Подарочные сертификаты. Как использовать и не сойти с ума

Подарочные карты и сертификаты магазинов — популярный продукт. Его капитализация в мире — больше триллиона долларов. Разбираемся, почему
в России не все довольны этим продуктом.

Американская консалтинговая компания PMR опубликовала исследование рынка подарочных карт в мире, согласно которому его капитализация сейчас — больше триллиона долларов, и ближайшие пять лет вырастет еще на 11%. Европа занимает треть объема продаж подарочных карт, но этот рынок еще
не так развит и конкурентен, как североамериканский.

Американцы используют подарочные карты, чтобы получать дополнительный кэшбэк и скидки
Американцы используют подарочные карты, чтобы получать дополнительный кэшбэк и скидки

Например, американцы покупают карты для себя и используют их, чтобы получать дополнительные скидки в магазинах, мили авиакомпаний, кэшбэк, баллы в программах лояльности магазинов и даже для планирования личного бюджета. К сожалению, в России еще не в полной мере сформировалась культура использования таких инструментов. Мы дарим сертификаты родным и близким или получаем их в рамках программ лояльности.

1,300 млрд $ — капитализация рынка подарочных карт и сертификатов в мире

Часто такие призы становятся причиной головной боли для их обладателей. Они сталкиваются с массой препятствий, когда пытаются воспользоваться ими. Пишут гневные отзывы в соцсетях, а карты и сертификаты перепродают на «Авито». Компании-организатору акции это грозит репутационными потерями, а шансы повторного участия в будущих промо падают. Мы собрали истории обычных людей: с какими трудностями они столкнулись, когда использовали подарочные сертификаты магазинов.

Сложно выбрать нужную карту для своей аудитории

Обычное объявление на «Авито». Продают сертификаты в «Леонардо», которые оказались не нужны.
Обычное объявление на «Авито». Продают сертификаты в «Леонардо», которые оказались не нужны.

Основная трудность для организатора промо — подобрать карту для своей аудитории. Чтобы упростить задачу, они ориентируются на пол получателя карты: женщинам дарят сертификаты в магазины косметики и одежды, а мужчинам — сертификаты на бытовую технику или в спортивные магазины. Часто такие карты можно увидеть на «Авито» с комментарием: «подарили ненужный сертификат».

Много дополнительный условий

Обычный сертификат магазина. Действует 3 месяца. Возврату и обмену не подлежит. Вроде все ясно, но есть нюанс, который можно узнать только на сайте магазина: сертификат не действителен без чека
Обычный сертификат магазина. Действует 3 месяца. Возврату и обмену не подлежит. Вроде все ясно, но есть нюанс, который можно узнать только на сайте магазина: сертификат не действителен без чека

Несмотря на то, что сертификат магазина формально — предоплата за товары или услуги, магазин сам определяет, как им пользоваться. И, как правило, пишет условия мелкими буквами на сайте в самом дальнем разделе.Будьте внимательны — если на сертификате написано: «Подробные правила использования сертификата читайте на нашем сайте», там вас может ждать сюрприз в виде формулировок: «Сертификат действителен месяц с момента покупки» или «Недействителен без предъявления чека». В результате, находим в сети такие отзывы:

Елена П.
Я предпочитаю, чтобы вместо подарочного сертификата мне дарили просто деньги. Хотя сертификат в магазин парфюмерии это намного лучше, чем подаренные духи или косметика. Например, в самом популярном магазине нашего города сертификат нужно потратить весь сразу, а выбрать товар ровно на эту сумму практически невозможно — либо сгорает часть денег на карте, либо приходится доплачивать свои. Этот неловкий момент, когда на карте остается 99 рублей, и ты судорожно выбираешь между не нужным тебе мылом и 2 упаковками влажных салфеток.

Трейд-маркетологу:
Для организаторов промо это значит, что до 25% оплаченного компанией бюджета на мотивационную программу не реализуется конечными участниками. По этому показателю сертификаты и подарочные карты проигрывают предоплаченным подарочным банковским картам, остаток на которых не превышает 1%.

Нельзя использовать промокоды или купить товар со скидкой

Скидки по дисконтным картам при погашении сертификата не предоставляются
Скидки по дисконтным картам при погашении сертификата не предоставляются

Такие условия диктуют покупателям продавцы. Это может стать причиной негативных эмоций:

Сергей Н.
Я подарил отцу сертификат в магазин бытовой техники. Он давно хотел садовый триммер, а магазин как раз прислал мне промокод на скидку 20%. На сайте мы выбрали вариант помощнее с бензиновым двигателем, потому что работать нужно на большом участке. Заказали самовывоз, приехали. Сотрудник вынес коробку со склада, проверил, что всё работает. А когда пошли оплачивать, нам сообщили, что промокод нельзя использовать при оплате товара подарочным сертификатом. Я доплатил, нервы важнее, но теперь дарю только деньги.

Трейд-маркетологу:
В случае если продавец не готов идти на уступки покупателям и ограничивает возможность применить промокод или акционную скидку — используйте предоплаченную подарочную банковскую карту. По сути — это деньги, которые покупатель может использовать с любыми скидками и промокодами.

Не все товары можно оплатить сертификатом

Некоторые магазины ограничивают список товаров, которые можно оплатить сертификатом. Перед покупкой уточните на сайте или в магазине, не входит ли выбранный товар в стоп-лист.

Ирина С.
Мне подарили подарочный сертификат в крупный интернет-магазин, я уже получала такие подарки и успешно их использовала. И в этот раз я выбрала товары, а на странице оплаты вдруг узнала, что покупку нельзя оплатить подарочным сертификатом. Я написала в техподдержку и оказалось, что этот товар предоставляет партнер магазина, поэтому платить нужно картой — напрямую на счет партнера. В итоге сертификат лежит без дела, а свой подарок я оплачивала сама. Не рекомендую дарить такие сертификаты, чтобы не испортить настроение близкому человеку или коллеге.

Трейд-маркетологу:
Сертификаты действительно могут не действовать на весь ассортимент. Если есть такой риск, рекомендуем также использовать предоплаченную подарочную карту. По сути это деньги, использование которых в магазине никем не может быть ограничено.

Нельзя использовать два сертификата на одну покупку

Неиспользованный остаток не может быть использован повторно. Сертификаты не суммируются
Неиспользованный остаток не может быть использован повторно. Сертификаты не суммируются

Кристина Д.
В промоакции я выиграла 2 сертификата в мой любимый магазин одежды. Решила не откладывать покупку и пришла в магазин. Выбрала платье, только радовалась недолго: на кассе мне сказали, что двумя сертификатами по 500 рублей нельзя оплатить покупку одного платья. Попутно выяснилось, что и одним сертификатом можно оплатить только 20% стоимости! Серьезно? Я и не думала, что такое бывает. Будьте внимательны, когда участвуете в акциях: подарок может принести одни разочарования.

Трейд-маркетологу:
Требуйте с партнеров, предоставляющих услуги и товары полной прозрачности в условиях использования подарочного сертификата. Любой нюанс может стоить серьёзных репутационных потерь.

Сертификат действует не во всех магазинах

Денис С.

На годовщину свадьбы я подарил жене сертификат в магазин нижнего белья. Зашел в магазин возле офиса и купил. Жена поехала за покупками не в этот магазин, а в филиал в торговом центре. Звонит и раздраженно заявляет: «Ты что мне купил? Они не принимают сертификат!». Я пошел туда, где покупал, и выяснилось, что все магазины этого бренда в нашем городе — франчайзи, каждый из которых работает сам на себя. Так что сертификат можно было использовать только в магазине рядом с моим офисом.

Трейд-маркетологу:
Убедитесь, что получатели сертификата могут воспользоваться подарочной картой в том городе, где живут.

Покупая подарочный сертификат, убедитесь

Покупателю:

  • Как использовать номинал карты: нужно истратить весь сразу или можно оставить часть на следующие покупки.
  • Действуют ли сертификат на предложения со скидками.
  • Какие товары можно оплатить сертификатом.
  • Можно ли использовать два сертификата на одну покупку.
  • В каких магазинах сети действуют сертификаты.
  • Читайте внимательно все условия. Если их нет на самом сертификате — идите на сайт продавца.

Трейд-маркетологу:
Для вас мы подготовили сравнительный анализ подарочных сертификатов и предоплаченных банковских карт. Часто использование предоплаченных карт выгоднее и удобнее для покупателей:

Подарочные сертификаты. Как использовать и не сойти с ума

Предоплаченные подарочные карты — отличный инструмент для мотивационной программы. Кроме экономии времени на запуск, вы получаете максимальный уровень удовлетворенности потребителей — люди тратят на то, что им необходимо. В итоге, менее 1% средств на предоплаченных картах остаются невостребованными. При этом на подарочных сертификатах не используется до 25% средств. Используя предоплаченные подарочные карты, вы можете быть уверены, что маркетинговый бюджет на мотивационную программу потрачен эффективно.

Больше статей о предоплаченных решениях для бизнеса читайте на нашем сайте:

Начать дискуссию