Коронавирус и социальные сети

Коронавирус и социальные сети

Социальные сети — способ мгновенного реагирования на действительность. Даже если ты крупная корпорация, ты можешь развернуть коммуникацию со своей аудиторией в нужном тебе русле (если хватает медийного ресурса, конечно). Свое мнение о том, как эту коммуникацию следует выстраивать, выскажет Катя, копирайтер smmagnat team.

Он заполонил весь онлайн, и оставил нас практически без оффлайна, разогнав по домам. Сначала использование коронавируса в соцсетях вызывало только негатив, еще когда он только-только набирал обороты в Китае. Его игнорировали, но находились те, кто умудрялись неудачно шутить и даже спекулировать на этой теме, запуская в инстаграме «смешной» таргет своего продукта.

Ещё в начале февраля назад один мой клиент из сферы киберспорта согласился, что не стоит делать никакого контента на тему коронавируса, а в 20х числах марта я придумала достаточно позитивный пост и мне на него дали добро.

У каждой новости есть жизненный цикл. Он достаточно банальный:

  • зарождение
  • развитие темы журналистами
  • нарастание волнения публики
  • пик интереса
  • спад
  • угасание

Прямо сейчас, когда я пишу эту статью, повестка по SARS-CoV-2 находится на пике. Да-да, вы сейчас наверняка подумали: как бы не так, вирус — это вирус, он не подчиняется законам актуальности инфоповодов! И это справедливое замечание, но давайте посмотрим правде в глаза, и опираясь на опыт других пандемий (и не только), остановимся на том, что однажды нам это надоест.

Нам надоел свиной и птичий гриппы, надоела Эбола. Потух в информационной повестке ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ), отравление Скрипаля, сестры Хачатурян, и много-много всего другого, несмотря на то, что сами инфоповоды еще живы, дела не закрыты, терроризм не искоренен и т.д. Просто повестки перекрывают друг друга, да и журналистам надоедает однообразие. Но сейчас относительно коронавируса об этом говорить еще рано — каждый день закрываются новые страны, заражаемость в Италии не спадает, в США люди паникуют еще сильнее, чем в России, где мы даже пока не знаем, за сколько перевалит число заболевших.Но уже введена карантинная неделя, которую, дабы не разводить панику, называют просто нерабочей. А в Москве людям практически нельзя выходить из дома. Это ли не инфоповод? Да ещё какой! Так что давайте вернемся к социальным сетям, потому что именно ради них мы здесь и собрались.

Тысячи тысяч владельцев бизнеса оказались вовлеченными в кризис, а другие делают вид, будто ничего не произошло. И это отражается в социальных сетях, потому что бизнес-странички в инстаграме бывают даже у маленьких шаурмечных. Так что, говорить ли о коронавирусе в соцсетях? Как говорить? Сколько? А не разведут ли наши посты панику? Нормально ли шутить про туалетную бумагу или уже хватит? Что если сказанное сегодня, завтра будет выглядеть цинично?

В самом начале никто особо не трудился отвечать себе на эти вопросы, поэтому в миру рождался весьма глупый контент, который откровенно бесил людей.

Коронавирус и социальные сети

И всё бы ничего, можно было бы списать это на недальновидность, но когда повестка уже начала превращаться в горячую точку на инфополе, вылезли медийные личности и блогеры, несущие абсолютную чушь и вводящие людей в заблуждение.

Таких ребят, к сожалению, достаточно для того, чтобы вбить людям в головы непросветную дичь, из-за которой обыватели инстаграма вступают в секту «я не верю в коронавирус», как будто SARS-CoV-2 — имя бога в какой-нибудь монотеической религии.

Но не писать о коронавирусе в сложившейся обстановке нельзя. Так что ответ на вопрос «говорить ли о нём в соцсетях» — да. И сейчас я объясню почему.

Как копирайтер я разделяю ситуативность и уместность контента. Отлично, когда эти понятия сочетаются и ужасно, когда нет. Нам кажутся неуместными дежурные траурные свечки в аккаунтах булочных. Поверьте, это еще встречается, хотя сейчас такого станет меньше, потому что самолеты больше вообще никуда не летают.

Коронавирус же — наша новая реальность, хоть и временная. Булочная теперь может рассказать о том, что во Франции штрафуют тех, кто выходит из магазина с одним только багетом, потому что нельзя выходить лишний раз на улицу.

На всех, у кого есть хоть какая-то аудитория ложится ответственность за охлаждение паники, которую разводят потомки социализма, выбегая чуть что на улицу, чтобы вскоре вернуться с тонной гречки. Происходит такое не только в России.

Например, что вы знаете о карантине на Кипре? Казалось бы, малюсенькие пол-острова: тепло, чистое небо, море. А там сейчас люди накупили холодильных камер на 150л, чтобы затарить их мясом и овощами. И это несмотря на то, что выходить в магазин всё еще можно.

Социальные сети, как главный информационный источник нашего времени, должны хотя бы попытаться повлиять на эту обстановку, успокоить людей и сказать: эй, мы тоже засели дома, но если что вы можете пользоваться нашей доставкой!

Если у вас есть бизнес с аккаунтами в соцсетях, сделайте это. Не молчите, придумайте как обезопасить своих сотрудников и клиентов, расскажите об этом, но не переусердствуйте. Мы должны помнить, что кроме коронавируса всё еще есть множество других вещей. Не нужно лепить картинки с наклейками-вирусами, с масками и прочими атрибутами пандемии, явно привлекающими внимание.

Возьмите на себя ответственность сохранения спокойствия, это крайне важно. Игнорирование ни к чему не приведет, хотя у меня есть клиенты, которые требуют даже косвенно не упоминать коронавирус и считают, что посты должны быть такими, будто ничего не происходит. И это бренды с достаточно большой аудиторией в России.

Есть множество вариантов сказать о происходящем и повлиять на безопасность ваших подписчиков, не нагнетая тоску. Сделайте пост с подборками бесплатных полезных интернет-ресурсов, мотивируйте людей делиться в комментариях идеями интересного времяпровождения дома. Введите скидку по промокоду типа stayhome, организуйте бесконтактную доставку чего угодно и куда угодно, благо это сейчас очень легко.

Я прошерстила свои коммерческие подписки. Среди них тоже есть те, кто игнорирует пандемию: цветочные магазины, шоурумы, пекарни, рестораны. Знаете, это смотрится странно, особенно на контрасте с теми, кто информирует своих клиентов и делает всё для массового спокойствия. Вряд ли все-все стали параноиками, но зайти в аккаунт любимой кофейни и увидеть пост о повышенном внимании к дезинфекции — как минимум приятно, а как максимум — это даёт надежду на то, что не все люди вокруг донельзя отбитые.

Вот посмотрите. Это аккаунты и большие и маленькие:

Ребята за рубежом тоже сохраняют спокойствие и подбадривают людей. Да, инстаграм переводит корявенько, но в целом вы можете увидеть, что здесь нет никакой паники, только призывы оставаться дома и помогать друг другу.

И грустно видеть как ЦУМ и ДЛТ практически игнорируют происходящее, чередуя посты про «дома хорошо» с оповещениями, что магазины работают в штатном режиме до 27.05 и зовут на скидочки. В ЦУМе легкий призыв самоизолироваться висит между текстами «приходите в наше кафе» и «расписание лекций на апрель».

А Гостиный двор вообще сгонял людей в большую кучу, обещая скидки до 40%. Понятно, конечно, что они хотели напродавать на неделю вперед и пытались хоть как-то отбить закрытие на карантин, но это крайне безответственно.

Но с другой стороны мы видим приятную деятельность от Ламоды, которая даже на сайте временно сделала логотип Ladoma.

Коронавирус и социальные сети

Тут, конечно, можно сказать, что им легко, ведь они итак по большому счету работают как доставка, но у них и множество пунктов примерок по городам. Да, половина мира на паузе, у большинства сфер вообще беда. Но проблема общая и вместе её удастся пережить. Миллиардеры уже предпринимают попытки помочь малому и среднему бизнесу. Конечно, это не обезопасит всех, значит вам придётся выкручиваться.

Проводите мастер-классы онлайн и информируйте об этом в соцсетях, создавайте платные чек листы, сборники рецептов, мини-курсы. Только позаботьтесь об их качестве, и, возможно, эта «капля в море» спасет ваш бизнес в трудные времена.Во времена испанки не было никакого инстаграма, фейсбука и каналов в телеграмме и все, кто страдал от пандемии, теряя деньги и близких, не мог зайти в общемировую сеть и почувствовать поддержку из соседнего города и из-за океана. А у нас такая возможность есть, а значит есть и инструменты, чтобы постараться максимально безболезненно провести это время.Не паникуйте, соблюдайте все меры предосторожности, старайтесь реже выходить из дома, даже если в вашем городе нет случаев заражения. Позаботьтесь о своих старших родственниках и подумайте о том, как можно вытащить свой бизнес живым из пандемии. И обязательно делитесь своим опытом в соцсетях, без негатива и пессимизма. Рассказывайте подписчикам о мерах предосторожности, расскажите искренне, что вам нужна поддержка ваших клиентов, если это действительно так.

Это первая война в мире, которую можно выиграть, просто сидя дома. Интроверты готовились к этому всю жизнь, экстраверты должны приложить усилия и перестроиться на этот режим. Я уверена, мир справится и придет в себя через какое-то время.

И всё будет хорошо.

55 показов
847847 открытий
Начать дискуссию