{"id":13653,"url":"\/distributions\/13653\/click?bit=1&hash=fee89fe6174decc3f9a9e1cefc15dbde7d85d27279acdc112d63d4da4d5a0e3c","title":"\u0427\u0435\u043c\u043f\u0438\u043e\u043d\u0430\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432: \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u0434\u043e 100 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e!","imageUuid":"8c1166aa-ed4d-5964-8fea-818410a466e6","isPaidAndBannersEnabled":false}
MOZlab

Трекер, тьютор, ментор: кто есть кто в марафонах развития сотрудников

Автор: Олеся Власова

Какие функции может выполнять наставник в обучающих программах для персонала? Рассказываем на основе опыта «Мастерской Олега Замышляева»

Наставник в программах развития

В корпоративных марафонах развития «Мастерской Олега Замышляева» мы обязательно включаем тьюторов в программы обучения сотрудников. И тому есть несколько веских причин.

  • Во-первых, наставники помогают людям пройти весь процесс от начала и до конца, не оступившись. Они знают о своих подопечных все: на каком они сейчас этапе, какие у них возникают вопросы и проблемы, насколько они мотивированы и что им нужнее в данный момент — тьютор как поддержка и опора или наставник как человек, который скажет правду и даст стимул для дальнейшего развития.
  • Во-вторых, тьютор — не только наставник, но и посредник. Участие тьюторов в обучающих программах дает возможность организаторам этих программ вовремя понять, что в процессе что-то пошло не так (например, что в группе не заходит какой-то вид активностей) и исправить ситуацию. Наконец, наставники могут передать участникам программ информацию от организаторов таким образом, чтобы она точно была ими услышана.

Трекер vs тьютор vs ментор

В зависимости от того, насколько глубоко тьютор включен в процесс сопровождения участников обучающих программ, можно выделить три подтипа наставников — или три их ключевые роли:

  • Трекер

Это навигатор в процессе обучения, который следит, чтобы участники ничего не пропускали и не теряли мотивации. Если трекер замечает, что человек чего-то не успевает или движется не в том направлении, то помогает ему снова взять нужный курс и наверстать упущенное.

  • Тьютор

Дает людям ответы на все возникающие у них в процессе обучения вопросы и обеспечивает глубокое погружение в процесс. Именно по этой причине у собственного тьютора должен быть достаточный опыт и необходимый уровень экспертизы: чтобы помогать осваивать тему участникам обучающих программ, такой наставник в первую очередь обязан сам в ней неплохо разбираться.

Однако мы решили, что в наших марафонах развития тьютор все-таки, как правило, не обязан быть всезнающим гуру — достаточно того, что он будет совмещать в себе функции сопровождающего и наставника, имеющего достаточный кругозор, чтобы ответить на все возникающие вопросы и направить участников в нужное русло. Также важно, чтобы тьютор имел опыт работы в разных проектах и компаниях и мог дать людям более-менее объективный взгляд на процесс.

  • Ментор

Ментор находится как бы на следующей ступени наставничества. Это человек, к которому можно подойти с любым самым сложным вопросом, и уйти полностью удовлетворенным его ответом. Это на все 100% эксперт в теме, которой посвящена обучающая программа; отдельный и уникальный источник знания для участников.

Отбор тьюторов

Как отобрать тьюторов для той или иной программы? Все зависит от ваших целей.

  • С одной стороны, если в ваших обучающих мероприятиях предполагается, что тьютор должен должен быть в первую очередь экспертом и источником знания для участников, то, разумеется, важно, чтобы человек, претендующий на такую позицию, обладал релевантным опытом и знаниями в данной области.
  • С другой стороны, если в вашей программе тьюторы необходимы по большей части просто для сопровождения участников и поддержания уровня их мотивации — то есть если вам нужны на самом деле трекеры, а не собственно тьюторы, — то кандидат на эту должность, конечно же, должен быть коммуникабельным, обязан уметь взаимодействовать с людьми и работать в команде, а также иметь опыт управления и фасилитации. Важно, чтобы этот человек обладал системным мышлением, мог ориентироваться в программе и при необходимости не просто устранял пробелы в знаниях участников, но и рекомендовал бы им прохождение дополнительных обучающих модулей. Кроме того, такой тьютор должен иметь достаточный бизнес-кругозор. Несмотря на то, что работать приходится с разными компаниями, ему нужно уметь находить общий язык со всеми участниками программ обучения. Поэтому этот человек должен иметь хотя бы общее представление о том, чем занимаются люди в разных сферах.

Таким образом, участие тьюторов в программах обучения сотрудников — важный пункт, о котором стоит задуматься организаторам марафонов развития. Тип наставника, который вам необходим, будет зависеть от целей, которые вы себе ставите. Если речь идет о сопровождении, то вам нужны трекеры, обладающие соответствующим опытом работы и достаточным бизнес-кругозором. Если же вам нужно более глубокое участие наставника в программе, то лучше задуматься о подборе персонала на позицию собственно тьютора или даже ментора — людей, прекрасно разбирающихся в теме и имеющих релевантный опыт управления и работы в команде.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null