Adobe Illustrator vs Corel Draw. Почему? Истоки.

Холивар Adobe Illustrator vs Corel Draw так же стар, как Windows vs MacOS и сильно старше холивара iOs vs Android, но намного менее очевиден. О причинах возникновения оного я расскажу в материале ниже.

Поехали! )

Из исследовательской лаборатории компании Xerox в Пало-Альто в Калифорнии вышло много чего интересного, кроме всем известного в качестве нарицательного пресловутого ксерокса. Например, компьютерная мышь (тогда ещё с шариком, который надо было ежедневно чистить, а не с лазером), оконный интерфейс и прочая и прочая, разошедшеяся безо всяких патентов сперва по штатам, а затем и по остальному миру.

Хреновато было у компании Xerox с оформлением патентов - разрабатывать разрабатывали, а о перспективности разработок и их юридической защите не задумывались.

И была в то время в полиграфическом сообществе несколько странная тенденция - фотонаборные автоматы уже изобрели, а язык описания страниц для них у каждой компании-производителя был своим собственным. Соответственно, для того, чтоб сверстать, к примеру, книгу или журнал нужен был верстальщик-специалист работающий с языком описания страниц к данному конкретному фотонабору, что создавало в полиграфической отрасли жуткое неудобство - специалисты стоили дорого, их было мало и они были не взаимозаменяемы.

Произошла эта история в конце семидесятых годов прошлого века. Жили были в Калифорнии два задорных чувака, звали их Джон Уорнок и Чак Гешке. Работали наши кореша в исследовательских лабораториях компании Xerox (PARC) в городишке Пало-Альто и занимались они перспективной разработкой - языком описания страниц для печатных устройств, который в то время назывался Interpress. Перспективу данного языка видели его создатели, но не их руководство и в итоге парни были вынуждены уволиться из PARC, не забыв унести с собой свою любимую разработку, которую, надо заметить, они осуществляли все предшествующие годы на денежки компании Xerox.

В начале 80-х Уорнок и Гешке приходят к Джобсу и предлагают ему построить на базе их языка и System Software первую в истории DTP (Desktop Publishing System - Настольная издательская система) для чего подтягивают к проекту молодую компанию Aldus с её печально знаменитым Page Maker (я успел пощупать руками сей продукт на его финальных версиях в середине-конце девяностых и он был крайне крив в целом и часто непредсказуем в плане вывода на печать).

Джобс поддерживает Гешке и Уорнока и даёт им денег, на которые они и основывают компанию Adobe.

Несмотря на всю кривизну, на тот момент Page Maker был революционным и позволял совмещать в вёрстке практически все возможные типы данных - кривые Безье, текст в виде шрифтов, растровые изображения и даже математические формулы (для вёрстки формул тогда была более востребована OpenSource система Tex/Latex, ведущая своё начало с того же конца 70-х), а главное, это был WYSIWYG-продукт, позволяющий (с оговорками, конечно) получать из печати то, что было видно на экране монитора в процессе вёрстки.

Позже к Page Maker присоединяются Illustrator (1987) и Photoshop (1990). Во все эти приложения встраивается язык описания страниц Post Script. Надо заметить, что Post Script был явлением чисто коммерческим и имел открытую и закрытую части. Закрытая часть подлежала обязательному лицензированию и стоила... денег. Первой компанией, которая внедрила разработку Уорнока и Гешке в свой промышленный продукт стала американская Linotype, производившая фотонаборное оборудование для полиграфии.
"Adobe рисковала, выпуская PostScript, и, возможно, ей не удалось бы убедить рынок в необходимости такого языка, если бы не Стив Джобс из Apple Computer. В 1985 году продажи компьютеров Macintosh начали падать, и Apple нужен был «killer app» — нечто, что мог бы только её компьютер. Стив Джобс инвестировал 2,5 млн $ в Adobe, которая создала PostScript-контроллер для принтера Apple LaserWriter, и в Aldus, создавшую программу PageMaker, использовавшую все возможности Macintosh и LaserWriter. Появившаяся тогда возможность допечатной подготовки на компьютере спасла Apple и превратила Adobe и Aldus в крупные компании. Другие производители фотонаборной аппаратуры, начиная с Linotype, оценили PostScript и вскоре оснастили свою фотонаборную аппаратуру интерпретаторами PostScript. PostScript стал стандартом в области допечатной подготовки." Взято отсюда

Ключевые слова для нас "PostScript стал стандартом в области допечатной подготовки"

Параллельно с разработкой PostScript Уорноком и Гешке в недрах американской Hewlett-Packard разрабатывается свой язык описания страниц PCL (Printer Command Language), но изначально (да и о сию пору) он предназначен не для промышленного полиграфического оборудования, а для производимых компанией принтеров. Языки, что естественно, несовместимы.
Первым PostScript принтером был Apple Laser Writer увидевший свет в 1985 году. Ценность его заключалась в том, что он интерпретировал код PostScript напрямую и автор документа мог быть уверен в том, что он получит из типографии ровно то, что видит на распечатках с Laser Writer. Позднее Hewlett-Packard покупает лицензию на использование PostScript в своих принтерах и принтеры с поддержкой PostScript стоят значительно дороже тех же HP, работающих только под управлением нативного для HP языка PCL.
В восьмидесятые же идёт разработка продукта для работы с векторной графикой канадской компании Corel. Первая версия Corel Draw выходит в 1989 году и является прямым конкурентом Adobe Illustrator.
По некоторым данным компания Corel неоднократно обращалась к Adobe за приобретением закрытой (нелицензируемой) части PostScript для встраивания в свои продукты, но раз за разом получала отказ и, в результате, была вынуждена написать свой эмулятор PostScript. Что естественно, эмулятор работает всегда хуже, чем начальный продукт, который к тому же время от времени обновляется. С выходом новых версий PostScript обновляется и полиграфическое фотонаборное оборудование. Т.е. новые версии фотонаборов (сейчас уже оборудование для цифровой засветки фотопластин, а не фотоплёнки, как это было 20 лет назад) содержат последние версии PostScript, а соответственно и компания Corel вынуждена раз за разом обновлять эмулятор во всех своих продуктах.
Относительно надёжности использования файлов Corel для полиграфического производства (прежде всего офсетной печати) лучше меня выскажутся специалисты, работающие с фотонаборным оборудованием, но формула "вывод из Corel +50% к цене" до сих пор кое-где встречается. Учитывая, что промышленное фотонаборное оборудование это практически тот же PostScript принтер, просто выполняющий специфические прикладные задачи, неудивительно такое отношение специалистов к файлам Corel.

Я сам начинал знакомство с векторной графикой именно с Corel Draw, но не проработав в нём и двух лет плавно переполз в Adobe Illustrator, так как ни один бизнес не будет целенаправленно работать в продукте, который потенциально несёт в себе вероятность возникновения убытков, пусть эта вероятность составляет всего 0,001%, но она всегда остаётся. И убытки, в случае отправки под нож тиража в десятки тысяч экземпляров, могут быть очень значительными. Принципы работы в CorelDraw я благополучно забыл, о чём ни разу не пожалел.

https://99designs.com/blog/design-resources/coreldraw-problems-publishing-as-ai-and-eps/
https://99designs.com/blog/design-resources/coreldraw-problems-publishing-as-ai-and-eps/

"Корпорация Corel не принимает на себя никаких обязательств ни перед вами, ни перед какими бы то ни было другими лицами ни за какие непрямые, побочные, специальные или косвенные убытки, включая, кроме всего прочего, потерю дохода или прибыли, потерю или повреждение данных либо другие коммерческие или экономические убытки, даже если корпорация Corel была предупреждена о возможности таких убытков или их можно было предвидеть" © Corel Draw 2021 Руководство. Стр. 1

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkb.corel.com%2F128203&postId=1405761" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Проблемы вывода файлов CorelDraw на PostScript устройства</a> сохраняются по сию пору. 30-летний юбилей уже позади!
Проблемы вывода файлов CorelDraw на PostScript устройства сохраняются по сию пору. 30-летний юбилей уже позади!

Является ли автор противником Corel?
Конечно, нет!

CorelDraw прекрасный программный продукт, который при освоении намного проще и интуитивно понятней для большинства начинающих пользователей, чем Illustrator. Corel Draw превосходен для подготовки 2D-файлов для всевозможных станков c ЧПУ (режущие плоттеры для бумаги и плёнок, лазерные устройства, предподготовка 2D-файлов для последующего перевода в 2,5D/3D для фрезеров с ЧПУ и 3D-принтеров. Corel хорош везде, где нет PostScript.
В меньшей степени проблемы с файлами Corel возникают при цифровой печати, но при возникновении проблем их там проще поправить, если вы их, конечно, успели заметить в процессе печати тиража, а не после брошюровки.

Использование CorelDraw в полиграфии с RIP (Raster Image Processor), работающими с PostScript - Нет. Риски возникновения артефактов минимальны, но они всё ещё сохраняются.

© 2018 FIFA World Cup Russia. Brand Manual. Core Assets. Edition 6.
© 2018 FIFA World Cup Russia. Brand Manual. Core Assets. Edition 6.

В догонку к материалу кину сюда ещё одну картинку, сделанную автором три года назад после небольшого изучения открытых источников три года назад. Я не проводил исследования того, кому на данный момент принадлежат компании Adobe, Xerox, CreoScitex, HP и пр. и пр., но не думаю, что картинка будет сильно отличаться от приведённой ниже, однако после приобретения американской инвестгруппой KKR (Kohlberg Kravis Roberts) канадских компаний Corel и Parallels можно надеяться, что ситуация для пользователей Corel в области полиграфии со временем изменится к лучшему. Если большие парни договорятся.

Adobe Illustrator vs Corel Draw. Почему? Истоки.

Автор данного материала понимает душевную боль и моральные страдания, которые испытывают последователи, неофиты и адепты продуктов Corel в силу исторически сложившейся ситуации, в результате которой обычные пользователи (иногда даже оплатившие программные продукты Corel из своих личных средств) оказываются заложниками коммерческих интересов гигантов Software-индустрии.

Sapienti Sat

11
Начать дискуссию