10 000 участников решили присоединиться к коллективному иску к Яндекс.Еде

Мы знаем, что это далеко не первая публикация по теме коллективного иска, но не могли не поделиться такой новостью. После того, как мы в DestraLegal.ru собрали первых пользователей и подали иск к Яндекс.Еде, мы получили почти 10 000 заявок на присоединение к коллективному иску.

Что случилось?

В конце марта стало известно, что произошла массовая утечка персональных данных пользователей сервиса Яндекс Еда, в общей сложности в отношении 23 млн пользователей. Юристы сервиса DestraLegal.ru подали в Замоскворецкий районный суд города Москвы коллективный иск с требованием о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей на каждого истца.

На момент подачи искового заявления в суд в иске от DestraLegal.ru участвовали 33 человека. С 23 марта (когда широкой общественности стало известно об утечке Яндекс.Еды) через платформу коллективных исков стали поступать заявки на присоединение к иску к Яндекс.Еде.

После того, как об иске рассказали в СМИ, количество заявок стало резко расти и достигло почти 10 000 человек. В первые дни после объявления о сборе участников иска в DestraLegal.ru поступало по 2000 — 3000 заявок в день. Поток обращений был такой большой, что нам пришлось в ускоренном темпе разработать CRM-систему специально для обработки заявок на присоединение к коллективному иску к Яндекс.Еде.

Для того, чтобы стать участником коллективного иска в соответствии с главой 22.3 ГПК РФ, которой регулируются коллективные иски — формально они называются «иски в защиту прав и законных интересов группы лиц» — нужно подать в суд заявление о присоединении к коллективному иску — это требование ч. 6 ст. 244.20 ГПК РФ. После регистрации такого заявления судом лицо de jure становится «членом группы лиц». Новые члены могут присоединяться неограниченно, в любое время до начала прений сторон. После регистрации иска еще 100 человек уже успели подать заявления о присоединении. Таким образом, на данный момент в иске de jure участвуют 133 человека.

Почему люди хотят получить компенсацию?

Большинство пользователей, которые отправляли заявки на присоединение к иску, указывали в комментарии причину своего недовольства. Ниже мы собрали основные из них.

Основная причина, по которой люди присоединяются к коллективному иску — огромное количество спам-звонков и звонков из «колл-центра Сбербанка», которые стали поступать после утечки. В первые дни некоторые пользователи получали до 10 звонков в час! И хотя потом это поток стал спадать, даже сейчас 4-5 звонков в день с рекламой или попыткой украсть данные карты поступают многим пользователям.

Также многие люди беспокоятся за сохранность данных в других сервисах и приложениях — в интернет утекли их почты и телефоны, а к ним привязаны масса акаунтов и сервисов, в том числе, банковских. Это вызывает причины для беспокойства за сохранность собственных финансов и данных в других приложениях. Некоторые пользователи уже сообщают о попытках несанкционированного доступа к мобильным банкам и списаний с карты и телефонных счетов.

Кроме беспокойства за сохранность данных, многие пользователи беспокоятся за безопасность своего жилища — в слитой базе Яндекс.Еды содержатся их фактические адреса проживания, а зачастую, и коды от домофонов в дворы и подъезды. Это вызывает обоснованную тревогу за безопасность своих квартир у участников иска. Некоторые участники сообщали, что находятся в настоящее время за границей и беспокоятся за безопасность своего дома — по социальным сетям достаточно просто вычислить, что владелец квартиры нескоро в нее вернется. Люди были вынуждены просить родственников перевезти ценные вещи в более безопасные места.

У других причины для обращения с иском более личные — многие жалуются, что близкие и друзья узнали об их тратах за период в 6 месяцев, увидели даты, суммы и адреса покупок. Это, в свою очередь, привело к семейным и личным ссорам, так как пользователи, видимо, не намеревались раскрывать эту информацию.

Как присоединиться к иску?

Чтобы присоединиться к иску, нужно оставить заявку у нас на платформе коллективных исков. После этого наш юрист направит список данных, которые потребуются для участия в иске, это:

  • скрин из личного кабинета Яндекс.Еды с вашим профилем
  • скрин из приложения Яндекс.Еды с одним-двумя заказами (где будет виден адрес доставки)
  • скрин с сайта, где была выложена карта и база, с вашими данными (сайт заблокирован на территории РФ Роскомнадзором, но доступен через VPN)

Мы поможем вам с подготовкой заявления о присоединении, попросим направить нам подписанный документ. После этого наши юристы подадут ваш комплект документов в суд, и вы официально станете участником иска.

За участие в иске наши пользователи не платят вперед, оплата за услуги сервиса берется только при выигрыше дела в суде в размере 10% от присужденной суммы компенсации.

Сейчас иск ожидает принятия к производству, это займет примерно 1-2 недели. Подать заявление и присоединиться к иску можно будет в любое время до финальной стадии судопроизводства — судебных прений, в том числе и сейчас, пока дело еще не принято к производству.

Какие еще коллективные иски мы готовим

DestraLegal.ru уже некоторое время развивает направление коллективных исков как средства защиты прав потребителей. В декабре 2021 г. мы объединили студентов образовательной платформы GeekBrains и обратились к онлайн-школе с коллективным иском в связи с отказом школы в возврате стоимости обучения при отказе студента от учебы в начале курса.

Кроме иска к Яндекc.Еде, сервис собирает участников и готовит коллективные иски против Netflix за отказ предоставить подписку российским пользователям, Farfetch за отказ доставить оплаченные товары и вернуть за них деньги российским покупателям, Playstation в связи с закрытием магазина для владельцев консолей.

Все новости по коллективным искам и новые темы исков, по которым мы собираем участников, будут публиковаться в наш TG канал.

7777
79 комментариев
Комментарий удалён модератором

Тогда в этом случае вероятность того, что люди получат компенсацию будет мизерной. А человек сможет просто подать на банкротство.
Яндекс также должен нести ответственность за действие своих же сотрудников, за то, не смог предотвратить утечку данных.

47
Ответить

Надеюсь он получит уголовную ответственность и несколько лет тюрьмы. Так, по хорошему, должно быть.

6
Ответить

Базу слить мог только безопасник, или кто-то при его соучастии.
Мог слить и топ.
Один хрен по иску пострадавшие получат или копейки, или ничего вообще не получат (что вероятнее).

3
Ответить

Надеюсь, набутылят именно яндекс, как оператора перс данных.
При нормально организованной работе, слить данные не реально.

1
Ответить

К сожалению нет. Там где государству выгодно они перекладывают ответственность на того с кого можно больше взять. Как в случае с дичайшей историй про таксиста, который оказался не при делах, а за него должна отдуваться касса.

Ответить

Процессы говно то в Яндексе. Независимо от вины работника.

Ответить