Как мы хотели просто пережить кризис и запустили онлайн-школу для организаторов авторских туров
В июне ровно 2 года, как мы делаем сервис для бронирования авторских туров YouTravel.me. В начале года мы прошли акселератор в Португалии, растили продажи на международном рынке, а в марте наш оборот упал на 70%. Бизнес должен иметь план, «если случится нечто непредвиденное». Но мы расслабились и не планировали пандемию. Мы 24/7 работали с отменами, верили, что все скоро наладится, но оборот падал все больше, а заявки на возврат множились. Мы были на грани, но быстро взяли себя в руки и запустили образовательный проект с нулевым опытом в этой сфере. Решила поделиться, как мы это делали с цитатами из наших опросов.
Ученики есть, образования — нет
На первом шаге мы проанализировали рынок на тему того, что происходит в сфере образования для организаторов авторских туров. И вот с чем столкнулись.
Начинающие организаторы видят примеры туров в Instagram, рекламу, обещающую быстрый заработок и «успешный успех», и хотят начать зарабатывать на путешествиях. Количество запросов образование для тревел-экспертов выросло в 2 раза по отношению к прошлому году.
Частая история: начинающий организатор делает лендинг со своим путешествием, демпингует и набирает с горем пополам группу, косячит везде, где можно, влетает в минус в первом же туре и собирает целый букет негативных отзывов. А клиенты, думая, что все авторские туры такие, разочаровываются в них. От этого страдает вся сфера.
В то же время российский рынок очень консервативен, создать свою компанию с нуля сложно, учеба — только на практике.
Можно, конечно, пойти в в турагентство — зарплата около 50 тысяч рублей, офисная работа с 9 до 18, помощь старшим коллегам с эксель-табличками, составление смет на отдых в санатории или две недели all inclusive в Турции. Но, почему-то людей это не манит.
В России нет качественной школы гидов авторского и активного туризма. Есть школы экскурсоводов и школы спортивной подготовки, еще с советских времен. А школы, которая бы готовила гида-экскурсовода-проводника со знанием и психологии поведения группы и умением ей управлять, вести группу по маршруту, никого не потерять и при необходимости оказать первую помощь, преодолеть небольшие преграды без спец снаряжения и еще интересно рассказать про все что вокруг, таких школ нет.
Проанализировав все это, мы поняли, что открыли черный ящик. Закрытые границы, невозможность путешествовать и большая потребность в качественных подрядчиках — это хорошее подспорье для запуска образовательного проекта. И начали работать над онлайн-школой для тревел-экспертов Beguide.ru.
Микролернинг, обучение через практику, коммьюнити и другие модные слова
50% рынка многодневных туров в мире — это малые и средние игроки. Они более гибкие и предоставляют хороший сервис, потому делают востребованный продукт и охватывают массу экзотических направлений в отличие от «пакетников». За 2 года мы создали сообщество из 2 000+ тревел-экспертов, собрали огромную базу знаний и сильную экспертизу. Мы поняли, чтобы сделать что-то масштабное, нужно объединиться.
Мы позвали тех, кто достиг в своей нише значительных результатов и готов ими делиться, и пригласили их быть менторами. У каждого разный бэкграунд, география и специфика туров, что дает разносторонний взгляд на профессию. Главным объединяющим и мотивирующим фактором стало желание создать профессиональное сообщество.
Создавая профессиональное сообщество можно решить сразу несколько очень важных вопросов. Узнаешь какие направления у кого работают на отлично (собирают полные группы и заходят в тренд), консультируешься по проблемным вопросам (от юридических вопросов до проблем с дебоширами в группах) и, самое главное, это возможность поделиться с другими своей экспертизой в туризме и познакомиться с классными коллегами. Ведь рано или поздно любой турлидер осознает свои лимиты и создает запрос на создание команды. Ну и про азарт конкуренции не нужно забывать.
Вместе с экспертами создали 12 блоков программы, задача которых пошагово охватывать все направления работы организатора авторских туров, — начиная от выбора ниши и заканчивая масштабированием бизнеса и поиском партнеров.
Технически мы выстроили обучение по технике микролернинга: длина уроков не более 20 минут, на выполнение задания требуется от нескольких минут до получаса. А для большего вовлечения создали чат для участников и запустили возможность работы с менторами. Это всё позволило нам отделиться от конкурентов, и выйти на совершенно другой уровень. Создав продукт, мы уже ожидали триумфа, но рано.
Продвижение, запуск и борьба с отсутствием заявок
Запуск и продвижение первого потока Beguide заняли ровно четыре недели.
Неделя 1. Самоуверенность и падение.
Мы запустили сайт, рекламу и анонсировали курс.
Итог недели — 0 заявок, 0 продаж.
Неделя 2. Обучение.
Мы поняли, что что-то не так, поэтому обратились к экспертам (отдельное спасибо Александру Ларьяновскому из SkyEng и Татьяне Курюковой из Нетологии за очень быстрый и максимально полезный экскурс в EdTech). Мы полностью переделали сайт, запустили новую кампанию и научились проводить продающие вебинары (как оказалось, тут есть своя механика, чтобы все работало!).
Итог недели — 20 заявок, 4 продажи.
Неделя 3. Тестирование гипотез.
В начале недели казалось, что так и начнем мы обучение с 4 учениками и 12-ю преподавателями. Снова пересмотрев взгляд на вебинары, мы начали последовательно раскрывать на них разные вопросы об организации туров — экономику, продажи, построение маршрута, и рассказывали про школу. И, чудо, сработало!
Итог недели — 25 заявок, 18 продаж.
Неделя 4. Масштабирование.
Мы усилили присутствие экспертов — будущих преподавателей на вебинарах. Это увеличило количество участников и позволило каждому ментору получить по 1-2 учеников.
Итог — 32 заявки, 27 человек.
Итоги и дальнейшие планы
Оказавшись в ситуации, когда сама потребность которую решал наш сервис стала неактуальна, нам было страшно. Но мы приняли решение барахтаться до последнего.
Запуск школы Beguide позволил стабилизировать влияние крушения тревел сферы и стал для нас подушкой, которая позволяет помогать нашим партнерам с возвратами, клиентам рассчитываться с сотрудниками и подрядчиками, а еще дает возможность зарабатывать и организаторам авторских туров, которые сейчас находятся в не менее сложном положении.
Теперь мы думаем о проведении мастермайнд-программы для опытных организаторов, которые перед собой ставят задачу масштабирования и трансформирования в условиях кризиса. Еще сейчас мы, совместно с одним из крупнейших клубов путешественников «Странник» запускаем обучение для коммерческих гидов.
"Туризм трансформируется, но будет жить, это — 100%. Люди будут много ходить по ближайшим областям в небольшие прогулки. Будут выбирать новый НЕ классический пакетный вид отдыха, а интересный приключенческий, где они смогут получить новый опыт и эмоции." Николай Хоруженко.
Мы надеемся, что по итогу кризиса мы выйдем с 2-мя полноценными проектами, которые взаимодополняют друг друга, а также с окрепшим профессиональным сообществом организаторов авторских туров 🤞.