Apple car - быть или не быть?
Впервые об электроавтомобиле Apple (под проектным названием “Титан”) заговорили ещё в конце 2014 года, и ни один продукт компании не собрал о себе столько слухов и домыслов. В этой статье мы собрали о Вас всю важную информацию на момент начала 2021 года.
Слухи
Первые упоминания Apple Car появились в СМИ в 2014 году, когда Тим Кук дал “зелёный свет” проекту. Сразу же был нанят бывший главный исполнительный директор Mercedes Benz Иоган Юнгвирт и Стив Задески, бывший инженер Ford. Уже в феврале 2015 года Apple начала переманить сотрудников Tesla к себе, а The Wall Street Journal сославшись на свои инсайды предрекла Apple Car кузов минивэн.
Дальше слухи и намеки сыпались как из рога изобилия. Член совета директоров Apple заявил, что еще Стив Джобс планировал разработку и создание электромобиля, но на тот момент всё упиралось в технологии. Главный инвестор Apple, в свою очередь, –заявил, что верит в дебют Apple Car уже в 2020 году. По его словам компания Apple на тот момент видела автомобиль как “абсолютно мобильное устройство”.
Многочисленные официальные и неофициальные встречи сотрудников Apple с экспертами по автономных транспортным средствам лишь подогревали интерес прессы, но самым знаковым событием в 2015 году стало заявление Тима Кука о грядущих массовых, прямо таки огромных изменениях в автомобильной промышленности. Заявление не было случайной оговоркой, Тим Кук перечислил, как именно современные автомобили (которые по его мнению в той или иной степени являются лишь улучшенными версиями знаменитого Ford Model T) будут изменены. Его прозноз был таков:количество автономного транспорта на дорогах увеличится, автомобили станут более умными за счет еще большего объема программного обеспечения, и, конечно же, полностью перейдут на электрическую тягу.
Конец 2015 отметился открытием автомобильного производства на 1 миллиард долларов в северном Лас-Вегасе. Неизвестный ранее стартап электромобилей Faraday Future вложил 1 миллиард долларов, и многие склонны утверждать что это прикрытие для электромобиля Apple.
На арене появляется Tesla
2016 году Илон Маск выделил компанию Apple как прямого конкурента в производстве электромобилей, на порядок опаснее Google, хотя последние по мнению Маска и достигли впечатляющих результатов в автономном транспорте. Руководитель Tesla заверил - он искренне рад, что Apple взялись за это перспективное направление, и надеется, что у компании всё получится. Не забыв упомянуть, что невероятно сложно скрывать любую разработку или производство, наняв для этого 1000 и более инженеров. Илон также считал, что производство стартует в 2020 году.
В том же году New York Times сообщили о редеющей команде проекта Титан - многие были уволены для “перезагрузки” проекта в поисках нового, свежего взгляда.
Стоит внимания и наличие у проекта Титан своеобразного “дедлайна” в 2017 году (по информации из финансовых отчетов октября 2016 года). Забегая вперед - на текущий момент работы ведутся, и рано или поздно Apple представит свое решение, но, к сожалению компания не балует нас официальными заявлениями. 2017 окончательно дал понять, что Apple прежде всего интересуют именно автономные системы: публикация от сотрудников о сверхточной нейронной сети для обнаружения объектов вокруг автомобиля, найм бывших сотрудников проекта титан в стартап Zoox (основная цель которого - создание автономных транспортных средств) и очередной найм в Apple инженеров-испытателей автономных систем - всё это очередное тому доказательство.
Именно в апреле 2017 года Тим Кук официально заявил о перспективности беспилотных автомобилей, и что одной из специализаций Apple является автономное вождение. Лёд тронулся.
2018
В январе компания зарегистрировала в департаменте автомобильных транспортных средств Калифорнии почти 30 беспилотных автомобилей, а в мае New York Times выпустила компиляцию главных новостей Apple Car:
- партнерство с Mercedes и BMW было загублено на корню;
- McLaren, Nissan и BYD Auto могут стать партнерами;
- партнерство с Volkswagen уже было заключено, и знаменитый Volkswagen Transporter ожидала трансформация в автономные электрические версии.
В чём однозначно нельзя обвинить Apple, так это в неумении держать секреты. Так, лишь по нормативным документам удалось узнать, что в Калифорнии Apple заняла третье место по количеству регистраций разрешений на автономный транспорт. Очередным громким событием стал арест ФБР бывшего сотрудника Apple по подозрению в краже коммерческих секретов проекта Titan. Всем стало понятно - компания рьяно хранит коммерческую тайну. Тем не менее, благодаря арестованному стало известно, что в проекте задействовано как минимум пять тысяч (!!!) сотрудников.
2019 и 2020 годы не богаты на события - временное увольнение 2 сотен сотрудников из проекта, приобретение очередного автомобильного стартапа Drive.ia специализирующегося на беспилотном транспорте, а также планы Apple запустить продукт в 2024 году (по информации от Reuters).
А что в итоге?
На текущий момент Apple ведет переговоры с Hyundai о совместной разработке и производстве беспилотных электромобилей. Сложно назвать точную степень готовности проекта. Еще более сложен вопрос: будет ли Apple производить и реализовывать автомобили самостоятельно, или это будет полноценное партнерство с производителем или концерном. Потенциал Apple в разработке ПО огромен, но усилия, необходимые для подготовки инфраструктуры, для запуска производства собственных автомобилей, потребуются колоссальные. И они весомы даже для детища Стива Джобса.
Сказать станет ли iCar новой Tesla или просто очередным электромобилем сейчас нельзя, ясно лишь, что Apple вряд ли закроет проект Titan - слишком много труда и денег туда вложено. Фокус на беспилотном транспорте вкупе с возможностями компании из Купертино могут создать продукт, который буквально “взорвёт” рынок автомобилей сродни первому iPhone в 2007 году на рынке смартфонов.