Драконы, вперед!

У каждой успешной компании есть какая-то волнующая история о том, как все начиналось. Лучшие из этих историй становятся первыми главами бестселлеров, которыми зачитываются те, кто хочет повторить стремительный взлет от дружеского старт-апа в гараже до первых строчек «Форбс». Наша история немного о другом, хотя начало у нее вполне традиционное, с тем лишь исключением, что она начиналась не в гараже, а на кухне и никогда не претендовала на сверхприбыли. Наша история о том, как профессионализм, увлеченность, неформальный подход, любовь к детям и дружба могут превратить веселый креатив сначала в экспериментальную творческую студию, а затем в серьезный образовательный проект, прямо сейчас выходящий на общероссийский уровень. Мы решили рассказать ее, чтобы вы узнали, как избежать сложностей и ошибок, которые мы преодолели, а также о том, как на месте известного клуба «Кони на балконе» появилась школа «Драконопроект».

Самозарождающийся проект

Всего четыре года назад не было проекта, не было нашего замечательного сообщества и не было ничего, кроме большого желания дать нашим собственным детям возможность фантазировать, играть и творить, одновременно учась тому, как слышать себя, принимать решения, а потом вкладывать все силы, чтобы реализовать свою идею. Форматы существовавших в тот момент творческих и художественных студий нас не устраивали из-за слишком формального подхода, приоритета результата над удовольствием от процесса и из-за того, что детям навязывали, что и как они должны «придумать». Мы хотели другого и начали искать свой путь с творческого эксперимента на кухне в обычной квартире, используя наши профессиональные навыки архитекторов. Затем мы обосновались в помещении на одной из бывших московских фабрик, где стали проводить занятия сначала с детьми наших друзей, а затем с детьми друзей друзей, а потом и просто знакомых, узнавших о наших «уроках». Мы делали один проект за другим, и с каждым месяцем количество детей и их родителей, ставших нашими единомышленниками и друзьями, увеличивалось, как и круг специалистов из сторонних областей, которых мы привлекали к занятиям. Эти междисциплинарность и соединение, казалось бы, несоединимого в одном творческом процессе и стали нашей отличительной особенностью, как и наша собственная методика соучастия (совместного проектирования) и вовлечения детей в креатив. Проект получил необычное имя «Кони на балконе», и оно очень быстро стало узнаваемым. Для многих было не так важно, что именно мы будем делать, важно, что это были мы.

Антибизнес-план

Стремительное развитие проекта шло не по спланированной маркетинговой стратегии или по бизнес-сценарию. Никаких классических инструментов развития мы не использовали просто потому, что мы изначально сами себя не воспринимали как бизнес.

С самого начала он был для нас дотационным: первые занятия мы проводили бесплатно, затем начали устанавливать плату за занятия в 600 рублей, чтобы окупить приобретение расходных материалов, тогда как для полного покрытия затрат и получения минимальной прибыли нужно было ставить неподъемные для нашей аудитории 3500 рублей. Но, как и любая другая социально-образовательная инициатива, наш проект существовал и развивался не благодаря расчету, а благодаря энтузиазму и сплоченности команды, постепенно сформировавшей внутренние правила и систему принятия решений. У проекта появился управляющий совет, состоявший из наиболее активно и систематически участвующих в нашей деятельности членов команды; он и отвечал за принятие решений.

<p>Ученики образовательной программы проектируют город.</p> <p>@Drakonoproject</p>

Ученики образовательной программы проектируют город.

@Drakonoproject

Если у человека были время, желание и готовность брать на себя ответственность за проект – он включался в работу совета, если обстоятельства менялись – в совет приходил новый участник. Такая система помогала адаптировать проект к новым форматам деятельности, которые начали появляться уже на первом году нашей работы.

Первый год (сентябрь 2015 – май 2016)

В течении первых месяцев начала формироваться методика, которая впоследствии даст нам возможность выйти за границы образовательной студии и использовать наш опыт в масштабных исследовательских и архитектурных проектах.

Мы запустили первые программы: «Город», «Биология», «Город будущего». В отличие от разовых экспериментальных занятий, это были циклы из нескольких сессий, на которых дети изучали теорию и применяли полученные знания на практике, создавая воображаемые города и планеты или изучая жизнь на Земле. Не имея за плечами педагогического образования, мы формировали программы интуитивно, но с максимальным вниманием к методике подачи информации и структуре образовательного процесса и не боясь экспериментировать с темами, сочетая в них различные виды искусства, науки и области деятельности, видя в этом ключ к апгрейду креативного и образовательного процесса. С особой тщательностью мы подходили к выбору приглашенных экспертов из сторонних областей, отбирая не просто авторитетных специалистов, а людей с искрой в глазах и страстным желанием разделить свой интерес с другими. Например, для программы по биологии мы пригласили биолога Дмитрия Кнорре, известного как автора популярной игры «Эволюция». Архитектурные программы, разумеется, вели сами.

<p>Макеты, созданные учениками одной из образовательных программ клуба.</p> <p>@Drakonoproject</p>

Макеты, созданные учениками одной из образовательных программ клуба.

@Drakonoproject

Лето 2016 года стало «звездным часом» проекта «Кони на балконе» и серьезнейшим испытанием на стойкость для всей команды. Мы «вышли в свет», участвуя в различных тематических фестивалях в Москве, Подмосковье и регионах. Казалось, мы ухитрялись быть везде и нас заметили, наша аудитория многократно увеличилась и нас стали приглашать проводить программы на сторонних площадках на более-менее коммерческой основе. Мы начали понимать, что наш эксперимент превращается в нечто большее – новую образовательную институцию, предлагающую рынку уникальный и востребованный продукт и сервисы.

Второй год (сентябрь 2016 – май 2017 и лето)

Предложений было так много, что стоял вопрос не о поиске клиентов, а о том, как расставить приоритеты и распределить нагрузку на членов команды. Начала выстраиваться система управления, определялись функции и сферы ответственности у каждого из ключевых членов команды, было создано юридическое лицо, мы начали заключать договоры и осваиваться в непростом мире бизнеса.

Параллельно мы продолжали пополнять коллекцию наших собственных программ, добавив к уже существующим новые темы: «Театр и пространство», «Мое личное пространство», «Объект в городе» и другие.

Но главным достижением этого года стали две «выездные» программы. По приглашению Института русского реалистического искусства мы разработали и провели два годичных курса для ребят разных возрастов по осмыслению и восприятию пространства для детей. А летом 2017 года для Политехнического музея мы реализовали масштабный проект – тематическую смену в лагере Политеха по проектированию и строительству дома на дереве.

В рамках программ по строительству небольших архитектурных объектов с участием детей мы использовали методику детского соучаствующего проектирования, позволяющую вовлечь детей в анализ и поиск решения поставленной задачи. Как оказалось, возможность высказать свое мнение, быть услышанным и увидеть воплощение своей идеи в реальность – это сильнейший стимул для развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка, в том числе дающий ему новый уровень ответственности и уверенности в себе.

Третий год (сентябрь 2017 – август 2018)

Третий год стал периодом осмысления уже достигнутых результатов, систематизации работы внутри проекта и выхода на новый формат использования образовательных практик для решения актуальных урбанистических проблем.

Наше стремление искать вдохновение в сочетании несочетаемого и работе на стыке жанров и направлений вылилось в программы, где архитектура идет рука об руку с анимацией, механизмами, сторителлингом и даже едой. Мы учили детей мыслить масштабно, уходить от заданных тесных рамок «можно – нельзя» и в любой непонятной ситуации уметь включать собственное воображение. Еще нам важно было объяснить, что высшая ценность для творческого произведения – это диалог со зрителем. Именно поэтому в финале каждой программы мы проводили настоящий праздник-выставку, где дети презентовали свои работы.

Традиционно летние месяцы были насыщены выездными программами, некоторые из которых стали предвестниками будущих масштабных перемен.

В Экопарке «Ясно Поле», в рамках фестиваля «АрхиДни в Ясно Поле» мы провели семейную программу для детей и родителей, в которой сочетались архитектура, реальная стройка и игра, за которую отвечал Влад Буланов из проекта «В гости! Поиграть!».

По приглашению ведущей российской архитектурной школы МАРШ мы впервые разработали программу для подростков и провели летнюю школу. Успех этой программы привел к запуску годового образовательного курса, получившего название «МАРШroot», и еще серии воркшопов в течение последующих двух лет.

<p>С октября 2018 года по апрель 2019 года в Архитектурной школе МАРШ проходила образовательная программа «МАРШroot», которая завершилась 25 апреля открытием общественного пространства METEOR.</p> <p>@Drakonoproject</p>

С октября 2018 года по апрель 2019 года в Архитектурной школе МАРШ проходила образовательная программа «МАРШroot», которая завершилась 25 апреля открытием общественного пространства METEOR.

@Drakonoproject

В том же году мы были приглашены Антоном Кочуркиным и Юлией Бычковой сделать проект с участием детей в рамках фестиваля «Арт Овраг» в городе Выкса. Мы предложили преобразовать одно из городских пространств - небольшой сквер по адресу улица Пирогова, 6.

<p>Работа над концепцией двора по улице Пирогова, 9 в городе Вакса вместе с местными жителями в рамках фестиваля "Арт Овраг". 2017 г.</p> <p>@Drakonoproject</p>

Работа над концепцией двора по улице Пирогова, 9 в городе Вакса вместе с местными жителями в рамках фестиваля "Арт Овраг". 2017 г.

@Drakonoproject

Работа растянулась на два года, и ее результатом стал многофункциональный сквер с детской площадкой, спроектированный и построенный при непосредственном участии жителей окрестных домов, а также команды специалистов в составе архитектурного бюро «Дружба», проекта «ГОРОДДРУГ», художника Романа Ермакова.

<p>Дети во дворе "Радужный мир" в городе Выкса. Проект двора был разработан и реализован вместе с местными жителями в рамках фестиваля "Арт Овраг" в 2017-2018 гг.</p> <p>@ArtOvrag</p>

Дети во дворе "Радужный мир" в городе Выкса. Проект двора был разработан и реализован вместе с местными жителями в рамках фестиваля "Арт Овраг" в 2017-2018 гг.

@ArtOvrag

Четвертый год (сентябрь 2018 – ноябрь 2019)

В сентябре 2018 года наш проект подошел к важному для себя рубежу. Стало очевидно, что придуманная нами методика раскрывает перед нами широкие перспективы. Безусловно, никто не собирался отказываться от формата образовательной студии, на базе которой мы могли апробировать новые идеи и программы, но начали искать способ транслировать наш метод работы с детской аудиторией на реальную практику и использовать ее для решения множества действительно насущных проблем, к которым относятся обустройство жилых дворов, школьных территорий и вообще всего пространства города, до сих пор существующего и благоустраиваемого так, как будто в нем живут только взрослые люди, без учета потребностей и интересов детей.

Это новая парадигма была воспринята не всеми членами команды. Из проекта вышла Мария Королева, благодаря помощи которой мы проводили занятия на Пуговичной фабрике. К нашему сожалению, в процессе смены формата и идеологии проекта мы потеряли право использовать бренд «Кони на балконе», который остался за Машей. В итоге с мая 2019 года наша команда в полном составе: кураторы, мастера и все сопричастные специалисты, включая автора логотипа «Коней на балконе» Илью Сажина, – не имеют к нему никакого отношения.

Но нам это испытание дало возможность убедиться, насколько сплоченная и дружная команда собралась вокруг проекта. Коллективно мы приняли решение о смене названия, и после открытого онлайн-конкурса на новое имя, в котором принимали участие как взрослые члены сообщества, так и его юные участники, мы остановились на «Драконопроект». Оно иносказательно отражает наш рост: из коней в драконов, сохраняя фантазийность старого имени. А часть «проект» – это одновременно и ироничное напоминание о других институтах, типа «Моспроект», и в то же время подтверждение важности и профессионального подхода к тому, что мы будем делать в нашей архитектурной школе. Таким названием мы хотим заявить о своей решимости перевернуть традиционные представления об образовании и продуктивно хулиганить.

В сезоне 2018–2019 года мы впервые не стали проводить программы в клубе, но зато максимально активизировали наши «внешние» проекты. В первую очередь мы сконцентрировались на соучаствующем проектировании. По мере тестирования на реальных кейсах мы поняли, что в сочетании с нашим опытом в образовательных проектах эта методика позволяет достигать кардинальных изменений в процессе, а главное в результатах и в долгосрочной перспективе эксплуатации проектов реконструкции и развития общественных и рекреационных пространств, предназначенных для детей, например школьных дворов, являющихся «потерянной» для города и горожан территорией.

По результатам исследований, проведенных в 2018 и 2019 годах нашими партнерами – экспертами Лаборатории развития ребенка Московского городского педагогического университета (МГПУ), в России количество неэффективно используемых и неблагоустроенных школьных дворов превышает 95%. Чтобы изменить ситуацию и наиболее эффективно использовать средства, выделяемые из федерального и муниципальных бюджетов, необходимо модифицировать методологию проектирования школьных дворов, включив в нее практику соучаствующего проектирования и вовлекая в процесс разработки и реализации проекта все школьное сообщество. За этот год по нашей инициативе были запущены преобразования в четырех московских школах: Павловской гимназии, Новой школе, Европейской гимназии и в государственной школе № 91 с деятельным административным, педагогическим и родительским сообществом.

<p>Проект многофункционального объекта на территории двора Новой школы. Москва. 2018-2019 гг.</p> <p>@Дружба</p>

Проект многофункционального объекта на территории двора Новой школы. Москва. 2018-2019 гг.

@Дружба

<p>Макеты, созданные школьниками во время исследовательского воршкопа в Новой школе. Москва. 2019 г.</p> <p>@Drakonoproject</p>

Макеты, созданные школьниками во время исследовательского воршкопа в Новой школе. Москва. 2019 г.

@Drakonoproject

Вместе с бюро «Дружба», коллегами из МГПУ и нашими партнерами из проекта «ГОРОДДРУГ» мы разработали методику, получившую название «Школьные дворы с детьми как соавторами», которую представили на конкурсе КИВО – 2019 и стали лауреатами в пяти номинациях из семи.

Успех на конкурсе обеспечил нам поддержку таких авторитетных институций как: НИУ ВШЭ, «РЫБАКОВ Фонд», Агентство стратегических инициатив РФ и Агентство инноваций Москвы, вместе с которыми мы будем масштабировать проект и конвертировать его в систему, помогающую школам по всей стране преобразовать территорию в живое и многофункциональное пространство, где дети будут не только отдыхать, но и учиться быть ответственными и воплощать свои идеи.

Полуюбилей и новые планы

Четыре года назад мы начинали с творческих экспериментов, а сегодня пишем методические рекомендации и делаем годовые программы в ведущих архитектурных школах, нас приглашают на конференции и предлагают совместные проекты. Мы прошли этот путь так быстро потому, что делали то, во что верим и что нам по-настоящему интересно, и делали это вместе с неординарными людьми, многие из которых стали частью нашей команды.

Вот список нашей команды: Дарья Алексеенко, Виктория Вахрамеева, Ирина Гарифуллина, Ксения Гуснова, Мария Гулида, Мила Жердева, Дарья Жеренкова, Алексей Карпусь, Ольга Косова, Денис Кочанов, Алиса Мамаева, Дарья Можаева, Наталия Павлова, Алина Рахматуллина, Анна Родионова, Надежда Рослякова, Людмила Рудакова, Анастасия Рычкова, Татьяна Тихомирова, Алсу Фатехова, Белла Филатова, Дарья Фролова, Александра Черткова, Ксения Шатковская, Виктор Шичанин, Екатерина Шорникова, Лидия Шумакова

Только благодаря нашей команде мы смогли столького добиться и реализовать внушительное количество самых разных по формату и масштабу проектов. А именно:

· 5 серий экспериментов, включая эксперименты с Институтом русского реалистического искусства;

· 18 обучающих программ: от небольших программ в студии до обучающих в архитектурной школе МАРШ;

· 6 детских строек;

· 5 выставок;

· 6 масштабных арт-проектов: 25-метровая инсталляция «Коромысль», общественное пространство « #METEOR» на «Плутоне», объект-трансформер «Уюдинение" на Арт-плее, 200-метровая инсталляция-декорация программы «Театр и пространство», серия арт-объектов для крупного петербургского форума;

· бесчисленное количество фестивалей, лекций, дискуссий.

Мы подходим к нашей пятилетней годовщине уже в новом формате «Драконопроекта», на новой площадке – в арт-кластере «Плутон», с внушительным списком начатых и еще только готовящихся к запуску проектов и серьезными планами по расширению форматов деятельности, включая консалтинг, онлайн-обучение и издательскую программу – для дальнейшей популяризации нашего подхода к проведению творческих занятий с детьми и методологии решения актуальных городских проблем вместе с жителями.

<p>Презентация проекта "Школьный двор с детьми, как соавторами" в финале КИВО 2019. На сцене Белла Филатова, бюро "Дружба" и Анна Якшина, Лаборатория развития ребенка МГПУ</p> <p>@Drakonoproject</p>

Презентация проекта "Школьный двор с детьми, как соавторами" в финале КИВО 2019. На сцене Белла Филатова, бюро "Дружба" и Анна Якшина, Лаборатория развития ребенка МГПУ

@Drakonoproject

Мы идем вперед. И, если вам интересны образовательные проекты или проекты в области комплексного развития территорий на основе принципов соучаствующего проектирования, обращайтесь. Мы всегда открыты для новых предложений. Особенно если вы планируете инвестировать в развитие детского образования и городской среды, адаптированной для детей.

Связаться с нами очень просто: можно написать в директ, «Фейсбук» или прийти в гости в «Плутон» – совсем скоро мы вывесим расписание наших занятий.

Начать дискуссию