Как придумать идею стартапа. 6 подходов, 3 обязательных этапа, 5 факторов успеха

Любой стартап начинается с идеи. Но далеко не каждая из них способна вырасти в стартап. Как найти идею на миллион - главный и самый сложный вопрос для предпринимателя. Техниками генерации перспективной идеи делится Мария Майданюк, стартапер и участник сообщества Startup Kotiki.

Некоторые считают - идея непременно должна быть революционной и решать глобальные проблемы человечества. Другие смотрят на стремительно развивающиеся рынки и успешные компании, предпочитая скопировать удачную бизнес-модель. Третьи убеждены, что нужно развивать ту идею, которая откликается у самого фаундера. Кто же из них прав? Все и никто.

Основатель TechCrunch, Майкл Аррингтон утверждает: «Лучшие стартапы получаются когда нужно найти решение для очень насущной проблемы».

Итак, что такое идея? Это предположение, благодаря ЧЕМУ ваша компания может очень быстро вырасти. Ведь рост и масштабируемость - обязательные условия для стартапа.

Так где же искать эти самые идеи?

  • Проанализируйте, в чем особенно хороши вы и ваша команда? Возможно, вы обладаете экспертностью в очень редкой отрасли? Может быть, ваша команда лучше всех решает сложные задачи? Сильные стороны могут стать серьезным преимуществом в реализации идеи.
  • Подумайте, решение какой насущной проблемы в вашей жизни вы бы хотели получить?
  • Представьте, какому делу вы готовы посвятить ближайшие 10 лет своей жизни? Ради чего готовы пожертвовать временем и вниманием, даже если это далеко не сразу (а возможно и никогда) начнет приносить прибыль?
  • Вспомните, какие изменения произошли недавно в мире и какие проблемы повлекли за собой? Возможно, они требуют новых решений, технологий, платформ?
  • Изучите истории компаний, которые недавно добились успеха. Вполне вероятно, что можно взять за основу их бизнес-модель, улучшить или видоизменить ее для того, чтобы повторить успех.
  • Используйте силу нетворкинга: наверняка в вашем окружении есть профессионалы и специалисты, готовые поделиться идеями и даже помочь в их реализации.

Чаще всего начинающий стартапер либо совсем не имеет идей, либо их слишком много, либо он хватается за первую идею, которая пришла в голову, и бросает все силы на ее реализацию. В любом случае новичку не хватает уверенности в том, что идея достойная, а также отсутствуют ресурсы для проверки сразу нескольких гипотез.

Как придумать идею стартапа. 6 подходов, 3 обязательных этапа, 5 факторов успеха

Есть несколько инструментов, которые позволят сделать правильный выбор.

Поиск и отсев идей заключается в трех обязательных этапах:

1. Определение проблемы

YCombinator использует термин SISP (Solution In Search of a Problem или Решение в поиске проблемы). Это процесс, когда стартапер сначала придумывает решение, а потом начинает подгонять под него проблему. Он не выясняет, действительно ли существует проблема, которую он пытается решить с помощью своей идеи, а пытается убедить потребителя в ее существовании. Это не лучший подход, так рост будет происходить гораздо медленнее.

Критерии, которым должна отвечать хорошая идея: проблема популярна, с ней регулярно сталкивается множество людей. Если количество таких людей критично маленькое и оно не растет, задумайтесь, та ли это идея? По этой причине инвесторам нравятся b2c компании, т.к. они решают проблемы сразу миллионов пользователей.

Выясните, действительно ли проблема назрела и если да, то как срочно ее нужно решить? Дорого ли стоит решение данной проблемы? Хорошо, если эту проблему нельзя проигнорировать или обойти.

2. Решение проблемы. Важно уметь четко объяснить, каким образом ваша идея решит существующую проблему?

3. Инсайт, т.е. ответ на вопросы: «Почему то, что вы делаете действительно будет расти? Как ваша идея поможет выиграть у конкурентов? Почему вы будете расти быстрее остальных? Какой козырь есть в вашем рукаве?»

Эти инсайты будут нужны потенциальным инвесторам, чтобы выбрать именно вас. Если идея не сулит рост, она не заинтересует инвестора.

Наиболее перспективными с точки зрения инвесторов считаются те идеи, которые отвечают следующим критериям:

- Возможность потенциального роста рынка хотя бы на 20% в год

- Рынок с достижимым объемом от 1 млрд $

- Желание и возможность действовать здесь и сейчас

- Стартапы, которыми человек будет пользоваться несколько раз в день

Теперь, когда стало понятно, какой структурой должна обладать идея, следует понять, включает ли она важные факторы для ее успешной реализации?

1. Основатель. Секретное преимущество основателя, которое можно привязать к цифрам. Например, вы - 1 из 10 человек в мире, которые способны решить эту проблему, ваша экспертность подтверждена патентом, ученой степенью или иным путем.

2. Рынок. Если рынок ежегодно растет на 20%, то и вы автоматически будете расти на 20% вместе с ним, просто попав в тренд. Однако, стоит знать, что этот пункт - слабейшее преимущество, и опираться только на него при выборе идеи не стоит.

3. Продукт. Он должен быть очевидно лучше того, что есть на рынке: в 10 раз быстрее, в 10 раз дешевле, в 10 раз результативнее.

4. Организация потока новых клиентов. Если единственный способ получить пользователей – платный, это плохо. Прежде всего, нужно расти за счет сарафанного радио и актуальности идеи.

5. Монополия. Занимаете ли вы монопольное положение? С ростом вашей компании конкурентам должно стать сложнее ее догнать и нанести урон Помните: «Победитель забирает все».

Как показывает практика, самые успешные идеи сочетают в себе все 5 перечисленных факторов. Но даже если ваша идея отвечает хотя бы одному или двум из них, шансы на удачную реализацию достаточно велики.

Не забывайте, что каждая идея требует проверки на жизнеспособность. Поэтому следующий шаг - тестирование идеи. О том, как это сделать правильно, расскажем в следующей статье. Хотите узнать больше и пообщаться с экспертами венчурной индустрии - присоединяйтесь к Startup Котикам!

77
Начать дискуссию