Моя история. Крах сети автосалонов

Эта история будет про то, как и почему я ушел из найма и решил делать свой бизнес. Ну и про мой главный факап на много-много миллионов рублей.

Начну немного издалека.

Работать я начал в 13 лет - мы с друзьями продавали на заправках автомобильные атласы. Навигаторов не было, указателей на дорогах не было, и хороших атласов не было (все подробные карты дорог в СССР были секретными). АЗС у нас в городе была одна, с постоянными перебоями поставок бензина (начало 90х!) и "техническими перерывами" на 2 часа.

Моя история. Крах сети автосалонов

Народ мариновался в многочасовых очередях. И в этом смысле у нас был идеальный "4Р" - место, продукт, маркетинг и цена :-) Поэтому спрос был хороший. Мы с друзьями зарабатывали более чем достаточно на шоколадки и папиросы (да-да, начало 90х).

В 2000 основательно пошел работать, был на последнем курсе универа. Спасибо чудесной компании Ингосстрах - взяли в стажеры без опыта :-)

В 2001 году приняли в штат и дальше было 5 прекрасных лет драйва и позитива в одной из лучших компаний России.

Моя история. Крах сети автосалонов

В довольно бодром темпе я дорос до мидл-менеджера, занимался кучей интересных проектов. Вообще вспоминаю то время с особой теплотой :-) Но в какой-то момент, как это часто бывает, компания вошла в фазу "приведения дел в порядок". Бурный рост остановился, и вдобавок, мне стало скучновато и тесновато. А просто сидеть "работу работать" я никогда не умел, и надеюсь, никогда не научусь. И вообще, считаю, что нельзя слишком долго находиться в зоне комфорта - можно привыкнуть )))

В октябре 2006 года мы с партнером основали компанию Стрим-Авто. Выкупили недостроенный автосалончик на Третьем Кольце с помощью Собинбанка и партнера, и начали углубляться в автобизнес. Путешествие было зажигательным но закончилось знатным кораблекрушением.

Кстати! К тому моменту, когда мы решили заняться автобизнесом, рынок бурно рос уже 5 лет (золотые нулевые, да). Мне многие говорили: "Ну куда вы собрались, поздно, все самое сладкое время позади". Это хороший пример - если ты решил что-то делать, то надо брать и делать, а если решил послушать - то не надо ничего делать :-) Кстати у Брэнсона есть такая книжка - «К черту всё, бери и делай!». Рекомендую)

Итак, в 2006 я распрощался с теплым местом наемника в Ингосстрахе, с зарплатой два раза в месяц, местом на парковке, соцпакетом, перспективой карьерного роста и прочими прелестями. Сразу совет - начинайте свое дело как можно раньше. Желательно до 30. Когда молод, психологически совершать глупости намного проще, а их последствия переживать легче. Тогда жизнь "владельца бизнеса" казалась райским островом.

Вот самые известные заблуждения:

🤑 много зарабатываешь (после 2014 больше анекдот, чем правда),

💻работаешь сколько хочешь, то есть меньше (херачишь 24/7),

🌴в отпуск ходишь, когда пожелаешь (чуть чаще, чем никогда).

К концу 2007 года мы достроили первый автосалон и получили франшизу KIA. Почему KIA я так и не понял, просто один знакомый помог с дилерским контрактом.

Моя история. Крах сети автосалонов

Попутно еще один совет. Никогда не теряйте связь с бывшими коллегами и партнерами, тем более не портите с ними отношения. Благ теперь есть соцсети )

Дальше мы нормально росли. У меня лучшим продавцом машин все годы был одноклассник, с которым мы продавали атласы на АЗС в 13 лет он остается моим другом и одним из лучших продавцов машин в России до сих пор.

Потом грянул 2008 год. Тут нам несказанно повезло - компания KIA именно с 2009 пришла в РФ всерьез, с единственным импортером и дистрибьютором (читай "с нами"), начала накачивать рынок деньгами. У нас были лучшие условия по отсрочкам выкупа машин у импортера, лучшие цены и рекордные продажи.

Пока весь рынок штормило и автодилеры банкротились один за другим, мы зарабатывали и росли! В 2009 я даже купил один из первых БМВ X6 в России. Его правда попробовали угнать в первую же ночь, спилив водительскую дверь )))

Моя история. Крах сети автосалонов

В 2009 же мы взяли в аренду еще один автосалон и начали торговать машинами с двух точек. Оборот достиг десятков миллионов долларов. В 2011 мы купили участок земли на Ярославском шоссе и начали там проектировать сразу три автосалона: KIA (самый большой в Европе!), LADA и Skoda. Получили крупный кредит в Сбербанке и будущее казалось если не безоблачным, то точно прекрасным. Как я ошибался.

Не люблю про это вспоминать и писать, но надо.

Мы все время росли. Я принимал и понимал только одну модель бизнеса - вперед и вверх.

В 2011 наш бизнес был вполне устойчив и неплохо зарабатывал. Деньги у меня никогда не задерживались и я затеял строительство самого большого салона KIA в Европе. Купили землю на Ярославском шоссе, два года ушло на одобрение кредита в Сбербанке (без связей и взяток), проектирование и на согласование проекта с импортером. 2013-2014 была стройка. Потом, Бац! Крым наш.

Моя история. Крах сети автосалонов

Началась нервозность. Мы успели запуститься в октябре 2014. Начали торговать, попутно достраивая здание внутри (6800 квадратов, 4 этажа!).

Конец 2014 и доллар по 50 (кажется). Но главное не это, а то, что ЦБ в одночасье поднял ставку рефинансирования с 8% до 17%. В итоге, все наши кредиты, а их было уже много, потому что автосалон обошелся в полмиллиарда, стали стоить нам 25%. То есть раньше мы платили по кредитам 6 млн в месяц, а стали - 15. Чувствуете разницу?

Денежный поток резко стал отрицательным, появилась такая неприятная штука как кассовый разрыв (люди оплачивали машины, но этими деньгами мы выкупали машины прежних покупателей). Но это полбеды. Наш основной банк-партнер не захотел идти навстречу, и не то чтобы снижать ставку, а дать хотя бы отсрочку по выплатам.

Целый год нам удавалось вести переговоры, строить финмодели выхода из пике, продолжать работать и платить людям зарплату. Чтобы продержать компанию на плаву, нам пришлось продать 2 арендных автосалона и оставить только 2 собственных, плюс я продал долю в Диковинке (она уже вполне неплохо работала). Даже Теслу продал( В августе 2016 суд окончательно признал компанию банкротом и назначил конкурсного управляющего, который начал продавать активы. К слову, процедура не завершена еще до сих пор по некоторым компаниям (8 лет прошло, ВОСЕМЬ). Я тоже был признан банкротом и вдобавок на меня повесили по субсидиарной ответственности все-все-все долги группы компаний. Если я напишу сумму - вам станет страшно. Я весь август провел с семьей, и не был в Москве целый месяц. А уже осенью начал развивать проект WROOM (агрегатор автосервисов), и ездить на работу на метро.

Продолжение в следующей статье

11
7 комментариев
Комментарий удалён модератором

Еду, одежду и все остальное напрямую на заводе покупаете?

1
Ответить
Комментарий удалён модератором