Контроль качества в общепите: народные инспекторы, подсказки от роботов и кое-что еще

Всем привет!

Меня зовут Дмитрий Лутченко, я — предприниматель из Владивостока. В этом блоге я рассказываю о том, как идет работа над книгой. Познакомиться со мной и узнать, почему я решил написать книгу, о чем она будет, можно в этом посте.

В предыдущем посте я рассказывал о том, почему мы переименовываем проекты. Сегодня в общих чертах расскажу о том, как в Coffee Machine устроен контроль качества. Отчасти я уже рассказывал об этом медиа для бизнеса от банка «Тинькофф» «Бизнес-секреты».

Контроль качества у нас появился в 2015 году. Предпосылкой к этому стало появление первых франчайзи. Наша задача — кормить гостей вкусной и безопасной едой. Но нам в отличие от многих других участников рынка общепита сегодня приходится контролировать не один объект и даже не 15 собственных, а все 80 входящих в сеть. И мы должны сделать так, чтобы обслуживание, качество и вкус блюд были одинаковы во всех автокафе. И это непростая задача.

Контроль качества существует в комплексе с системой стандартов и обучения. У каждого сотрудника Coffee Machine есть учетная запись на корпоративном портале и грейд. Любое изменение в стандартах влечет за собой изменения в обучающей программе. Например, меняется порядок закладки сыра в завертон — это часть стандарта, есть отдельное видео, в котором демонстрируется, как надо закладывать сыр. Соответственно, это видео переснимается, его обновленная версия загружается на портал. А у всех сотрудников, которые имеют дело с закладкой сыра в завертон, блокируется грейд. Больше трех дней без грейда работать запрещено. Чтобы восстановить грейд, надо посмотреть видео и сдать экзамен.

В Coffee Machine много разных стандартов. Если собрать их все воедино, получится увесистый том. Мы понимаем, что прочитать и запомнить все это сложно, а грозить штрафами за несоблюдение бесполезно. Поэтому есть еще и система подсказок на рабочих местах.

Подсказки в виде надписей внутри павильона можно сделать не на все, иначе он весь будет увешан ими и важная информация в итоге все равно потеряется. Поэтому мы оставили внутри только самое критически важное. Например, подсказки о том, что нужно повторить гостю заказ и обязательно отдать чек. Это особенно важно для новых сотрудников, такие вещи поддерживают их в начале пути. Сейчас мы стараемся больше подсказывать через ИТ-системы. У роботов гораздо лучше получается помнить обо всех точках контроля, но выполнять физическую работу они пока не умеют, поэтому подсказывают.

В основе системы контроля качества Coffee Machine лежат стандарты. Чтобы стандарты соблюдались, они должны быть удобными. Чтобы они были удобными, должны быть соблюдены три основных условия:

  • Стандарты должны быть составлены людьми, которые хорошо разбираются в пищевом производстве;
  • Каждый сотрудник на производстве и на объекте знает стандарты и понимает, что конкретно он должен сделать для их соблюдения;
  • Если в процессе работы выясняется, что стандарт невыполним или неэффективен, его следует доработать и изменить.

Правила придумать проще, чем добиться их соблюдения. Поэтому мы придерживаемся следующего алгоритма:

  • Мы информируем и обучаем. Бесполезно требовать соблюдения стандартов от сотрудника, который не знает их или не понимает, что конкретно он должен сделать.
  • Мы даем подсказки. Все с первого раза запомнить сложно, поэтому мы создали систему подсказок и совершенствуем ее. Она включает в себя наклейки на рабочих местах, текстовые и голосовые напоминания.
  • Мы контролируем исполнение. Это абсолютно прозрачная система, все сотрудники знают, как мы отслеживаем их работу, и что следует за нарушением правил.
  • Мы вносим в стандарты изменения, если в этом есть необходимость. Наша система контроля качества достаточно гибкая. Если мы понимаем, что какие-то требования исполнить сложно, если что-то устарело, мы это готовы изменить. И мы всегда прислушиваемся к мнению сотрудников и франчайзи.

Если рассуждать системно, все идет от стандарта. Стандарты делятся на различные блоки. В тело стандарта зашит механизм контроля, то есть как именно он будет осуществляться.

Контроль может быть пассивный и активный. Пассивный контроль — это жалобы от гостей, которые поступают нам из разных каналов. Это большая часть работы. Жалобы гостей являются для нас источником ценной информации. Поэтому мы активно призываем гостей делиться с нами тем, что им не понравилось, указываем контакты на чеках и упаковке. Мы просим давать обратную связь через разные каналы: в приложении, в социальных сетях, по телефону — кому как удобнее. Если гостю что-то не понравилось, не важно, обслуживание или еда, мы возвращаем деньги в виде баллов, которыми можно оплатить следующий заказ. Даже если выясняем, что это субъективная оценка и с нашей стороны не допущено никаких ошибок. Тех, кто пытается злоупотребить этим и получить еду бесплатно, очень мало — буквально сотые доли процента. И таких любителей наживы легко вычислить. У нас есть черный список, в который попадают люди, потребовавшие вернуть деньги три раза за три месяца при условии, что мы не выявили нарушений с нашей стороны. К счастью, таких людей ничтожно мало.

Активный контроль — это отчеты «народных инспекторов» и визиты наших штатных инспекторов, которые проводят проверки в автокафе. «Народным инспектором» может стать любой из гостей: надо зайти с телефона на специальный сайт с чек-листом, что нужно проверить и сфотографировать на месте. Например, оценить чистоту поверхности столов, стен, плит, вытяжки и т.д. О проверке объект узнает за десять минут до прихода инспектора — за такой срок серьезные нарушения не устранишь и не скроешь, так что мы увидим реальное положение дел. Работа инспектора оплачивается бонусами, которыми можно оплатить заказ в одном из наших автокафе. Когда мы видим, что на каком-то объекте ситуация с соблюдением стандартов оставляет желать лучшего, туда выезжают наши штатные инспекторы, чтобы разобраться в истоках проблем. Они встречаются с франчайзи и говорят, что конкретно надо предпринять, чтобы исправить ситуацию.

Конечно, это далеко не все, что можно рассказать о контроле качества в Coffee Machine. Мы ее создавали с нуля сами, но кое-что заимствовали у других бизнесов. Хочу вас спросить вот о чем: встречали ли вы какие-то интересные решения в сфере контроля качества в разных компаниях? Что это были за решения?

Если захотите поделиться со мной идеями или соображениями по поводу написания книги, оставляйте комментарии, подписывайтесь, читайте, высказывайте свое мнение!

33
реклама
разместить
Начать дискуссию