Elya Romanova
474

Эффект кремниевой долины

Пост не про деньги и ФСБ, а про людей и личный опыт

В закладки
Google

Кремниевая Долина — словосочетание, которое в последнее десятилетие будоражит мысли и сознание предпринимателей и айтишников во всем мире. Каждый год тысячи молодых и амбициозных людей стремятся в этот волшебный мир, где американская мечта в оплоте капитализма должна воплотиться в явь и можно было бы наконец сказать «вот теперь моя жизнь удалась, я счастлив». А как же может быть иначе, ведь это же солнечная Калифорния!

Посмотрев фильм Дудя про долину, сразу создаётся впечатление, что это то самое место, своего рода Диснейленд для взрослых предпринимателей и молодых людей с горящими глазами, где любая твоя идея принесёт тебе миллионы и где тебя ждут с распростертыми объятиями инвесторы и всесторонней поддержкой от компаний. Да, прекрасная сказка для простого обывателя, сидящего в офисе на зарплату и дальше своего города ничего не видящего.

Возможно, она даже заставит его задуматься на секунду, что стоило бы изменить жизнь, но на этом мотивация его закончится.

Что собой по сути представляет Долина?

Если обратиться к ВИКИ, то узнаем, что это юго-западная часть консолидированного метрополитенского статистического ареала (агломерации-конурбации) Сан-Франциско в штате Калифорния (США), отличающаяся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п.

Со второй половины прошлого века и до настоящего времени в этом технологическом центре успешно работают тысячи компаний, в числе которых такие всемирно известные имена как Adobe, Apple, Tesla, Cisco, eBay, Nvidia, Google, Yaho!, Hewlett-Packard, Instagram, SanDisk, Facebook, Xerox. Зайдя в кофейню за утренним кофе, вы можете с легкостью столкнуться с топ-менеджером Фэйсбука, а если повезет, то и с самим Илоном Маском =)

Это по правде уникальное место со своей неповторимой атмосферой, и сколько бы не пытались воссоздать схожий кластер в других уголках мира, ничего аналогичной производительности не удавалась.

Так в чем же секрет успеха?

Совсем недавно мне посчастливилось побывать в Калифорнии и во отчую увидеть и город в стиле диско, и другие близ лежащие территории.

Первое и самое важное, на мой взгляд, — это созданная экосистема. Все пространство построено так, чтобы максимально генерироваться мысли и идеи. Весь полуостров от Сан-Хосе до Сан-Франциско — это земля свободы мысли и самовыражения. Все мечтают попасть в крупные корпорации, вдохновлённые успехами ребят, тиражируемых в СМИ, мол «простой парень из маленького городка на краю мира, смог приехать и заработать свой миллион вот так просто, создав свой стартап с нуля». В каждой кофейне, в каждом баре вы обязательно станете свидетелем разговоров с обоюдным обменом мыслей и новых инновационных решений людских проблем. Все — от бариста до таксиста — теплят свою идею, которая, воплотившись в стартап, обязательно принесёт ему несметные богатства! «Осторожно, идея!» — как знак внимания, который нужно развесить везде на просторах Калифорнии.

Все стремятся заработать огромные деньги, потому что именно обо огромных размерах доходов говорится в любом предложении о кремниевой Долине.

Крупные компании как Google или Facebook, создают целые рабочие пространства, которые способны закрыть все каждодневные потребности человека: бесплатные столовые, спортзалы, творческие и прикладные программы, да хоть выращивай фиалки, если стрессуешь сильно. Ничего не должно отвлекать тебя от процесса, только работай!

Звучит очень круто, не правда ли?

Как мне представляется, Долина — это своего рода парник или эдакая шайка Петри, где создаются все условия для развития потенциала, а взрослые дяди сверху уже взяли в руки скальпель и готовы препарировать неуспевающие за другими организмы. Не для кого не секрет, что собери несколько единомышленников в одном пространстве и дай им свободу действия — и вы получите крутой и инновационный продукт. Исторических свидетельств предостаточно в совершенно разных областях — от музыки до организации революций.

Долина позиционируется как Мекка для таких единомышленников из мира IT, которые собираются со всего мира и их концентрация на один метр квадратный порождает сумасшедший поток энергии. И этот парник прекрасно и весьма результативно работает в Долине. Нужно больше таких парников, которые будут взращивать все новые и новые идеи и делать наш мир совершеннее.

Если сравним с нашей отечественной производственной реальностью, то броским отличием будет "Отсутствие давления общества в плане принятия и реализации идей".

Как часто вы слышали в своей жизни, когда рассказывали кому-нибудь случайную идею, пришедшую вам в голову, — «Какая глупость!», «это точно не сработает», «это какой-то бред», «бестолковая идея, она никому не нужна»? Уверенна, хотя бы раз. И это не потому, что мы такие снобы в России, все потому что нас так воспитали. Эти отголоски советской системы, когда довольствуйся тем, что имеешь, исполняй свои гражданские обязанности и не выделяйся, как мне кажется, очень сильно влияют на развитие потенциала в нашей стране. Уверена, как только мамонты сдадут свои позиции, новое поколение Z сможет форматировать нашу страну, но их время еще не настало.

В Долине же любую вашу идею встретят с воодушевлением. Конечно, в Америке существует определенная этика общения, в соответствии с которой никто не имеет право унизить человека или уничижительно отнестись к его идее, к его образу мысли. Да, похвала — это чистая формальность, но иногда даже этой искры в виде маленького одобрения достаточно, чтобы поверить в свои силы и начать творить. Вот она разность менталитетов.

Для примера возьмем эпизод из фильма Дудя, где они едут в новой тесле. Парень, который работает в Тесле и занимается разработкой ПО для машины, с большой гордостью показывает на планшете заставку камина с огнем, и говорит, «смотри как круто!». На что Юра, скорчив гримасу недоумения, спрашивает «зачем?», а точнее «нафига?». Понимаете разницу?

И когда ты постоянно сталкиваешься с такой реакцией в нашей стране, то этот поток идей начинает мельчать, а потом и вовсе прекращается. В калифорнии же наоборот — этот поток множится день ото дня. Поэтому тысячи молодых предпринимателей, не нашедших понимания в стране, мчат на встречу свободе мысли и действий!

Второй момент — это эмоциональная составляющая.

Воодушевленные примером других, таких же как и ты, вы попадаете в супер заряженную атмосферу, где в воздухе порой можно увидеть искры. Тысячи преисполненных мечт людей приезжают в новую страну, в поисках нового счастья. Дух свободы и самовыражения я чувствовала в Калифорнии повсеместно и это правда затягивает тебя в этой круговорот идей, стремлений и желания свернуть горы! Благодаря этому коллективному бессознательному наряду с сильной верой в мифический образ долины, генератор этой энергии не прекращается ни на минуту. А вера — мощнейший исторический инструмент для управления масс. Что далеко ходить: ежегодно миллионы людей в нашей стране в самую холодную ночь года окунаются в прорубь…потому что верят.

Конечно, есть и сложные эмоциональные проблемы: переезд, другая страна, иной менталитет и прочее. И, конечно же, не стоит выпускать из виду психологический портрет приезжего.

Задумайтесь, кто именно уезжает в долину и остается там?

Когда я была в Калифорнии, мне посчастливилось встретить огромное количество ребят со всего СНГ, которые бросив все, приехали строить новую жизнь. И пообщавшись с ними и узнав их историю жизни, я увидела одну закономерность — непринятие обществом дома, невозможностью найти своё место, непонимание со стороны окружающих. Как и для героев фильма Дудя, для них не нашлось места дома, их отвергло общество, они постоянно слышали «НЕТ» в свой адрес. И чем именно для них стала привлекательна Калифорния — здесь нет слова «НЕТ», здесь ты можешь быть собой и тебя никто не осудит. И вот она свобода, та энергия, которая окрыляет тебя и несёт тебя вперёд.

Долина, как и Калифорния в целом, в большинстве своём состоит из приезжих. И вот эти тысячи отвергнутых людей домом попадают в новый мир, который говорит им «ДА!». Ты можешь быть собой, таким каким захочешь. Образуются огромные комьюнити совершенно разных людей, которые, возможно, в другой жизни бы и никогда бы взаимодействовали.

Я была поражена насколько там все отношения людей пропитаны взаимопомощью и взаимоподдержкой. Наверное потому, что человек не может без поддержки, без семьи, и уехав так далеко от своих близких, они находят семью друг в друге.

Казалось бы, просто сказочный остров, срочно собирать всем чемоданы и лететь на встречу новой жизни.

Но у медали всегда две стороны.

Суммы с множеством нулей

Зарплаты Долины для не посвященного обывателя на первый взгляд могут показаться космическими и чертовски привлекательными. Я с особым упоением слушаю разговоры наших ребят, которым выпала возможность по релокации от компании отправиться работать в Калифорнию. «Мне, мол, пообещали зарплату в 100 тыщ доляров в год» — с важным и гордым лицом произносит человек из Саратова, ни разу не бывавший заграницей. На что я ему отвечаю — «Отлично, но на двоих в Сан-Франциско вам с женой придется сильно сократиться в своих тратах, после Москвы в частности». Он смотрит на меня глазами высокомерного сурка, где во взгляде читается «ты просто мне завидуешь»…ха, наивный малый! Согласитесь, звучит как-то нелепо, но простая арифметика все расставит на свои места. 100 тыс. — сумма внушительная, но, как и везде в Америке, это без учета налога. Половину придется отдать государству, вжух, и вот у вас уже 50 тыс. на руки в год. Делим на 12 мес — получаем 4 166 долларов. Аренда небольшой студии в Сан-Франциско — примерно 2 -3 тыс в месяц, и того по скромным подсчетам остается 2 000 долларов на месяц на двоих при хорошем раскладе. Медицинская страховка обязательна, так как все официально и по документам, и если работадатель еще может обеспечить наемного сотрудника, то жене придется покупать самому, а стоит самая простенькая страховка $1 тыс. И вот у вас уже остается по 500 долларов на каждого =) Ни в чем себе не отказывайте в истерично дорогой Калифорнии с минимальной поездкой в убере за 15 баксов! И для сравнения — в Москве этот парень получал около 200k рублей, что примерно 3 000 долларов на руки)

Есть ещё волшебные компании-прослойки, о которых упоминали ребята из Долины. Это такие организации, которые берутся за твоё трудоустройство за бугром. Последнее время я часто исследую просторы LinkedIn на предмет интересных вакансий и связей и периодически сталкиваюсь с подобного рода компаниями и получаю их предложения. Как они работают: они обещают вам полную поддержку в оформлении документов, получения рабочей визы, поиска работы и ваше дальнейшее трудоустройство и не берут за это денег, пока вы не начнёте работать в США. Заманчиво, не правда ли? Будь я юной старлеткой, уже бы подписала все бумаги и грезила как я уже работаю в Долине. Но жизнь научила меня думать и внимательно читать все условия контракта, даже мелкий шрифт! А механизм действия довольно таки простой: после официального трудоустройства они облагают вас обязательствами выплачивать им 17% от оклада на протяжении 48 месяцев, т.е они погружают вас в долговую кабалу на 4 года с выплатой процентов до вычета налога! Если вернуться к примеру со 100 тысячами, то придётся заплатить $17 000 ежегодно! И тогда из 50 тысяч на руки у вас останется всего 33, а это 2 750 долларов в месяц…

Завышенные ожидания

В фильме про долину ребята рассказывали про инвестиции в новые проекты, постоянно называя суммы в 100-500 тыс долларов. Для русского человека кажется какая заоблачная сумма и вот тебе ее просто так дают на старте за классную идею. Для Калифорнии этой суммы хватит примерно на 2-3 месяца на маленькую команду, чтобы только сделать MVP, потому что разработка очень дорогая. А полетит или нет, тут уж никто не ручается, да и с инвесторами потом придется в любом случае разбираться.

По статистике 90% стартапов проваливаются, т.е из каждых 10 проектов выживет только 1, а 9 провалятся, принеся с собой только убытки. Как часто мне встречались молодые стартаперы с горячими глазами и верой в гениальность своего продукта, создавали проект, тратили весь бюджет , выйдя на рынок, оказывалось, что этот продукт никому и не нужен. И все, конец…( прим. — поэтому обязательно проверяйте гипотезы, делайте MVP и не сливайте весь бюджет. Распишите свою идею, рассмотрите ее в разных плоскостях. Не знаете как — обращайтесь)

А Долина — это квинтэссенция стартапа. Огромная конкуренция, текучка кадров — расслабился — и вот вы уже за бортом. И здравствуй депрессия, разочарование. Есть силы идти дальше — выживешь, сдался и пустил слезу — и огромные жернова Калифорнии перемелют вас в щепки и выбросят на обочину жизни.

Калифорния проверяет на прочность всех и каждого. «Сидеть на попе ровно» — это точно не про это место. Но если человек готов работать, быть гибким, подстраиваться под любые ситуации — Калифорния дарит уйму возможностей, там нет ничего не возможного.

Все ваши демоны выйдут наружу

Калифорния — это место, как я уже говорила, где нет слово «нет», где полная свобода действия, ограниченная незначительными законами США. В Кали легализована продажа легких наркотиков, разрешены однополые браки и другие запрещённые в нашей стране аспекты жизни.

Представьте, вы всю жизнь живете в рамках и ограничениях, завязанных обществом, семьей, работой, всем, что вас окружает в стране. И вдруг вы оказываетесь в совершенно ином месте, где их не существует. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой вы начнёте открыть для себя новый мир, все дальше погружаетесь и открываете ящик Пандоры.

Взять хотя бы Сан-Франциско. Когда я ехала туда, мне казалось, что я достаточно открытый к экспериментам и смелый человек в плане своих проявлений, но, оказавшись там, я окунулась в совершенно иную реальность и почувствовала себя ученицей церковно-приходской школы с двумя косичками. В первый же вечер мы с моей одногруппницей, которая живет там уже больше 3-х лет, решили пойти выпить в бар, вспомнить университетскую жизнь и посплетничать как в старые добрые времена. В городе ночью очень холодно и подруга дала мне розовую шубку из Чебурашки (а это было несколько лет назад, в России о такой моде ещё никто и не знал). И как же мне было неловко идти по улице в этом розовом чуде, мне казалось все на меня смотрят и я выгляжу слишком вызывающе(а улицы вечернего города заполнены какими-то неадекватными людьми, орущими бомжами и другими ночными обителями). Но так казалось только мне — человеку из дикой России!

К слову о трансформации. Моя подруга, когда мы учились в МГУ в Москве, была очень миловидной барышней в платьях с рюшами, скромной и очень обаятельной. Когда спустя годы я встретила ее в Калифорнии — передо мной была совсем другая девочка! Смелая, откровенная в своих образах, от рюш не осталось и следа, но все такая же чертовски обаятельная с широченной улыбкой во все 32 зуб! Помню, был Хэллоуин и мы собирались на костюмированную вечеринку. Костюма у меня не было и подруга предложила мне свой с Burning man (в России она бы и близко не подошла бы к этому фестивалю). Он представлял из себя красивый боди, сверху легкая прозрачная накидка и традиционные высокие ботинки, т.е попа полностью оголена и слегка прикрыта вуалью. Мне и в голову то не могло такое прийти, что куда-то в общественное место можно пойти с голым задом, а тут ещё и в клуб в октябре, поэтому я отказалась от этой затеи. А она нет! И вот привычный для меня божий одуванчик надевает всю эту красоту и как ни в чем не бывало мы отправляемся на встречу веселью! Моему удивлению не было предела, когда мы оказались там. Как оказалось, боди — весьма целомудренный костюм по сравнению с практически голыми девушками и парнями! Для меня это стало полнейшим шоком. Но все это манило попробовать и испытать себя, а иначе там нельзя!

Здесь вы становитесь совершенно другим человеком, возможно именно тем, кем вы мечтали быть, но из-за множества ограничений даже и подумать не могли, что можете таким быть. Крайне редко кто-то возвращается обратно, потому что понимают, что уж если раньше им не нашлось места там, то с новым «Я» это будет сделать весьма сложно, да и не будет попросту в этом никакого смысла.

Так стоит ли ехать?

Калифорния точно не про деньги, по крайней мере не первых порах. Калифорния — это про мечту, про веру в себя, про возможность создать что-то поистине стоящее! Если хотите раскрыть свой потенциал, узнать спектр своих возможностей и обрести себя — тогда Калифорния — это то самое место!

Эффект Кремниевой Долины

А теперь немного мыслей…

Всегда восхищалась изворотливастью и безграничной прозорливостью маркетологов Америки. Вы можете не знать и не замечать, как очень многие вещи, которые вас окружают, без которых вы не представляете своей жизни, как многие ритуалы, которые вы совершаете изо дня в день — когда-то были придуманы командой профессиональных маркетологов, которые талантливо сформировали привычку в вашем сознании и заработали на вас огромную кучу денег!

У меня возникла одна идея: а ведь Долина — это такой же успешный маркетинговый продукт, который приносит миллиарды каждый год.

Профессор Стенфорда озвучил мысль, что еще 20-30 лет назад Калифорния была совсем на другом уровне, что-то вроде захолустья на западном побережье, а университет вовсе не котировался на ряду с такими учебными заведениями как Ель, Принстон и другими. Но потом резко возникает высокотехнологический кластер, который сосредоточивает лучшие умы и передовые технологии в деревне, где раньше преобладали фруктовые сады.

В моей фантазии это выстроилось следующим образом:

в 90-е года мир информационных технологий начинает развиваться, начинают развиваться компании, основанные выпускниками Стэнфорда и расположенные в Калифорнии. А с точки зрения географии и климата, Калифорния — прекрасное место для жизни, где отличная погода, не бывает снега, Тихий океан с одной стороны, виноградники Напы, снежные горы Тахо с другой, — и все это в нескольких часах езды на машине. Поэтому немудрено, что после обучения в университете, выпускники оставались жить там и строили свои компании в долине, потому что это в разы дешевле, чем, например, в Сан-Франциско.

Проблема компании всегда в хороших кадрах, но как их заставить переехать в деревню, да и еще придется оплачивать релокацию, что весьма дорогое мероприятие для компании. К тому же, айтишники — люди капризные, к ним нужен специальный подход ( уж поверьте моему многолетнему опыту работы в айти-индустрии)

И тут у них рождается мысль « а давайте мы создадим такой образ этого места и раскрутим его так, чтобы они сами стремились попасть сюда, чтобы лучшие умы, которых бы нам пришлось собирать по всему миру, сами стояли в очереди в наши компании, готовые жить не в самых благополучных условиях.

И вот их любимое «fake it till you make it» заработало и создало сумасшедшую шумиху и репутацию, прикрутили туда и завод полупроводников, и так ловко вписали в эту историю с гаражами, наделив их магическими своЙствами словно идолы в язычестве для дальнейшего поклонения. В общем, использовали все, чтобы создать крутую брендинговую историю.

И, конечно, с годами это превратилось в то, что мы видим сегодня. Гениально! Поменяли правила игры, перевернули все с ног на голову и в итоге вышли с жирным плюсом!

Но это все так, размышления и зарисовки…

Фильм Дудя — прекрасная иллюстрация того, как может быть, если поверить в себя, поставить себе цель и идти к ней. Ведь жизнь одна, и она принадлежит только вам. И есть возможность прожить ее в гармонии со своим внутренним ребенком, который преисполнен энтузиазмом, любопытством к миру и заряжен безграничной энергией!

Не нравится — меняй. Хочешь изменений — действуй. Следуй за своей мечтой!

{ "author_name": "Elya Romanova", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439_\u043e\u043f\u044b\u0442","\u043a\u0440\u0435\u043c\u043d\u0438\u0435\u0432\u0430\u044f_\u0434\u043e\u043b\u0438\u043d\u0430","\u043a\u0430\u043b\u0438\u0444\u043e\u0440\u043d\u0438\u044f","\u0434\u0443\u0440\u043e\u0432","\u0434\u0443\u0434\u044c","silicon_valley"], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 125724, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 08 May 2020 11:12:44 +0300", "is_special": false }
SEO
Контент — король: как мы с помощью SEO привели 400 тысяч англоязычных геймеров в блог, играя в PUBG
Подготовили кейс по работе с изначально незнакомой нам нишей, да еще и на англоязычную аудиторию. Вот некоторые…
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир