«Узбекистану важно задуматься, как эффективно использовать человеческий потенциал»

В октябре в Ташкенте прошел первый форум университетов Центральной Азии, организованный Times Higher Education. Одним из спикеров форума стала Рита Альмейда, руководитель глобальной практики Всемирного банка по вопросам образования в регионе Европы и Центральной Азии.

В своем интервью для университета Новый Узбекистан, со-организатора форума, Рита поделилась, что «Всемирный банк положительно оценивает возможности региона, отмечая, что его демографические показатели в значительной степени способствуют росту и развитию. В ближайшие 20 лет численность молодежи будет продолжать увеличиваться, особенно среди тех, кому сейчас меньше 20 лет. Однако это также означает, что в университетах будет расти число студентов. В связи с этим региону необходимо задуматься о том, как эффективно внедрить решения, способные задействовать этот человеческий потенциал».

Рита Альмейда, Central Asia Universities Forum, Ташкент 2024
Рита Альмейда, Central Asia Universities Forum, Ташкент 2024

Далее, выделяя различные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются мир в целом и Центральная Азия в частности, Альмейда отмечает, что «для динамичного развития региону необходимо сосредоточиться на диверсификации экономики, которая будет больше опираться на услуги и знания, источником которых станут высококвалифицированные специалисты с университетскими дипломами». А это, в свою очередь означает, что «сектор высшего образования, включающий университеты и технические колледжи, будет играть важную роль в обеспечении дальнейшего роста регионального ВВП».

Отмечая успехи страны в высшем образовании за последние годы, Рита выделила три, по ее мнению, самых важных нововведения:

1. Трехуровневую систему образования, включающую

программы бакалавриата, магистратуры и последипломного образования (Postgraduate Diploma).

2. Создание системы обеспечения и контроля качества образования как внутри страны, так и за ее пределами.

3. Постепенное внедрение в некоторых университетах кредитной системы, основанной на Европейской системе перевода и накопления кредитов (ECTS).

По мнения эксперта, инвестиции в высшее образование дают множество положительных результатов - в первую очередь увеличение количества инноваций и повышение социальной мобильности. «Если проанализировать экономическую отдачу от инвестиций в высшее образование в странах с низким и средним уровнем дохода, то она оказывается весьма значительной - около 15%», - отмечает представитель Всемирного банка.

Но главным остается вопрос финансирования изменений. «Очень важно разработать политические рамки, способствующие приходу частных учреждений» с целью инвестирования в образование, «поскольку ни одна страна не может полагаться на поддержку со стороны только государственного сектора». По мнению Риты, необходимо создать нормативно-правовую базу, поощряющую конкуренцию и обеспечивающую стандарты качества.

К вопросу о том, как оценивать результаты реформ в Узбекистане, Рита призывает запастись терпением. «Настоящая сложность заключается в том, чтобы понять, что изменения не происходят в одночасье. Этот процесс - не спринт, а марафон».

По мнению Альмейды, необходимо представить партнерам ясное видение и быть последовательным в принятии решений. «Важно взять на себя многочисленные обязательства на определенное время, чтобы отвечать ожиданиям партнеров и способствовать развитию устойчивых и взаимовыгодных отношений, поэтому я бы посоветовал с осторожностью относиться к быстрым решениям», - завершает эксперт.

реклама
разместить
Начать дискуссию