывает что тревожный начальник требует отчёта по мельчайшим действиям или требует сидеть на рабочем месте "от звонка до звонка", таким образом создавая себе иллюзию контроля. Хороший сотрудник работает на результат и его очень тяготят и демотивируют отчёты ради отчётов и высиживание пустых человеко-часов в офисе.

4. Задачи не из области ответственности сотрудника.

Классика жанра. В дезорганизованных компаниях некоторые "неудобные" задачи перекидываются как горячая картошка на непрофильных сотрудников. В такой ситуации человек может чувствовать, что задача не его, но отказаться не может, чтобы не вызвать гнев руководителя и сослаться на то что это не его обязанность не может - не на что ссылаться, области ответственности нигде не прописаны. Может быть даже так, что руководителю выгодно такое положение дел - люди соглашаются брать не свою работу. Но у сотрудника демотивация здорово усиливается.

5. Отсутствие эффекта Стива Джобса.

Стиву приписывается такое высказывание - "Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказать им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать". Многим начальникам действительно тяжело даётся понимание такой логики, так как они привыкли считать себя самыми умными и бесконечно самоутверждаться за счёт своих же подчинённых. В итоге часто можно видеть как начальник не владея вопросом учит чему-то подчинённого, игнорируя его мнения и не вникая в суть вопроса. Сотрудник же после такого контакта чувствует себя ужасно - некомпетентный в вопросе человек заставляет делать его неправильные вещи, чтобы потом с него же строго спрашивать за результат. Жуткая демотивация.

Продолжение следует...

Демотивация сотрудников
3
2 комментария