Биометрия в банках. Это безопасно?

Компанией РКО.РФ подготовлен материал о введении биометрии в банках. Насколько это безопасно для клиентов? Что в ней больше удобства или риска?

Биометрия в банках. Это безопасно?

Несмотря на сомнения скептиков, биометрия активно внедряется в повседневную жизнь. Сначала эту технологию использовала полиция, затем паспортно-визовые службы начали выдавать биометрические документы. Производители мобильных телефонов устанавливают специальные приложения, открывающие доступ по отпечатку пальца или после сканирования лица владельца. В аэропортах подключили устройства для идентификации пассажиров.

Пришло время и банковского сектора. Сегодня банки хотят знать клиента в лицо. Скоро не нужно будет предъявлять паспорт. Достаточно просто посмотреть в камеру и прочесть контрольную фразу.

Что такое биометрия

У каждого из нас есть свои уникальные признаки. Это ДНК, отпечатки пальцев, рисунки вен, радужка глаз. Одни остаются неизменными, другие меняются. Например, с возрастом у людей изменяется внешность, голос, походка и даже подпись. Биометрические технологии распознают людей по нескольким уникальным признакам, анализируя внешние данные и поведенческие признаки.

Биометрические системы распознавания отличают близнецов, узнают человека, даже если он простужен. На распознавание лица не влияют новые татуировки, пирсинг, очки. Вероятность ошибки — одна на 10 миллионов

Как работает биометрия в банках

В России крупнейшие банки начинают внедрять собственные биометрические системы. В офисах, банкоматах устанавливаются сканеры, сенсоры, другие устройства, способные получить данные о человеке и сравнить со сведениями из специальной базы.

Время распознавания по биометрическим данным менее одной секунды

Альфа-Банк планирует в ближайшие три года перевести более 20% своих отделений на биометрию. Для подтверждения личности клиенту достаточно будет открыть с помощью отпечатка пальца или распознавания лица специальное приложение.

Сбербанк внедряет биометрию по лицу и голосу. После звонка в контактный центр системы распознавания узнают клиента по голосу.

Тинькофф банк также использует идентификацию по голосу и лицу. Раньше при обращении в службу поддержки сотрудники задавали клиентам ряд вопросов, теперь одновременно с первичной проверкой запущена биометрия голоса. Это позволило сократить время, необходимое на подтверждение личности в четыре раза.

Как сдать биометрические данные

Всё очень просто. Вы приходите в банк с паспортом. Сотрудник создаёт ваш шаблон, делает фотографию и записывает голос. Полученные данные отправляются Единую биометрическую систему. С этого момента вы может удалённо пользоваться услугами банка — брать кредит, открывать счета и т.п.

Без вашего ведома биометрические данные собирать не будут. Идентификация проходит добровольно и бесплатно. Все расходы банки берут на себя.

Биометрический шаблон не будет вечным. Его придётся сдавать заново, примерно один раз в три года. И это понятно, ведь наши лица и голоса меняются.

Биометрия защищает от мошенников

Подделать биометрические данные практически невозможно. Мошенник не пройдёт идентификацию по биометрии. Новый сервис полностью исключит возможность получения кредитов по поддельным или украденным документам. По данным аналитиков внедрение новой системы уже позволило в 2018 году сохранить от действий мошенников более миллиарда рублей.

Организация защиты биометрических данных клиентов

Данные по биометрии хранятся не в банках. Для этого используется специальные защищённые хранилища с системой распределённого хранения данных. Защита цифрового образа обеспечивается следующими способами:

  • информация хранится в защищённых системах, клиент получает туда доступ только в момент оказания ему услуги;
  • данные зашифрованы и обезличены, с персональными и паспортными не связаны. Их кража не приведёт ни к чему, поскольку определить, кому принадлежит украденная информация, невозможно;
  • сотрудник банка получает доступ к биометрическим данным только при личном присутствии клиента;
  • идентификация клиента двухфакторная, сначала вводится логин и пароль, потом проверяется биометрия.

Активное использование биометрии дело нескольких лет. Технологии идут вперёд и это хорошо. Скоро идентификация по биометрическим данным станет привычным способом обслуживания. Конечно, это повысит безопасность, позволит защитить клиентов от мошеннических действий, что очень важно в финансовой сфере.

Начать дискуссию