Идеальное CV. На что обращают внимание рекрутеры?

Когда составил идеальное CV
Когда составил идеальное CV

Прежде чем получить оффер от «Яндекса», я отправил 156 откликов и прошел десятки собеседований в разных компаниях. В процессе я правил CV, чтобы повысить конверсию в отклик. Вместе с руководителем продуктового рекрутмента «Авито» мы делимся лайфхаками составления крутого CV. Статья будет полезна продактам, нанимающим менеджерам, да и всем, кто ищет работу.

Коротко об авторах

Идеальное CV. На что обращают внимание рекрутеры?

Давид Мкртумян (Linked-in | FB | VK | Instagram)

Я работаю ведущим менеджером продукта в Авито и являюсь автором Telegram-канала Product Net, где делюсь своим опытом, оказываю карьерные консультации и помогаю продактам найти работу своей мечты. До этого работал продактом в AliExpress, Яндекс Маркете и 3 года развивал собственный бизнес.

Идеальное CV. На что обращают внимание рекрутеры?

Лидия Муравьева (Linked-in | FB)

Я руковожу направлением найма менеджеров продукта в Авито и учусь на карьерного консультанта. За 5 лет в рекрутменте я успела поработать в Яндексе и помогла множеству команд найти крутейших инженеров, дата саентистов, дизайнеров и продактов.

Как нужно воспринимать свое CV?

CV – это тоже продукт, пользователями которого являются рекрутеры и нанимающие менеджеры. Как и у продающего лендинга, у CV есть воронка:

  • показ в поисковой выдаче;
  • просмотр;
  • контакт;
  • приглашение на собеседование;

и метрики:

  • количество просмотров;
  • конверсия в контакт;
  • количество контактов;
  • конверсия в собеседование;
  • количество приглашений;

Приглашение на собеседование – это целевая метрика, которую мы будем растить. Для этого мы должны сделать CV максимально удобным для его пользователей.

Боли и потребности рекрутеров

Цель рекрутера и нанимающего менеджера – в максимально сжатый срок нанять подходящего кандидата. Поиск сильного продакта и так непростая задача, так как большинство крутых специалистов уже трудоустроены. В текущей ситуации эта задача усложнилась тем, что многие специалисты разъехались и рассматривают предложения с возможностью работать удаленно, к чему готовы не все работодатели. Итого мы можем выделить следующие проблемы:

  • нехватка релевантных специалистов;
  • сложность поиска кандидатов;
  • высокий темп работы и, как следствие, отсутствие возможности изучать каждое CV досконально.

На проблему нехватки специалистов мы не влияем. Поэтому в рамках статьи будем решать задачи поиска и сокращения времени на изучение CV.

Упрощение поиска

Упростить поиск для рекрутера можно следующими путями:

  • настроить видимость резюме так, чтобы оно было видно максимальному числу работодателей;
  • разместиться на нескольких карьерных сайтах;
  • закинуть свое резюме в рекрутинговые агентства, которые специализируются на поиске кадров для IT;
  • самому откликаться на вакансии на карьерных сайтах и на сайтах интересующих вас работодателей;
  • прописать ключевые слова и навыки в резюме – так CV будет чаще отображаться в результатах поиска. Например data-driven подход, RICE, JTBD и т. д.
  • подавать CV через знакомых, работающих в нужных вам компаниях, через внутреннюю систему рекомендаций. На моем опыте это самый эффективный способ. В этом случае твое резюме гарантированно попадет рекрутеру и будет рассмотрено в приоритетном порядке. Кстати, у меня есть знакомые во многих ведущих российских IT-компаниях. Если хочешь, чтобы твое резюме гарантированно рассмотрели в нужной вам компании, пишите мне в Telegram.

Сокращение времени на изучение CV

Нужно понимать, что рекрутеры просматривают тысячи резюме, в силу чего они крайне ограничены во времени и, как правило, тратят на изучение CV не более 1 минуты. Соответственно, задача твоего CV – за минуту ответить рекрутеру на интересующие его вопросы:

  • какая твоя текущая роль?
  • какую позицию ищешь?
  • обладаешь ли релевантными навыками?

Для этого CV должно быть хорошо структурировано и отформатировано таким образом, чтобы ключевая информация сразу бросалась в глаза даже при беглом прочтении. Для этого стоит визуально отделять блоки и выделять жирным шрифтом важную информацию.

Структура CV

Шапка

В шапке указываем:

  • имя и фамилию;
  • желаемую должность;
  • контактные данные (желательно указывать максимум контактных данных. Не только телефон, но и email, Telegram, Linked-in и ссылки на социальные профили);
  • город проживания и готовность к командировкам – в текущей ситуации это важно;
  • фото – рекрутерам и нанимающим менеджерам со зрительной памятью будет легче вспоминать о каком кандидате идет речь. Лучше не использовать фото, как на паспорт. Фото должно располагать к себе. Поэтому, лучше поставить живое фото с улыбкой. Но неформальность должна быть в пределах разумного - без купальников, алкоголя и прочей экспрессии на фото.

О себе

Это продающий блок, который должен идти сразу после шапки. Как и уникальное торговое предложение – этот блок должен быть коротким и содержать только самую важную для рекрутера информацию:

  • твоя текущая должность;
  • профессиональный стаж;
  • на каких продуктах специализируешься;
  • в чем твоя супер-сила.

Если ты пришел в продукт из смежных профессий (аналитик, исследователь, разработчик), то это сильный бэкграунд, который выделит тебя на фоне остальных кандидатов. Его стоит указать в этом блоке. Рассказывать о своей биографии и хобби будет лишним, но стоит упомянуть интересы, связанные с профессией – это характеризует тебя как увлеченного своей профессией кандидата. Постарайся упаковать блок в 2-4 предложения.

Профессиональный опыт

Про опыт лучше рассказывать в обратной хронологии. Наверху указываем последнее/текущее место работы. Его нужно описать подробнее, чем остальные. По структуре этот блок должен содержать:

  • должность;
  • наименование работодателя – названия компаний должны быть кликабельными и вести на сайт работодателя, особенно если речь идет о малоизвестных стартапах;
  • период работы – с этой информацией нужно исходить из твоей ситуации. Если работаешь долго, то для удобства рекрутера можно указать продолжительность. Если недолго, то лучше не акцентировать на этом внимание и просто указать даты;
  • зону ответственности – ее стоит описать в паре предложений, чтобы рекрутер быстро мог понять на какие вакансии ты можешь подойти;
  • достижения – достижения лучше подкреплять метриками. Недостаточно написать, что ты вырастил метрику в 2 раза. Обязательно укажи с какой базы был рост. Важные показатели лучше выделять жирным шрифтом, чтобы обратить внимание рекрутера и будущего руководителя на ключевые достижения. Для удобства восприятия стоит использовать буллиты.
  • обязанности – этот блок должен четко подсвечивать какими ключевыми скиллами продакта ты обладаешь. Обязанности стоит описывать только для последнего места работы. Для предыдущих мест кратко пишем только про зону ответственности, достижения и причину ухода. Это позволит сделать резюме более лаконичным.
  • причина ухода – этот вопрос обязательно зададут на собеседовании. Будет круто, если ты ответишь на него заранее.

Если у тебя богатый опыт, то не стоит перечислять его полностью. Достаточно указать релевантный опыт с последних 3 мест работы.

Образование

Блок про образование должен быть максимально коротким:

  • сначала перечисляем различные курсы, которые относятся к профессии. Это подчеркнет твою мотивацию и желание развиваться в профессии;
  • институт указываем в последнюю очередь.

Знание языков

Этот блок указываем в последнюю очередь и описываем его максимально кратко:

  • язык;
  • уровень;
  • подтверждающий сертификат, если имеется. К названию сертификата стоит приложить ссылку на подтверждающий документ.

Нужно ли писать сопроводительное письмо?

Зависит от канала подачи CV:

  • если нашел вакансию в посте на Facebook, то лучше написать сообщение в личку и описать почему тебя зацепила вакансия и чем можешь быть полезен;
  • если через карьерный сайт, то нужно очень коротко написать про мотивацию и чем можешь быть полезен.

В любом случае стоит показывать свою заинтересованность и постараться выстроить личный контакт с рекрутером и нанимающим менеджером. Это может положительно повлиять на процесс собеседований и на условия, которые тебе предложат. Никогда не стоит забывать про влияние человеческих отношений на результат.

Что не нужно указывать в CV?

  • Свои зарплатные ожидания – для некоторых компаний твои ожидания могут показаться завышенными и срезать воронку на самом первом этапе. Или же наоборот, твои финансовые ожидания могут измениться в большую сторону в процессе обсуждения будущей зоны ответственности, а скорректировать их восприятие будущим работодателем будет уже сложнее. В прохождении собеседований важен навык, который тренируется количеством подходов к снаряду. Поэтому в процессе поиска новой работы мы советуем попрактиковаться сначала на менее интересных компаниях и только потом общаться с компанией мечты.
  • Дату рождения – возраст писать не обязательно, так как он не характеризует тебя как крутого специалиста. При этом, если ты молод, то некоторые нанимающие менеджеры и рекрутеры могут счесть тебя неопытным и заранее сформировать предвзятое отношение.

Стоит ли использовать шаблон HH?

У шаблона HH есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества

  • шаблон хорошо знаком рекрутерам и легко считывается;
  • снижает твое время и трудозатраты на составление CV.

Недостатки

  • на наш взгляд порядок и структура блоков этого шаблона не оптимальна. Блоки нельзя поменять местами, и придется подстраиваться под шаблон;
  • также, шаблон крайне сложно уместить в 1-2 страницы из-за заложенного в нем форматирования.

Поэтому использование шаблона HH остается на твое усмотрение. Но для тех, кто хочет сделать свое CV идеальным, я рекомендую заказать соответствующую услугу.

Как протестировать свое CV?

Поможет практика elevator pitch. Отдай готовое CV другу или родственнику и засеки, сколько времени ему потребуется, чтобы понять, чем ты занимаешься. Важно, чтобы читатель был не в контексте.

Еще лучше проконсультироваться со знакомым рекрутером или не пожалеть денег на карьерную консультацию.

Если вы всерьез настроены сделать свое CV идеальным и получить работу мечты, то пишите мне в Telegram. Я провожу карьерные консультации с рекрутерами из топовых компаний. Вместе мы помогаем скорректировать CV и подготовиться к собеседованиям. Самых сильных кандидатов я могу порекомендовать в Авито и в другие топовые IT-компании.

Буду ждать ваших заявок) Ну а тем, кто решил решил готовиться самостоятельно, мы от души желаем удачи и надеемся, что статья поможет вам привлечь больше внимания к вашему CV!

1414
7 комментариев

Чтобы закладывать в дом факторы, RICE надо знать) Если кандидат не знает RICE, то он не сможет его кастомизировать или будет изобретать велосипед. Да и даже с учетом кастомизации - это все равно RICE. Поэтому не вижу ничего плохого, чтобы его упоминать в CV. Более того рекрутеры реально ожидают, что кандидат умеет его использовать.

1

Например data-driven подход, RICE, JTBD и т. д.

Зачем RICE? Вы правда ожидаете, что человек применяет RICE/moscow/aarrr в работе?

А почему нет?
Когда у тебя большой бэклог, то RICE и его модификации очень помогают. В Яндекс Маркете мы пользовались модифицированным RICE, чтобы отприоритизировать какие инициативы взять в работу в следующий квартал.

ну не знаю, например потому, что они не учитывают контекст бизнеса :)

Довольно сложно аргументированно ответить с таким общим контекстом) Можете привести пример? Мы в RICE закладывали дополнительные факторы, например PR-эффект. Не вижу сложностей в том, чтобы аналогичным образом учесть контекст бизнеса. Если приведете более конкретный пример, то можем вместе обсудить как это сделать.

Так в этом и дело.

Если кандидат использует RICE - это должно быть красным флагом, если это не джун позиция. От мидла и выше ожидается как раз "Мы в RICE закладывали дополнительные факторы, например PR-эффект".

А вы говорите, что пишите в CV, что используете RICE. Это может значить только то, что человек не включает голову, когда занимается работой, а идет втупую по фреймворку.

С виду такие серьезные ребята, а что продукт такой лажовый, что ни дня в местной приёмной без него не проходит?