Должен ли банк объяснять причину блокировки счета по 115-ФЗ?
Здравствуйте, уважаемые предприниматели! Сегодня разберем, должен ли банк уведомлять клиента о причинах отказа в обслуживании, и есть ли такая обязанность у Росфинмониторинга?
Банки должны проверять операции клиентов: нет ли, например, признаков отмывания преступных доходов или «обнала»? Критерии «сомнительности» не всегда ясны, и почти любая операция может попасть под подозрение. Используются как внутренние автоматические системы проверки, антифрод, так и платформа Банка России «Знай своего клиента».
По закону банки не могут говорить клиентам о том, какие меры они собираются предпринять. Блокировка счета происходит сразу, без предупреждения. Важно: банк уведомляет клиента только после того, как уже предпринял меры. Клиент не узнает о планируемых мерах до блокировки счета или расторжения договора вклада.
А вот объяснять причину блокировки счёта, конкретной операции или ограничения дистанционного обслуживания банки обязаны.
С 30 января 2021 года банк должен уведомлять клиента о причинах отказа в заключении или расторжении договора банковского счета и/или проведении операции, а также о дате принятия такого решения. Срок предоставления информации клиенту – не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 13.1.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Когда банк блокирует счёт по 115-ФЗ, он запрашивает документы, которые могут подтвердить законность операций:
- договоры купли-продажи и оказания услуг;
- акты выполненных работ;
- счета, счета-фактуры;
- чеки на покупку;
- чеки из терминалов (в случае пополнения счета наличными).
Если вы не можете найти документы, который подтверждают законность сделки, их придётся восстанавливать (но ни в коем случае не подделывать!). Иногда банки требуют вместе с документами предоставить обоснование операции в свободной форме.
Хорошая новость: деньги никуда не денутся. Если в отношении вас нет уголовного дела или решения суда, и вы не причастны к терроризму — банк либо разблокирует счёт, либо даст возможность вывести средства в другой банк.
Должен ли Росфинмониторинг сообщить клиенту о том, почему банк отказал ему в обслуживании?
Росфинмониторинг не имеет таких полномочий: согласно закону 115-ФЗ, именно банки обязаны информировать клиентов о блокировке счета, отказе выполнить распоряжение или заключить договор счета (вклада). Порядок предоставления информации регулируется внутренними документами банка.
Что делать, чтобы избежать блокировки, если вы селлер на маркетплейсе и покупаете товар за наличные
- Хранить все документы, следите, чтобы на квитанциях был QR-код — в таком случае их можно занести в бухгалтерский учет
- Не снимать наличные в больших количествах, не разбивать снятие крупной суммы (например, 1 млн по 200 тыс. руб.)
- Платить налоги авансом и постоянно держать налоговую нагрузку в 1%, учитывая комиссию маркетплейсов
- Проверять поставщиков перед началом сотрудничества с помощью электронных реестров: может быть такое, что контрагент причастен с «серым» схемам.
Более подробно нюансы закона мы собрали в нашей методичке, переходите по ссылке, скачивайте, сохраняйте и пользуйтесь :)
Руслан Невяровский, телеграм-канал «Финансы по белому»
Также вам может быть интересно: