Артём Дюкарев

Как мы сделали самую дорогую сделку на рынке российского консалтинга стоимостью 50 млн.рублей

Привет, меня зовут Артем Дюкарев, я предприниматель, основатель консалтинговой компании Adform и собственник колл-центра по продажам высокочековых продуктов. Основной профиль моей работы — масштабирование филиально-франчайзинговых сетей и компаний из сегмента онлайн-образования.

Идея этой статьи появилась сразу после того, как в начале января наша компания подписала сделку на 50 миллионов рублей, по сути, создав прецедент на рынке российского консалтинга.

Нашим партнером по сделке выступила компания по банкротству физических лиц, что в целом — явление довольно редкое: обычно компании такого специфичного профиля крайне редко покупают консалтинг.

К особенностям сделки также можно отнести тот факт, что ни я, ни мой стратегический партнер не являемся медийным персонами. Поэтому наверняка многие читатели впервые познакомятся с нами в этой статье.

Еще одна из особенностей — возраст наших компаний. Они существуют на рынке менее трех лет и находятся в самом начале своего развития. Отдельно можно выделить и наш возраст как собственников — мне 24, моему партнеру — 31. В общем, эта сделка — абсолютно реальный и уникальный опыт для нас, и в этой статье я расскажу:

- Что получает собственник бизнеса за 50 миллионов рублей?

- Как заключаются сделки такого масштаба?

- Почему такие сделки довольно редко заключаются на российском рынке?

ПАРТНЁР

В августе 2020 года за услугой консалтинга ко мне обратился предприниматель Александр Докукин.

Александр Докукин — генеральный директор ООО «Центр помощи кредитным должникам», выручка компании за последний квартал 2020 года составила 29,9 млн.рублей. Основной профиль — банкротство физических лиц. За два года существования компания открыла филиалы в 15 городах и привлекла инвестиций на общую сумму более 20 миллионов рублей. При этом объем выплаченных дивидендов за это же время составил более 15 миллионов рублей.

Цель Александра и его компании — в кратчайшие сроки стать лидером рынка в растущем сегменте «банкротств физических лиц». Только в 2021 году компания планирует открыть более 29 новых филиалов.

Понятно, что для достижения этой цели необходимы ресурсы: сильные люди, финансы и выстроенная система в бизнесе, но самое важное — это фокус собственника на развитии компании. К моменту нашей встречи Александр работал 6 дней в неделю по 9 часов, выполняя только текущие операционные задачи и управляя персоналом. Времени на развитие компании не оставалось.

Поэтому первая задача, которую мы поставили перед собой — сформировать сильную команду и делегировать ей операционную деятельность компании, освободив таким образом собственника для решения стратегических задач.

Мы начали сотрудничество в августе 2020 года в формате консалтинга по стратегии и управлению, и за несколько месяцев оптимизировали занятость собственника: сегодня Александр работает 2 дня в неделю по 6 часов, не занимаясь операционным управлением — этот процесс полностью делегирован команде.

За 3 месяца мы:

— нашли в компании сильного сотрудника и передали ему полномочия исполнительного директора;

— наняли сильного руководителя для отдела маркетинга;

— сократили необязательные расходы

В декабре Александр стал клиентом «Советника» — нашего основного продукта по консалтингу, в котором мы помогаем строить и масштабировать бизнес наших клиентов. Мы начали смотреть на перспективу: какие задачи в компании стратегически важно решить?

Ключевые точки приложения усилий мы увидели в работе с:

1) наращиванием доли рынка;

2) ростом оценочной стоимости (капитализацией) компании.

Для решения этих задач компания Adform предложила «Центру помощи кредитным должникам» заключить сделку.

СУТЬ СДЕЛКИ

Компания Adform заключает договор консультационно-образовательных услуг с компанией ООО «Центр помощи кредитным должникам» стоимостью 50 миллионов рублей с правом конвертации в долю для решения следующих задач:

  • Масштабирование компании
  • Трансформация из обычного бизнеса в инвестиционно-привлекательный
  • Поиск и привлечение стратегического инвестора

ЧТО ПОЛУЧАЮТ ПАРТНЕРЫ СДЕЛКИ?

Основная цель сделки — масштабирование филиалов, рост чистой прибыли и оценочной стоимости компании.

Решая задачу масштабирования компании, мы понимаем, что для открытия 29 филиалов в 2021 году необходимо привлечь инвестиции в объеме 29 млн.рублей.

Почему появились именно такие цели?

Во-первых, банкротства физических лиц — это сегмент, который стремительно растет. В 2020 году году количество банкротств физических лиц, включая ИП, которые были признаны банкротами составило 119 049, что на 72,6% больше, чем в 2019 году. К слову, за весь период существования процедуры потребительского банкротства, с октября 2015 года, до конца 2020 года несостоятельными стали 282,3 тыс. граждан РФ. Т.е. в 2020 году прошло более 42% от всего количества банкротств, которые произошли с того момента, как закон был принят. (Источник: «Федресурс».)

Во-вторых, «Центр помощи кредитным должникам» уже имеет сильные компетенции в создании привлекательного предложения для инвесторов и привлечении инвестиций. Это особенно важно в свете предстоящего масштабирования компании. Благодаря этому «Центр помощи кредитным должникам» и сегодня успешно находит желающих заработать на развитии бизнеса: инвесторы заключают с компанией договоры целевого займа на открытие новых филиалов под 16-21% годовых в зависимости от срока инвестиций.

За полтора года инвесторы компании в совокупности заработали 15 миллионов рублей, но теперь перед командой стоит еще одна задача — новый раунд привлечения инвестиций. Для открытия 29 филиалов в 2021 году компании необходимо порядка 29 миллионов рублей. Это предложение уже доступно для частных инвесторов.

В-третьих, в компании Александра Докукина собрана сильная команда управленцев, которая имеет большой опыт в развитии филиальных сетей и способна обеспечивать:

  1. Операционную рентабельность текущих филиалов.
  2. Запуск новых филиалов и вывод их на плановую рентабельность.

Задача нашей сделки — сделать из «Центра помощи кредитным должникам» настолько привлекательный бизнес, чтобы он представлял интерес как для широкого круга частных инвесторов, так и для инвесторов-китов, готовых приобрести как ценный актив — часть компании или компанию целиком.

Для компании Adform такая сделка — возможность сделать кейс: помочь в масштабировании бизнеса и вырастить его до показателей выручки в 1 млрд. рублей в год, создать из компании инвестиционно-привлекательный бизнес, который будет интересен крупным игрокам рынка — стратегическим инвесторам и фондам. А также — показать, что крупные сделки можно совершать вне зависимости от возраста (как компании, так и собственников) и стадии развития компании.

Наверняка, вы зададитесь вопросом: А как появилась сумма сделки в 50 млн. рублей?

Все просто: Это 10% от нынешней оценочной стоимости компании. Мы считали её исходя из дебиторской задолженности и линейного прогноза по выручке на 2021 год.

Наша задача — увеличить выручку минимум до 1 млрд. рублей в год в течение ближайших двух лет. Только в этом случае собственнику будет интересно рассматривать вариант с привлечением стратегического инвестора или продажей бизнеса целиком.

ПОЧЕМУ ТАКИЕ СДЕЛКИ ДО СИХ ПОР ЯВЛЯЮТСЯ РЕДКИМИ?

В России не принято строить бизнес-модели, которые отчуждаемы от собственника. Из которых можно совершить exit, успешно продав свою компанию.

Как правило, собственник в России — это в поле пахарь: только он знает, как всё устроено. Большая редкость, когда есть оцифрованные процессы, финансовый менеджмент, стратегия масштабирования и понимание, за счет чего компания капитализируется. В большинстве случаев, как только собственник выходит из бизнеса — бизнес рушится.

Важно понимать, что компания — это не только дивиденды.

Компания — это актив, который стоит определенных денег. И на этот актив всегда можно найти покупателя.

Именно поэтому мы строим капитализируемые и отчуждаемые от собственников бизнес-модели. Для этого уже на этапе формирования важно иметь стратегию продажи бизнеса:

— Кому ваша компания и бизнес-модель может быть интересна?

— Какая ваша цель в компании?

— Реально ли сделать бизнес отчуждаемым от вас?

Мы хотим показать, что в России можно строить и масштабировать бизнес, не завязанный на собственнике, а также выходить из компаний и продавать их по высокой оценке.

Именно поэтому наши задачи в рамках сделки с «Центром помощи кредитным должникам» — это участие в:

— масштабировании компании;

— росте её оценочной стоимости;

— привлечении стратегического инвестора или в продаже компании полностью.

В этой статье мы коротко описали суть и немного деталей нашей сделки. А что бы вам было интересно узнать о нашей сделке еще? О чём стоит рассказать подробнее?

Ссылка на Инстаграмм Александра Докукина:

ссылка на Инстаграмм Артёма Дюкарева:

{ "author_name": "Артём Дюкарев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 3, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 200307, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 25 Jan 2021 16:27:12 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Что-то я сомневаюсь что это самая крупная сделка в консалтинге была😂

Ответить
0

Очевидно, это ложь 😑
В этом году идёт цифровая трансформация ВТБ как минимум. А там чек на сотни миллионов. 

Ответить
1

Что за бред пишет Артём? Какая сделка на 40 млн за вывод компании (якобы) на 1 млрд. Они отдали 5% от будущего (ничем не подтвержденого оборота)? На кого рассчитана эта инфоциганская статья ? На учеников 8 класса???? Артем , если Вы готовы, я могу с Вами пройти открытую online встречу, чтобы доказать что то, что написано в статье - бред . 

Ответить
0

На 50 млн. Опечатка 

Ответить
0

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь

Ответить
0

Я думаю , что там все схвачено

Ответить
0

MBB, second tier, четверка: ну да, ну да пошел я нахер

Ответить

Комментарии

null